ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-131/16 от 02.12.2016 Западнодвинского районного суда (Тверская область)

Дело № 2а-131/2016

РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Жарковский 02 декабря 2016 г.

Жарковский районный суд Тверской области

в составе: председательствующего судьи Коршакова А.П.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Жарковского района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Жарковское сельское поселение» Жарковского района Тверской области о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Жарковское сельское поселение» Жарковского района Тверской области по не разработке и не принятию муниципальной программы о противодействии незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ и их аналогов на территории администрации муниципального образования «Жарковское сельское поселение» Жарковского района Тверской области и возложении на администрацию муниципального образования «Жарковское сельское поселение» Жарковского района Тверской области обязанности в срок до 13.01.2017 г. разработать и принять муниципальную программу о противодействии незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ и их аналогов на территории администрации муниципального образования «Жарковское сельское поселение» Жарковского района Тверской области,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Жарковского района Тверской области обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Жарковское сельское поселение» Жарковского района Тверской области о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Жарковское сельское поселение» Жарковского района Тверской области по не разработке и не принятию муниципальной программы о противодействии незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ и их аналогов на территории администрации муниципального образования «Жарковское сельское поселение» Жарковского района Тверской области и возложении на администрацию муниципального образования «Жарковское сельское поселение» Жарковского района Тверской области обязанности в срок до 13.01.2017 г. разработать и принять муниципальную программу о противодействии незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ и их аналогов на территории администрации муниципального образования «Жарковское сельское поселение» Жарковского района Тверской области, мотивируя тем, что прокуратурой Жарковского района проведена проверка соблюдения законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах на территории муниципального образования «Жарковское сельское поселение» Жарковского района Тверской области.

Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что органами местного самоуправления муниципального образования «Жарковское сельское поселение» Жарковского района Тверской области по состоянию на 31.10.2016 г. не разработана и не принята муниципальная программа, содержащая положения о противодействии незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ и их аналогов, не разработан и не утвержден на 2016 год антинаркотический план сельского поселения по проведению мероприятий в рамках антинаркотического месячника.

Указанное обстоятельство также подтверждено информацией Администрации муниципального образования «Жарковское сельское поселение» Жарковского района Тверской области № 195 от 31.10.2016 г.

Прокурор района, ссылаясь на положения Конституции РФ, Федеральный закон от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе», Федеральный закон от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», Указ Президента Российской Федерации от 09.06.2010 № 690 «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года», утверждал, что на территории муниципального образования «Жарковское сельское поселение» Жарковского района Тверской области не соблюдается законодательство о наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах.

Выявленные нарушения являются недопустимыми и противоречат нормам действующего законодательства.

Вышеизложенное свидетельствует об отсутствии систематической и целенаправленной деятельности Администрации муниципального образования в указанной сфере и невыполнении требований законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах, а также нарушении прав неопределенного круга лиц на охрану жизни и здоровья.

Прокурор просил суд:

Признать бездействие Администрации муниципального образования «Жарковское сельское поселение» Жарковского района Тверской области по не разработке и не принятию муниципальной программы о противодействии незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ и их аналогов на территории Администрации муниципального образования «Жарковское сельское поселение» Жарковского района Тверской области незаконным.

Возложить на Администрацию муниципального образования «Жарковское сельское поселение» Жарковского района Тверской области обязанность в срок до 13.01.2017 разработать и принять муниципальную программу о противодействии незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ и их аналогов на территории Администрации муниципального образования «Жарковское сельское поселение» Жарковского района Тверской области.

Кроме того, ежегодно разрабатывать и утверждать антинаркотический план сельского поселения по проведению мероприятий в рамках антинаркотического месячника.

Исследовав письменные доказательства, суд пришел к следующему.

В соответствии со ст.ст. 20, 41 Конституции РФ каждый имеет право на жизнь, на охрану здоровья.

Согласно ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу ч. 2 ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Федеральным законом от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) закреплены полномочия сельского поселения в решении вопросов местного значения.

Как установлено ст. 1 Федерального закона № 131-ФЗ местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

В соответствии с положениями ст. 10 Федерального закона № 131-ФЗ местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.

Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 статьи 14. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 статьи 14 вопросов местного значения городских поселений.

В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 14.1 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления сельского поселения имеют право на осуществление мероприятий в сфере профилактики правонарушений, предусмотренных Федеральным законом «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации».

В силу ч. 2 ст. 14.1 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления поселения вправе решать вопросы, указанные в части 1 настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Положениями частей 1 и 2 ст. 19 Федерального закона № 131-ФЗ определено, что полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч.2 ст.4 Федерального закона от 08.01.1998 №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (далее - Федеральный закон № 3-ФЗ) государственная политика в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту строится на следующих принципах:

- координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;

- приоритетность мер по профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании, профилактике правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, особенно среди детей и молодежи, а также стимулирование деятельности, направленной на антинаркотическую пропаганду.

В силу п. 3 ст. 3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одним из принципов, на которых основывается противодействие коррупции в Российской Федерации, является принцип публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Согласно п. 7 ст. 7 Федерального закона от 28.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции является, в том числе обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе» одними из основных принципов муниципальной службы в Российской Федерации является доступность информации о деятельности муниципальных служащих, приоритет прав и свобод человека и гражданина.

Согласно ч. 2 ст. 7 Федерального закона № 3-ФЗ Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также органы, специально уполномоченные на решение задач в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту, в пределах своей компетенции организуют исполнение законодательства Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах.

В силу п. 9 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» профилактика правонарушений осуществляется по следующим основным направлениям - противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

В соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» реализация основных направлений профилактики правонарушений осуществляется посредством - выявления лиц, пострадавших от правонарушений или подверженных риску стать таковыми, и лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации (в том числе лиц, страдающих заболеваниями наркоманией и алкоголизмом, лиц без определенного места жительства).

Указом Президента Российской Федерации от 09.06.2010 № 690 «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года» в целях консолидации усилий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и граждан Российской Федерации по пресечению распространения на территории Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров утверждена Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года.

В соответствии с п. 4 Стратегии генеральной целью является существенное сокращение незаконного распространения и немедицинского потребления наркотиков, масштабов последствий их незаконного оборота для безопасности и здоровья личности, общества и государства.

Согласно п. 7 Стратегии государственная антинаркотическая политика -это система стратегических приоритетов и мер, а также деятельность федеральных органов государственной власти, Государственного антинаркотического комитета, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, антинаркотических комиссий в субъектах Российской Федерации, органов местного самоуправления, направленная на предупреждение, выявление и пресечение незаконного оборота наркотиков и их прекурсоров, профилактику немедицинского потребления наркотиков, лечение и реабилитацию больных наркоманией.

Стратегия государственной антинаркотической политики - официально принятые основные направления государственной политики, определяющие меры, организацию и координацию деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в сфере оборота наркотиков и их прекурсоров и противодействия их незаконному обороту.

На основании п. 8, п. 9 Стратегии антинаркотическая деятельность -деятельность федеральных органов государственной власти, Государственного антинаркотического комитета, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, антинаркотических комиссий в субъектах Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации государственной антинаркотической политики; органы местного самоуправления являются субъектами антинаркотической деятельности, в пределах своей компетенции организующие исполнение законодательства Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах.

Согласно п. 26 Стратегии в формировании системы профилактики немедицинского потребления наркотиков участвуют органы государственной власти всех уровней, органы местного самоуправления, общественные объединения и религиозные организации, граждане, в том числе специалисты образовательных, медицинских и культурно-просветительских учреждений, волонтёры молодёжных организаций.

В соответствии с п. 43 Стратегии совершенствование нормативно-правового регулирования антинаркотической деятельности предусматривает, в том числе: внесение изменений в законодательство Российской Федерации, предоставляющих возможность включения вопросов деятельности органов местного самоуправления в сфере профилактики немедицинского потребления наркотиков и антинаркотической пропаганды в перечень вопросов местного значения.

В силу п. 46 Стратегии её реализация на региональном и муниципальном уровнях осуществляется в форме антинаркотических программ субъектов Российской Федерации и антинаркотических планов органов местного самоуправления.

Частью 3 статьи 6 Устава муниципального образования «Жарковское сельское поселение» Жарковского района Тверской области предусмотрено, что правовую основу местного самоуправления сельского поселения составляют общепризнанные нормы и принципы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иные федеральные законы, принятые в соответствии с ними Указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, Устав Тверской области, законы и иные нормативные правовые акты Тверской области, настоящий Устав, решения, принятые на местных референдумах и иные муниципальные правовые акты Жарковского сельского поселения.

В этой связи обязанность по соблюдению вышеуказанных требований входит в компетенцию администрации муниципального образования «Жарковское сельское поселение» Жарковского района Тверской области.

На момент прокурорской проверки 31.10.2016 г. органами местного самоуправления муниципального образования «Жарковское сельское поселение» Жарковского района Тверской области не разработана и не принята муниципальная программа, содержащая положения о противодействии незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ и их аналогов, не разработан и не утвержден на 2016 год антинаркотический план сельского поселения по проведению мероприятий в рамках антинаркотического месячника.

Информацией администрации муниципального образования «Жарковское сельское поселение» Жарковского района Тверской области № 195 от 31.10.2016 г. данный факт подтвержден.

При наличии таких обстоятельств требования прокурора Жарковского района Тверской области, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, являются законными и обоснованными, вследствие чего подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 292-293 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Жарковского района Тверской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Жарковское сельское поселение» Жарковского района Тверской области по не разработке и не принятию муниципальной программы о противодействии незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ и их аналогов на территории администрации муниципального образования «Жарковское сельское поселение» Жарковского района Тверской области.

Обязать администрацию муниципального образования «Жарковское сельское поселение» Жарковского района Тверской области в срок до 13 января 2017 года разработать и принять муниципальную программу о противодействии незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ и их аналогов на территории администрации муниципального образования «Жарковское сельское поселение» Жарковского района Тверской области, ежегодно разрабатывать и утверждать антинаркотический план сельского поселения по проведению мероприятий в рамках антинаркотического месячника.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Жарковский районный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Председательствующий: А.П. Коршаков

Дело № 2а-131/2016

РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Жарковский 02 декабря 2016 г.

Жарковский районный суд Тверской области

в составе: председательствующего судьи Коршакова А.П.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Жарковского района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Жарковское сельское поселение» Жарковского района Тверской области о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Жарковское сельское поселение» Жарковского района Тверской области по не разработке и не принятию муниципальной программы о противодействии незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ и их аналогов на территории администрации муниципального образования «Жарковское сельское поселение» Жарковского района Тверской области и возложении на администрацию муниципального образования «Жарковское сельское поселение» Жарковского района Тверской области обязанности в срок до 13.01.2017 г. разработать и принять муниципальную программу о противодействии незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ и их аналогов на территории администрации муниципального образования «Жарковское сельское поселение» Жарковского района Тверской области,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Жарковского района Тверской области обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Жарковское сельское поселение» Жарковского района Тверской области о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Жарковское сельское поселение» Жарковского района Тверской области по не разработке и не принятию муниципальной программы о противодействии незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ и их аналогов на территории администрации муниципального образования «Жарковское сельское поселение» Жарковского района Тверской области и возложении на администрацию муниципального образования «Жарковское сельское поселение» Жарковского района Тверской области обязанности в срок до 13.01.2017 г. разработать и принять муниципальную программу о противодействии незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ и их аналогов на территории администрации муниципального образования «Жарковское сельское поселение» Жарковского района Тверской области, мотивируя тем, что прокуратурой Жарковского района проведена проверка соблюдения законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах на территории муниципального образования «Жарковское сельское поселение» Жарковского района Тверской области.

Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что органами местного самоуправления муниципального образования «Жарковское сельское поселение» Жарковского района Тверской области по состоянию на 31.10.2016 г. не разработана и не принята муниципальная программа, содержащая положения о противодействии незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ и их аналогов, не разработан и не утвержден на 2016 год антинаркотический план сельского поселения по проведению мероприятий в рамках антинаркотического месячника.

Указанное обстоятельство также подтверждено информацией Администрации муниципального образования «Жарковское сельское поселение» Жарковского района Тверской области № 195 от 31.10.2016 г.

Прокурор района, ссылаясь на положения Конституции РФ, Федеральный закон от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе», Федеральный закон от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», Указ Президента Российской Федерации от 09.06.2010 № 690 «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года», утверждал, что на территории муниципального образования «Жарковское сельское поселение» Жарковского района Тверской области не соблюдается законодательство о наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах.

Выявленные нарушения являются недопустимыми и противоречат нормам действующего законодательства.

Вышеизложенное свидетельствует об отсутствии систематической и целенаправленной деятельности Администрации муниципального образования в указанной сфере и невыполнении требований законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах, а также нарушении прав неопределенного круга лиц на охрану жизни и здоровья.

Прокурор просил суд:

Признать бездействие Администрации муниципального образования «Жарковское сельское поселение» Жарковского района Тверской области по не разработке и не принятию муниципальной программы о противодействии незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ и их аналогов на территории Администрации муниципального образования «Жарковское сельское поселение» Жарковского района Тверской области незаконным.

Возложить на Администрацию муниципального образования «Жарковское сельское поселение» Жарковского района Тверской области обязанность в срок до 13.01.2017 разработать и принять муниципальную программу о противодействии незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ и их аналогов на территории Администрации муниципального образования «Жарковское сельское поселение» Жарковского района Тверской области.

Кроме того, ежегодно разрабатывать и утверждать антинаркотический план сельского поселения по проведению мероприятий в рамках антинаркотического месячника.

Исследовав письменные доказательства, суд пришел к следующему.

В соответствии со ст.ст. 20, 41 Конституции РФ каждый имеет право на жизнь, на охрану здоровья.

Согласно ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу ч. 2 ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Федеральным законом от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) закреплены полномочия сельского поселения в решении вопросов местного значения.

Как установлено ст. 1 Федерального закона № 131-ФЗ местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

В соответствии с положениями ст. 10 Федерального закона № 131-ФЗ местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.

Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 статьи 14. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 статьи 14 вопросов местного значения городских поселений.

В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 14.1 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления сельского поселения имеют право на осуществление мероприятий в сфере профилактики правонарушений, предусмотренных Федеральным законом «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации».

В силу ч. 2 ст. 14.1 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления поселения вправе решать вопросы, указанные в части 1 настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Положениями частей 1 и 2 ст. 19 Федерального закона № 131-ФЗ определено, что полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч.2 ст.4 Федерального закона от 08.01.1998 №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (далее - Федеральный закон № 3-ФЗ) государственная политика в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту строится на следующих принципах:

- координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;

- приоритетность мер по профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании, профилактике правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, особенно среди детей и молодежи, а также стимулирование деятельности, направленной на антинаркотическую пропаганду.

В силу п. 3 ст. 3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одним из принципов, на которых основывается противодействие коррупции в Российской Федерации, является принцип публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Согласно п. 7 ст. 7 Федерального закона от 28.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции является, в том числе обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе» одними из основных принципов муниципальной службы в Российской Федерации является доступность информации о деятельности муниципальных служащих, приоритет прав и свобод человека и гражданина.

Согласно ч. 2 ст. 7 Федерального закона № 3-ФЗ Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также органы, специально уполномоченные на решение задач в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту, в пределах своей компетенции организуют исполнение законодательства Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах.

В силу п. 9 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» профилактика правонарушений осуществляется по следующим основным направлениям - противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

В соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» реализация основных направлений профилактики правонарушений осуществляется посредством - выявления лиц, пострадавших от правонарушений или подверженных риску стать таковыми, и лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации (в том числе лиц, страдающих заболеваниями наркоманией и алкоголизмом, лиц без определенного места жительства).

Указом Президента Российской Федерации от 09.06.2010 № 690 «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года» в целях консолидации усилий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и граждан Российской Федерации по пресечению распространения на территории Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров утверждена Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года.

В соответствии с п. 4 Стратегии генеральной целью является существенное сокращение незаконного распространения и немедицинского потребления наркотиков, масштабов последствий их незаконного оборота для безопасности и здоровья личности, общества и государства.

Согласно п. 7 Стратегии государственная антинаркотическая политика -это система стратегических приоритетов и мер, а также деятельность федеральных органов государственной власти, Государственного антинаркотического комитета, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, антинаркотических комиссий в субъектах Российской Федерации, органов местного самоуправления, направленная на предупреждение, выявление и пресечение незаконного оборота наркотиков и их прекурсоров, профилактику немедицинского потребления наркотиков, лечение и реабилитацию больных наркоманией.

Стратегия государственной антинаркотической политики - официально принятые основные направления государственной политики, определяющие меры, организацию и координацию деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в сфере оборота наркотиков и их прекурсоров и противодействия их незаконному обороту.

На основании п. 8, п. 9 Стратегии антинаркотическая деятельность -деятельность федеральных органов государственной власти, Государственного антинаркотического комитета, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, антинаркотических комиссий в субъектах Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации государственной антинаркотической политики; органы местного самоуправления являются субъектами антинаркотической деятельности, в пределах своей компетенции организующие исполнение законодательства Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах.

Согласно п. 26 Стратегии в формировании системы профилактики немедицинского потребления наркотиков участвуют органы государственной власти всех уровней, органы местного самоуправления, общественные объединения и религиозные организации, граждане, в том числе специалисты образовательных, медицинских и культурно-просветительских учреждений, волонтёры молодёжных организаций.

В соответствии с п. 43 Стратегии совершенствование нормативно-правового регулирования антинаркотической деятельности предусматривает, в том числе: внесение изменений в законодательство Российской Федерации, предоставляющих возможность включения вопросов деятельности органов местного самоуправления в сфере профилактики немедицинского потребления наркотиков и антинаркотической пропаганды в перечень вопросов местного значения.

В силу п. 46 Стратегии её реализация на региональном и муниципальном уровнях осуществляется в форме антинаркотических программ субъектов Российской Федерации и антинаркотических планов органов местного самоуправления.

Частью 3 статьи 6 Устава муниципального образования «Жарковское сельское поселение» Жарковского района Тверской области предусмотрено, что правовую основу местного самоуправления сельского поселения составляют общепризнанные нормы и принципы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иные федеральные законы, принятые в соответствии с ними Указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, Устав Тверской области, законы и иные нормативные правовые акты Тверской области, настоящий Устав, решения, принятые на местных референдумах и иные муниципальные правовые акты Жарковского сельского поселения.

В этой связи обязанность по соблюдению вышеуказанных требований входит в компетенцию администрации муниципального образования «Жарковское сельское поселение» Жарковского района Тверской области.

На момент прокурорской проверки 31.10.2016 г. органами местного самоуправления муниципального образования «Жарковское сельское поселение» Жарковского района Тверской области не разработана и не принята муниципальная программа, содержащая положения о противодействии незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ и их аналогов, не разработан и не утвержден на 2016 год антинаркотический план сельского поселения по проведению мероприятий в рамках антинаркотического месячника.

Информацией администрации муниципального образования «Жарковское сельское поселение» Жарковского района Тверской области № 195 от 31.10.2016 г. данный факт подтвержден.

При наличии таких обстоятельств требования прокурора Жарковского района Тверской области, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, являются законными и обоснованными, вследствие чего подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 292-293 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Жарковского района Тверской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Жарковское сельское поселение» Жарковского района Тверской области по не разработке и не принятию муниципальной программы о противодействии незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ и их аналогов на территории администрации муниципального образования «Жарковское сельское поселение» Жарковского района Тверской области.

Обязать администрацию муниципального образования «Жарковское сельское поселение» Жарковского района Тверской области в срок до 13 января 2017 года разработать и принять муниципальную программу о противодействии незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ и их аналогов на территории администрации муниципального образования «Жарковское сельское поселение» Жарковского района Тверской области, ежегодно разрабатывать и утверждать антинаркотический план сельского поселения по проведению мероприятий в рамках антинаркотического месячника.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Жарковский районный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Председательствующий: А.П. Коршаков

1версия для печатиДело № 2а-131/2016 ~ М-136/2016 (Решение)