Дело № 2а-131/ 2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Старорусский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Семеновой Н.В., при секретаре Староверовой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Старорусского районного суда дело административного производства по административному исковому заявлению
Старорусского межрайонного прокурора к Администрации Залучского сельского поселения Старорусского района Новгородской области и Администрации Старорусского муниципального района Новгородской области об обязании совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Старорусский межрайонный прокурор Новгородской области, действующий в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к Администрации Залучского сельского поселения Старорусского района Новгородской области и Администрации Старорусского муниципального района Новгородской области об обязании совершить определенные действия. Свои требования обосновал тем, что Старорусской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения органами местного самоуправления обязанностей по разработке и утверждению программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения. В ходе проведенной проверки ДД.ММ.ГГГГ выявлен факт нарушения в виде отсутствия разработанной и утвержденной программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры на территории Залучского сельского поселения. Согласно информации, представленной Администрацией данного сельского поселения, отсутствие разработанной и утвержденной программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры обусловлено тем, что ДД.ММ.ГГГГ полномочия, предусмотренные пунктами 4 и 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к компетенции сельского поселения не относятся. Бездействие Администрацией Залучского сельского поселения в части реализации генерального плана путем разработки и утверждения программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры влечет нарушение законных интересов неопределенного круга лиц, выраженное в необеспечении надлежащим образом, при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов, в интересах настоящего и будущего поколений. Просил признать незаконным бездействие Администрации Старорусского муниципального района и Администрации Залучского сельского поселения выражающееся в отсутствии принимаемых мер, направленных на разработку и утверждение программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры. Обязать Администрацию Залучского сельского поселения в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу разработать и направить на утверждение в представительный орган местного самоуправления Залучского сельского поселения программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры.
Определением Старорусского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве заинтересованного лица по делу привлечена Администрация Старорусского муниципального района и Департамент архитектуры и градостроительной политики Новгородской области.
Определением Старорусского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, по ходатайству прокурора Администрация Старорусского муниципального района исключена из числа заинтересованных лиц по делу и привлечена в качестве соответчика.
В судебном заседании прокурор Шиндина Е.А. исковые требования уточнила, и сославшись на то, что отсутствие программы негативно отражается на правах неопределенного круга лиц, проживающих и работающих на территории поселения на обеспечение сбалансированного, перспективного развития систем коммунальной инфраструктуры в соответствии с потребностями в строительстве объектов капитального строительства и на соответствующие установленным требованиям надежность, энергетическую эффективность указанных систем, снижение негативного воздействия их на окружающую среду, на здоровье каждого человека, на повышение качества поставляемых для потребителей товаров, оказываемых услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, а также услуг по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов, поскольку порождает неопределенность в планах перспективного развития, не позволяет рассчитывать на улучшение вышеперечисленных аспектов. Просила признать незаконным бездействие Администрации Старорусского муниципального района и Администрации Залучского сельского поселения выражающиеся в отсутствии принимаемых мер, направленных на разработку и утверждение программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры. Просила обязать Администрацию Залучского сельского поселения и Администрацию Старорусского муниципального района Новгородской области в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу разработать и направить на утверждение в представительный орган местного самоуправления Залучского сельского поселения программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации Залучского сельского поселения ФИО1 исковые требования не признал, полагал, что прокурор превысил свои полномочия, обратившись с исковым заявлением в суд, так как не мог провести эту проверку самостоятельно. Поддержал ранее представленные по иску возражения, в которых указал, что действительно, в соответствии с п. 8 ч.1 ст. 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений. Однако, согласно пункту 6.1 части 1 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в том числе по разработке и утверждению программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации. В соответствии с областным законом Новгородской области от 23.10.2014 № 637-03 «О закреплении за сельскими поселениями Новгородской области вопросов местного значения» с ДД.ММ.ГГГГ за сельскими поселениями вопросы развития коммунальной инфраструктуры решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов, то есть Администрации Старорусского муниципального района, которая и должна быть надлежащим и единственным ответчиком по настоящему делу.
Представитель ответчика Администрации Старорусского муниципального района в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В представленном письме просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представил возражения, в которых указал, что в Федеральном законе № 131-ФЗ не содержится прямого указания на обязанность органов местного самоуправления поселений разрабатывать и утверждать программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры, однако, Градостроительным кодексом Российской Федерации четко определено, что утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений. На основании п. 8 ст. 8 ГрК РФ разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений отнесено к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности. Согласно ч.1 ст. 8 Федерального закона от 30 декабря 2012 года №289-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» положения части 5.1 статьи 26 Градостроительного кодекса РФ применяются к правоотношениям, связанным с утверждением программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений и возникшим после дня вступления в силу настоящего Федерального закона. При наличии генеральных планов поселений, утвержденных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры соответствующих поселений должны быть разработаны и утверждены не позднее ДД.ММ.ГГГГ. В нарушение вышеуказанных требований законодательства Администрацией Залучского сельского поселения программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры не разработана и не утверждена в установленный законом срок, поэтому полагает первого административного ответчика надлежащим, а в отношении второго, то есть Администрации Старорусского муниципального района в удовлетворении требований отказать.
Представитель заинтересованного лица Департамента архитектуры и градостроительной политики Новгородской области в судебное заседание не явился, о месте и времени извещен должным образом. В представленном письме сообщил, что проверка наличия программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры в Залучском сельском поселении Старорусского муниципального района ими не проводилась.
На основании ч.2 ст.151 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее по тексту КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствии не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом.
Выслушав стороны, исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 39 КАС РФ предусматривает, что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Из представленных Департаментом архитектуры и градостроительной политики Новгородской области сведений, следует, что порядок осуществления мониторинга программ комплексного развития устанавливается органами государственной власти Российской Федерации согласно пункту 7.3. части 1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Департамент архитектуры и градостроительной политики Новгородской области является органом исполнительной власти Новгородской области, реализующим полномочия в сфере архитектуры и градостроительной деятельности. В соответствии с Положением департаменте, утвержденным постановлением Правительства Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ№ департамент полномочиями, в части мониторинга программ комплексного развития поселений, городского округа не наделен. Порядок осуществления контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности установлен федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее федеральный закон № 294-ФЗ), а также статьей 77 федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".В соответствии с указанными нормами, контроль за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности осуществляется согласно ежегодным планам, утверждаемым прокуратурой Новгородской области, либо путем проведения внеплановых проверок при наличии оснований, предусмотренных федеральным законом № 294-ФЗ. Проведение плановых либо внеплановых проверок Администрации Залучского сельского поселения Старорусского муниципального района в 2015- 2016 годах департаментом не осуществлялось. Отдельно проведение мониторинга программ комплексного развития Департаментом не осуществлялось.
Как следует из представленных писем прокуратуры Новгородской области, проверка исполнения органами местного самоуправления обязанностей по разработке и утверждению программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Залучского сельского поселения проведена по заданию прокуратуры Новгородской области, на основании обращения заместителя Губернатора Новгородской области ФИО2 об оказании содействия в исполнении поручения Президента РФ по утверждению программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры органами местного самоуправления.
Свои требования прокурор обосновал и подробно сформулировал в ходе рассмотрения дела, обосновав обращение в суд тем, что отсутствие программы негативно сказывается на интересах неопределенного круга лиц, так как препятствует сбалансированному, перспективному развитию систем коммунальной инфраструктуры в соответствии с потребностями в строительстве объектов капитального строительства и соответствующие установленным требованиям надежность, энергетическую эффективность указанных систем, снижение негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека и повышение качества поставляемых для потребителей товаров, оказываемых услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, а также услуг по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов на территории конкретного Залучского поселения.
При этом, суд приходит к выводу, что отсутствие программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Залучского сельского поселения нарушает законные интересы и права неопределенного круга лиц, проживающего на территории муниципального образования на перспективное развитие территории и безопасную среду обитания.
Таким образом, ссылки представителя ответчика ФИО1 на незаконность проведенной прокурором проверки, а также о невозможности обращения прокурора в суд, в силу этого, и отсутствия факта нарушения законных интересов неопределенного круга лиц, суд полагает не обоснованной.
В соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса РФ программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа - документы, устанавливающие перечни мероприятий по строительству, реконструкции систем электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов, которые предусмотрены соответственно схемами и программами развития единой национальной (общероссийской) электрической сети на долгосрочный период, генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики, федеральной программой газификации, соответствующими межрегиональными, региональными программами газификации, схемами теплоснабжения, схемами водоснабжения и водоотведения, программами в области обращения с отходами.
Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления поселения, городского округа на основании утвержденных в порядке, установленном настоящим Кодексом, генеральных планов таких поселения, городского округа и должны обеспечивать сбалансированное, перспективное развитие систем коммунальной инфраструктуры в соответствии с потребностями в строительстве объектов капитального строительства и соответствующие установленным требованиям надежность, энергетическую эффективность указанных систем, снижение негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека и повышение качества поставляемых для потребителей товаров, оказываемых услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, а также услуг по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов.
На основании п. 8 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений отнесено к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности.
Согласно ч.1 ст. 8 Федерального закона от 30 декабря 2012 года №289-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» положения части 5.1 статьи 26 Градостроительного кодекса РФ применяются к правоотношениям, связанным с утверждением программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений и возникшим после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
При наличии генеральных планов поселений, утвержденных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры соответствующих поселений должны быть разработаны и утверждены не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Генеральный План Залучского сельского поселения утвержден решением Совета депутатов Залучского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№.
В настоящем судебном заседании судом установлено, что в нарушение вышеуказанных требований законодательства программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры не разработана и не утверждена в установленный законом срок.
В соответствии с п. 23 ч. 1 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления поселения, городского округа на основании утвержденных в порядке, установленном настоящим Кодексом, генеральных планов таких поселения, городского округа и должны обеспечивать сбалансированное, перспективное развитие систем коммунальной инфраструктуры в соответствии с потребностями в строительстве объектов капитального строительства и соответствующие установленным требованиям надежность, энергетическую эффективность указанных систем, снижение негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека и повышение качества поставляемых для потребителей товаров, оказываемых услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, а также услуг по обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
При этом, согласно частям 1-3 статьи 38 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» развитие централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в соответствии со схемами водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов. Схемы водоснабжения и водоотведения разрабатываются в соответствии с документами территориального планирования, а также с учетом схем энергоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения. Схемы водоснабжения и водоотведения должны содержать плановые значения показателей развития централизованных систем водоснабжения и водоотведения, предусматривать мероприятия, необходимые для осуществления горячего, питьевого, технического водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе учитывать утвержденные в соответствии с настоящим Федеральным законом планы снижения сбросов, планы мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями, планы мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, а также решения органов местного самоуправления о прекращении горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и о переводе абонентов, объекты которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иные системы горячего водоснабжения.
Согласно ст. 38 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" развитие централизованных систем горячего и холодного водоснабжения, и (или) водоотведения осуществляется в соответствии со схемами водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов.
Схемы водоснабжения и водоотведения разрабатываются в соответствии с документами территориального планирования, а также с учетом схем энергоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения и утверждаются органами местного самоуправления.
В соответствии с ч. 10 ст. 23 ФЗ от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и в соответствии с требованиями пунктов 49 и 56 Порядка составления топливно-энергетических балансов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, утвержденного Приказом Министерства энергетики Российской Федерации N 600 от 14.12.2011, органы местного самоуправления городских округов обязаны ежегодно составлять топливно-энергетический баланс городского округа.
Постановлением Правительства РФ от 14 июня 2013 года N 502 утверждены требования к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, в которых указаны органы, разрабатывающие и утверждающие программы, мероприятия, включаемые в программы, сроки, на которые разрабатываются программы,
В силу частей 1 и 2 статьи 23 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» развитие систем теплоснабжения поселений, городских округов осуществляется в целях удовлетворения спроса на тепловую энергию, теплоноситель и обеспечения надежного теплоснабжения наиболее экономичным способом при минимальном вредном воздействии на окружающую среду, экономического стимулирования развития и внедрения энергосберегающих технологий. Развитие системы теплоснабжения поселения или городского округа осуществляется на основании схемы теплоснабжения, которая должна соответствовать документам территориального планирования поселения или городского округа, в том числе схеме планируемого размещения объектов теплоснабжения в границах поселения или городского округа.
Согласно пункту 6.1. части 1 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов по решению вопросов местного значения, то есть, фактически к полномочиям обоих ответчиков, в равной степени.
В соответствии с ч. 5.1. статьи 26 Градостроительного кодекса РФ программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов разрабатываются органами местного самоуправления поселений, городских округов и подлежат утверждению органами местного самоуправления таких поселений, городских округов в шестимесячный срок с даты утверждения генеральных планов соответствующих поселений, городских округов. В случае принятия представительным органом местного самоуправления сельского поселения предусмотренного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса решения об отсутствии необходимости подготовки его генерального плана, программа комплексного развития такого сельского поселения разработке и утверждению не подлежит.
В силу ч. 3 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
В соответствии с областным законом Новгородской области от 23.10.2014 № 637-03 «О закреплении за сельскими поселениями Новгородской области вопросов местного значения» с ДД.ММ.ГГГГ за сельскими поселениями Новгородской области закреплены вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 5, 15, 18, 22, 33.1, 38 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-Ф3.
Согласно ч. 4 статьи 14 Федерального закона № 131-Ф3 иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
На основании приведенных выше норм действующего законодательства Российской Федерации следует, что с 01 января 2015 года вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4 и 20 части 1 статьи 14 Федерального закона №131-Ф3 не относятся к компетенции органов местного самоуправления Залучского сельского поселения, а фактически относятся к компетенции Администрации Старорусского муниципального района, однако, нормами градостроительного кодекса такая обязанность разработки программ закреплена за администрациями поселений.
Таким образом, суд полагает требования прокурора подлежащими удовлетворению в отношении обоих административных ответчиков в полном объеме.
На основании ст.ст. 175-180, 226,227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования Старорусского межрайонного прокурора - удовлетворить:
Признать незаконным бездействие Администрации Залучского сельского поселения Старорусского района Новгородской области и Администрации Старорусского муниципального района Новгородской области, выразившееся в отсутствии мер, направленных на разработку и утверждение программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Залучскогосельского поселения.
Обязать Администрацию Залучского сельского поселения Старорусского района Новгородской области и Администрацию Старорусского муниципального района Новгородской области в течение 6 месяцев с даты вступления настоящего решения в законную силу, разработать и направить на утверждение в представительный орган местного самоуправления Залучского сельского поселения Старорусского района Новгородской области программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Залучскогосельского поселения Старорусского района Новгородской области.
Опубликовать резолютивную часть решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления - муниципального образования Старорусского муниципального района Новгородской области.
Решение может быть обжаловано в Новгородском областном суде в течение одного месяца со дня объявления мотивированного решения 02 февраля 2017 года через Старорусский районный суд.
Судья: Семенова Н В.