ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-131/19 от 15.05.2019 Сретенского районного суда (Забайкальский край)

Дело № 2а-131/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 мая 2019 года г. Сретенск

Сретенский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Дугаровой Б.Д.,

при секретаре Куценко Е.С.

с участием представителя административного истца помощника прокурора Кожевниковой Е.О., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Сретенского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Государственному казенному учреждению «Управление лесничествами Забайкальского края», Министерству природных ресурсов Забайкальского края о возложении обязанности обеспечить население Сретенского района необходимым объемом древесины для заготовки для собственных нужд,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Сретенского района обратился в суд с вышеназванным административным иском, ссылаясь на следующее. В результате проведенной прокуратурой Сретенского района проверки соблюдения законодательства и прав граждан при заготовке древесины для целей отопления в Сретенском лесничестве ГКУ «Управление лесничествами Забайкальского края» установлено, что граждане, проживающие на территории Сретенского района не обеспечены необходимым объемом древесины на отопительный сезон 2018-2019 годы. Так, население городского поселения «Сретенское» обеспечено древесиной на 57% от требуемого объема, городского поселения «Кокуйское» на 39% от требуемого объема, сельского поселения «Алиянское» на 0% от требуемого объема, сельского поселения «Верхне-Куларкинское» на 5% от требуемого объема, сельского поселения «Верхне-Куэнгинское» на 90% от требуемого объема, сельского поселения «Дунаевское» на 71% от требуемого объема, сельского поселения «Молодовское» на 9% от требуемого объема, сельского поселения «Усть-Наринзорское» на 59% от требуемого объема, сельского поселения «Усть-Начинское» на 25% от требуемого объема, сельского поселения «Фирсовское» на 55% от требуемого объема, сельского поселения «Шилко-Заводское» на 13% от требуемого объема. Таким образом, из 14 муниципальных образований необходимым объемом древесины обеспечены лишь граждане, проживающие в городском поселении «Усть-Карское», сельском поселении «Ботовское», сельском поселении «Чикичейское». При этом, муниципальные образования городское поселение «Усть-Карское», сельское поселение «Ботовское», сельское поселение «Чикичейское» находятся в отдаленной территориальной доступности для жителей поселений, которые не обеспечены древесиной, что делает затруднительным доступ граждан к лесосекам, расположенным в границах других муниципальных образований. Отсутствие необходимого объема древесины для обеспечения собственных нужд граждан, а именно для целей отопления жилых домов, хозяйственных построек и дачных строений существенно нарушает права граждан, проживающих на территории Сретенского района, создает угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, связанной с разморозкой систем отопления в домах частных секторов, иных строений.

Просит обязать ГКУ «Управление лесничествами Забайкальского края» обеспечить население Сретенского района необходимым объемом древесины для заготовки для собственных нужд, а именно: для граждан, проживающих на территории городского поселения «Сретенское» в объеме 9 тыс. куб. м., городского поселения «Кокуйское» - 4,6 тыс. куб. м., сельского поселения «Алиянское» - 2,5 тыс. куб. м., сельского поселения «Верхне-Куларкинское» - 4,4 тыс. куб. м., сельского поселения «Верхне-Куэнгинское» - 2,1 тыс. куб. м., сельского поселения «Дунаевское» - 3,1 тыс. куб. м., сельского поселения «Молодовское» - 2,3 тыс. куб. м., сельского поселения «Усть-Наринзорское» - 2,7 тыс. куб. м., сельского поселения «Усть-Начинское» - 0,8 тыс. куб. м., сельского поселения «Фирсовское» - 4,4 тыс. куб. м., сельского поселения «Шилко-Заводское» - 2,3 тыс. куб. м.

Определениями суда от 29.04.2019 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство природных ресурсов Забайкальского края, в качестве заинтересованного лица Сретенское лесничество ГКУ «Управление лесничествами Забайкальского края».

В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Сретенского района Кожевникова Е.О., административные исковые требования поддержала, просила возложить на ответчиков ГКУ «Управление лесничествами Забайкальского края» и Министерство природных ресурсов Забайкальского края обязанность по обеспечению населения Сретенского района необходимым объемом древесины для заготовки для собственных нужд.

Административные ответчики ГКУ «Управление лесничествами Забайкальского края» и Министерство природных ресурсов Забайкальского края, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили, причин не явки суду не сообщили. Представитель ГКУ «Управление лесничествами Забайкальского края» Дорожкова О.Н. в возражениях на административное исковое заявление просила в удовлетворении требований отказать.

Заинтересованное лицо Сретенское лесничество ГКУ «Управление лесничествами Забайкальского края», надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, представителя в судебное заседание не направило.

Суд считает в соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ) возможным рассмотреть настоящее административное дело при данной явке.

Исследовав материалы дела, выслушав представителя административного истца, суд приходит к следующему.

В силу п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации лесное законодательство относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии со 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации (далее ЛК РФ) одним из видов использования леса является заготовка древесины.

В соответствии со ст. 30 названного Кодекса граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд.

При этом к заготовке гражданами древесины для собственных нужд не применяются ч. 1, 2 и 7 ст. 29 данного Кодекса.

Граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений (ч. 4 ст. 30 ЛК РФ).

Согласно ч. 5 ст. 30 ЛК РФ порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Пунктом 4 статьи 82 ЛК РФ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений отнесено утверждение порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 41.3 статьи 81 настоящего Кодекса.

Таким образом, вопросы заготовки гражданами древесины для собственных нужд, подлежат отдельному правовому регулированию в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Законом Забайкальского края от 16.10.2008 № 59-ЗЗК «О реализации на территории Забайкальского края отдельных положений Лесного кодекса Российской Федерации» (далее Закон № 59-ЗЗК) установлен порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд на территории Забайкальского края.

В силу ч. 2 ст. 1 Закона № 59-ЗЗК граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд в целях строительства, ремонта и (или) реконструкции жилых домов, строительства, ремонта хозяйственных и дачных построек, строительства и (или) ремонта ограждений земельных участков, отопления жилых домов, хозяйственных построек и дачных строений на основании договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд без предоставления им лесного участка.

В соответствии с ч. 4 ст. 1 Закона № 59-ЗЗК граждане, желающие осуществлять заготовку древесины для собственных нужд, подают в письменной форме заявление о заключении договора в уполномоченный орган:

в отношении лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в собственности Забайкальского края, и землях лесного фонда, в территориальный орган исполнительного органа государственной власти Забайкальского края, осуществляющего функции в области лесных отношений, в границах лесничества которого предполагается заготовка древесины;

в отношении лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в собственности муниципальных образований, в органы местного самоуправления.

В силу ч. 5 ст. 1 Закона № 59-ЗЗК уполномоченный орган рассматривает заявление о заключении договора в течение 15 календарных дней с даты его получения. По результатам рассмотрения заявления должностным лицом уполномоченного органа принимается решение о подготовке проекта договора либо заявление возвращается гражданину.

О принятом решении о подготовке проекта договора уполномоченный орган информирует гражданина в письменной форме в течение 15 рабочих дней со дня принятия решения.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона № 59-ЗЗК в Забайкальском крае устанавливаются следующие нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд: для отопления жилых домов и хозяйственных построек (при наличии печного отопления) - 0,5 куб. метра древесины на 1 кв. метр отапливаемой площади ежегодно, но не более 45 куб. метров на участок; для отопления дачных строений - 3 куб. метра на участок ежегодно (при подтверждении справкой председателя садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения факта проживания в дачном доме в период всего отопительного сезона распространяется норма потребления, указанная в абзаце первом настоящего пункта); для отопления дачных строений - 3 куб. метра ежегодно.

В соответствии с Приказом Федерального агентства лесного хозяйства № 108 от 10.04.2015 г. Министерство природных ресурсов Забайкальского края осуществляет переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений и является администратором доходов федерального бюджета.

Согласно п. 12.18.1.6 Положения о Министерстве природных ресурсов Забайкальского края, утвержденному Постановлением Правительства Забайкальского края от 27.12.2016 г. № 503 Министерство природных ресурсов Забайкальского края в области лесных отношений организует использование лесов, их охрану (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), воспроизводство на землях лесного фонда и обеспечивает охрану, защиту, воспроизводство лесов на указанных землях.

Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой Сретенского района в отношении Сретенского лесничества ГКУ «Управление лесничествами Забайкальского края» проведена проверка соблюдения законодательства и прав граждан при заготовке древесины для целей отопления, по результатам которой установлено, что граждане, проживающие на территории Сретенского района не обеспечены необходимым объемом древесины на отопительный сезон 2018-2019 годы.

Так, населению городского поселения «Сретенское» выделен объем древесины 5,2 тыс.куб.м., в том числе деловой 0,3 тыс.куб.м., что составляет на 57% от требуемого объема 9 тыс.куб.м.;

городского поселения «Кокуйское» выделен объем древесины 1,8 тыс.куб.м., в том числе деловой 0,1 тыс.куб.м., что составляет 39% от требуемого объема 4,6 тыс.куб.м.;

сельского поселения «Алиянское» выделен объем древесины 0 тыс.куб.м., что составляет 0 % от требуемого объема 2,5 тыс.куб.м.;

сельского поселения «Верхне-Куларкинское» выделен объем древесины 0,2 тыс.куб.м., что составляет 5 % от требуемого объема 4,4 тыс.куб.м.;

сельского поселения «Верхне-Куэнгинское» выделен объем древесины 1,9 тыс.куб.м., что составляет 90 % от требуемого объема 2,1 тыс.куб.м.;

сельского поселения «Дунаевское» выделен объем древесины 2,2 тыс.куб.м., в том числе деловой 0,8 тыс.куб.м., что составляет 71% от требуемого объема 3,1 тыс.куб.м.;

сельского поселения «Молодовское» выделен объем древесины 0,2 тыс.куб.м., в том числе деловой 0,1 тыс.куб.м., что составляет 9% от требуемого объема 2,3 тыс.куб.м.;

сельского поселения «Усть-Наринзорское» выделен объем древесины 1,6 тыс.куб.м., в том числе деловой 0,2 тыс.куб.м., что составляет 59% от требуемого объема 2,7 тыс.куб.м.;

сельского поселения «Усть-Начинское» выделен объем древесины 0,2 тыс.куб.м., что составляет 25% от требуемого объема 0,8 тыс.куб.м.;

сельского поселения «Фирсовское» выделен объем древесины 2,4 тыс.куб.м., в том числе деловой 0,2 тыс.куб.м., что составляет 55% от требуемого объема 4,4 тыс.куб.м.;

сельского поселения «Шилко-Заводское» выделен объем древесины 0,3 тыс.куб.м., что составляет 13% от требуемого объема 2,3 тыс.куб.м.

11.01.2019 заместителем прокурора Сретенского района в адрес ГКУ «Управление лесничествами Забайкальского края» вынесено представление об устранении нарушений лесного законодательства.

В ответе на представление прокуратуры ГКУ «Управление лесничествами Забайкальского края» от 13.02.2018 указало, что на основании Приказа Министерства природных ресурсов Забайкальского края № 955 от 06.07.2017 «Об организации отпуска древесины гражданам для собственных нужд на 2018 год» директору ГКУ «Управление лесничествами Забайкальского края» поручено обеспечить подготовку лесосечного фонда в целях своевременного предоставления древесины гражданам для собственных нужд, с учетом отведенного лесосечного фонда, с объемом заготовки не менее 984 тыс.куб.м., в том числе по Сретенскому лесничеству 74,9 тыс.куб.м.

По состоянию на 29.12.2018 объем для заготовки древесины гражданам составляет 85,8 тыс.куб.м., в том числе деловой 5,6 тыс.куб.м. Таким образом, общий объем отведенной древесины по Сретенскому лесничеству 85,8 тыс.куб.м. превышает объем, которым необходимо было обеспечить 74,9 тыс.куб.м.

Также в ответе указано, что дефицит с обеспечением древесиной для собственных нужд, граждан проживающих на территории городского поселения «Сретенское», городского поселения «Кокуйское», сельского поселения «Алиянское», сельского поселения «Верхне-Куларкинское» - 4,4 тыс. куб. м., сельского поселения «Верхне-Куэнгинское», сельского поселения «Дунаевское», сельского поселения «Молодовское», сельского поселения «Усть-Наринзорское», сельского поселения «Усть-Начинское», сельского поселения «Фирсовское», сельского поселения «Шилко-Заводское» возник в связи с тем, что участки вблизи населенных пунктов, подходящие для разработки спелых и перестойных насаждений освоены (вырублены), а на участках подходящих под рубку, местное население заготовку древесины осуществлять отказывается в связи с удаленностью.

При этом, в настоящее время идет подготовка лесосечного фонда, для предоставления дополнительных объемов древесины гражданам для собственных нужд, процесс оформления затягивается, так как лесоустройство проводилось в 1986 г., в связи с чем сотрудниками Сретенского лесничества оформляются акты несоответствия, данные акты составляются в случае выявления несоответствия документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре, о количественных, качественных и иных характеристиках лесов и лесных ресурсов в границах лесных участков, их фактическому состоянию.

Оформленные акты несоответствия поступают на рассмотрение в ГКУ «Управление лесничествами Забайкальского края», после чего утверждаются Министерством природных ресурсов Забайкальского края, которое издает приказ об утверждении актов несоответствия и направляет в ГКУ «Управление лесничествами Забайкальского края», далее лесничеством готовится представление для нужд местного населения, после этого Министерство природных ресурсов Забайкальского края издает приказ об отпуске древесины для нужд местного населения.

Указанные ответчиком обстоятельства подтверждаются представленными по судебным запросам доказательствами, а именно ответом учреждения от 15.05.2019, согласно которому лесоустройство по Сретенскому лесничеству проводилось более 10 лет назад, произошло изменение таксационных показателей (возраст насаждений, полнота, состав и т.д.), что в свою очередь привело к разночтению между данными материалов лесоустройства (таксационное описание) и натурного обследования участка. Для приведения в соответствие данных натурного обследования лесных участков с целью устранения разночтения, должностными лицами лесничества составляются акты несоответствия, которые в дальнейшем утверждаются Министерством природных ресурсов Забайкальского края; Также приказами об утверждении актов несоответствия, актами несоответствия, проектом организации и развития лесного хозяйства Сретенского лесхоза от 1986 г.

Как следует из пояснений представителя истца помощника прокурора Кожевниковой Е.О. проверка инициирована в связи с нахождением на рассмотрении в прокуратуре Забайкальского края статей из газет об отсутствии дров в г. Сретенске.

Исходя представленных суду письменных доказательств судом установлено следующее. В соответствии с таблицей объемов древесины для обеспечения собственных нужд граждан на отопительный сезон 2018-2019 годы, ответом Сретенского лесничества ГКУ «Управление лесничествами Забайкальского края» на требование № 29-4в-22018, представлением Сретенского лесничества от 20.12.2018 в адрес ГКУ «Управление лесничествами Забайкальского края» с просьбой принять решение о предоставлении лесных насаждений гражданам для собственных нужд по договорам купли-продажи лесных насаждений, материалами прокурорской проверки, реестром отвода и использования лесосек под сплошные рубки по Сретенскому лесничеству, государственными заданиями, население, проживающее на территории городских и сельских поселений Сретенского района не обеспечено необходимым объемом древесины для заготовки для собственных нужд.

При этом, суд исходит из того, что потребность населения, проживающих на территории городских и сельских поседений Сретенского района, в заготовке древесины вызвана в целях отопления жилых домов, хозяйственных построек и дачных строений. Преимущественно население проживает в частных домах с печным отоплением.

Оценив все представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных административных исковых требований заместителя прокурора.

Ссылку представителя ответчика Министерства природных ресурсов Забайкальского края, изложенной в ходатайстве о приобщении к материалам дела документов, о том, что согласно сводному акту выполненных работ от 26.12.2018 № 13 отвод лесосек произведен в полном объеме, суд не принимает во внимание, поскольку из ответа Сретенского лесничества от 27.12.2018 № 347 на требование прокуратуры района № 29-4в-2218 следует, что имеющийся в наличии объем по действующим лесосекам значительно меньше требуемого объема древесины для обеспечения собственных нужд граждан на отопительный сезон 2018-2019 годы.

Доводы ответчика ГКУ «Управление лесничествами Забайкальского края» о том, что учреждение не наделено полномочиями по обеспечению древесиной для собственных нужд и не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку данная обязанность возложена на Министерство природных ресурсов Забайкальского края, отводы лесосек в соответствии с государственным заданием осуществляет КГСАУ «Забайкаллесхоз» судом отклоняются.

Действительно Приказами Министерства природных ресурсов Забайкальского края от 29.12.2018 № 2483, от 22.01.2019 № 102 утверждены государственные задания на выполнение работ КГСАУ «Забайкаллесхоз» на 2018, 2019 годы и периоды 2019 и 2021 годов.

В соответствии с государственными заданиями на КГСАУ «Забайкаллесхоз» также возложена обязанность по отводу для заготовок древесины для собственных нужд.

Вместе с тем, как указано в ответе ГКУ «Управление лесничествами Забайкальского края» от 13.02.2019 № 12-02/676 на представление прокуратуры, Приказом Министерства природных ресурсов Забайкальского края об организации отпуска древесины на 2018 год от 06.07.2017 № 955 в целях формирования объемов лесосечного фонда для обеспечения древесиной для собственных нужд граждан на 2018 год, директору ГКУ «Управление лесничествами Забайкальского края» поручено обеспечить подготовку лесосечного фонда в целях своевременного предоставления древесины гражданам для собственных нужд.

Одновременно, согласно Приказу Министерства природных ресурсов Забайкальского края об организации отпуска древесины на 2019-2020 годы от 06.07.2018 № 1151 в целях формирования объемов лесосечного фонда для обеспечения древесиной для собственных нужд граждан, государственных и муниципальных нужд на 2019-2020 годы, директору ГКУ «Управление лесничествами Забайкальского края» поручено обеспечить подготовку лесосечного фонда в целях своевременного предоставления древесины гражданам для собственных нужд, с учетом отведенного лесосечного фонда, с объемом заготовки в разрезе лесничеств согласно приложений. Отвод осуществляется силами КГСАУ «Забайкаллесхоз», в соответствии с государственным заданием на выполнение работ. Также возложена обязанность по обеспечению организации отпуска древесины гражданам для собственных нужд и своевременное заключение договоров купли-продажи лесных насаждений.

Необходимо учесть, что согласно абз. 5, 17 п. 2.2 раздела 2 Устава ГКУ «Управление лесничествами Забайкальского края», учреждение осуществляет подготовку первичных материалов, необходимых для формирования лесных участков, обеспечивает заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организацию и проведение аукционов по продаже права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений.

В соответствии с изменениями, внесенными в п. 1.3, Устава ГКУ «Управление лесничествами Забайкальского края», функции учредителя и собственника имущества от имени Забайкальского края осуществляет Министерство природных ресурсов Забайкальского края, в п. 1.4 учреждение находится в ведении Министерства природных ресурсов Забайкальского края, в п. 2.1 основной целью деятельности учреждения является обеспечение реализации полномочий Министерства природных ресурсов Забайкальского края в сфере лесных отношений.

Анализ Устава учреждения с учетом внесенных изменений, Приказов Министерства природных ресурсов Забайкальского края, позволяет суду прийти к выводу, что ГКУ «Управление лесничествами Забайкальского края» безусловно является надлежащим ответчиком по административному делу.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований заместителя прокурора и возложения на ГКУ «Управление лесничествами Забайкальского края», Министерство природных ресурсов Забайкальского края обязанности обеспечить население Сретенского района необходимым объемом древесины для заготовки для собственных нужд.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление заместителя прокурора Сретенского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Государственному казенному учреждению «Управление лесничествами Забайкальского края», Министерству природных ресурсов Забайкальского края о возложении обязанности обеспечить население Сретенского района необходимым объемом древесины для заготовки для собственных нужд удовлетворить.

Обязать Государственное казенное учреждение «Управление лесничествами Забайкальского края» и Министерство природных ресурсов Забайкальского края обеспечить население Сретенского района необходимым объемом древесины для заготовки для собственных нужд, а именно:

для граждан, проживающих на территории городского поселения «Сретенское» в объеме 9 тыс. куб. м.,

для граждан, проживающих на территории городского поселения «Кокуйское» - 4,6 тыс. куб. м.,

для граждан, проживающих на территории сельского поселения «Алиянское» - 2,5 тыс. куб. м.,

для граждан, проживающих на территории сельского поселения «Верхне-Куларкинское» - 4,4 тыс. куб. м.,

для граждан, проживающих на территории сельского поселения «Верхне-Куэнгинское» - 2,1 тыс. куб. м.,

для граждан, проживающих на территории сельского поселения «Дунаевское» - 3,1 тыс. куб. м.,

для граждан, проживающих на территории сельского поселения «Молодовское» - 2,3 тыс. куб. м.,

для граждан, проживающих на территории сельского поселения «Усть-Наринзорское» - 2,7 тыс. куб. м.,

для граждан, проживающих на территории сельского поселения «Усть-Начинское» - 0,8 тыс. куб. м.,

для граждан, проживающих на территории сельского поселения «Фирсовское» - 4,4 тыс. куб. м.,

для граждан, проживающих на территории сельского поселения «Шилко-Заводское» - 2,3 тыс. куб. м.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Сретенский районный суд Забайкальского края.

Судья Б.Д. Дугарова

Решение в окончательной форме изготовлено 16.05.2019 г.