ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-131/19 от 16.08.2019 Стругокрасненского районного суда (Псковская область)

Дело № 2а-131/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Стругокрасненский районный суд Псковской области в составе судьи Богдановой Е. В.,

при секретаре Васильевой А. А.,

с участием административного истца – старшего помощника прокурора Струго-Красненского района Горовского И.О., представителей административных ответчиков - Администрации Струго-Красненского района ФИО1 и Администрации сельского поселения «Новосельская волость»,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Струго-Красненского района к Администрации Струго-Красненского района и Администрации сельского поселения «Новосельская волость» об обязании обеспечения организации постановки на кадастровый учет автомобильных мостов и их категорирования,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Струго-Красненского района обратился в суд с административным иском к Администрации Струго-Красненского района и Администрации сельского поселения «Новосельская волость» об обязании обеспечения организации постановки на кадастровый учет автомобильных мостов и их категорирования.

В обоснование иска указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности. Проведенной проверкой установлено, что в собственности муниципального образования «Струго-Красненский район», в числе прочего находятся мост протяженностью 30.0 метров через реку Ситня на автомобильной дороге общего пользования местного значения «Хредино-Лазуни» Струго-Красненского района Псковской области; мост протяженностью 42.7 метров через реку Пскова на автомобильной дороге общего пользования местного значения «Палицы-Дулова Гора» Струго-Красненского района Псковской области.

В соответствии с имеющейся технической документацией указанных мостов их длина превышает 25 метров.

Вместе с тем обязательное категорирование данных объектов транспортной инфраструктуры с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий органами местного самоуправления до настоящего времени не проведено.

22.11.2017 между Администрацией сельского поселения «Новосельская волость» и ООО «НПО Центр Сертификации Транспортной Безопасности» заключен договор на предмет проведения категорирования указанных мостов, который до настоящего времени не исполнен ввиду непредоставления Администрацией сельского поселения «Новосельская волость» ряда необходимых документов.

Согласно сведениям ООО «НПО Центр Сертификации Транспортной Безопасности» для осуществления категорирования, в числе прочего, необходимы: свидетельство о государственной регистрации права собственности в отношении мостов и в отношении земельных участков, на которых они расположены; выписка из кадастровых паспортов объектов недвижимости; технические паспорта мостов.

Согласно информации Администрации Струго-Красненского района постановка указанных мостов на кадастровый учет и регистрация права собственности на данные объекты до настоящего времени не проведены.

На основании ч. 1 ст. 5 Закона от 9.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности» порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

В развитие данной нормы приказом Минтранса России от 12.04.2010 № 87 утвержден Порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, согласно пункту 3.1.1 которого в ходе проведения оценки уязвимости в отношении объектов транспортной инфраструктуры в числе прочего осуществляется: изучение технических и технологических характеристик объекта транспортной инфраструктуры (включая геологические, гидрологические и географические особенности дислокации объекта транспортной инфраструктуры).

Таким образом, в целях исполнения указанных требований законодательства о транспортной безопасности необходимо, чтобы Администрация Струго-Красненского района, являющаяся собственником данных мостов, организовала их постановку на кадастровый учет и регистрацию на них права собственности с последующим предоставлением данных документов ООО «НПО Центр Сертификации Транспортной Безопасности».

Прокурор просил суд обязать Администрацию Струго-Красненского района в срок до 01.10.2019 обеспечить организацию постановки на кадастровый учет и регистрацию права собственности в отношении следующих объектов: моста протяженностью 30.0 метров через реку Ситня на автомобильной дороге общего пользования местного значения «Хредино-Лазуни» Струго-Красненского района Псковской области; моста протяженностью 42.7 метров через реку Пскова на автомобильной дороге общего пользования местного значения «Палицы-Дулова Гора» Струго-Красненского района Псковской области;

обязать Администрацию сельского поселения «Новосельская волость» в срок до 31.12.2019 обеспечить проведение обязательного категорирования следующих объектов: моста протяженностью 30.0 метров через реку Ситня на автомобильной дороге общего пользования местного значения «Хредино-Лазуни» Струго-Красненского района Псковской области; моста протяженностью 42.7 метров через реку Пскова на автомобильной дороге общего пользования местного значения «Палицы-Дулова Гора» Струго-Красненского района Псковской области.

В судебном заседании административный истец поддержал исковые требования, дополнив их требованием признать незаконным в этой части бездействие Администрации Струго-Красненского района и Администрации СП «Новосельская волость», пояснил вышеизложенное.

Представитель Администрации Струго-Красненского района в судебном заседании иск не признал, поскольку истцом не доказана необходимость осуществления кадастрового и государственного учета спорных объектов недвижимости.

Представитель Администрации сельского поселения «Новосельская волость» в судебном заседании показал, что он сделал все, зависящее от него, чтобы произвести категорирование спорных объектов.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Пунктом 3 статьи 3 указанного Федерального закона предусмотрено, что искусственные дорожные сооружения - сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения).

В силу подпункта «в» пункта 5 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее Закон №16-ФЗ) мосты отнесены к объектам транспортной инфраструктуры.

Согласно части 1 статьи 6 Закона №16-ФЗ объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства подлежат обязательному категорированию с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с частью 5 статьи 6 Закона № 16-ФЗ объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, не подлежащие категорированию по видам транспорта, определяет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Во исполнение указанной нормы приказом Минтранса России от 23.07.2014 № 196 установлен Перечень объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, не подлежащих категорированию по видам транспорта.

Согласно данному перечню не подлежат категорированию по видам транспорта искусственные дорожные сооружения лишь длиной до 25 м. включительно (мосты, путепроводы, тоннели), а также деревянные, наплавные и временные мосты (путепроводы).

Как следует из материалов дела, прокуратурой Струго-Красненского района проводилась проверка исполнения законодательства в сфере транспортной безопасности. Было установлено, что в собственности муниципального образования «Струго-Красненский район» в числе прочего находятся мост протяженностью 30.0 метров через реку Ситня на автомобильной дороге общего пользования местного значения «Хредино-Лазуни» Струго-Красненского района Псковской области (л. д. 12-13); мост протяженностью 42.7 метров через реку Пскова на автомобильной дороге общего пользования местного значения «Палицы-Дулова Гора» Струго-Красненского района Псковской области (л. д. 14-15).

В соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон №196-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района при осуществлении дорожной деятельности.

На основании пункта 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что автомобильные дороги «Палицы - Дулова Гора» и «Хредино - Лазуни» включены в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, проходящих в границах района (л. д. 21-26).

Ответчиками признано, что кадастровый и реестровый учет указанных дорог, земельных участков под ними, объектов инфраструктуры, входящих в их состав, не осуществлен.

Согласно Соглашению от 25.12.2017 между Администрацией Струго-Красненского района и Администрацией сельского поселения «Новосельская волость» (л. д. 18-20), последней переданы полномочия по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

22.11.2017 между Администрацией сельского поселения «Новосельская волость» и ООО «НПО Центр Сертификации Транспортной Безопасности» заключен Договор на предмет проведения категорирования указанных мостов (л. д. 29-31).

Согласно сведениям ООО «НПО Центр Сертификации Транспортной Безопасности» для осуществления категорирования, в числе прочего, необходимы свидетельство о государственной регистрации права собственности в отношении мостов и в отношении земельных участков, на которых они расположены; выписка из кадастровых паспортов объектов недвижимости; технические паспорта мостов (л. <...>).

Однако, как установлено в судебном заседании, до настоящего времени данный договор не исполнен из-за не предоставления Администрацией сельского поселения «Новосельская волость» указанных документов.

В соответствии со ст. 1 ФЗ Федерального закона "О транспортной безопасности" к числу основных задач обеспечения транспортной безопасности относятся, в частности, определение угроз совершения актов незаконного вмешательства; оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности; разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности.

Категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств - это отнесение их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий.

В п. 6 ст. 1 Федерального закона "О транспортной безопасности" содержится понятие оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, под которой понимается определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства.

В силу ст. 2 указанного Федерального закона целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. Под актом незаконного вмешательства понимается противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.

Непроведение категорирования спорных объектов транспортной инфраструктуры ставит под угрозу транспортную безопасность, безопасность неопределённого круга лиц.

Таким образом, требования прокуратуры Струго-Красненского района являются законными и обоснованными, подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования прокурора Струго-Красненского района к Администрации Струго-Красненского района и Администрации сельского поселения «Новосельская волость» удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Струго-Красненского района и Администрации сельского поселения «Новосельская волость» Струго-Красненского района в части непроведения категорирования моста протяженностью 30.0 метров через реку Ситня на автомобильной дороге общего пользования местного значения «Хредино-Лазуни» Струго-Красненского района Псковской области и моста протяженностью 42.7 метров через реку Пскова на автомобильной дороге общего пользования местного значения «Палицы-Дулова Гора» Струго-Красненского района Псковской области.

Обязать Администрацию Струго-Красненского района в срок до 01.10.2019 обеспечить организацию постановки на кадастровый учет и регистрацию права собственности в отношении указанных объектов, а Администрацию сельского поселения «Новосельская волость» в срок до 31.12.2019 обеспечить проведение обязательного категорирования указанных объектов.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд с подачей жалобы через Стругокрасненский районный суд в течение одного месяца со дня его вынесения.

Судья Е. В. Богданова