Дело № 2а-131/2020
УИД: 58RS0034-01-2020-000306-67
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 октября 2020 года р.п.Шемышейка
Шемышейский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Угрушевой Ю.А.,
с участием помощника прокурора Шемышейского района Пензенской области Аблаева А.В.,
при секретаре Мельниковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Шемышейского района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Армиевского сельсовета Шемышейского района Пензенской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и возложении обязанности принять меры по надлежащей эксплуатации узла гидротехнического сооружения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Шемышейского района Пензенской области обратился в суд с административным иском, указав, что при проведении проверки соблюдения органами местного самоуправления требований законодательства РФ в сфере безопасности гидротехнических сооружений были выявлены нарушения данного законодательства, а именно установлено, что эксплуатация принадлежащего администрации Армиевского сельсовета гидротехнического сооружения - ГТС водохранилища на р. Медаевка, расположенного по адресу: 6230 м. на северо-запад от ориентира с.Армиево Шемышейского района Пензенской области, осуществляется с нарушением обязательных правил, а именно не созданы финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии ГТС, не разработаны критерии безопасности и правила его эксплуатации, не проведена аттестация работников по вопросам безопасности ГТС.
Выявленные нарушения отрицательно сказываются на безопасности неопределенного круга лиц, а также могут способствовать совершению террористического акта.
Просит суд признать незаконным бездействие администрации Армиевского сельсовета Шемышейского района Пензенской области, выразившееся в непринятии мер по надлежащей эксплуатации узла гидротехнического сооружения и возложить на администрацию Армиевского сельсовета Шемышейского района Пензенской области обязанность устранить выявленные нарушения.
В ходе рассмотрения дела прокурор в порядке ст.46 КАС РФ изменил исковые требования. В связи с имеющимися сведениями, что административным ответчиком не обеспечивается техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт ГТС, просит суд признать незаконным бездействие администрации Армиевского сельсовета Шемышейского района Пензенской области, выразившееся в непринятии мер по надлежащей эксплуатации гидротехнического сооружения - ГТС водохранилища на р.Медаевка, расположенного по адресу: 6230 м. на северо-запад от ориентира с.Армиево Шемышейского района, и возложить на администрацию Армиевского сельсовета Шемышейского района Пензенской области обязанности: разработать критерии безопасности гидротехнического сооружения, правила его эксплуатации; создать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения; провести аттестацию работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений; восстановить сороудерживающую решетку водосборного сооружения; восстановить бетон стенок шахты водосборного сооружения; восстановить бетон ковша водоприемного оголовка; устранить просадку грунта низового откоса; устранить разрушение водопропускных труб (восстановить бетон правой водопропускной трубы, восстановить бетон средней водопропускной трубы, восстановить бетон левой водопропускной трубы); устранить разрушение гидрогасителя (восстановить бетон правого гидрогасителя, восстановить бетон среднего гидрогасителя, восстановить бетон левого гидрогасителя); оборудовать колодец донного водовыпуска люком; восстановить целостность донного водовыпуска, устранить течь в его задвижке; устранить размыв грунта верхового откоса плотины; устранить фильтрацию воды сквозь стенки шахты водосборного сооружения; устранить зарастание растительностью ковша водоприемного оголовка, отводящего канала; убрать мусор в колодце донного водовыпуска.
В судебном заседании прокурор Аблаев А.В. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Просил иск удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации Армиевского сельсовета Шемышейского района Пензенской области в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации. Возражений по иску не представил.
Заслушав прокуратура, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии с ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с положениями ст.8 Федеральный закон от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований:
обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений;
представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений;
осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений;
непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений;
осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение;
необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях;
ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.
В силу требований ст.9 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны:
обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт;
обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения;
обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией;
развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения;
систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения;
обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения;
создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации;
создавать и поддерживать в состоянии готовности локальные системы оповещения на гидротехнических сооружениях I и II классов;
содействовать федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в реализации их функций;
совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений;
финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения;
заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;
осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям.
обеспечивать внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении;
обеспечивать проведение аттестации работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения
Статьей 9.1 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» предусмотрено, что работники, в том числе руководители организаций, осуществляющие профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, капитальным ремонтом, эксплуатацией, реконструкцией, консервацией и ликвидацией, а также техническим обслуживанием, эксплуатационным контролем и текущим ремонтом гидротехнических сооружений (далее - работники), в целях подтверждения знания обязательных требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений обязаны не реже одного раза в пять лет проходить аттестацию по вопросам безопасности гидротехнических сооружений. Категории таких работников определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права, выданного 28 марта 2013 года, муниципальному образованию Армиевский сельсовет Шемышейского района Пензенской области принадлежит на праве собственности гидротехническое сооружение протяженностью 270 п.м., расположенное по адресу: Пензенская область Шемышейский район вблизи с.Армиево на реке Медаевка.
Согласно Порядку управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Армиевского сельсовета, утвержденного Решением КМС Армиевского сельсовета Шемышейского района № 685-122/5 от 25 марта 2014 г., администрация осуществляет управление муниципальным имуществом.
Из изложенного следует, что именно администрация Армиевского сельсовета как орган, осуществляющий правомочия собственника муниципального имущества, несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения и содержание его в надлежащем техническом состоянии.
Согласно акту проверки соблюдения требований федерального законодательства от 29 июня 2020 года установлено, что муниципальному образованию Армиевкий сельсовет принадлежит на праве собственности гидротехническое сооружение на реке Медаевка вблизи Армиево, при эксплуатации которого администрацией допущены нарушения обязательных норм и правил, а именно не созданы финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии ГТС, не разработаны критерии безопасности и правила его эксплуатации, не проведена аттестация работников по вопросам безопасности ГТС. Акт подписан помощником прокурора Шемышейского района Аблаевы м А.В. и главой администрации Армиевского сельсовета Шемышейского района П.С.А.
Нижне-Волжским управлением Ростехнадзора в адрес администрации Армиевского сельсовета вносилось предписание № 55-20/2017 от 20 апреля 2017 г. о принятии мер по устранению нарушений, выявленных при эксплуатации гидротехнического сооружения (всего в предписании содержалось 32 пункта) в срок до 20 января 2018 г., которое исполнено не было.
Глава администрации Армиевского сельсовета неоднократно привлекался к административной ответственности по ст.9.2 КоАП РФ за нарушение требований к обеспечению безопасности при эксплуатации гидротехнического сооружения, что подтверждается постановлениями № 2/844-Пр-Д от 24.05.2019 г. и № 11/844-Пр-Д от 22 июня 2020 г.
Административным ответчиком не оспаривается факты, указанные в административном иске прокурора.
17 сентября 2020 г. старшим государственным инспектором Пензенского регионального отдела государственного энергетического надзора и надзора за гидротехническими сооружениями Средне-Поволжского управления Ростехнадзора Д.Д.Ю. составлен акт осмотра гидротехнического сооружения, в ходе которого установлено, что техническое обслуживание и эксплуатационный контроль и текущий ремонт ГТС на р.Медаевка не обеспечиваются, что выразилось в следующем: размыв грунта верхнего откоса плотины; разрушение бетона ковша водоприемного оголовка: отсутствие сороудерживающей решетки на шахте водосборного сооружения; частичное разрушение бетона стенок шахты водосборного сооружения; частичное разрушение бетона ковша водоприемного оголовка; просадка грунта низового откоса; частичное разрушение водопропускных труб; частичное разрушение гидрогасителей; отсутствие люка колодца донного водовыпуска; наличие течи в задвижке донного водовыпуска; наличие фильтрации воды сквозь стенки шахты водосборного сооружения; зарастание растительностью ковша водоприемного оголовка; засорение мусор в колодце донного водовыпуска. К акту прилагаются фотографии выявленных нарушений.
В судебном заседании 17.09.2020 г. Д.Д.Ю. подтвердил наличие на ГТС вблизи с.Армиево Шемышейского района выявленных в ходе осмотра нарушений и их опасность для дальнейшей эксплуатации ГТС и для населения.
Бездействие административного ответчика, выразившиеся в непринятии мер по надлежащей эксплуатации принадлежащего муниципальному образованию гидротехнического сооружения, может привести к возникновению техногенной катастрофы, и вследствие чего возникновению опасности для жизни и здоровью граждан. Данным бездействием несомненно нарушаются интересы неопределенного круга лиц.
С учетом изложенного возложение на администрацию Армиевского сельсовета Шемышейского района обязанности устранить выявленные нарушения является обоснованным.
Оценив в совокупности доводы административного истца, иные исследованные в судебном заседании доказательства, суд считает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ч.2 ст.174, ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Шемышейского района Пензенской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Армиевского сельсовета Шемышейского района Пензенской области, выразившееся в непринятии мер по надлежащей эксплуатации гидротехнического сооружения, расположенного по адресу: Пензенская область Шемышейский район вблизи с.Армиево на р.Медаевка.
Обязать администрацию Армиевского сельсовета Шемышейского района Пензенской области в течение девяти месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу: разработать критерии безопасности гидротехнического сооружения, расположенного по адресу: Пензенская область Шемышейский район вблизи с.Армиево на р.Медаевка, правила его эксплуатации; создать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения; провести аттестацию работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений; восстановить сороудерживающую решетку водосборного сооружения; восстановить бетон стенок шахты водосборного сооружения; восстановить бетон ковша водоприемного оголовка; устранить просадку грунта низового откоса; устранить разрушение водопропускных труб (восстановить бетон правой водопропускной трубы, восстановить бетон средней водопропускной трубы, восстановить бетон левой водопропускной трубы); устранить разрушение гидрогасителя (восстановить бетон правого гидрогасителя, восстановить бетон среднего гидрогасителя, восстановить бетон левого гидрогасителя); оборудовать колодец донного водовыпуска люком; восстановить целостность донного водовыпуска, устранить течь в его задвижке; устранить размыв грунта верхового откоса плотины; устранить фильтрацию воды сквозь стенки шахты водосборного сооружения; устранить зарастание растительностью ковша водоприемного оголовка, отводящего канала; убрать мусор в колодце донного водовыпуска.
Обязать администрацию Армиевского сельсовета Шемышейского района Пензенской области сообщить об исполнении настоящего решения суда в Шемышейский районный суд Пензенской области и прокурору Шемышейского района Пензенской области в течение одного месяца со дня исполнения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд лицами, участвующим в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в административном деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме, с подачей жалобы через Шемышейский районный суд Пензенской области.
Судья Ю.А. Угрушева
Мотивированное решение изготовлено 15 октября 2020 года.