№ 2а-131/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 марта 2016 года ст. Ессентукская
Предгорный районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующей судьи Гриценко В.М.,
при секретаре судебного заседания Усс Н.В.,
с участием:
представителя административного истца-ответчика МИФНС № по СК Добробаба М.М., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя административного ответчика-истца Айтова Д.Ф. - Козырева Е.Н., действующего на основании доверенности № № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № по <адрес> к Айтову Д. Ф. о взыскании обязательных платежей и санкций, встречному административному исковому заявлению Айтова Д. Ф. к Межрайонной ИФНС России № по <адрес> о возложении обязанности произвести перерасчет налоговой базы в отношении земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № по <адрес> обратилась в суд с административным исковым заявлением к Айтову Д. Ф. о взыскании налоговых платежей, в обоснование заявленных требований указав, что Айтов Д.Ф. состоит на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес>.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичные положения содержатся в п. 1 ст. 3 Налогового Кодекса РФ.
Пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ установлено, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Возникновение обязанности по уплате налога законодательство о налогах и сборах связывает с наличием у налогоплательщика объекта налогообложения (пункт 1 статьи 38 НК РФ). Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй названного Кодекса и с учетом положений этой статьи.
Пунктом 1 ст. 388 Налогового Кодекса Российской Федерации определено, что налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено указанным пунктом ст. 388 НКРФ.
Согласно ст. 387 гл. 31 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно п. 1 ст. 394 НК РФ налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Согласно сведений государственного реестра налогоплательщик Айтов Д. Ф.№ является собственником земельных участков, расположенных по адресам: <адрес>, кадастровый №, <адрес> кадастровый №.
Налогоплательщику Айтову Д.Ф. направлено налоговое уведомление об уплате налога от ДД.ММ.ГГГГ№, получено ДД.ММ.ГГГГ. В нарушение ст. 45 НК РФ налогоплательщик своевременно не исполнил обязанность по уплате налога.
Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора
Налогоплательщику, в сроки, предусмотренные ст. 70 НК РФ направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа от ДД.ММ.ГГГГ№.
Согласно ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного V налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.
Сумма задолженности подлежащая к уплате в бюджет составляет: налогов (сборов) <данные изъяты>, пени <данные изъяты> копейки, всего <данные изъяты>.
Просит суд с учетом сделанных дополнений к административному исковому заявлению, взыскать с административного ответчика Айтова Д. Ф.№ по уплате налогов за ДД.ММ.ГГГГ в бюджет в размере <данные изъяты> рублей – налогов (сборов), <данные изъяты>, всего <данные изъяты>.
В ходе рассмотрения дела по существу представителем административного истца Межрайонной ИФНС России № по <адрес> подано дополнение к административному исковому заявлению, указав, что земельного налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 3 ст. 396, п. 4 ст. 391 Ж РФ).
Налогоплательщику направлено налоговое уведомление об уплате земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ№ с указанием суммы налога подлежащей уплате в бюджет, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога до ДД.ММ.ГГГГ (п. 3 ст. 52 НК РФ); по земельному участку с кадастровым номером № расположенному по адресу: <адрес>, налоговая ставка - 1.500%, в собственности ДД.ММ.ГГГГ, налоговая база (кадастровая стоимость) <данные изъяты> - сумма налога в размере <данные изъяты> (33899164.00 х 1.500).
По земельному участку с кадастровым номером № расположенному по адресу: <адрес>, налоговая ставка 1.500%, в собственности 9 месяцев, налоговая база (кадастровая стоимость) ДД.ММ.ГГГГ - сумма налога в размере ДД.ММ.ГГГГ (2324003. 00 х 1.500:12 х 9).
Налогоплательщиком Айтовым Д.Ф. частично исполнена обязанность по уплате земельного налога: за земельный участок с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес> сумма налога в размере <данные изъяты>, уплачена ДД.ММ.ГГГГ; за земельный участок с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>, сумма налога оплачено в размере 50 000 рублей, ДД.ММ.ГГГГ и в размере <данные изъяты> оплачена ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с тем, что сумма земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ год в полном объеме в сроки установленные законодательством в бюджет не поступила, Инспекция обратилась с административным исковым заявлением о взыскании задолженности по земельному налогу за земельный участок с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес> в размере <данные изъяты>, из них сумма налога в размере <данные изъяты>, сумма пени в размере <данные изъяты>
<данные изъяты> исковом заявлении Айтова Д. Ф. к Межрайонной ИФНС России № по <адрес>, принесенном в лице его полномочного представителя по доверенности Козыревым Е.Н., Айтов Д.Ф. просит суд обязать Межрайонную ИФНС России № по <адрес> произвести перерасчет налоговой базы в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, площадью: №., принадлежащего Айтову Д.Ф. на праве собственности, за налоговый период ДД.ММ.ГГГГ в размере, установленном решением <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ. Указывает, что Айтову Д. Ф. на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: Р. Ф., Ставропольский край, <адрес>, с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов. Разрешенное использование: предприятия, магазины, магазины - склады мелкооптовой торговли; гостиницы вместимостью не более 100 человек; дома приема гостей; суды, нотариальные конторы, юридические учреждения, офисы, конторы; банки и отделения банков, другие финансовые учреждения; офисные здания, площадь: №., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права №, выданным Управлением Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, о чем в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ, сделана запись регистрации №.
В конце ДД.ММ.ГГГГАйтов Д.Ф. узнал, что кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка в соответствии с Приказом Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в <адрес>» <данные изъяты><данные изъяты>
В соответствии со статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности, результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Айтов Д.Ф. избрал для себя досудебный порядок обжалования результатов определения кадастровой стоимости, предоставленный ему законодательством РФ и ДД.ММ.ГГГГ обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по <адрес> о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №.
Факт обращения Айтова Д.Ф. в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по <адрес> подтверждается чеком Почты России, описью вложения в заказную бандероль Почты России, отслеживанием почтовых отправлений Почты России.
Указанное заявление поступило в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ.
По результатам рассмотрения заявления Комиссией выявлено, что к заявлению не приложена кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в связи с чем заявление Айтова Д.Ф. было возвращено заявителю.
В последующем выявленные Комиссией недостатки были устранены.
ДД.ММ.ГГГГАйтов Д.Ф. вновь обратился в Комиссию по рассмотрению споров о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ указанное выше заявление было рассмотрено Комиссией, по результатам рассмотрения заявления, комиссия приняла решение об отклонении заявления, не согласившись с принятым решением, Айтов Д.Ф. воспользовался своим правом на обращение в суд.
ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>вой суд Айтовым Д.Ф. подано заявление об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости, по результатам рассмотрения указанного выше заявления <адрес>вой суд вынес решение об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
<адрес>вым судом в резолютивной части решения указано, что административный иск об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости поступил в суд ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, к заявлению об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости поданном, Айтовым Д.Ф., в <адрес>вой суд, документы подтверждающие обращение в комиссию не прилагались, так как эти действия противоречат пункту 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" из которого следует, что в целях соблюдения правил подсудности и подведомственности дел требования об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости не подлежат совместному рассмотрению с иными требованиями, например, о пересмотре налоговых обязательств, арендных платежей (пункт 8 части 1 статьи 26 ГПК РФ, пункт 15 статьи 20 К АС РФ). В зависимости от субъектного состава участников спорных правоотношений судья отказывает в принятии заявления в части требований, не подлежащих совместному рассмотрению, на основании пункта 1 части 1 статьи 134 ГПК РФ, пункта 1 части 1 статьи 128 КАС РФ либо возвращает его в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 135 ГПК РФ, пунктом 2 части 1 статьи 129 КАС РФ.
В начале ДД.ММ.ГГГГАйтов Д.Ф. обратился в Кадастровую палату <адрес> с заявлением об исполнении решения <адрес>вого суда, ДД.ММ.ГГГГ в ГКН внесены сведения о рыночной стоимости спорного объекта недвижимости на основании <адрес>вого суда.
Как следует из ст. 107 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации процессуальные действия совершаются в процессуальные сроки, установленные федеральным законом. В случаях, если сроки не установлены федеральным законом, они назначаются судом.
Процессуальные сроки определяются датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или периодом. В последнем случае процессуальное действие может быть совершено в течение всего периода.
В соответствии со ст. 24.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.
Таким образом, из изложенного следует, что Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ№ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" определен период времени, в котором возможно оспорить результаты кадастровой оценке - указанный период Айтовым Д.Ф. не пропущен.
В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии со ст. 45 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
В соответствии со ст. 3 КАС к задачам административного судопроизводства относятся: обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений, защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел, укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Вместе с тем, как следует из абз. 4 ч. 1 п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости"под оспариванием результатовопределения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости, включая оспаривание решений и действий (бездействия) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В соответствии с абзацем 5 ст. 24.20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в случае изменения кадастровой стоимости по решению Комиссии или суда в порядке, установленном ст. 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с ДД.ММ.ГГГГ года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Как следует из представленных доказательств, Айтов Д.Ф. обратился в Комиссию в ДД.ММ.ГГГГ, тот факт, что комиссия получила указанное выше заявление в ДД.ММ.ГГГГ и указанный спор был рассмотрен по существу в ДД.ММ.ГГГГ, не может являться основанием для отказа в определении налоговой базы за ДД.ММ.ГГГГ, так как Айтовым Д.Ф. принят исчерпывающий перечень мер по защите своих прав в 2014 году.
В силу пункта 3 статьи 3 НК РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
Вместе с тем, в силу ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии со ст. ст. 390, 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельною участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Если иное не предусмотрено п. 3 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии со ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи Земельного кодекса Российской Федерации. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В силу п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с абз. 4 ст. 24.18 Федерального закона № "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, но состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно изменений, внесенных с ДД.ММ.ГГГГ Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ№ в абз. 5 ст. 24.20 Федеральный закон N 135-Ф3 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда такие сведения применяются с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в кадастр стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Пунктом 8 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установлено, что положения ст. 24.20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона №), устанавливающие порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после дня вступления в силу данного Федерального закона, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на день вступления в силу Федерального закона N 225-ФЗ.
Таким образом, законодатель, уточнил дату начала применения рыночной стоимости, приравненной к кадастровой стоимости, на основании судебного решения на предыдущий период и прямо предусмотрел круг правоотношений, на которые распространяется новый установленный законом порядок применения сведений о кадастровой стоимости для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации (в том числе для целей налогообложения).
Кроме того, письмо Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ о применении сведений кадастровой стоимости фактически воспроизводит вышеперечисленные правовые нормы и свидетельствует о применении положение статьи 24.20 Федерального закона № при рассмотрении тех заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, которые рассмотрены после дня вступления в силу Федерального закона №.
Учитывая факт обращения Айтова Д.Ф. в комиссию по рассмотрению споров с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка еще в ДД.ММ.ГГГГ году должны применяться требования абз. 5 ст. 24.20 Федерального закона № "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", действующие с ДД.ММ.ГГГГ, и соответственно, налоговая база на принадлежащий заявителю вышеуказанный земельный участок из расчета установленного комиссией по рассмотрению споров о кадастровой стоимости объектов недвижимости должна применяться, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, что, в свою очередь, является основанием для перерасчета земельного налога за налоговый период ДД.ММ.ГГГГ.
Тем более что по смыслу п. 4 ст. 397 Налогового кодекса Российской Федерации, такой перерасчет земельного налога возможен по обращению налогоплательщика в порядке, установленном статьями 78 и 79 настоящего Кодекса.
Кроме того, согласно п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат указанию в резолютивной части решения суда, поскольку подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения.
Кроме того, в соответствии с ч. 7 ст. 3 НК РФ, все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Айтов Д.Ф. своевременно принял все меры по защите своих прав, а именно: подал заявление в Комиссию в 2014 году, в связи с чем Межрайонная ИФНС России № по <адрес> обязана определить ему налоговую базу в отношении земельного участка расположенного по адресу: Российсская Ф., <адрес>, с кадастровым номером №, площадь: №.м., за налоговый период ДД.ММ.ГГГГ в размере, установленном решением <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель административного истца-ответчика Межрайонной ИФНС России № по <адрес> поддержала административные исковые требования и просила суд их удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении с учетом заявления об уточнении исковых требований. Встречное административное исковое заявление не признала, просила отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме по основаниям, изложенным в письменных возражениях на встречное административное исковое заявление. Пояснила, что не отрицает тот факт, что Айтовым Д.Ф. бала оплачены часть суммы налога в размере <данные изъяты>. Однако Межрайонная ИФНС России № по <адрес> просит взыскать задолженность по уплате налогов в размере <данные изъяты> копейки с учетом частично оплаченной суммы.
Административный ответчик-истец Айтов Д.Ф. в судебное заседание не явился, несмотря на то, что надлежащим образом был извещен о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии с ч. 2 ст. 289 КАС РФ суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившегося административного ответчика.
Представитель административного ответчика-истца Айтова Д.Ф. - Козырев Е.Н. поддержал встречное административное исковое заявление, и просил суд его удовлетворить в полном объеме. Исковые требования, предъявленные МИФНС № по СК к Айтову Д.Ф. не признал. Пояснил, что из решения комиссии следует, что земельный участок, принадлежащий Айтову Д.Ф., обладает кадастровой стоимостью на ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>. Просил суд взыскать денежные средства по сниженной кадастровой стоимости земельного участка. В решении суда так же отражена сниженная кадастровая стоимость земельного участка, в связи, с чем прошу суд взыскать денежные средства по сниженной кадастровой стоимости земельного участка. Часть суммы налога Айтов Д.Ф. оплатил, платежные поручения приобщены к материалам дела.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителя административного истца-ответчика, представителя административного ответчика-истца, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № по <адрес> подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ установлено, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора (пункт 2 статьи 44 НК РФ).
Возникновение обязанности по уплате налога законодательство о налогах и сборах связывает с наличием у налогоплательщика объекта налогообложения (пункт 1 статьи 38 НК РФ). Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй названного Кодекса и с учетом положений этой статьи.
В силу п. 1 ст. 388 Налогового Кодекса РФ, налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Налогового кодекса РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено указанным пунктом ст. 388 Налогового кодекса РФ.
Согласно ст. 387 Налогового кодекса РФ, земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Как следует из п. 1 ст. 394 Налогового кодекса РФ, налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ.
В соответствии со ст. 1 Закона СК №-КЗ «О транспортном налоге» от ДД.ММ.ГГГГ, устанавливаются налоговые ставки в зависимости от мощности двигателя и категории транспортного средства.
Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (п. 1 ст. 396).
Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с ч. 2 Налогового кодекса РФ и с учетом положений статьи.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Как следует из ст. 31 Налогового кодекса РФ, налоговые органы вправе требовать от налогоплательщиков устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований.
Главой 32 КАС РФ, предусмотрено производство по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций.
Таким образом, иски налоговых органов о взыскании задолженности по налогу подлежат рассмотрению в порядке Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела, Айтов Д.Ф. является собственником земельных участков, расположенных по адресам: <адрес>, кадастровый №, <адрес> кадастровый №.
В соответствии с пп. 1, 4 ст. 391 Налогового кодекса РФ, налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Для налогоплательщиков – физических лиц, налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно п. 3 ст. 396 Налогового кодекса РФ, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками – физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
В силу ст. 75 НК РФ, пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Отсюда следует, что требование МИФНС России № по СК о взыскании с Айтова Д.Ф. задолженности по уплате налогов и пени является правомерным, поскольку за ним числится задолженность по уплате за ДД.ММ.ГГГГ, в размере ДД.ММ.ГГГГ копейки, из которых <данные изъяты> – налогов (сборов), <данные изъяты> копейки – пени.
Административному ответчику ДД.ММ.ГГГГ№ было направлено налоговое уведомление об уплате налога и пени, которое получено ДД.ММ.ГГГГ, однако указанное требование в добровольном порядке налогоплательщиком не исполнено.
Оценивая представленные доказательства в соответствии с требованиями 84 КАС РФ, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных Межрайонной ИФНС России № по <адрес> требований, в связи с чем с административного ответчика Айтова Д.Ф. в доход соответствующего бюджета подлежит взысканию задолженность по уплате налогов в бюджет за ДД.ММ.ГГГГ год в размере <данные изъяты> 34 копейки.
Айтовым Д.Ф. заявлено встречное административное исковое заявление, в котором он просит обязать Межрайонную ИФНС России № по <адрес> произвести перерасчет налоговой базы в отношении земельного участка, расположенного по адресу: Р. Ф., <адрес>, с кадастровым номером № площадью: <данные изъяты>., принадлежащего Айтову Д.Ф. на праве собственности, за налоговый период ДД.ММ.ГГГГ года в размере, установленном решением <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ.
В силу п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 данного Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 390 Налогового кодекса).
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (ст. 391 НК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Пунктом 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, допускается возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Вопрос о таком пересмотре разрешается органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями в судебном порядке.
<адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ установлена кадастровая стоимость земельного участка расположенного по адресу: РФ, <адрес> с кадастровым номером № площадью №., принадлежащего Айтову Д.Ф. равной его рыночной стоимости в размере <данные изъяты> рублей.
Согласно ст. 24.20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации " в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
С учетом предусмотренного п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, установленное решением органа исполнительной власти или вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости. Согласно нормам законодательства (п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации) установление рыночной стоимости земельного участка являться основанием для возложения на орган кадастрового учета обязанности внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта или решения органа исполнительной власти.
Конституционный Суд РФ в Определении от ДД.ММ.ГГГГ№ с целью совершенствования правового регулирования государственной кадастровой оценки в части процедур и сроков установления кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ№ внесены изменения в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". В частности, предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда новые сведения применяются с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (часть пятая статьи №). Аналогичной позиции придерживается и Верховный Суд РФ. В Определении от ДД.ММ.ГГГГ№ по делу № Верховный Суд РФ указал, что установление судом рыночной стоимости объекта недвижимости на дату определения кадастровой стоимости этого объекта не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от ДД.ММ.ГГГГ№0 указал, что с учетом положений Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости, в том числе в целях налогообложения, само по себе не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов государственной кадастровой оценки земель, осуществленной в соответствии с требованиями законодательства и при соблюдении прав владельца земельного участка; это, однако, не исключает возможности совершенствования законодательного регулирования государственной кадастровой оценки в части процедур и сроков установления кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от ДД.ММ.ГГГГ№0, продолжил линию Определения N 1555-0 указав что, с целью совершенствования правового регулирования государственной кадастровой оценки в части процедур и сроков установления кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 225-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". В частности, предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда новые сведения применяются с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Как указал Пленума Верховного Суда РФ в п.28 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ№ "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", «Установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости».
Таким образом, Пленум Верховного Суда установил: порядок применения установленной судом кадастровой стоимости, используемой для исчисления налоговой базы (до вступления в силу судебного акта) - в соответствии со ст.5 НК РФ; обязательное условие применения установленной судом кадастровой стоимости - внесение сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
По общему правилу акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода (п. 1 ст. 5 НК РФ).
Статьёй 391 НК РФ установлено что, изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (ст.391 НК РФ).
Законодателем предусмотрен особый порядок внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости и сообщения соответствующих требований налоговым органам.
В соответствии с п.4 ст.85 НК РФ, органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
На территории <адрес> указанные сведения поступают централизованно из Управления Росреестра по <адрес> в УФНС России по <адрес> в электронном виде по форме, утвержденной приказом ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении формы, порядка ее заполнения и формата Сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество (в том числе земельные участки) и сделках с ним, правообладателях недвижимого имущества и об объектах недвижимого имущества».
Инспекцией земельный налог исчислен на основании сведений, поступивших из Управления Росреестра по <адрес>: о кадастровой стоимости, доли в праве и ставки налога, установленной нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.
Доводы Айтова Д.Ф. о подаче им заявления в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в ДД.ММ.ГГГГ не являются основанием для обязывании Межрайонной ИФНС России № по <адрес> произвести перерасчет налоговой базы в отношении земельного участка.
Статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности установлено, что к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются:
-кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
-нотариально заверенная копия правоустанавливающего или право удостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;
-документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений;
-отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;
-положительное экспертное заключение на бумажном носителе и в форме электронного документа, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных этим уполномоченным федеральным органом, и в порядке, которые предусмотрены порядком создания и работы комиссии.
Как указывает в исковом заявлении административный истец «по результатам рассмотрения заявления Комиссией выявлено, что к заявлению не приложена кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в связи с чем, заявление Айтова Д.Ф. было возвращено заявителю. Не принятие заявления административного истца также подтверждается ответом секретаря Комиссии Артамоновой Н.В. исх. № от ДД.ММ.ГГГГ, имеющимся в материалах дела.
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости без приложения документов указанных в ст. 24.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" к рассмотрению не принимается.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от ДД.ММ.ГГГГ№ отклонено заявление Айтова Д.Ф. о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
В данном случае датой подачи заявления Айтова Д.Ф. в суд должна считаться дата его обращения ДД.ММ.ГГГГ, по результатам рассмотрения которого принято решение <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, требования Айтова Д.Ф. об обязании Межрайонной ИФНС России № по <адрес> произвести перерасчет налоговой базы в отношении земельного участка, расположенного по адресу: Р. Ф., <адрес>, Предгорный район, <адрес>, с кадастровым номером № площадью: №.м., принадлежащего Айтову Д.Ф. на праве собственности, за налоговый период ДД.ММ.ГГГГ в размере, установленном решением <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ – удовлетворению не подлежат.
Кроме того из материалов дела видно, что Межрайонная ИФНС России № по <адрес> обратилась в суд о взыскании с Айтова Д.Ф. задолженности по уплате налогов в бюджет за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рубля <данные изъяты> с учетом частичной оплаты Айтовым Д.Ф. суммы налога в размере <данные изъяты>, что подтверждается налоговым уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ (земельный налог <данные изъяты> – частичная оплата суммы налога <данные изъяты> = задолженность по уплате налогов <данные изъяты>).
В соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются: государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
Согласно подп. 8 п. 1 ст. 333.20 НК РФ, в случае, если истец, административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком, административным ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, административных исковых требований, а в случаях, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, в полном объеме.
Частью 1 ст. 114 КАС РФ определено, что возмещение судебных расходов, понесенных судом в связи с рассмотрением административного дела и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Таким образом, с административного ответчика Айтова Д.Ф. в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме <данные изъяты>, размер которой исчислен в соответствии с требованиями подп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 286 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № по <адрес> к Айтову Д. Ф. о взыскании налоговых платежей - удовлетворить.
Взыскать с Айтова Д. Ф., № задолженность по уплате налогов за ДД.ММ.ГГГГ в бюджет в размере <данные изъяты> – налогов (сборов), <данные изъяты> копейки, всего <данные изъяты>.
Взыскать с Айтова Диониса Фотича в доход бюджета Предгорного муниципального района <адрес> государственную пошлину в размере <данные изъяты>.
В удовлетворении встречных исковых требований Айтова Д. Ф. к Межрайонной ИФНС России № по <адрес> об обязании Межрайонной ИФНС России № по <адрес> произвести перерасчет налоговой базы в отношении земельного участка, расположенного по адресу: Р. Ф., <адрес>, <адрес>, с кадастровым номером № площадью: №., принадлежащего Айтову Д.Ф. на праве собственности, за налоговый период ДД.ММ.ГГГГ в размере, установленном решением <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию <адрес>вого суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательном виде.
Председательствующий
Решение принято в окончательном виде ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий