ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-131/2016 от 26.07.2016 Волгоградского гарнизонного военного суда (Волгоградская область)

2а-131/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 июля 2016 г. г. Волгоград

Волгоградский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего - судьи Боховко В.А., при секретаре – Поповой Е.И., с участием административного истца – Онуфриева А.М. и представителя командира войсковой части – Долгова В.В., рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части подполковника Онуфриева А.М. (далее – истец) об оспаривании действий командира этой же воинской части, связанных с размером выплаченной истицу денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений,

у с т а н о в и л:

Приказом Командующего войсками Северо-Кавказкого регионального командования внутренних войск от ДД.ММ.ГГГГ (по личному составу) Онуфриев уволен с военной службы на основании подп. «а» п. 1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (по достижении предельного возраста пребывания на военной службе) и параграфом приказа командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ (по строевой части) с ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава этой воинской части и всех видов обеспечения.

В своём иске и судебном заседании Онуфриев пояснил, что в период службы по контракту в войсковой части , дислоцированной в <адрес>, как необеспеченный по месту службы жильём он по договору найма жилого помещения снимает квартиру в <адрес> и признан нуждающимся в служебных жилых помещениях с составом семьи из 4 человек, в связи с чем имеет право на получение денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, которая, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, подлежит выплате ему в размере, исчисленном по правилам, предусмотренным п. 2 постановления Правительства РФ от 31 декабря 2004 года N 909 «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей» (в редакции постановления Правительства РФ от 18 сентября 2015 года № 989), исходя из установленного норматива общей площади жилого помещения и предельной стоимости найма (поднайма) одного квадратного метра общей площади жилого помещения, ежегодно утверждаемой Министерством труда и социальной защиты РФ. Несмотря на это, данная компенсация за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ командованием войсковой части ему выплачена из расчета <данные изъяты> рублей ежемесячно, то есть в размере, предусмотренном постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 года N 909, до внесения в него изменений постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2015 года № 989, что, по мнению истца, является неправомерным.

Обращаясь в суд, истец просит признать незаконными действия командира войсковой части , выразившиеся в выплате ему, Онуфриеву, денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений в размере, не соответствующем размеру данной выплаты, установленному постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 года N 909 (в редакции постановления Правительства РФ от 18 сентября 2015 года № 989); обязать командира войсковой части произвести доплату к ранее выплаченной ему, Онуфриеву, данной компенсации за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, исчислив данную выплату в размерах, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2015 года № 989, которым внесены изменения в постановление Правительства РФ от 31 декабря 2004 года N 909, исходя из норматива общей площади жилого помещения и предельной стоимости найма (поднайма) одного квадратного метра общей площади жилого помещения, ежегодно утверждаемой Министерством труда и социальной защиты РФ. Кроме того, истец просит взыскать с войсковой части в свою пользу судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины при обращении в суд в размере <данные изъяты> рублей.

В своём иске Онуфриев просил доплату к ранее выданной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений произвести ему также за ДД.ММ.ГГГГ, однако в судебном заседании от данного требования отказался. Определением суда производство по данному делу в этой части прекращено.

Представитель командира войсковой части , не оспаривая право Онуфриева на получение вышеназванной компенсации, требования последнего не признал. Он пояснил, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2015 года № 989, которым внесены изменения в постановление Правительства РФ от 31 декабря 2004 года N 909, выплата офицерам, проходящим военную службу по контракту, денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, исходя из норматива общей площади жилого помещения и предельной стоимости найма (поднайма) одного квадратного метра общей площади жилого помещения, ежегодно утверждаемой Министерством труда и социальной защиты РФ, производится с разрешения руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, или уполномоченного им должностного лица. Поскольку решением Министра внутренних дел РФ выплату данной компенсации, исчисленной по правилам, предусмотренным постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2015 года № 989, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, разрешено производить офицерам, проходящим военную службу только в воинских частях, дислоцированных в <адрес> и <адрес>, Онуфриеву данная компенсация с учётом численного состава его семьи и прохождения им службы в районном центре подлежит выплате в размере, предусмотренном п. 2(1) постановления Правительства РФ от 31 декабря 2004 года N 909 (в редакции постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2015 года N 989), то есть из расчёта <данные изъяты> рублей ежемесячно.

Военный суд, выслушав Онуфриева и представителя командира части, а также исследовав письменные доказательства по делу, приходит к выводу, что рассматриваемый иск удовлетворению не подлежит.

Как предусмотрено п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития. В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 2 постановления Правительства РФ от 31 декабря 2004 года N 909 «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей» (в редакции, действовавшей до внесения в него изменений постановления Правительства РФ от 18 сентября 2015 года № 989) денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, подлежала выплате в размере, не превышающем: в г.г. Москве и Санкт-Петербурге - <данные изъяты> рублей; в других городах и районных центрах - <данные изъяты> рублей; в прочих населенных пунктах - <данные изъяты> рублей. Указанные размеры денежной компенсации повышаются на 50 процентов, в частности, при условии совместного проживания с военнослужащим 3 и более членов семьи.

Постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2015 года N 989, вступившим в силу 30 сентября того же года, в пункт 2 постановления Правительства РФ от 31 декабря 2004 года N 909 внесены изменения, согласно которым денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, имеющим воинское звание офицера и проходящим военную службу по контракту, подлежит выплате не в фиксированных размерах, зависящих от населённого пункта прохождения военной службы, как было установлено постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 года N 909 до внесения в него изменений постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2015 года N 989, а исходя из установленного норматива общей площади жилого помещения (24 кв. метров - для одиноко проживающего военнослужащего либо гражданина Российской Федерации (далее - гражданин), уволенного с военной службы, указанных в абзаце первом настоящего пункта, 36 кв. метров - на семью из 2 человек, 43 кв. метров - на семью из 3 человек, по 12 кв. метров - на каждого члена семьи при численности семьи 4 человека и более) и предельной стоимости найма (поднайма) 1 кв. метра общей площади жилого помещения, ежегодно утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Согласно п. 2(1) постановления Правительства РФ от 31 декабря 2004 года N 909 (в редакции постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2015 года N 989) военнослужащим - гражданам, имеющим воинское звание солдата, сержанта, матроса или старшины, проходящим военную службу по контракту, данная компенсация подлежит выплате в размерах, установленных для выплаты военнослужащим всех категорий постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 года N 909 до внесения в него изменений постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2015 года N 989. В частности, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в гг. Москве и Санкт-Петербурге денежная компенсация выплачивается в размере <данные изъяты> рублей, в других городах и районных центрах - <данные изъяты> рублей; в прочих населенных пунктах - <данные изъяты> рублей. Указанные размеры денежной компенсации повышаются на 50 процентов при совместном проживании с военнослужащим 3 и более членов семьи.

Согласно п. 3 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 909 (в редакции постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ) выплата денежной компенсации военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, осуществляется ежемесячно за счет и в пределах средств, предусматриваемых на указанные цели в федеральном бюджете Министерству обороны Российской Федерации или иному федеральному органу исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба.

Пунктами 2 и 3 «Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей», утвержденного постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 года N 909, предусмотрено, что денежная компенсация военнослужащему выплачивается одновременно с выплатой денежного довольствия за истекший месяц по месту его военной службы со дня заключения договора найма (поднайма) жилого помещения, но не ранее дня включения федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, военнослужащих в списки на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда.

Из представленных сторонами письменных доказательств по делу (справки, выданной заместителем командира войсковой части по тылу и помощником начальника КЭС (по жилищному обеспечению), договора найма жилого помещения и справки о составе семьи Онуфриева) видно, что, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, истец как не обеспеченный жилым помещением по месту службы и признанный нуждающимся в служебных жилых помещениях вместе с семьёй, состоящей из 4 человек, снимает в <адрес> жилое помещение – <адрес>, уплачивая за проживание в ней ежемесячно <данные изъяты> рублей.

Согласно представленным командованием войсковой части расчётно-платёжным ведомостям за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений Онуфриеву выплачена из расчёта 5400 рублей в месяц.

Право истца на получение вышеназванной компенсации в указанном размере представитель командира части не оспаривал.

Из рассматриваемого иска следует, что доводы Онуфриева основаны на безусловной обязанности командования войсковой части , начиная с ДД.ММ.ГГГГ, производить ему выплату денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений в размерах, установленных п. 2 постановления Правительства РФ от 31 декабря 2004 года N 909 с внесёнными в него изменениями постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2015 года N 989.

Однако истцом не учтено, что в силу абз. 5 п. 2 постановления Правительства РФ от 31 декабря 2004 года N 909 (в редакции постановления Правительства РФ от 18 сентября 2015 года № 989) расходы, связанные с выплатой военнослужащим денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, исчисленной исходя из норматива общей площади жилого помещения и предельной стоимости найма (поднайма) одного квадратного метра общей площади жилого помещения, ежегодно утверждаемой Министерством труда и социальной защиты РФ, в размере, превышающем размеры данной компенсации, установленные пунктом 2(1) настоящего постановления, возмещаются федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, за счет и в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете на эти цели, с разрешения руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, или уполномоченного им должностного лица.

Из содержание приведённой выше правовой нормы следует, что выплата военнослужащим указанной компенсации по правилам, предусмотренным постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2015 года № 989, то есть в большем размере, чем было предусмотрено до его издания, осуществляется при наличии разрешения руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, или уполномоченного им должностного лица.

Из письма Главнокомандующего внутренними войсками МВД России, адресованного Командующему войсками Северо-Кавказского регионального командования внутренних войск МВД России, командирам соединения и воинских частей, дислоцированных на территории Крымского федерального округа, следует, что решением Министра внутренних дел РФ выплату денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений в размере фактических расходов, исходя из норматива общей площади жилого помещения и предельной стоимости найма (поднайма) одного квадратного метра общей площади жилого помещения, разрешено производить, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, офицерам, прапорщикам и мичманам, проходящим военную службу лишь в воинских частях, дислоцированных в <адрес> и <адрес>.

В судебном заседании истец не оспаривал, что военнослужащим Федеральной службы войск национальной гвардии (в состав которых в настоящее время входит войсковая часть относившаяся ранее к внутренним войскам Министерства внутренних дел РФ, которые Указом Президента РФ от 5 апреля 2016 года N 157 преобразованы в войска национальной гвардии РФ) разрешение о возмещении расходов по найму (поднайму) жилых помещений в размерах, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 года N 909 (в редакции постановления Правительства РФ от 18 сентября 2015 года № 989) Директор Федеральной службы войск национальной гвардии РФ как руководитель федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба (служба), не давал.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что военнослужащим Федеральной службы войск национальной гвардии РФ денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений подлежит выплате в размерах, предусмотренных пунктом 2(1) постановления Правительства РФ от 31 декабря 2004 года N 909 (в редакции постановления Правительства РФ от 18 сентября 2015 года № 989), которые по своей величине соответствуют размерам данной выплаты, установленным до издания постановления Правительства РФ от 18 сентября 2015 года № 989, а применительно к Онуфриеву – в размере 5400 рублей, исходя из населённого пункта, в котором он проходил военную службу, и состава его семьи.

Поскольку данную компенсацию в оспариваемом периоде времени командование войсковой части выплатило истцу из расчёта <данные изъяты> рублей в месяц, то есть в установленных действующим законодательством размерах, оснований для удовлетворения требований Онуфриева не имеется.

Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ Онуфриеву командование этой воинской части предложило для проживания два служебных жилых помещения – трёхкомнатную квартиру <адрес> и четырехкомнатную квартиру <адрес>, на что истец от предложенных ему служебных жилых помещений отказался.

В судебном заседании истец подтвердил, что ДД.ММ.ГГГГ на заседании жилищной комиссии воинской части он отказался от вселения в вышеуказанные служебные квартиры.

Поскольку, как следует из содержания п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», одним из условий выплаты военнослужащему компенсации за наем (поднаем) жилых помещений является отсутствие у органов военного управления возможности обеспечить военнослужащего и членов его семьи по месту прохождения военной службы служебным жилым помещением, или общежитием, после отказа Онуфриева ДД.ММ.ГГГГ от вселения в предоставленные ему служебные квартиры, начиная с этой даты он утратил право на получение указанной компенсации, что является дополнительным основанием для отказа в удовлетворении его требований о перерасчёте этой выплаты с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Принимая во внимание, что в удовлетворении требований истца отказано, судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины при обращении в суд в размере <данные изъяты> рублей, возмещению ему не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 111, 175, 177-180 и 227 КАС РФ, военный суд

р е ш и л :

В удовлетворении административного искового заявления военнослужащего войсковой части подполковника Онуфриева А.М. об оспаривании действий командира этой же воинской части, связанных с размером выплаченной истицу денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, отказать.

Решение в апелляционном порядке может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в судебную коллегию по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда через Волгоградский гарнизонный военный суд.

Председательствующий по делу В.А. Боховко