Дело № 2а - 131/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Киселёвский городской суд Кемеровской области
в составе:
председательствующего – судьи Смирновой Т.Ю.
с участием помощника прокурора города Киселёвска Ильинской Е.В.,
административного истца Кузнецова А.С.,
представителей административного ответчика Подберезиной Н.П., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, сроком по ДД.ММ.ГГГГ, представившей диплом о высшем юридическом образовании, регистрационный № от ДД.ММ.ГГГГ,
Ратушного В.А., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, сроком по ДД.ММ.ГГГГ,
Скворцова Ю.П., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, сроком по ДД.ММ.ГГГГ,
представителя административного ответчика и административного ответчика Ивахина М.П.,
при секретаре Гильфановой И.Р.,
03 февраля 2017 года
рассмотрев административное дело по административному иску Кузнецова А.С. к департаменту молодёжной политики и спорта Кемеровской области, общественной организации «Федерация шахмат Кемеровской области», председателю общественной организации «Федерация шахмат Кемеровской области» Ивахину М.П. о признании незаконным и недействительным Положения о проведении чемпионата Кемеровской области по шахматам 2016 года, признании незаконным отказа о замене спортсменов,
У С Т А Н О В И Л :
Кузнецов А.С. обратился в суд с административным иском к ответчикам департаменту молодёжной политики и спорта Кемеровской области, общественной организации «Федерация шахмат Кемеровской области», председателю общественной организации «Федерация шахмат Кемеровской области» Ивахину М.П., в котором просит признать незаконным и недействительным Положение о проведении чемпионата Кемеровской области 2016 года (номер-код спортивной дисциплины №), утверждённое председателем Федерации шахмат Кемеровской области Ивахиным М.П. и начальником департамента молодёжной политики и спорта Кемеровской области П. А.А., в части, как утверждённое и обнародованное с существенным нарушением установленных сроков; признать незаконным и недействительным Положение о проведении чемпионата Кемеровской области по шахматам 2016 года (номер-код спортивной дисциплины №), утверждённое председателем федерации шахмат Кемеровской области Ивахиным М.П. и начальником департамента молодёжной политики и спорта Кемеровской области П. А.А., в части, которая предоставляет право председателю федерации шахмат Кемеровской области Ивахину М.П. единолично, произвольно, устно и без объяснения причин, без спортивных критериев, принимать решение о замене либо об отказе в замене в случае отказа кого-нибудь из спортсменов, завоевавших право на участие в соревновании; признать незаконным и недействительным Положение о проведении чемпионата Кемеровской области по шахматам 2016 года (номер-код спортивной дисциплины №), утверждённое председателем федерации шахмат Кемеровской области Ивахиным М.П. и начальником департамента молодёжной политики и спорта Кемеровской области П. А.А., в части отсутствия информации о времени и месте проведения чемпионата Кемеровской области по шахматам (высшая лига), как повлекшее незаконный и произвольный отказ Кузнецову А.С. в участии в соревновании и лишившее Кузнецова А.С. возможности принять участие в отборочном соревновании; признать отказ председателя федерации шахмат Кемеровской области Ивахина М.П. принять решение о замене в отношении Кузнецова А.С. вместо отказавшихся спортсменов незаконным, произвольным, необоснованным, немотивированным, а также принятым ненадлежащим органом; обязать организаторов соревнования – департамент молодёжной политики и спорта Кемеровской области, общественную организацию «Федерация шахмат Кемеровской области» принять в отношении Кузнецова А.С. официальное решение о замене вместо отказавшихся спортсменов.
Исковые требования мотивирует тем, что на сайте Кемеровской областной шахматной школы 03 декабря 2016 года был опубликован анонс о проведении в г. Киселёвске Кемеровской области в городском шахматно – шашечном клубе им. М.И.Чигорина с 15 декабря 2016 года (день приезда) по 21 декабря 2016 года (день отъезда) чемпионата Кемеровской области по шахматам 2016 года. На указанном сайте также 03 декабря 2016 года было размещено официальное Положение о проведении данного соревнования. Согласно Положению о проведении чемпионата Кемеровской области по шахматам 2016 года (номер-код спортивной дисциплины №) чемпионат Кемеровской области по шахматам 2016 года организуется в соответствии с региональным календарным планом официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, проводимых на территории Кемеровской области в 2016 году (РКП №). Соревнование проводится по действующим Правилам вида спорта «шахматы», утверждённым приказом Министерства спорта Российской Федерации. При проведении соревнования действует Положение о спортивных санкциях в виде спорта «шахматы», утверждённое решением Наблюдательного Совета ООО «Российская шахматная федерация» от 25 января 2013 года. Целями и задачами проведения соревнования являются:
- популяризация и развитие шахматного спорта в Кемеровской области;
- повышение квалификации шахматистов Кемеровской области;
- определение чемпиона Кемеровской области 2016 года по шахматам.
Указанный чемпионат Кемеровской области включён в официальные соревнования по шахматам, включённые в региональный календарный план официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, проводимых на территории Кемеровской области в 2016 году. Региональный календарный план на 2016 год утверждён 25 декабря 2015 года начальником департамента молодёжной политики и спорта Кемеровской области.
Положение о проведении чемпионата Кемеровской области по шахматам 2016 года согласовано председателем комитета по спорту и молодёжной политике Киселёвского городского округа В.В.В. 28 ноября 2016 года и утверждено председателем федерации шахмат Кемеровской области М.П.Ивахиным 29 ноября 2016 года, начальником департамента молодёжной политики и спорта Кемеровской области А.А.П. 01 декабря 2016 года.
Кузнецов А.С. считает, что указанное Положение является незаконным и недействительным в части и подлежит отмене, так как оно противоречит законодательству Российской Федерации и решениям ООО «Российская шахматная федерация», нарушает его права и законные интересы, приводит к нарушению порядка выявления победителя соревнования и приводит к незаконному адресованному ему отказу в участии в данном соревновании, по следующим основаниям.
Статья 116 Положения о спортивных санкциях в виде спорта «шахматы», утверждённого решением Наблюдательного Совета ООО «Российская шахматная федерация» от 25 января 2013 года (протокол № 4) гласит, что утверждение организатором спортивного соревнования положения (регламента) о спортивном соревновании, противоречащего Федеральному закону «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и (или) Правилам вида спорта «шахматы» полностью или в части, повлекшее нарушение порядка выявления победителя соревнования или незаконный отказ в участии в соревновании, а равно исключение из состава участников соревнований – влечёт наложение спортивного штрафа в размере от 30000 до 50000 рублей либо лишение специального права, предоставленного физическому или юридическому лицу, сроком до двух лет.
Жалоба (обращение) в рамках Положения о спортивных санкциях в виде спорта «шахматы» Кузнецовым А.С. подана, но так как орган, рассматривающий данную жалобу находится в г. Москве, рассмотреть данную жалобу до начала шахматного соревнования не представляется возможным. К тому же обжалуемое Положение о проведении чемпионата Кемеровской области, в нарушение установленных сроков (50 календарных дней), было утверждено начальником департамента молодёжной политики и спорта Кемеровской области А.А.П. только 01 декабря 2016 года, а официально обнародовано 03 декабря 2016 года. В любом случае в силу Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита нарушенных прав и законных интересов.
Согласно Федеральному закону «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04 декабря 2007 года № 329-ФЗ настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта в Российской Федерации, определяет основные принципы законодательства о физической культуре и спорте.
На основании пункта 6.1 статьи 2 указанного Федерального закона региональная спортивная федерация – региональная общественная организация, являющаяся членом общероссийской спортивной федерации, или структурное подразделение (региональное отделение) общероссийской спортивной федерации, которые получили государственную аккредитацию и целями которых являются развитие одного или нескольких видов спорта на территории субъекта Российской Федерации, их пропаганда, организация, проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов – членов спортивных сборных команд субъекта Российской Федерации.
Пункт 7.3 этой же статьи гласит, что организатор спортивного соревнования – юридическое лицо, которое утверждает положение (регламент) спортивного соревнования, определяет условия и календарный план его проведения, условия допуска к участию в спортивном соревновании, порядок выявления лучшего участника или лучших участников, порядок организационного и иного обеспечения спортивного соревнования, обеспечивает финансирование спортивного соревнования в утверждённом им порядке, а также осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом. Согласно пункту 22 спортсмен – физическое лицо, занимающееся выбранным видом или видами спорта и выступающее на спортивных соревнованиях. В соответствии с пунктом 23 спортсмен высокого класса – спортсмен, имеющий спортивное звание и выступающий на спортивных соревнованиях в целях достижения высоких спортивных результатов.
Административный истец Кузнецов А.С. указывает, что в связи с тем, что он с <данные изъяты> года имеет официальное международное почётное звание «<данные изъяты>» и выступает на спортивных соревнованиях в целях достижения высоких спортивных результатов, то является спортсменом (шахматистом) высокого класса.
Статья 4 Федерального закона № 329-ФЗ от 04 декабря 2007 года устанавливает, что законодательство о физической культуре и спорте основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношение в области физической культуры и спорта, не могут противоречить настоящему Федеральному закону.
Статья 8 того же Закона определяет полномочия субъекта Российской Федерации в области физической культуры и спорта. Так, согласно пункту 3 данной статьи к полномочиям субъекта Российской Федерации относятся:
- организация и проведение региональных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий и межмуниципальных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, а именно:
а) установление порядка проведения региональных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий и межмуниципальных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий на территориях субъектов Российской Федерации;
б) утверждение и реализация календарных планов официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъектов Российской Федерации, в том числе включающих в себя физкультурные мероприятия и спортивные мероприятия по реализации комплекса ГТО.
Пункт 2 статьи 24 Федерального закона Российской Федерации № 329-ФЗ от 04 декабря 2007 года «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» устанавливает право спортсмена на участие в спортивных соревнованиях по выбранным видам спорта в порядке, установленном правилами этих видов спорта и положениями (регламентами) о спортивных соревнованиях.
При этом положения (регламенты) о спортивных соревнованиях не должны противоречить установленным требованиям законодательства Российской Федерации и здравому смыслу.
Так, согласно Положению о проведении чемпионата Кемеровской области по шахматам 2016 года данное соревнование проводится в несколько этапов, так как в Положении указано, что к участию в соревновании допускаются, в том числе, призёры высшей лиги чемпионата области 2016 года, занявшие 1-3 место. При этом само обжалуемое Положение утверждено 01 декабря 2016 года, а обнародовано 03 декабря 2016 года. Неизвестно, когда и где и на каких условиях проводилась высшая лига чемпионата области, где Кузнецов А.С. мог бы участвовать.
В списках официальных соревнований по шахматам, включённых в региональный календарный план, утверждённый 25 декабря 2015 года П. А.А., под номером 32 значится чемпионат Кемеровской области по шахматам среди мужчин (высшая лига). Сроки проведения 8-14 октября 2016 года, г. Кемерово. Однако, само Положение о данном соревновании в открытых источниках административному истцу обнаружить не удалось, то есть оно не было официально обнародовано. В связи с чем Кузнецов А.С. оказался лишён возможности в нём участвовать.
Согласно Положению о соревновании, которое обжалует Кузнецов А.С., в случае отказа кого-нибудь из спортсменов, завоевавших право на участие, решение о замене принимает председатель федерации шахмат Кемеровской области.
Данный пункт Положения, по мнению административного истца, противоречит Конституции Российской Федерации, Федеральному закону «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», законам Кемеровской области, а также уставу федерации. Кроме того, данный пункт вступает в противоречие с Положением о спортивных санкциях в виде спорта «шахматы», утверждённым решением Наблюдательного Совета ООО «Российская шахматная федерация» от 25 января 2013 года. Данное право Ивахина М.П. позволяет ему единолично, произвольно и без объяснения причин, отказать неугодным ему шахматистам в праве на участие в соревновании, позволяет ему злоупотреблять своими правами, предоставляет возможности для коррупционных проявлений.
Кроме того, сам Ивахин М.П., как председатель федерации, организатором чемпионата Кемеровской области по шахматам не является. Организаторами являются департамент спорта Кемеровской области и федерация шахмат Кемеровской области. Также в федерации шахмат существует президиум, который и уполномочен принимать важные решения в работе.
Кузнецов А.С. обратился к Ивахину М.П. с просьбой принять его в число участников чемпионата Кемеровской области по шахматам, так из 12 шахматистов на соревнование приедут не больше 6 человек. Международные гроссмейстеры Кузбасса, имеющие безусловное право на участие, данный турнир игнорируют, в связи с низким призовым фондом. Кроме того, административный истец указал Ивахину М.П. на существенное нарушение сроков утверждения и обнародования Положения о турнире, что существенно нарушило его права, так как не позволило ему принять участие в отборочном соревновании. Положение о чемпионате области (высшая лига) нигде не было опубликовано. Ивахин М.П. на его официальную просьбу ответил отказом. Письменного отказа с указанием причин отказа не предоставляет.
На основании Закона Кемеровской области от 25 апреля 2008 года «О физической культуре и спорте» № 30-ОЗ (пункт 2 статья 8) порядок утверждения положений (регламентов) об официальных физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях, проводимых на территории Кемеровской области, требования к их содержанию устанавливаются органом исполнительной власти Кемеровской области, осуществляющим полномочия в области физической культуры и спорта.
Согласно Порядку проведения спортивных мероприятий в Кемеровской области обязательными документами для проведения мероприятий являются:
2.1.1. Положение (регламент) о мероприятии, составленное в соответствии с требованиями к их содержанию, утверждёнными департаментом;
2.1.2. Смета расходов на проведение мероприятия в рамках выделенных и согласованных объёмов финансирования и согласно размерам расходов на обеспечение проведения физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, утверждённых постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 25 сентября 2008 года № 412 «Об утверждении Порядка финансирования физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий»;
2.1.3. Списочный состав спортивных судей, принимающих участие в мероприятии;
2.2. Организаторы, указанные в пункте 1.3. настоящего Порядка, представляют в учреждение в соответствии с закреплёнными видами спорта документы, указанные в пункте 2.1. настоящего Порядка, не позднее чем за 50 календарных дней до начала соответствующего мероприятия;
2.3. Учреждение рассматривает представленные организаторами документы о мероприятиях в течение 10 календарных дней и направляет их в департамент не позднее чем за 40 календарных дней до начала соответствующего мероприятия;
2.4. По итогам проведения мероприятий организаторы представляют в департамент и учреждение в 10-дневный срок до дня окончания мероприятия:
2.4.1. отчёт главной судейской коллегии;
2.4.2. утверждённые протоколы мероприятия;
2.4.3. списочный состав спортивных судей, принимавших участие в мероприятии.
Вышеуказанный Порядок утверждён постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 14 июля 2015 года № 224 «Об утверждении Порядка проведения региональных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий на территории Кемеровской области», принят в соответствии с подпунктом «а» пункта 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от 04 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и пунктом 4-1 статьи 4 Закона Кемеровской области от 25 апреля 2008 года № 30-ОЗ «О физической культуре и спорте».
Кроме того, в соответствии с вышеуказанными положениями Законов Положение о проведении чемпионата Кемеровской области должно быть одно и утверждено, а также обнародовано заблаговременно до проведения всех отборочных этапов чемпионата Кемеровской области по шахматам, в том числе высшей лиги. Данное существенное нарушение лишило административного истца права на участие в отборочном соревновании (высшей лиге), лишило его права пройти отбор.
Как указывает в иске административный истец, в данном случае получается, что соревнование проводится в его <данные изъяты>, имеет статус лишь областного соревнования. Ранее он неоднократно являлся участником аналогичного соревнования (за исключением 2015 года). Кузнецов А.С. является <данные изъяты>, который принимает активное участие в соревнованиях и имеет международное спортивное звание, является многократным, в том числе действующим чемпионом города по шахматам, является неоднократным победителем и призёром областных российских и даже международных соревнований, а председатель федерации Ивахин М.П. из-за сложившихся к нему неприязненных отношений, связанных с активным отстаиванием позиции по некоторым принципиальным вопросам, уже второй год произвольно и незаконно, немотивированно, злоупотребляя своими полномочиями, лишает его права на участие в чемпионате Кемеровской области по шахматам. Местные чиновники его права как шахматиста не отстаивают и не борются за него. В прошлом году вместо 12 спортсменов в чемпионате Кемеровской области участвовало всего 6. Играть некому, а из-за личных обид Ивахин М.П. запрещает Кузнецову А.С. представлять <данные изъяты> город на чемпионате Кемеровской области.
В дальнейшем административный истец отказался от части заявленных требований, а именно от требований о признании отказа председателя федерации шахмат Кемеровской области Ивахина М.П. принять решение о замене в отношении Кузнецова А.С. вместо отказавшихся спортсменов незаконным, произвольным, необоснованным, немотивированным, а также принятым ненадлежащим органом (председателем федерации), а также об обязании организаторов соревнования – департамента молодёжной политики и спорта Кемеровской области, общественной организации «Федерация шахмат Кемеровской области» принять в отношении Кузнецова А.С. решение о замене вместо отказавшихся спортсменов. Данный отказ принят судом определением от 11 января 2017 года и производство по делу в указанной части прекращено.
Одновременно административный истец изменил оставшиеся требования, изложив их следующим образом. Просит признать незаконным и неправомерным действия организаторов спортивного мероприятия – департамента молодёжной политики и спорта Кемеровской области, общественной организации «Федерация шахмат Кемеровской области», связанные с утверждением и обнародованием Положения о проведении чемпионата Кемеровской области по шахматам 2016 года (номер – код спортивной дисциплины №) с существенным нарушением установленных сроков; признать незаконным и недействительным Положение о проведении чемпионата Кемеровской области по шахматам 2016 года (номер – код спортивной дисциплины №), утверждённое председателем федерации шахмат Кемеровской области Ивахиным М.П. и начальником департамента молодёжной политики и спорта Кемеровской области П. А.А., в части предоставления права председателю федерации шахмат Кемеровской области Ивахину М.П. единолично, произвольно, устно и без объяснения причин, без спортивных критериев, принимать решения о замене либо об отказе в замене другими спортсменами (шахматистами) в качестве участников чемпионата Кемеровской области по шахматам 2016 года вместо отказавшихся от участия спортсменов (шахматистов), завоевавших право на участие в чемпионате Кемеровской области по шахматам 2016 года; признать незаконным и недействительным Положение о проведении чемпионата Кемеровской области по шахматам 2016 года (номер – код спортивной дисциплины №), утверждённое председателем федерации шахмат Кемеровской области Ивахиным М.П. и начальником департамента молодёжной политики и спорта Кемеровской области П. А.А., в части отсутствия информации о времени и месте проведения чемпионата Кемеровской области по шахматам (высшая лига), как повлекшее незаконный и произвольный отказ Кузнецову А.С. в участии в соревновании и лишившее его возможности принять участие в отборочном соревновании.
Административный истец Кузнецов А.С. в судебном заседании исковые требования полностью поддержал, с учётом их изменений, по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика - департамента молодёжной политики и спорта Кемеровской области, Подберезина Н.П. в судебном заседании исковые требования Кузнецова А.С. не признала, ссылаясь на то, что в соответствии со статьёй 2 Федерального закона от 04 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» организатором спортивного соревнования является юридическое лицо, которое утверждает положение (регламент) спортивного соревнования, определяет условия и календарный план его проведения, условия допуска к участию в спортивном соревновании, порядок выявления лучшего участника или лучших участников, порядок организационного и иного обеспечения спортивного соревнования, обеспечивает финансирование спортивного соревнования в утверждённом им порядке, а также осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом. Спортивная федерация – это общественная организация, которая создана на основе членства и целями которой являются развитие одного или нескольких видов спорта, их пропаганда, организация, а также проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов – членов спортивных сборных команд. Спортивное соревнование – состязание (матч) среди спортсменов или команд спортсменов по различным видам спорта (спортивным дисциплинам) в целях выявления лучшего участника состязания (матча), проводимое по утверждённому его организатором положению (регламенту).
В соответствии с положениями указанного Закона к полномочиям организаторов соревнования относится утверждение правил допуска спортсменов к соревнованию. Само соревнование проводится согласно этому положению. То есть соревнование – чемпионат Кемеровской области по шахматам 2016 года, проводилось по утверждённому Положению, в котором условия проведения соревнования были определены организаторами.
В соответствии с частью 11 статьи 20 Федерального закона от 04 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорту в Кемеровской области» в случае, если организаторами физкультурного мероприятия или спортивного мероприятия являются несколько лиц, распределение прав и обязанностей между ними в отношении такого мероприятия осуществляется на основе договора и (или) положения (регламента) о таком мероприятии.
В соответствии с оспариваемым Положением (регламентом) в данном случае несколько организаторов чемпионата Кемеровской области по шахматам 2016 года, поэтому в Положении о чемпионате определено, что департамент молодёжной политики и спорта Кемеровской области осуществляет общее руководство, поскольку общественная организация «Федерация шахмат Кемеровской области» имеет право проводить спортивное мероприятие, то непосредственное проведение чемпионата возлагается на федерацию шахмат Кемеровской области, в связи с чем председатель федерации имеет право принимать решение о замене спортсменов, что также определено Положением.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 04 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» к полномочиям субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта относится: организация и проведение региональных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий и межмуниципальных официальных физкультурным мероприятий и спортивных мероприятий, а именно установление порядка проведения региональных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий и межмуниципальных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий на территориях субъектов Российской Федерации.
В соответствии с данными полномочиями постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 14 июля 2015 года № 224 утверждён Порядок проведения региональных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, межмуниципальных мероприятий и спортивных мероприятий, межмуниципальных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий на территории Кемеровской области.
Согласно указанному Порядку организаторами мероприятий могут являться: департамент молодёжной политики и спорта Кемеровской области; физкультурно – спортивные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Кемеровской области; региональные спортивные федерации, прошедшие государственную аккредитацию департаментом; юридические и физические лица, по инициативе которых проводятся мероприятия; государственные учреждения Кемеровской области в сфере физической культуры и спорта, за которыми закреплены виды спорта в соответствии с приказом департамента.
Организация и проведение мероприятий осуществляется в соответствии с положением (регламентом) о мероприятии.
В пункте 2 указанного Порядка определён порядок проведения мероприятий, согласно которому обязательными документами для проведения мероприятий являются: положение (регламент) о мероприятии, составленное в соответствии с требованиями к их содержанию, утверждёнными департаментом; смета расходов на проведение мероприятия в рамках выделенных и согласованных объёмов финансирования и согласно размерам расходов на обеспечение проведения физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, утверждённым постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 25 сентября 2008 года № 412 «Об утверждении Порядка финансирования физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий»; списочный состав спортивных судей, принимающих участие в мероприятии.
Организаторы спортивного мероприятия представляют в учреждение в соответствии с закреплёнными видами спорта указанные документы. Учреждения – это государственные учреждения Кемеровской области в сфере физической культуры и спорта, за которыми закреплены виды спорта в соответствии с приказом департамента. На данный момент в виде спорта шахматы – это ГУДО «СДЮСШОР по шахматам».
Заинтересованные организации должны предоставить в учреждение документы: положение, смету расходов на проведение мероприятия, списочный состав спортивных судей. Эти документы в учреждение должны быть предоставлены не позднее чем за 50 календарных дней до начала проведения мероприятия. Учреждение рассматривает представленные документы в течение 10 календарных дней и направляет их в департамент не позднее чем за 40 календарных дней до начала соответствующих мероприятий. Если департаментом положение утверждено, значит все эти сроки были соблюдены, значит в департамент Положение поступило в соответствии с указанным выше Порядком.
В соответствии с частью 6 статьи 20 Федерального закона от 04 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» организация и проведение физкультурного мероприятия или спортивного соревнования осуществляются в соответствии с положением (регламентом) о таком физкультурном мероприятии или таком спортивном соревновании, утверждаемым его организаторами.
В соответствии с частью 8 той же статьи порядок утверждения положений (регламентов) об официальных физкультурных мероприятиях и спортивных соревнованиях субъекта Российской Федерации, требования к их содержанию устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области физической культуры и спорта, каковым является департамент молодёжной политики и спорта Кемеровской области.
На основании этого департаментом утверждён приказ № 484 от 10 апреля 2012 года «О порядке утверждения положений (регламентов) об официальных физкультурных мероприятиях и спортивных соревнованиях, проводимых на территории Кемеровской области, и требования к их содержанию». Данный приказ проходил правовую экспертизу согласно постановлению № 484 в органах прокуратуры. В данном приказе указано, что положение составляется полностью на каждое официальное мероприятие, кто является организаторами, какие пункты должно содержать само положение (регламент) для того, чтобы оно было утверждено. Положение должно состоять из следующих разделов: общие положения (обоснование проведения соревнований, ссылки на решения и документы, являющиеся основанием для проведения соревнований и иные решения); цели и задачи проведения соревнований; сроки и место проведения соревнований обязательно указываются в положении; руководство проведением соревнований (указываются организаторы соревнований, перечисляются организации, непосредственно отвечающие за подготовку и проведение соревнований, главный спортивный судья и т.д.); требования к участникам и условия их допуска, которые устанавливает организатор спортивных соревнований (в рассматриваемом Положении требования к допуску участников чётко определены, это полномочия организаторов); обеспечение безопасности участников и зрителей; страхование участников; определение победителей; награждение; финансовые условия и заявки на участие, если они необходимы (указываются условия подачи заявок).
Каждое положение, утверждённое департаментом молодёжной политики и спорта Кемеровской области, соответствует требованиям.
Также в этом Порядке прописан порядок согласования и утверждения положения. Так, согласно пункту 3.2. согласованное положение представляется организаторами соревнований для рассмотрения в департамент молодёжной политики и спорта Кемеровской области не менее чем за 40 календарных дней до начала соревнований. Положение утверждается руководителем спортивной федерации, начальником департамента.
Нигде, ни в законодательстве, ни в нормативных документах нет регламентированного срока, до какого момента это положение должно быть утверждено. В приказе департамента это положение звучит так, что департамент молодёжной политики и спорта Кемеровской области до дня официального начала соревнований рассматривает и принимает решение об утверждении либо об отказе в утверждении данного положения. То есть чемпионат Кемеровской области по шахматам 2016 года проходил 15-21 декабря 2016 года, 01 декабря 2016 года Положение о нём было утверждено департаментом. Где и как должно быть опубликовано Положение о соревнованиях, законодательством не регламентировано. Однако, вид спорта – шахматы, закреплён в Кемеровской области за ГУДО «СДЮСШОР по шахматам» и на его сайте размещаются все положения официальных спортивных соревнований, согласно календарному плану, который утверждается на следующий год в предыдущем и размещается на сайте департамента молодёжной политики и спорта Кемеровской области, где с ним можно ознакомиться.
Кроме этого также отметила, что областное соревнование по шахматам (высшая лига), проходившее в г. Кемерово в октябре 2016 года, не является отборочным туром для чемпионата Кемеровской области по шахматам 2016 года, проходившего в декабре 2016 года в г. Киселёвске, оба эти соревнования являются абсолютно самостоятельными спортивными мероприятиями, в связи с чем для каждого соревнования разработано и утверждено своё Положение. При этом в разделе 5 Положения о проведении чемпионата Кемеровской области по шахматам 2016 года указаны условия допуска спортсменов к участию в данном соревновании, определённые его организаторами, одним из таких условий указано, что к участию в соревновании допускаются, в том числе, призёры высшей лиги чемпионата области 2016 года, занявшие 1-3 места.
На основании изложенного просит отказать Кузнецову А.С. в удовлетворении административного иска в полном объёме.
Представитель административного ответчика – общественная организация «Федерация шахмат Кемеровской области», он же административный ответчик председатель общественной организации «Федерация шахмат Кемеровской области» Ивахин М.П. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что согласно Уставу ООО «Федерация шахмат Кемеровской области» он, как её председатель, без доверенности имеет право выступать от имени федерации, то есть решать все вопросы, и также без доверенности имеет право выступать от имени Президиума шахматной федерации. То есть в данном случае, являясь председателем федерации, он принимал решение не как частное лицо, а как председатель федерации от её имени о замене спортсменов, тем более, что все критерии участников были чётко разработаны, согласованы и утверждены департаментом молодёжной политики и спорта Кемеровской области. Главная цель федерации была, чтобы в чемпионате Кемеровской области по шахматам 2016 года участвовали сильнейшие спортсмены, и эта цель была достигнута. Решение о замене спортсменов вместо отказавшихся шахматистов для участия в чемпионате он также принимал не единолично, а советовался с тренерским составом, гроссмейстерами, главным судьёй соревнований, а также с членами Президиума федерации шахмат. Данное решение было принято им как председателем федерации шахмат области и оформлено надлежащим образом. Отбор участников для чемпионата это прерогатива федерации шахмат Кемеровской области, закреплённая Положением о чемпионате, делегированная департаментом молодёжной политики и спорта Кемеровской области.
От участников соревнования, которые имеют право в нём участвовать согласно Положению, никаких нареканий не было. Более того, как только Положение о чемпионате было подписано, спортсмены, которые имели право на участие в нём, были проинформированы о возможности их участия в соревновании. Истец, согласно критериям, содержащимся в Положении, в число участников чемпионата области не подходил.
В данном случае истец не обязательно должен был участвовать в областном соревновании высшая лига в октябре 2016 года, которое не имеет статус отборочного турнира, а мог стать международным гроссмейстером и также получил бы право на участие в чемпионате Кемеровской области по шахматам 2016 года.
На сайте департамента молодёжной политики и спорта Кемеровской области каждый год на очередной год публикуется календарный план официальных спортивных мероприятий области, в котором на 2016 год под номером 32 указан чемпионат Кемеровской области по шахматам среди мужчин (высшая лига), срок проведения которого 8 – 14 октября 2016 года, г. Кемерово, о чём Кузнецов А.С. был осведомлён. Кроме этого, ГУДО «СДЮСШОР по шахматам» публикует на своём официальном сайте календарь именно шахматных мероприятий. Положение о высшей лиге было размещено на сайте именно областной шахматной школы заранее, за месяц до начала соревнования. Если бы Кузнецов А.С. желал принять участие в указанном соревновании, он мог бы уточнить место, время проведения мероприятия, задать другие интересующие его вопросы, позвонив по телефону в департамент молодёжной политики и спорта Кемеровской области, в областную шахматную школу либо в федерацию. Извещать о предстоящих соревнованиях каждого жителя области федерация шахмат возможности не имеет.
Никаким нормативно – правовым актом не предусмотрена процедура обнародования Положений о проведении соревнований. Согласно Порядку проведения спортивных мероприятий в Кемеровской области данный документ (Положение о соревновании) должен быть в наличии и пройти процедуру представления от организаторов в учреждении в соответствии с закреплёнными видами спорта и направления от организации в департамент. Никакого обнародования не предусмотрено.
Учитывая изложенное, просит суд отказать Кузнецову А.С. в удовлетворении заявленных им требований.
В судебном заседании также были допрошены другие представители ответчика – департамента молодёжной политики и спорта Кемеровской области – Ратушный В.А. и Скворцов Ю.П., однако показания указанных лиц не могут быть взяты судом в основу принимаемого решения, поскольку не являются допустимым доказательством по делу в связи с тем, что данные лица не соответствуют требованиям, предъявляемым к представителям частью 1 статьи 55 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Заинтересованное лицо – Министерство спорта Российской Федерации, о судебном заседании извещено надлежащим образом посредством направления извещения о дате и времени рассмотрения дела по электронной почте, в судебное заседание не явился, возражений по административному иску не представил.
Заинтересованное лицо – общероссийская общественная организация «Российская шахматная федерация», представителя для участия в судебном разбирательстве не направило, о времени и месте судебного заседание уведомлено надлежащим образом путём направления сообщения по электронной почте, согласно направленному в адрес суда заявлению просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя (л.д. 37).
Выслушав участников процесса, заслушав мнение прокурора, полагавшего, что в удовлетворении административного иска следует отказать, исследовав письменные материалы дела, суд считает заявленные требования Кузнецова А.С. необоснованными и неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Статьёй 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что законность и справедливость при рассмотрении и разрешении судами административных дел обеспечиваются соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, а также получением гражданами и организациями судебной защиты путём восстановления их нарушенных прав и свобод.
Частью 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределённого круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:
- указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
- подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределённого круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
- подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершённых органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделёнными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими, а также по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, создаются препятствия к осуществлению их прав, свобод и законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьёй 2 Федерального закона от 04 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» региональная спортивная федерация - региональная общественная организация, являющаяся членом общероссийской спортивной федерации (далее - региональная общественная организация), или структурное подразделение (региональное отделение) общероссийской спортивной федерации, которые получили государственную аккредитацию и целями которых являются развитие одного или нескольких видов спорта на территории субъекта Российской Федерации, их пропаганда, организация, проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов - членов спортивных сборных команд субъекта Российской Федерации;
организатор спортивного соревнования - юридическое лицо, которое утверждает положение (регламент) спортивного соревнования, определяет условия и календарный план его проведения, условия допуска к участию в спортивном соревновании, порядок выявления лучшего участника или лучших участников, порядок организационного и иного обеспечения спортивного соревнования, обеспечивает финансирование спортивного соревнования в утверждённом им порядке, а также осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом;
официальные физкультурные мероприятия и спортивные мероприятия - физкультурные мероприятия и спортивные мероприятия, включённые в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, календарные планы физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
спортивная федерация - общественная организация, которая создана на основе членства и целями которой являются развитие одного или нескольких видов спорта, их пропаганда, организация, а также проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов - членов спортивных сборных команд;
спортивным соревнованием считается – состязание (матч) среди спортсменов или команд спортсменов по различным видам спорта (спортивным дисциплинам) в целях выявления лучшего участника состязания (матча), проводимое по утверждённому его организатором положению (регламенту).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 04 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» законодательство о физической культуре и спорте основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
В силу положений части 1 статьи 8 того же Закона к полномочиям субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта относятся, в том числе организация и проведение региональных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий и межмуниципальных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, а именно:
а) установление порядка проведения региональных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий и межмуниципальных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий на территориях субъектов Российской Федерации;
б) утверждение и реализация календарных планов официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъектов Российской Федерации, в том числе включающих в себя физкультурные мероприятия и спортивные мероприятия по реализации комплекса ГТО;
в) содействие обеспечению общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий на территориях субъектов Российской Федерации;
г) информационное обеспечение региональных и межмуниципальных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий.
Согласно статье 16.1 указанного Закона региональные спортивные федерации вправе, в частности: организовывать и проводить, в том числе совместно с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, чемпионаты, первенства и кубки субъекта Российской Федерации по соответствующему виду спорта, разрабатывать и утверждать положения (регламенты) о таких соревнованиях, наделять статусом чемпионов, победителей первенств, обладателей кубков субъекта Российской Федерации; организовывать и проводить региональные и межмуниципальные официальные спортивные мероприятия по соответствующим видам спорта; осуществлять иные права в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Региональные спортивные федерации обязаны, в том числе: во взаимодействии с иными субъектами физической культуры и спорта обеспечивать развитие соответствующих видов спорта в субъекте Российской Федерации в соответствии с программами развития соответствующих видов спорта в субъекте Российской Федерации; осуществлять подготовку и формирование спортивных сборных команд субъекта Российской Федерации по соответствующим видам спорта и направлять их для участия в межрегиональных и во всероссийских спортивных соревнованиях; участвовать в формировании и реализации календарного плана физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъекта Российской Федерации, в том числе организовывать и (или) проводить ежегодно чемпионаты, первенства и (или) кубки субъекта Российской Федерации по соответствующему виду спорта; организовывать и (или) проводить ежегодно региональные и межмуниципальные спортивные соревнования по развиваемым виду и видам спорта; исполнять иные обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и со своими уставами.
Частью 1 статьи 20 того же Закона установлено, что организаторы физкультурных мероприятий или спортивных мероприятий определяют условия их проведения.
Согласно частям 6 и 8 статьи 20 данного Федерального закона организация и проведение физкультурного мероприятия или спортивного соревнования осуществляются в соответствии с положением (регламентом) о таком физкультурном мероприятии или таком спортивном соревновании, утверждённым его организаторами.
Порядок утверждения положений (регламентов) об официальных физкультурных мероприятиях и спортивных соревнованиях субъекта Российской Федерации, требования к их содержанию устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области физической культуры и спорта.
Пунктом 2 части 1 статьи 24 Федерального закона от 04 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» определено, что спортсмены имеют право на участие в спортивных соревнованиях по выбранным видам спорта в порядке, установленном правилами этих видов спорта и положениями (регламентами) о спортивных соревнованиях.
В соответствии со статьёй 8 Закона Кемеровской области от 25 апреля 2008 года № 30-ОЗ «О физической культуре и спорте» видами официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий являются чемпионаты, первенства, кубки, комплексные спортивно-массовые мероприятия, физкультурные мероприятия и спортивные мероприятия по реализации комплекса ГТО, а также иные мероприятия, включённые в региональный календарный план официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, проводимых на территории Кемеровской области.
Порядок утверждения положений (регламентов) об официальных физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях, проводимых на территории Кемеровской области, требования к их содержанию устанавливаются органом исполнительной власти Кемеровской области, осуществляющим полномочия в области физической культуры и спорта.
С целью реализации указанных полномочий постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 14 июля 2015 года № 224 утверждён Порядок проведения региональных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, межмуниципальных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий на территории Кемеровской области, а приказом департамента молодёжной политики и спорта Кемеровской области № 484 от 10 апреля 2012 года утверждён Порядок утверждения положений (регламентов) об официальных физкультурных мероприятиях и спортивных соревнованиях, проводимых на территории Кемеровской области, и требования к их содержанию.
Согласно Порядку проведения региональных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, межмуниципальных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий на территории Кемеровской области организаторами мероприятий являются: департамент молодежной политики и спорта Кемеровской области; физкультурно – спортивные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Кемеровской области; региональные спортивные федерации, прошедшие государственную аккредитацию департаментом; юридические или физические лица, по инициативе которых проводятся мероприятия; государственные учреждения Кемеровской области в сфере физической культуры и спорта, за которыми закреплены виды спорта в соответствии с приказом департамента (пункт 1.3. Порядка).
Организация и проведение мероприятий осуществляются в соответствии с положением (регламентом) о мероприятии (пункт 1.4.).
В ходе судебного разбирательства установлено, что в соответствии с региональным календарным планом официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, проводимых на территории Кемеровской области в 2016 году, в период с 08 по 14 октября 2016 года в г. Кемерово проходили областные соревнования (шахматы) (высшая лига), а в декабре 2016 года в г. Киселёвске проходил чемпионат Кемеровской области (шахматы) (л.д. 12-18). Для каждого соревнования составлено и утверждено соответствующее Положение.
Согласно пункту 1.5. Порядка утверждения положений (регламентов) об официальных физкультурных мероприятиях и спортивных соревнованиях, проводимых на территории Кемеровской области, и требований к их содержанию, утверждённого приказом департамента молодёжной политики и спорта Кемеровской области № 484 от 10 апреля 2012 года, положение составляется отдельно на каждое официальное соревнование.
Так, Положение о проведении областного соревнования по шахматам (высшая лига чемпионата Кемеровской области по шахматам 2016 года) утверждено председателем федерации шахмат Кемеровской области М.П.Ивахиным 19 сентября 2016 года и начальником департамента молодёжной политики и спорта Кемеровской области А.А.П. 22 сентября 2016 года. Указанное Положение размещено на официальном сайте Кемеровской областной шахматной школы 19 сентября 2016 года в 11 часов 40 минут, что подтверждается выпиской с сайта.
Положение о проведении чемпионата Кемеровской области по шахматам 2016 года утверждено председателем федерации шахмат Кемеровской области М.П.Ивахиным 28 ноября 2016 года и начальником департамента молодёжной политики и спорта Кемеровской области А.А.П. 01 декабря 2016 года. Данное Положение размещено на официальном сайте Кемеровской областной шахматной школы 02 декабря 2016 года в 12 часов 22 минуты, о чём свидетельствует представленная в материалы дела выписка с сайта ГУДО «СДЮСШОР по шахматам».
В соответствии с пунктом 1.6. Порядка, утверждённого приказом № 484 от 10 апреля 2012 года, для соревнований, имеющих отборочную и финальную стадии их проведения, или проводящихся в несколько этапов, составляется одно Положение.
Однако, ни в региональном календарном плане официальных спортивных мероприятий, проводимых в Кемеровской области в 2016 году, ни в Положениях о соревнованиях, нет указания на то обстоятельство, что областное соревнование по шахматам (высшая лига) является отборочным туром участников для чемпионата Кемеровской области по шахматам 2016 года, равно как и отсутствует указание на поэтапное проведение чемпионата Кемеровской области по шахматам в 2016 году. На то обстоятельство, что высшая лига не являлась отборочным соревнованием чемпионата Кемеровской области по шахматам 2016 года, также указывают изложенные в Положении о чемпионате Кемеровской области по шахматам 2016 года критерии отбора участников соревнования, среди которых не только победители высшей лиги, занявшие 1-3 места, но и призёры иных шахматных соревнований, а также международные гроссмейстеры. Соответственно, на каждое соревнование, вопреки доводам административного истца, должно было быть составлено отдельное Положение об их проведении, что и было сделано организаторами спортивных мероприятий.
В соответствии с пунктом 2 Порядка проведения региональных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий…, утверждённого постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 14 июля 2015 года № 224, обязательными документами для проведения мероприятий являются:
- положение (регламент) о мероприятии, составленное в соответствии с требованиями к их содержанию, утверждёнными департаментом;
- смета расходов на проведение мероприятия в рамках выделенных и согласованных объёмов финансирования и согласно размерам расходов на обеспечение проведения физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, утверждённым постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 25 сентября 2008 года № 412 «Об утверждении Порядка финансирования физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий»;
- списочный состав спортивных судей, принимающих участие в мероприятии (пункт 2.1.).
Организаторы, указанные в пункте 1.3. настоящего Порядка, представляют в учреждение в соответствии с закреплёнными видами спорта документы, указанные в пункте 2.1. настоящего Порядка, не позднее чем за 50 календарных дней до начала соответствующего мероприятия.
Учреждение рассматривает представленные организаторами документы о мероприятиях в течение 10 календарных дней и направляет их в департамент не позднее чем за 40 календарных дней до начала соответствующего мероприятия.
Аналогичное положение содержится и в пункте 3.2. Порядка утверждения положений (регламентов)…, утверждённого приказом департамента молодёжной политики и спорта Кемеровской области № 484 от 10 апреля 2012 года.
При этом суд считает необходимым отметить, что согласование Положения с нарушением указанных сроков не влечёт его незаконность и недействительность.
В соответствии с пунктом 3.3. указанного Порядка (приказ № 484 от 10 апреля 2012 года) положение утверждается:
- руководителем спортивной федерации;
- начальником департамента молодёжной политики и спорта Кемеровской области (лицом, исполняющим его обязанности).
Департамент молодёжной политики и спорта Кемеровской области до дня официального начала соревнований рассматривает и принимает решение об утверждении или об отказе в утверждении данного положения (пункт 3.4. приложения к приказу департамента молодёжной политики и спорта Кемеровской области № 484 от 10 апреля 2012 года).
Утверждение Положения о проведении областного соревнования по шахматам (высшая лига) председателем федерации шахмат Кемеровской области 19 сентября 2016 года и начальником департамента молодёжной политики и спорта Кемеровской области 22 сентября 2016 года, а также утверждение Положения о проведении чемпионата Кемеровской области по шахматам 2016 года 28 ноября 2016 года и 01 декабря 2016 года соответственно, в данном случае не могло и не повлекло нарушение прав и законных интересов административного истца, поскольку указанные Положения заблаговременно (до дня официального начала соревнований) утверждены начальником департамента молодёжной политики и спорта Кемеровской области. Кроме того, оба Положения были опубликованы на официальном сайте ГУДО «СДЮСШОР по шахматам» (19 сентября 2016 года – начало соревнований 08 октября 2016 года, и 02 декабря 2016 года – начало соревнований 15 декабря 2016 года), несмотря на то, что ни действующим законодательством, ни иными нормативными актами не предусмотрено обязательное обнародование положений о проведении спортивных соревнований, не регламентирован порядок и сроки их опубликования.
Таким образом, незаконных и неправомерных действий организаторов спортивного мероприятия, связанных с утверждением и обнародованием Положения о проведении чемпионата Кемеровской области по шахматам 2016 года с нарушением установленных сроков, судом не установлено, в связи с чем оснований для удовлетворения требований Кузнецова А.С. в указанной части заявленных исковых требований, равно как и для признания по этим же основаниям указанного Положения незаконным и недействительным, у суда не имеется.
Согласно разделу 3 Положения о проведении чемпионата Кемеровской области по шахматам 2016 года (номер – код спортивной дисциплины №) соревнование проводится в городе Киселёвске по адресу: ул. Ленина, 40, Городской шашечно – шахматный клуб им. М.И.Чигорина, с 15 по 21 декабря 2016 года. День приезда – 15 декабря, мандатная комиссия и первый тур 16 декабря. Открытие турнира 16 декабря в 14-00 часов (л.д. 8).
В соответствии с разделом 5 Положения о проведении чемпионата Кемеровской области по шахматам 2016 года к участию в соревновании допускаются: международные гроссмейстеры Кузбасса; победитель первенства области среди юношей до 19-ти лет; призёры высшей лиги чемпионата 2016 года, занявшие 1-3 место; призёры суперфинала 2015 года. Все участники соревнования обязаны подтвердить своё участие до 10 декабря 2016 года (л.д. 9).
Разделом 5 Положения о проведении чемпионата Кемеровской области по шахматам 2016 года также предусмотрено, что принятие решения о замене в случае отказа кого-нибудь из спортсменов, завоевавших право на участие, другим лицом, является исключительной компетенцией председателя федерации шахмат Кемеровской области (л.д. 9), которым является Ивахин М.П.
В соответствии Уставом общественной организации «Федерация шахмат Кемеровской области», утверждённым решением конференции протокол № 1 от 14 декабря 2010 года (л.д. 87-92), органами федерации являются:
- конференция;
- президиум;
- председатель;
- ревизионная комиссия.
Согласно пункту 6.4. Устава председатель федерации входит в состав президиума по должности, а также руководит его работой; без доверенности действует от имени федерации; представляет интересы федерации в отношениях с государственными, общественными и иными организациями, физическими лицами, а также в международных связях; осуществляет иные полномочия.
В силу части 11 статьи 20 Федерального закона от 04 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» в случае, если организаторами физкультурного мероприятия или спортивного мероприятия являются несколько лиц, распределение прав и обязанностей между ними в отношении такого мероприятия осуществляется на основе договора и (или) положения (регламента) о таком мероприятии.
Как усматривается из раздела 4 Положения о проведении чемпионата Кемеровской области по шахматам 2016 года, общее руководство проведением соревнования осуществляет департамент молодёжной политики и спорта Кемеровской области и федерация шахмат Кемеровской области (л.д. 9).
Поскольку организаторами чемпионата Кемеровской области по шахматам 2016 года являются несколько лиц, учитывая положения части 11 статьи 20 Федерального закона от 04 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», руководителю одного из организаторов соревнования (председателю федерации шахмат Кемеровской области) делегированы полномочия по принятию решения о замене отказавшихся от участия в чемпионате спортсменов, что не противоречит Уставу общественной организации.
Данным Положением также определены требования к участникам соревнований и условия их допуска к участию в чемпионате Кемеровской области по шахматам 2016 года, что является прерогативой организаторов соревнования и не противоречит действующему законодательству и иным актам, регулирующим правоотношения в сфере организации и проведения спортивных мероприятий на территории Кемеровской области.
При этом следует отметить, что суд соглашается с ответчиком о законном не включении истца Кузнецова А.С. в соревнования – чемпионат Кемеровской области по шахматам 2016 года, в связи с несоответствием предъявляемым к участникам соревнований требованиям допуска, что также было установлено решением Киселёвского городского суда Кемеровской области от 16 декабря 2016 года, вступившим в законную силу, которым Кузнецову А.С. отказано в удовлетворении требований о включении в число участников чемпионата.
При указанных обстоятельствах, поскольку нарушений прав и законных интересов административного истца при возникших правоотношениях суд не находит, в удовлетворении исковых требований Кузнецова А.С., по мнению суда, надлежит отказать в полном объёме.
Руководствуясь статьями 178 – 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административных исковых требований Кузнецова А.С. о признании незаконными и неправомерными действий организаторов спортивного мероприятия – департамента молодёжной политики и спорта Кемеровской области и общественной организации «Федерация шахмат Кемеровской области», связанных с утверждением и обнародованием Положения о проведении чемпионата Кемеровской области по шахматам 2016 года (номер – код спортивной дисциплины №) с существенным нарушением установленных сроков; о признании незаконным и недействительным Положения о проведении чемпионата Кемеровской области по шахматам 2016 года (номер – код спортивной дисциплины №), утверждённого председателем федерации шахмат Кемеровской области Ивахиным М.П. и начальником департамента молодёжной политики и спорта Кемеровской области П. А.А., в части предоставления права председателю федерации шахмат Кемеровской области Ивахину М.П. единолично принимать решения о замене либо об отказе в замене другими спортсменами (шахматистами) в качестве участников чемпионата Кемеровской области по шахматам 2016 года вместо отказавшихся от участия спортсменов (шахматистов), завоевавших право на участие в чемпионате Кемеровской области по шахматам 2016 года и о признании незаконным и недействительным Положения о проведении чемпионата Кемеровской области по шахматам 2016 года (номер – код спортивной дисциплины №), утверждённого председателем федерации шахмат Кемеровской области Ивахиным М.П. и начальником департамента молодёжной политики и спорта Кемеровской области П. А.А., в части отсутствия информации о времени и месте проведения чемпионата Кемеровской области по шахматам (высшая лига), как повлекшее незаконный и произвольный отказ Кузнецову А.С. в участии в соревновании и лишившее его возможности принять участие в отборочном соревновании, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционной порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 07 февраля 2017 года.
Председательствующий: Т.Ю.Смирнова
Решение в законную силу не вступило
В случае обжалования судебного решения сведения об обжаловании и результатах обжалования будут размещены в сети «Интернет» в установленном порядке