ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-131/2018 от 11.05.2018 Белогорского городского суда (Амурская область)

Дело № 2а - 131/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ<адрес>

Белогорский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего Голятиной Е.А.,

при секретаре Теслёнок Т.В.,

с участием:

представителя административного истца – помощника прокурора <адрес>Попова К.В.,

представителя административного ответчика – Администрации <адрес>ФИО1, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя заинтересованного лица – ООО «УК «Перспектива» ФИО2, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя заинтересованного лица - ПАО «Дальневосточная энергетическая компания» ФИО3, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределённого круга лиц к Администрации <адрес> об обязании обратиться в регистрирующие органы с заявлением о постановке на учёт в качестве бесхозяйной недвижимой вещи объекта недвижимого имущества сетей электроснабжения,

установил:

Прокурор <адрес> обратился в суд с настоящим иском, указав, что прокуратурой <адрес> проведена проверка по обращению ООО «УК «Перспектива» по вопросу бесхозяйных электрических сетей, присоединенных к трансформаторной подстанции ТП-243 до внешних границ многоквартирного <адрес>. По результатам проверки установлено, что в управлении ООО «УК «Перспектива» находятся многоквартирные дома, расположенные по адресам: <адрес>, которые присоединены к трансформаторной подстанции 10/0,4 кВ , расположенной по адресу: <адрес> Вследствие отсутствия акта разграничения границ балансовой и эксплуатационной ответственности на воздушную линию электропередач от ТП 10/0,4 кВ до многоквартирных домов № <адрес> по <адрес> данный участок сети является бесхозяйным. По сообщению МКУ «Комитет имущественных отношений Администрации <адрес>» указанные сети не являются муниципальной собственностью, в реестр муниципальной собственности не включены. Таким образом, собственник электрических сетей, расположенных от ТП 10/0,4 кВ до многоквартирных домов № <адрес> по <адрес> не определен, в результате чего данные сети не содержаться и не обслуживаются, что приводит к аварийным сбоям (порывам на указанном участке электрической сети). По факту выявленных нарушений гражданского законодательства прокурором <адрес> главе муниципального образования <адрес>ФИО4ДД.ММ.ГГГГ внесено представление. По результатам рассмотрения представления и.о. председателя комитета имущественных отношений Администрации <адрес>ФИО5 направлен ответ о необходимости подготовки технической документации на объекты электросетевого хозяйства, расположенные по адресу: от ТП 10/0,4 кВ до многоквартирных домов <адрес>, в связи с отсутствием финансирования на изготовление технической документации постановка на учет бесхозяйного объекта электросетевого хозяйства не представляется возможным, в связи с отсутствием лимитов основных средств. Просит обязать Администрацию <адрес> обратиться в регистрирующие органы с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи объекта недвижимого имущества – сети электроснабжения, расположенные от ТП 10/0,4 кВ <адрес> до внешней границы многоквартирных домов <адрес> обязать Администрацию <адрес> передать бесхозяйные сети электроснабжения, расположенные от ТП 10/0,4 кВ <адрес> до внешней границы многоквартирных домов <адрес> на обслуживание гарантирующей организации.

ДД.ММ.ГГГГг. от представителя административного истца поступило ходатайство об уточнении исковых требований, в которых просит обязать Администрацию <адрес> обратиться в регистрирующие органы с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи объекта недвижимого имущества – сети электроснабжения, расположенные от ТП 10/0,4 кВ <адрес> до внешней границы многоквартирных домов № <адрес> <адрес>.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены МКУ «Комитет имущественных отношений Администрации <адрес>», МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации <адрес>», ПАО «Дальневосточная энергетическая компания», АО «Дальневосточная распределительная сетевая компания», ИП ФИО6, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, ФИО7.

В судебном заседании административный истец пом. прокурора <адрес> поддержал заявленные требования в полном объеме, по основаниям изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика ФИО1 возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам отзыва. В письменном отзыве представитель административного ответчика указал, что решением Белогорского городского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ создано МКУ «Управление ЖКХ Администрации <адрес>» для осуществления деятельности в сфере управления жилищно-коммунальным хозяйством МО <адрес>, которое является структурным подразделением Администрации <адрес>, наделенным правом юридического лица. В соответствии с указанным положением, основными целями Учреждения являются, в том числе, организация в границах населенного городского округа электро-, тепло-, газо-, водоснабжение населения, водоотведения, снабжения населения топливом. Таким образом. Уполномоченным органом по решению вопросов электроснабжения на территории муниципального образования <адрес>, является МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации <адрес>». Также Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ создано МКУ «Комитет имущественных отношений Администрации <адрес>», этим же постановлением утверждено Положение о данном учреждении. Данное Учреждение является уполномоченным органом местного самоуправления <адрес> в части постановки на учет бесхозяйной недвижимой вещи. Полагает, что обеспечивать безопасность, бесперебойность и надежность поставки электрической энергии в жилые многоквартирные дома №<адрес> является обязанностью ОАО «Дальневосточная распределительная сетевая компания». Кроме того, согласно имеющимся материалам дела, электрическая сеть (СИП) от ТП-243 до многоквартирного жилого <адрес> не может являться бесхозяйной, поскольку ее установка производилась силами ООО «УК Перспектива». Кроме того, принятию на учет как бесхозяйное имущество подлежат вещи, обладающие признаками недвижимого имущества. При разрешении вопроса о признании вещи недвижимостью, независимо от осуществления государственной регистрации права собственности на нее, следует установить наличие у нее признаков, способных относить ее в силу природных свойств или на основании закона к недвижимым объектам. Суду необходимо осуществить проверку наличия у названных объектов признаков недвижимости и дать правовое обоснование отнесения данных объектов к недвижимым вещам. Кроме того, необходимо установить, имеют ли электрические сети самостоятельное назначение, поскольку опоры и электрические кабели без трансформаторных подстанций не имеют самостоятельного хозяйственного назначения. Считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

Представитель заинтересованного лица ООО «УК «Перспектива» ФИО2 поддержал заявленные требования по доводам возражений на отзыв представителя ответчика. В письменных возражениях указал, что ответчик ошибочно относит к общему имуществу многоквартирных домов №<адрес> опоры электроснабжения и электрооборудование, расположенные в границах земельных участков МКД. В соответствии со ст. 7 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 Правил , до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях. Опоры электроснабжения, расположенные в границах земельных участков МКД не могут относиться к общедомовому имуществу.

Представитель заинтересованного лица ПАО «Дальневосточная энергетическая компания» ФИО3 поддержал заявленные требования.

Представитель заинтересованного лица МКУ «Управление Жилищно-коммунального хозяйства Администрации <адрес>» в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ. поясняла, что поддерживает позицию Администрации <адрес>, просит в удовлетворении иска отказать.

В письменных пояснениях по делу представитель заинтересованного лица АО «Дальневосточная распределительная сетевая компания» указала, что между АО «ДРСК» и ООО «ЖилКоммунСервис» ДД.ММ.ГГГГг. подписаны Акт разграничения балансовой принадлежности и Акт разграничения эксплуатационной ответственности. В соответствии с данными документами в зоне балансовой и эксплуатационной ответственности ООО «ЖилКоммунСервис» находятся: ТП 10/0,4 кВ ; ВЛ-10 кВ протяженностью 200 м.; КЛ-10 кВ протяженностью 20 м. В зоне ответственности АО «ДРСК» находится ВЛ-10 кВ ф.22 ПС 35/10 кВ «Амурсельмаш». Граница балансовой и эксплуатационной ответственности сторон установлена в точке «А» на опоре ВЛ-10 кВ ПС 35/10 кВ «Амурсельмаш». Информацией о собственниках (пользователях) электрических сетей, отходящих от ТП 10/0,4 кВ в сторону жилых домов №<адрес>, о земельных участках под ними, об их протяженности и иных параметрах АО «ДРСК» не обладает.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в ходатайстве указала, что указанными требованиями не затрагиваются имущественные права Управления, в отношении указанного имущества отсутствует спор о праве между Управлением и сторонами по делу.

Представитель заинтересованного лица МКУ «Комитет имущественных отношений Администрации <адрес>» в отзыве указала, что при решении вопроса о признании сетей электроснабжения бесхозяйными следует учитывать, что в соответствии с актом осмотра земель от ДД.ММ.ГГГГ часть данных сетей электроснабжения находится на земельных участках многоквартирных домов № <адрес> и предназначены для их обслуживания, а значит, входят в состав общего имущества многоквартирных домов. Постановка муниципальным образованием объектов недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйной вещи с последующим установлением права муниципальной собственности на них может нарушить интересы собственников земельных участков, по которым проходят сети. Просит отказать в удовлетворении заявленных требований.

В письменном отзыве заинтересованное лицо ФИО7 указала, что является арендатором земельного участка с кадастровым номером , для целей застройки данного земельного участка была построена ВЛ 0,4 кВ. Точка подключения, согласно технических условий от ООО «ЖилКоммунСервис» была взята от конечной опоры существующей линии 0,4 кВ, расположенной у <адрес>, Вышеуказанная ВЛ 0,4 кВ была построена на земельном участке, предоставленном МО <адрес> по договору -Ф/14 от ДД.ММ.ГГГГ<адрес> лицо, имеющее возможность получать электроснабжение через сеть электроснабжения от ТП 10/0,4 до многоквартирных домов № <адрес>, заинтересована в том, чтобы сеть поддерживалась в надлежащем состоянии и за ней были закреплены ответственные.

В письменном отзыве заинтересованное лицо ФИО8 указал, что подстанция ТП-243, расположенная по адресу: <адрес> под инвентарным номером принадлежит ему на праве собственности согласно свидетельства о государственной регистрации права <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Электрические сети от трансформаторной подстанции до внешних границ многоквартирных домов №<адрес> им не приобретались.

В судебное заседание не явились представители заинтересованных лиц – МКУ «Управление Жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес>, МКУ «Комитет имущественных отношений администрации <адрес>», ОАО «Дальневосточная распределительная сетевая компания», Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, Управления Росреестра по <адрес>, заинтересованные лица – ФИО7, ИП ФИО8, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства. Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, на основании ст.150 КАС РФ, определил дело рассмотреть в отсутствие неявившихся.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

Из материалов дела усматривается, что в ходе прокурорской проверки выявлен бесхозяйный объект недвижимого имущества - сети электроснабжения, расположенные от ТП 10/0,4 кВ <адрес> до внешней границы многоквартирных домов <адрес>.

Данный объект находится в административных границах муниципального образования <адрес>.

Согласно акту осмотра земель или земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ., проведенного МКУ «Комитет имущественных отношений администрации <адрес>» питание многоквартирных жилых домов <адрес>, осуществляется посредством подключения к наружным сетям электроснабжения. Указанные сети представляют собой воздушную кабельную линию с железобетонными опорами, тянущуюся от трансформаторной подстанции, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый , принадлежащей на праве собственности ФИО8

Материалами дела подтверждается, что ФИО8 является собственником трансформаторной подстанции инв. , этажность 1, расположенной по адресу: <адрес> на основании свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. № <адрес>. Согласно договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. к ФИО8 перешло право собственности на трансформаторную подстанцию и на земельный участок, находящийся под трансформаторной подстанцией.

На основании договоров управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ. и от ДД.ММ.ГГГГ. ООО «УК «Перспектива» является управляющей организацией многоквартирных домов, расположенных по адресам: <адрес> Указанные дома присоединены к трансформаторной подстанции 10/0,4 кВ , расположенной по адресу: <адрес>.

В соответствии с частью 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Пунктом 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ, также предусмотрено, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

По сообщению МКУ «Комитет имущественных отношений администрации <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ. сети электроснабжения к домам №№ <адрес> не являются муниципальной собственностью <адрес>, в Реестре муниципальной собственности <адрес> сведения об указанных объектах отсутствуют.

По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ записи регистрации действующих прав на объект недвижимого имущества: сооружение, адрес: <адрес>, расположенных от ТП 10/0,4 кВ до внешней границы многоквартирных домов №<адрес> (присоединены к трансформаторной подстанции ТП-230) для обслуживания многоквартирных домов, расположенных по адресу: <адрес> отсутствуют.

Согласно сообщению АО «Дальневосточная распределительная сетевая компания» между АО «ДРСК» и ООО «ЖилКоммунСервис» ДД.ММ.ГГГГг. подписаны Акт разграничения балансовой принадлежности и Акт разграничения эксплуатационной ответственности. В соответствии с данными документами в зоне балансовой и эксплуатационной ответственности ООО «ЖилКоммунСервис» находятся: ТП 10/0,4 кВ ; ВЛ-10 кВ протяженностью 200 м.; КЛ-10 кВ протяженностью 20 м. В зоне ответственности АО «ДРСК» находится ВЛ-10 кВ ф.22 ПС 35/10 кВ «Амурсельмаш». Граница балансовой и эксплуатационной ответственности сторон установлена в точке «А» на опоре ВЛ-10 кВ ПС 35/10 кВ «Амурсельмаш». Информацией о собственниках (пользователях) электрических сетей, отходящих от ТП 10/0,4 кВ в сторону жилых домов №<адрес>, о земельных участках под ними, об их протяженности и иных параметрах АО «ДРСК» не обладает.

Согласно ответу Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ. Управление не владеет информацией о бесхозных электрических сетях <адрес>, так как сетевые организации <адрес> и МКУ «Комитет имущественных отношений Администрации <адрес>» не передают в Управление сведения о наличии бесхозных электрических сетей.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что сети электроснабжения, расположенные от ТП 10/0,4 кВ <адрес> до внешней границы многоквартирных домов № <адрес> <адрес> не имеют собственника, являются бесхозяйными, доказательств, опровергающих указанные выше обстоятельства, административным ответчиком не представлено.

Согласно части 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Аналогичное определение отмечается в ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В силу ст.133.1 ГК РФ недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь.

Как установлено судом, сети электроснабжения проходят до внешней границы многоквартирных домов <адрес>, расположены от ТП 10/0,4 кВ <адрес>, неразрывно связаны с землёй и технологически с указанными многоквартирными домами, то есть являются единым объектом недвижимости.

Таким образом, судом установлено, что электрические сети, расположенные от ТП 10/0,4 кВ <адрес> до внешней границы многоквартирных домов <адрес> являются недвижимым имуществом, поскольку обладают всеми его признаками, являются сооружением, связанным с землей, перемещение которых без несоразмерного ущерба его назначению невозможно. Правообладание таким недвижимым имуществом подлежит регистрации в органе государственной регистрации права. В связи с изложенным, доводы представителя ответчика в данной части, суд находит необоснованными.

В соответствии с ч.1 ст.132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения городского поселения.

Пунктами 4 и 5 части 6 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать, в том числе мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества, организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов.

Пунктом 4 ст.15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального района относится организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения.

В соответствии с п.3 ст.225 ГК РФ, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Исходя из анализа данных норм права суд, вопреки доводам представителя административного ответчика, приходит к выводу о том, что администрация <адрес> являясь органом местного самоуправления уполномочена подать заявление о постановке на учет электрических сетей, расположенных от ТП 10/0,4 кВ <адрес> до внешней границы многоквартирных домов № <адрес> <адрес> в качестве бесхозяйных.

Принимая во внимание положение приведённых норм закона, из содержания которых следует, что орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, так как законодателем не указаны иные участники гражданского оборота, имеющие на это право, суд приходит к выводу о том, что на администрацию <адрес>, как орган местного самоуправления, следует возложить обязанность поставить на учет бесхозяйные электрические сети, расположенные от ТП 10/0,4 кВ <адрес> до внешней границы многоквартирных домов № <адрес>.

На основании изложенного исковые требования прокурора <адрес> подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределённого круга лиц к Администрации <адрес> об обязании обратиться в регистрирующие органы с заявлением о постановке на учёт в качестве бесхозяйной недвижимой вещи объекта недвижимого имущества сетей электроснабжения, удовлетворить.

Возложить на Администрацию <адрес> обязанность обратиться в регистрирующие органы с заявлением о постановке на учёт в качестве бесхозяйной недвижимой вещи объекта недвижимого имущества – сети электроснабжения, расположенные от трансформаторной подстанции 10/0,4 кВ <адрес> до внешней границы многоквартирных домов <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Белогорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий: Е.А.Голятина