Дело №2а-131/2022
46RS0006-01-2021-003643-04
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 января 2022 года г.Железногорск
Железногорский городской суд Курской области в составе:
председательствующего судьи Смолиной Н.И.,
с участием ст.помощника Железногорского межрайонного прокурора Раковой С.Н.,
представителя ответчика Сафронова Д.И.,
при секретаре Михайловой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Железногорского межрайонного прокурора Курской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Студенокского сельсовета Железногорского района Курской области об обязании исполнить требования законодательства в сфере обеспечения безопасности гидротехнического сооружения,
у с т а н о в и л:
Железногорский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском в интересах неопределенного круга лиц, указывая, что в ходе проверки, проведенной межрайонной прокуратурой, установлено, что МО «Студенокский сельсовет» Железногорского района Курской области (далее по тексту – Студенокский сельсовет») на праве собственности принадлежит гидротехническое сооружение – плотина, расположенное по адресу: Курская область, ***, инвентарный номер № ***, литер 1, кадастровый (условный) № ***, (государственная регистрация права собственности осуществлена 09.12.2011 № ***).
Законом Курской области от 07.11.2017 N 76-ЗКО "О преобразовании некоторых муниципальных образований Железногорского и Рыльского районов Курской области и внесении изменений в отдельные законодательные акты Курской области" муниципальное образование "Студенокский сельсовет" Железногорского района Курской области и муниципальное образование "Трояновский сельсовет" Железногорского района Курской области были преобразованы путем объединения в муниципальное образование "Студенокский сельсовет" Железногорского района Курской области.
Студенокский сельсовет является собственником и одновременно эксплуатирующей организацией названного ГТС.
Проверка показала, что по состоянию на 30.09.2021 сведения о ГТС на руч. Верхняя Буковица у с. Трояново Железногорского района в нарушение требований Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" в Регистр ГТС не внесены, отсутствует действующий расчет вероятного вреда при возможной аварии на ГТС, отвечающий требованиям Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.10.2020 N 1596, отсутствует действующий договор страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, администрацией Студенокского сельсовета не обеспечено проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения на руч. Верхняя Буковица у с. Трояново (за последние 5 лет обследование не проводилось); в нарушение абз. 9 ст. 9 Федерального закона №117-ФЗ эксплуатация ГТС на руч. Верхняя Буковица у с. Трояново осуществляется в отсутствие разработанных и утвержденных, а также согласованных с органом федерального государственного надзора в области безопасности ГТС правил эксплуатации ГТС.
Таким образом, Студенокским сельсоветом при эксплуатации и содержании гидротехнического сооружения на руч. Верхняя Буковица у с. Трояново Железногорского района допущены нарушения требований ст.ст.7, 9, 15,17 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", ст. ст. 4, 15 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.10.2020 N 1596, а именно: в нарушение требований Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений", Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.10.2020 N 1596, ГТС не внесено в регистр ГТС, отсутствует действующий расчет вероятного вреда при возможной аварии ГТС, отсутствует действующий договор страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта (ГТС) за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, не обеспечено проведение регулярных обследований ГТС; эксплуатация ГТС осуществляется в отсутствие разработанных и утвержденных, а также согласованных с органом федерального государственного надзора в области безопасности ГТС правил эксплуатации ГТС. С учетом изложенного, просил суд обязать Администрацию Студенокского сельсовета Железногорского района Курской области в течение 10 месяцев со дня вступления в силу решения суда обеспечить внесение в регистр гидротехнических сооружений сведений о гидротехническом сооружении на руч. Верхняя Буковица у с. Трояново Железногорского, инвентарный № ***, литер 1, кадастровый (условный) № ***. Обязать Администрацию Студенокского сельсовета Железногорского района Курской области в течение 10 месяцев со дня вступления в силу решения суда обеспечить разработку расчета вероятного вреда при возможной аварии на гидротехническом сооружении на руч. Верхняя Буковица у с. Трояново Железногорского, инвентарный № ***, литер 1, кадастровый (условный) № ***. Обязать Администрацию Студенокского сельсовета Железногорского района Курской области в течение 10 месяцев со дня вступления в силу решения суда обеспечить заключение договора страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта гидротехнического сооружения на руч. Верхняя Буковица у с. Трояново Железногорского, инвентарный № ***, литер 1, кадастровый (условный) № *** за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте. Обязать Администрацию Студенокского сельсовета Железногорского района Курской области в течение 10 месяцев со дня вступления в силу решения суда обеспечить разработку и утверждение правил эксплуатации гидротехнического сооружения на руч. Верхняя Буковица у с. Трояново Железногорского, инвентарный № ***, литер 1, кадастровый (условный) № *** в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений".
Старший помощник прокурора Ракова С.Н. в судебном заседании поддержала исковые требования и просила их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации Студенокского сельсовета Железногорского района Курской области Сафронов Д.И. представил заявление, согласно которому иск признал в полном объеме.
Выслушав ст. помощника прокурора Ракову С.Н., представителя ответчика, рассмотрев заявление о признании иска, су приходит к следующему.
Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, восстановлении, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, регулируются Федеральным законом от 21.07.1997 №117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", которым определены обязанности собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" ГТС – это плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года №416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Эксплуатирующая организация – это государственное или муниципальное унитарное предприятие либо организация любой другой организационно-правовой формы, на балансе которой находится гидротехническое сооружение.
Собственник гидротехнического сооружения – это Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона №117-ФЗ сведения о гидротехническом сооружении вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений (далее - Регистр) и (или) обновляются в Регистре после утверждения федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, декларации безопасности гидротехнического сооружения.
Статьей 9 Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" определены обязанности собственника гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организации.
В соответствии с требованиями названной статьи Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны:
1.обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт;
2.обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения;
3.обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией;
4.развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения;
5. систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения;
6. обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения;
7. создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
8.организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации;
9. финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения;
10. заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;
11.осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям.
12.обеспечивать внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении;
13.обеспечивать проведение аттестации работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
В силу ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" собственник гидротехнического сооружения, а также эксплуатирующая организация в случае, если гидротехническое сооружение находится в государственной или муниципальной собственности, обязаны иметь финансовое обеспечение гражданской ответственности. Финансовое обеспечение гражданской ответственности в случае возмещения вреда, причиненного в результате аварии гидротехнического сооружения (за исключением обстоятельств вследствие непреодолимой силы), осуществляется за счет средств собственника гидротехнического сооружения или эксплуатирующей организации, а также за счет страховой суммы, определенной договором страхования риска гражданской ответственности.
Порядок определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности устанавливает Правительство Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 03.10.2020 N 1596 утверждены Правила определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения.
Пунктом 2 названных Правил установлено, что величина финансового обеспечения ответственности определяется исходя из оцененного в рублях размера максимального вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения (далее - вероятный вред).
В соответствии с п.3 названных Правил расчет вероятного вреда производится владельцем гидротехнического сооружения в соответствии с утвержденной в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 3 октября 2020 г. N 1596 методикой определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, и направляется на согласование в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых может быть причинен вероятный вред, в порядке, установленном указанными органами.
Согласно п. 4 названных Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в 30-дневный срок согласовывает расчет вероятного вреда при соответствии его методике, предусмотренной пунктом 3 настоящих Правил, в части правильности определения величин составляющих вероятного вреда или возвращает его владельцу гидротехнического сооружения без согласования с указанием конкретных несоответствий расчета вероятного вреда указанной методике.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона №117-ФЗ обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии гидротехнического сооружения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
Согласно п.2 ч.1 ст. 5 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» к опасным объектам, владельцы которых обязаны осуществлять обязательное страхование, относятся расположенные на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права гидротехнические сооружения, подлежащие внесению в Российский регистр гидротехнических сооружений в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности гидротехнических сооружений.
Частью 1 ст. 4 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 225-ФЗ установлено, что владелец опасного объекта обязан на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, за свой счет страховать в качестве страхователя имущественные интересы, связанные с обязанностью возместить вред, причиненный потерпевшим, путем заключения договора обязательного страхования со страховщиком в течение всего срока эксплуатации опасного объекта.
В случае нарушения предусмотренных настоящим Федеральным законом требований об обязательном страховании владельцы опасных объектов и их должностные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч.3 ст. 4 Федерального закона №225-ФЗ).
Судом установлено, что в ходе проверки, проведенной межрайонной прокуратурой, установлено, что МО «Студенокский сельсовет» Железногорского района Курской области на праве собственности принадлежит гидротехническое сооружение – плотина, расположенное по адресу: Курская область, Железногорский район, с. Трояново, инвентарный № ***, литер 1, кадастровый (условный) № ***, (государственная регистрация права собственности осуществлена 09.12.2011 № ***).
Законом Курской области от 07.11.2017 N 76-ЗКО "О преобразовании некоторых муниципальных образований Железногорского и Рыльского районов Курской области и внесении изменений в отдельные законодательные акты Курской области" муниципальное образование "Студенокский сельсовет" Железногорского района Курской области и муниципальное образование "Трояновский сельсовет" Железногорского района Курской области были преобразованы путем объединения в муниципальное образование "Студенокский сельсовет" Железногорского района Курской области.
Студенокский сельсовет является собственником и одновременно эксплуатирующей организацией названного ГТС.
Проверка показала, что по состоянию на 30.09.2021 сведения о ГТС на руч. Верхняя Буковица у с. Трояново Железногорского района в нарушение требований Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" в Регистр ГТС не внесены, отсутствует действующий расчет вероятного вреда при возможной аварии на ГТС, отвечающий требованиям Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.10.2020 N 1596, отсутствует действующий договор страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, администрацией Студенокского сельсовета не обеспечено проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения на руч. Верхняя Буковица у с. Трояново (за последние 5 лет обследование не проводилось); в нарушение абз. 9 ст. 9 Федерального закона №117-ФЗ эксплуатация ГТС на руч. Верхняя Буковица у с. Трояново осуществляется в отсутствие разработанных и утвержденных, а также согласованных с органом федерального государственного надзора в области безопасности ГТС правил эксплуатации ГТС.
Таким образом, Студенокским сельсоветом при эксплуатации и содержании гидротехнического сооружения на руч. Верхняя Буковица у с. Трояново Железногорского района допущены нарушения требований ст.ст.7, 9, 15,17 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", ст. ст. 4, 15 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.10.2020 N 1596, а именно: в нарушение требований Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений", Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.10.2020 N 1596, ГТС не внесено в регистр ГТС, отсутствует действующий расчет вероятного вреда при возможной аварии ГТС, отсутствует действующий договор страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта (ГТС) за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, не обеспечено проведение регулярных обследований ГТС; эксплуатация ГТС осуществляется в отсутствие разработанных и утвержденных, а также согласованных с органом федерального государственного надзора в области безопасности ГТС правил эксплуатации ГТС.В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации защита нарушенных прав и свобод граждан осуществляется в судебном порядке.
В соответствии с ч. 3 ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом исковых требований.
А согласно абзацу 2 ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Поскольку признание иска ответчиком не противоречит закону и не нарушает интересов других лиц, суд принимает признание иска ответчиком и считает необходимым исковые требования Железногорского межрайонного прокурора Курской области в защиту неопределенного круга лиц удовлетворить в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск Железногорского межрайонного прокурора Курской области удовлетворить полностью.
Обязать Администрацию Студенокского сельсовета Железногорского района Курской области в течение 10 месяцев со дня вступления в силу решения суда обеспечить внесение в регистр гидротехнических сооружений сведений о гидротехническом сооружении на руч. Верхняя Буковица у с. Трояново Железногорского, инвентарный № ***, литер 1, кадастровый (условный) № ***.
Обязать Администрацию Студенокского сельсовета Железногорского района Курской области в течение 10 месяцев со дня вступления в силу решения суда обеспечить разработку расчета вероятного вреда при возможной аварии на гидротехническом сооружении на руч. Верхняя Буковица у с. Трояново Железногорского, инвентарный № ***, литер 1, кадастровый (условный) № ***.
Обязать Администрацию Студенокского сельсовета Железногорского района Курской области в течение 10 месяцев со дня вступления в силу решения суда обеспечить заключение договора страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта гидротехнического сооружения на руч. Верхняя Буковица у с.Трояново Железногорского, инвентарный № ***, литер 1, кадастровый (условный) № *** за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
Обязать Администрацию Студенокского сельсовета Железногорского района Курской области в течение 10 месяцев со дня вступления в силу решения суда обеспечить разработку и утверждение правил эксплуатации гидротехнического сооружения на руч. Верхняя Буковица у с.Трояново Железногорского, инвентарный № ***, литер 1, кадастровый (условный) № *** в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений".
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Железногорский городской суд Курской области в течение месяца со дня его вынесения.
Мотивированное решение изготовлено 14 января 2022 года.
Председательствующий Н.И. Смолина