ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-131/2022 от 12.04.2022 Полярнозоринского районного суда (Мурманская область)

Адм. дело № 2а-131/2022

УИД 51RS0019-01-2022-000290-50

Мотивированное решение изготовлено 12.04.2022 (в 17 часов 35 минут).

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 апреля 2022 года г. Полярные Зори

Полярнозоринский районный суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Ханиной О.П.,

при секретаре Солдатенко Н.И.,

с участием:

заместителя прокурора г. Полярные Зори Пожидаева А.В.,

представителя административного истца МО МВД России "Полярнозоринский" – Бородинова В.В.,

административного ответчика Кальметьевой В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межмуниципального отдела МВД России "Полярнозоринский" об установлении административного надзора и административного ограничения в отношении Кальметьевой В.С.,

УСТАНОВИЛ:

Межмуниципальный отдел МВД России "Полярнозоринский" обратился в суд с административным иском об установлении административного надзора и административного ограничения в отношении Кальметьевой В.С.

В обоснование иска указано, что Кальметьева В.С. была осуждена 08.10.2015 Полярнозоринским районным судом Мурманской области по п. «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ, ч. 3 ст.30, п. «а» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ (два преступления), п. «а» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ, с применением ч. 3 ст. 69 УК РФ назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 6 лет 6 месяцев с отбыванием в исправительной колонии общего режима.

На основании постановления Тосненского городского суда от 09.10.2020 Кальметьева В.С. условно-досрочно освобождена из ФКУ ИК-<адрес> 20.10.2020 на неотбытый срок наказания 1 год 5 месяцев 28 дней.

После освобождения из мест лишения свободы Кальметьева В.С. на путь исправления не встала, привлекалась к административной ответственности: 27.05.2021 по ст. 6.9.1 КоАП РФ, подвергнута административному штрафу в размере *** рублей; 25.01.2022 по ст. 6.9.1 КоАП РФ, также подвергнута административному штрафу в размере *** рублей.

В силу указанных обстоятельств, в целях предупреждения совершения преступлений и других правонарушений, а также оказания индивидуального профилактического воздействия, на основании требований Федерального закона от 06.04.2011 №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» орган внутренних дел - Межмуниципальный отдел МВД России "Полярнозоринский" просит суд установить административный надзор в отношении Кальметьевой В.С. на срок 3 года и установить административное ограничение в виде обязательной явки один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.

В судебном заседании представитель административного истца Межмуниципального отдела МВД России "Полярнозоринский" Бородинов В.В., соответствующий требованиям, предъявляемым к представителям статьёй 55 КАС РФ, действующий на основании доверенности от 24.01.2022№**, выданной начальником Межмуниципального отдела МВД России "Полярнозоринский", иск поддержал по изложенным в нём доводам. Указал, что основанием для установления административного надзора в отношении Кальметьевой В.С. является совершение административным ответчиком, имеющей непогашенную судимость за совершение особо тяжкого преступления, в течение одного года двух административных правонарушений, посягающих на здоровье граждан.

Административный ответчик Кальметьева В.С. в судебном заседании согласилась с административными исковыми требованиями в полном объеме. Подтвердила, что при наличии непогашенной судимости за совершение особо тяжкого преступления в течение года дважды привлеклась к административной ответственности по ст.6.9.1 КоАП РФ на основании постановлений мирового судьи судебного участка Полярнозоринского судебного района Мурманской области. Обстоятельства привлечения к административной ответственности не оспаривала, пояснила, что назначенные штрафы оплатила.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы настоящего административного дела, изучив контрольно-профилактическое дело в отношении Кальметьевой В.С., как лица, условно-досрочно освободившегося от отбытия наказания в виде лишения свободы, учитывая заключение заместителя прокурора г.Полярные Зори Пожидаева А.В., полагавшего заявленные административные исковые требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

Согласно статье 6 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее – Федеральный закон № 64-ФЗ) административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел, продлевается судом на основании заявления органа внутренних дел, досрочно прекращается судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя, прекращается по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона 64-ФЗ «административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: 1) тяжкого или особо тяжкого преступления; 2) преступления при рецидиве преступлений; 3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего; 4) двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Как предусмотрено пунктом 2 части 3 статьи 3 Федерального закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении указанных лиц, если лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления, и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Федерального закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении совершеннолетних лиц, освобожденных из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение особого тяжкого преступления на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.

В силу пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона № 64-ФЗ срок административного надзора исчисляется в отношении лица, отбывшего уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение особого тяжкого преступления, совершившего в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления, и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора.

Частью 1 статьи 4 Федерального закона № 64-ФЗ предусмотрены административные ограничения, устанавливаемые при административном надзоре:

1) запрещение пребывания в определенных местах;

2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;

3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;

4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;

5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.

Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации является обязательным (часть 2 статьи 4 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ).

В судебном заседании установлено, что Кальметьева В.С. была осуждена Полярнозоринским районным судом Мурманской области 08.10.2015 с учетом апелляционного определения судебной коллеги по уголовным делам Мурманского областного суда по п. «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ, ч. 3 ст.30, п. «а» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ (два преступления), п. «а» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ, с применением ч. 3 ст. 69 УК РФ назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 6 лет 6 месяцев с отбыванием в исправительной колонии общего режима (л.д. 6-39, 40-45).

Санкция ч. 3 ст. 228.1 УК РФ (в том числе, в редакции, действовавшей на момент совершения преступлений) предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до пятнадцати лет, в силу положений ч. 5 ст. 15 УК РФ преступление отнесено к категории особо тяжких.

На основании постановления Тосненского городского суда от 09.10.2020 Кальметьева В.С. условно-досрочно освобождена 20.10.2020 от отбывания наказания по приговору Полярнозоринского районного суда от 08.10.2015 на неотбытый срок 1 год 5 месяцев 28 дней (л.д. 46-47, 48).

В соответствии с пунктом «д» части 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за особо тяжкие преступления по истечении десяти лет после отбытия наказания.

Согласно ч. 4 ст. 86 Уголовного кодекса Российской Федерации, если осужденный в установленном законом порядке был досрочно освобожден от отбывания наказания, то срок погашения судимости исчисляется исходя из фактически отбытого срока наказания с момента освобождения от отбывания наказания.

По смыслу закона, моментом условно-досрочного освобождения от отбывания наказания в виде лишения свободы, с которого исчисляется срок погашения судимости, является день освобождения осуждённого из исправительного учреждения. При этом окончание срока судимости приходится на число, предшествующее дню освобождения из исправительного учреждения.

Учитывая, что Кальметьева В.С. фактически была освобождена от наказания 20.10.2020, соответственно последним днём десятилетнего срока погашения судимости является 19.10.2030 (соответствующий подход по исчислению срока погашения судимости при условно-досрочном освобождении нашёл отражение в Определении Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 13.12.2018 №36-УД18-6, кассационных определениях Третьего КСОЮ от 22.12.2020 №77-1426/2020, шестого КСОЮ от 14.01.2021 №77-58/2021, от28.10.2020 №77-2535/2020).

Таким образом, в настоящее время Кальметьева В.С. имеет непогашенную и неснятую в установленном законом порядке судимость по приговору Полярнозоринского районного суда от 08.10.2015 за особо тяжкое преступление.

После освобождения из мест лишения свободы Кальметьева В.С. была поставлена на профилактический учет в МО МВД России «Полярнозоринский» как лицо, формально подпадающее под установление административного надзора, и предупреждена о том, что в отношении нее может быть установлен административный надзор, если она в течение года совершит два и более административных правонарушений, посягающих на общественную нравственность, безопасность.

В течение года Кальметьева В.С. постановлением мирового судьи судебного участка Полярнозоринского судебного района от 27.05.2021, вступившим в законную силу 08.06.2021 (дело №**), и постановлением мирового судьи судебного участка Полярнозоринского судебного района от 25.01.2022, вступившим в законную силу 07.02.2022 (дело №**), признана виновной в совершении двух правонарушений, предусмотренных ст. 6.9.1 КоАП РФ (за уклонение от прохождения диагностики лицом, на которое судьей возложена обязанность пройти диагностику в связи с потреблением наркотических средств без назначения врача), и подвергнута административным наказаниям в виде административных штрафов в размере *** рублей за каждое правонарушение (л.д. 51-52, 53-54).

Оснований подвергать сомнению законность и обоснованность вынесенных постановлений не имеется. Кальметьева В.С. с вмененными правонарушениями согласилась, постановления не обжаловала. В судебном заседании не оспаривала законность привлечения к административной ответственности.

Поскольку Кальметьева В.С. является совершеннолетним лицом, освобожденным из мест лишения свободы и имеющим непогашенную судимость за совершение особого тяжкого преступления, в течение года совершила два административных правонарушения, объектом посягательства которых является здоровье, в соответствии с пунктом 1 части 1 и пунктом 2 части 3 статьи 3 Федерального закона от 06.04.2011 №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» она является лицом, в отношении которого может быть установлен административный надзор.

Оценивая представленные административным истцом доказательства, как в отдельности, так и в совокупности с точки зрения их относимости, допустимости и достоверности, а также достаточности доказательств для принятия решения по существу иска и взаимосвязь доказательств в совокупности, принимая во внимание нормы материального права, регулирующие административный надзор, в целях предупреждения совершения Кальметьевой В.С. преступлений и других правонарушений, а также для защиты государственных и общественных интересов, у суда имеются предусмотренные статьей 3 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы» основания для установления в отношении Кальметьевой В.С. административного надзора.

Определяя срок административного надзора в отношении Кальметьевой В.С., суд учитывает положения пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона № 64-ФЗ и устанавливает срок административного надзора – 3 года, что не превышает срок погашения судимости.

Срок административного надзора следует исчислять со дня вступления в законную силу настоящего решения, что предусмотрено пунктом 2 части 3 статьи 5 Федерального закона № 64-ФЗ.

Принимая во внимание характер и степень общественной опасности совершенных Кальметьевой В.С. преступлений, количество и обстоятельства совершенных в течение года административных правонарушений, в целях оказания на нее индивидуального профилактического воздействия, в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 4 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», суд считает обоснованным и необходимым возложить на Кальметьеву В.С. административное ограничение в виде обязательной явки один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации, что будет способствовать контролю за ее поведением и с учетом склонности административного ответчика к совершению противоправных деяний, в наибольшей степени будет способствовать превенции преступлений и правонарушений.

Оснований для установления иных ограничений на данном этапе суд не усматривает, административный истец о возложении дополнительных ограничений также не просит.

Суд считает необходимым разъяснить Кальметьевой В.С., что в соответствии со статьей 7 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», административный надзор может быть продлен судом, в связи с совершением поднадзорным лицом в течение одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.

В силу частей 2 и 3 статьи 9 указанного Федерального Закона, административный надзор может быть досрочно прекращен судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора, при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом, и положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства или пребывания.

В случае отказа суда в досрочном прекращении административного надзора повторное заявление может быть подано в суд не ранее, чем по истечении шести месяцев со дня вынесения решения суда об отказе в досрочном прекращении административного надзора.

В соответствии с ч. 3 ст. 4 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений может частично отменить административные ограничения или на основании заявления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Межмуниципального отдела МВД России "Полярнозоринский" об установлении административного надзора и административного ограничения в отношении Кальметьевой В.С. удовлетворить.

Установить в отношении Кальметьевой В.С., административный надзор на срок 3 года.

Срок административного надзора в отношении Кальметьевой В.С. исчислять со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора.

Установить в отношении Кальметьевой В.С. в период административного надзора административное ограничение в виде обязательной явки один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Полярнозоринский районный суд в течение десяти дней со дня его принятия.

Судья О.П. Ханина