ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-131/2022 от 22.04.2022 Заларинского районного суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 апреля 2022 года п. Залари Иркутской области

Заларинский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Барушко Е.П., единолично,

с участием представителя административного истца – заместителя прокурора Заларинского района Иркутской области Багалинской Т.В.,

представителя административного ответчика Потаниной А.В.,

представителя третьего лица Администрации Заларинского МО Донец Д.Н.,

при секретаре судебного заседания Ермоленко Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Заларинского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц к Областному государственному казенному учреждению «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области» об обязании устранить нарушения законодательства о дорожной деятельности,

установил:

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что по коллективному обращению жителей <адрес> о ненадлежащем состоянии автомобильной дороги Залари-Халярты, перекрестка ул. Ленина п. Залари и автодорог «Залари-Жигалово», 0 км. + 000 м., «Залари-Троицк-Черемшанка», 0 км. + 000 м., ул. Центральная п. Залари установлено, что собственником автомобильной дороги общего пользования «Залари-Халярты», а также указанного перекрестка является <адрес> (идентификационный , кадастровый ). Указанная автодорога включена в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Иркутской области (утв. Постановлением правительства Иркутской области от 05.08.2016 года № 478-1111) и закреплена на праве оперативного управления за ОГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области». Перекресток расположен на пересечении автомобильных дорог «Залари-Жигалово» - «Залари-Халярты». Автомобильная дорога «Залари-Жигалово», также находится в собственности Иркутской области, передан в оперативное управление ОГКУ «Дирекция автодорог». Прокуратурой района, в ходе проверки с привлечением сотрудников ОГИБДД МО МВД России «Заларинский» выявлены нарушения требований, предъявляемых к дорогам общего пользования, предусмотренные ГОСТ. Проверкой установлено, что на участке автомобильной дороги ул. Центральная п. Залари Заларинского района Иркутской области (автодорога «Залари-Халярты»), а также прилегающего перекрестка ул. Ленина п. Залари и автодорог «Залари-Жигалово», 0 км. + 000 м., «Залари-Троицк-Черемшанка» 0 км. + 000 м., ул. Центральная п. Залари выявлен ряд нарушений транспортно-эксплуатационного состояния улично-дорожной сети. Состояние автомобильной дороги «Залари-Халярты» и перекрестка в настоящее время не позволяет в должной мере обеспечить требуемые потребительские свойства автомобильных дорог, безопасность дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения. При анализе ситуации на обозначенном участке автодороги и перекрестке за период времени с 2010 по 2021 год данные статистики указывают на множественные факты дорожно-транспортных происшествий, в том числе с причинением вреда здоровью пострадавшим гражданам, а также с наступлением материального ущерба. Недостатки транспортно-эксплуатационного состояния улично-дорожной сети повышают риск возникновения дорожно-транспортных происшествий, ставят под угрозу жизнь и здоровье участников дорожного движения, создают угрозу возникновения аварийных ситуаций при движении автотранспортных средств, что, в свою очередь, может повлечь угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, причинения ущерба их имуществу, нарушает право неопределенного круга лиц, проезжающих по данным дорогам, на обеспечение безопасности дорожного движения, защищенности от дорожно-транспортных происшествий. На основании изложенного, административный истец просил суд обязать Областное государственное казенное учреждение «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области» устранить нарушения требований законодательства о дорожной деятельности, в следующем объеме и сроки: в течении 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу: оборудовать перекрестки улиц Центральная и Радужная, Центральная и Садовая п. Залари дорожными знаками приоритета в соответствии с п. 6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017, п. 5.3.2, п. 5.3.6 ГОСТ Р 52289-2019 (2.1, 2.4 ПДД РФ); оборудовать остановочный павильон дорожным знаком 5.16 ПДД РФ «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса» в соответствии п. 5.6.29 ГОСТ Р 52289-2019; течении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу: оборудовать посадочную площадку остановочным павильоном в соответствии с п. 5.3.3.10 ГОСТ Р 52766-2007; в течении 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу: оборудовать участок пешеходного перехода в соответствии с п. 4.9 ГОСТ 33176-2014 стационарным электрическим освещением; оборудовать участки остановочных пунктов маршрутных транспортных средств в соответствии с п. 4.8 ГОСТ 33176-2014, п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 стационарным электрическим освещением; оборудовать участки автомобильных дорог, проходящих по населенным пунктам и за их пределами, а именно ул. Центральная п. Залари в пределах населенного пункта и автодороги «Залари-Халярты» на расстоянии от них не менее 100 м., а также перекрестка ул. Ленина п. Залари и автодорог «Залари-Жигалово», 0 км. + 000 м., «Залари-Троицк-Черемшанка» 0 км. + 000 м., ул. Центральная п. Залари в соответствии с п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 стационарным электрическим освещением; оборудовать участок ул. Центральная п. Залари в пределах населенного пункта техническими сооружениями для движения пешеходов - тротуары (пешеходные дорожки) в соответствии с п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007.

В ходе судебного разбирательства административный истец уточнил исковые требования и просил на тех же основаниях возложить на ОГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области» обязанность: в течении 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать перекрестки улиц Центральная и Радужная, Центральная и Садовая п. Залари недостающими дорожными знаками приоритета в соответствии с требованиями п. 5.3.2 ГОСТ Р 52289-2019 (2.1 ПДД РФ - дорожный знак «главная дорога»); оборудовать остановочный павильон дорожным знаком 5.16 ПДД РФ «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса» в соответствии с п. 5.6.29 ГОСТ Р 52289-2019 путем установления двухстороннего знака или установки дополнительного знака во встречном направлении; в течении 7 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать посадочную площадку, расположенную на автомобильной дороге Залари-Халярты, 0 км. +230 м., в районе расположения жилого дома по адресу: п. Залари, ул. Центральная, 1Г остановочным павильоном в соответствии с п. 5.3.3.10 ГОСТ Р 52766-2007; в течении 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу борудовать участок пешеходного перехода, расположенный на автомобильной дороге Залари-Халярты, 0 км.+050 м., в районе расположения продовольственного магазина «<данные изъяты>», по адресу: <адрес> в соответствии с п. 4.9 ГОСТ 33176-2014 стационарным электрическим освещением; оборудовать участок остановочного пункта маршрутных транспортных средств, расположенный на автомобильной дороге Залари-Халярты, 0 км. +230 м., в районе расположения жилого дома по адресу: <адрес> стационарным электрическим освещением в соответствии с п. 4.8 ГОСТ 33176- 2014, п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007; оборудовать участки автомобильных дорог, проходящих по населенным пунктам и за их пределами, а именно ул. Центральная п. Залари в пределах населенного пункта и автодороги «Залари-Халярты» на расстоянии от них не менее 100 м., а также перекрестка ул. Ленина п. Залари и автодорог «Залари- Жигалово», 0 км. + 000 м., «Залари-Троицк-Черемшанка» 0 км. + 000 м., ул. Центральная п. Залари в соответствии с п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 стационарным электрическим освещением; оборудовать участок ул. Центральная п. Залари в пределах населенного пункта техническими сооружениями для движения пешеходов - тротуары (пешеходные дорожки) в соответствии с п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007.

Представители заинтересованных лиц ОГИБДД МО МВД России «Заларинский», Министерства транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области, АО «Дорожная служба Иркутской области» в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не просили рассмотреть дело без их участия.

В соответствии со ст.150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей указанных заинтересованных лиц.

Представитель административного истца – заместитель прокурора Заларинского района Иркутской области Багалинская Т.В., в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, указав, что обеспечение на спорном участке автодороги требований действующих ГОСТ является актуальным, поскольку за последние несколько лет данный район п.Залари активно застраивается, там появляются социальные объекты, количество лиц, проживающих в данном районе возросло. При этом отсутствие освещения и тротуаров уже привело к тому, что на данном участке участились случаи ДТП с пешеходами.

Представитель административного ответчика Потанина А.В. в судебном заседании исковые требования не признала, при этом пояснила, что ссылка истца на ГОСТ Р 52766-2007 в части обязания оборудовать участок дороги искусственным освещением необоснована, поскольку Техрегламентом ТР ТС 014/2011 не предусмотрено данное требование в качестве обязательного. Обязательные требования об устройстве стационарного освещения были установлены СНИП 23-05-95 с 01.01.1996 года, т.е. уже после ввода автомобильных дорог в эксплуатацию. Автомобильная дорога «Залари - Халярты» в границах п.Залари Заларинского района Иркутской области построена и введена в эксплуатацию в соответствии с требованиями действующего законодательства на момент ввода автомобильных дорог в эксплуатацию. Считает, что стационарное наружное освещение является элементом обустройства автомобильных дорог; работы по установке стационарного наружного освещения на участке автодороги не могут быть отнесены к работам по содержанию, ремонту либо капитальному ремонту, поскольку ремонтные работы предусматривают работы на существующих сооружениях, а не строительство новых. Кроме того, для обустройства опор уличного освещения требуется оформление прав на землю. Поскольку истцом не доказана законная и техническая возможность установки стационарного освещения в границах существующей полосы отвода, что является нарушением ст. 62 КАС РФ, то исполнение требования приведет к дополнительным расходам, составлению сметы, проектированию, выделению дополнительных денежных средств из бюджета Иркутской области. В рамках существующего проекта организации дорожного движения на спорном участке дорог данные мероприятия не запланированы. Исполнение требований в отсутствии их обоснования приведет к неэффективному расходованию бюджетных средств Иркутской области. Считает, что требования истца оборудовать ул. Центральную п. Залари тротуарами и/или пешеходными дорожками в пределах населенного пункта, также относится к возведению нового объекта капитального строительства. Требования к правилам применения пешеходных дорожек (тротуаров) в Техрегламенте Таможенного союза TP ТС 014/2011 отсутствуют, они устанавливаются лишь на стадии их проектирования. Даже ранее действовавшие национальные стандарты не требовали устройства тротуаров на всех автомобильных дорогах. В соответствии с п.4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 на дорогах I-III категорий по ГОСТ 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты независимо от интенсивности движенния пешеходов, а также на подходах к населенным пунктам от зон отдых при интенсивности движения пешеходов, превышающей 200 чел./сутки. При этом автодорога «Залари-Халярты» к дорогам I-III категорий не относится. СНиП 2.05.02-85 и ГОСТ Р 52766-2007 могут быть применены только в рамках вновь строящихся и реконструкции уже имеющихся и ранее построенных автодорог. В соответствии с Классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (утв. Приказ Министерства транспорта РФ от 16 ноября 2012 г. № 402) проведение требуемых работ не могут быть отнесены к работам по содержанию автомобильных дорог, ремонту и капитальному ремонту, поскольку ремонтные работы предусматривают работы на существующих сооружениях, замену уже существующих ограждений, перил и тротуаров, а не установку новых. При обустройстве тротуаров и/или пешеходных дорожек, ограждений будет изменение параметров автомобильной дороги, влекущее за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги, требуемые работы, возможно также, отнести к реконструкции, что повлечет те же последствия, как и при установке стационарного электрического освещения, это оформление прав на землю, несение дополнительных расходов, составление сметы, проектирование, выделение денежных средств из бюджета. Отсутствие тротуаров и/или пешеходных дорожек, ограждений не является основанием для проведения реконструкции автодороги. Кроме того, полагает, что прокурором при предъявлении требований нарушен принцип невмешательства в деятельность хозяйствующих субъектов. Требование прокурора о реконструкции автодороги не входит в круг его полномочий, поскольку таким образом, прокурор пытается обязать ответчика построить новый объект капитального строительства без доказательств того, что это технически возможно. Принятие такого решения возложено на Министерство транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области на основании результатов обследования дороги, после внесения в программу и выделения финансирования. Требование прокурора об обязании оборудовать перекрестки дорожными знаками приоритета и остановочный павильон соответствующим дорожным знаком полагает также необоснованным, поскольку в утвержденной дислокации дорожных знаков, согласованной с ГИБДД, их установка не предусмотрена. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель заинтересованного лица Администрации Заларинского муниципального образования Донец Д.Н. в судебном заседании заявленные прокурором района требоваия полагал обоснованными, пояснил, что обязание ОГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области» к устранению нарушений законодательства о дорожной деятельности повлечет аннулирование недостатков транспортно-эксплуатационного состояния улично-дорожной сети, понизит риск возникновения дорожно-транспортных происшествий, устранит угрозу жизни и здоровью участников дорожного движения, исключит угрозу возникновения аварийных ситуаций при движении автотранспортных средств, что благоприятно повлияет на обеспечение безопасности дорожного движения, защищенности от дорожно-транспортных происшествий населения Заларинского муниципального образования.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу требований ч.2 ст.22 КАС РФ в случае, если место нахождения органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не совпадает с территорией, на которую распространяются их полномочия или на которой исполняет свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий, административное исковое заявление подается в суд того района, на территорию которого распространяются полномочия указанных органов, организации или на территории которого исполняет свои обязанности соответствующее должностное лицо, государственный или муниципальный служащий.

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в соответствии с п.5, п.6 ст.12 Федерального закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения и осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 257-ФЗ, дорожная деятельность – это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

При этом, согласно п. 5, 12 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке его технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, сооружения, к которым относятся дорожные знаки, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, тротуары, другие, предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса, относятся к элементам обустройства автомобильных дорог.

В силу части 1 статьи 17 Федерального закона № 257-ФЗ, содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации, в силу требований статьи 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Постановлением Губернатора Иркутской области от 07.02.2000 № 42-п «Об оптимизации количества и круга субъектов исполнения государственных функций управления дорожной отраслью области» для осуществления некоммерческих управленческих функций по обеспечению размещения областного государственного заказа и контролю за исполнением отдельных гражданско-правовых сделок образовано областное государственное казенное учреждение «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области».

В соответствии со свидетельством о государственной регистрации ИРП от 07.02.2000 № 0264, Уставом ОГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области» учреждение является юридическим лицом, учредителем которого выступает министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области.

В соответствии с п. 2 Положения о порядке ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования регионального или муниципального значения Иркутской области, утвержденного Постановлением правительства Иркутской области от 27.10.2014 № 527-пп, организация мероприятий по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Иркутской области осуществляется ОГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области».

Согласно п. 1.2 Устава ОГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области» образовано для осуществления некоммерческих управленческих функций по обеспечению размещения областного государственного заказа и контроля за исполнением отдельных гражданско-правовых сделок (государственных контрактов на проектирование, строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог области за счет средств областного бюджета и средств федерального бюджета, переданных в установленном законодательством порядке, закупку механизмов и оборудования, выполнение исследовательских, опытно-конструкторских, технологических и иных работ).

Предметом деятельности ОГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области», в соответствии с п. 2.1 Устава, является исполнение государственных функций, оказание государственных услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий министерства строительства, дорожного хозяйства Иркутской области в сфере управления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в Иркутской области в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Иркутской области.

Целями деятельности ОГКУ "Дирекция автомобильных дорог" являются: осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Иркутской области в соответствии с законодательством Российской Федерации и Иркутской области о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд для обеспечения дорожной деятельности; участие в реализации государственной политики в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог Иркутской области.

Для достижения целей деятельности ОГКУ "Дирекция автомобильных дорог" в установленном законодательством Российской Федерации и Иркутской области порядке осуществляет следующие виды деятельности, в том числе: проведение мероприятий по устранению причин дорожно-транспортных происшествий, обеспечение безопасного и бесперебойного движения автомобильного транспорта по автомобильным дорогам Иркутской области, повышение их пропускной способности, благоустройства, экологической безопасности, безопасности дорожного движения; организация совершенствования и развития автомобильных дорог Иркутской области, повышение их технического уровня и транспортно-эксплуатационного состояния; обеспечение соответствия состояния автомобильных дорог Иркутской области установленным правилам, стандартам, техническим нормам; выдача и утверждение технического задания на выполнение проектных изыскательских работ (проектной документации) на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог Иркутской области; выполнение работ по определению соответствия комплекса характеристик технического уровня и транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог Иркутской области, в целях определения соответствия их характеристик требованиям технических регламентов.

Согласно условиям государственного контракта от 30 октября 2019 ОГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области» и АО «Дорожная служба Иркутской области» заключили соглашение, по условиям которого АО «Дорожная служба Иркутской области» приняла на себя обязательства выполнить работы по содержанию, текущему ремонту, устройству ледовых переправ, восстановлению поперечного профиля и ровности проезжей части гравийных и щебеночных покрытий с добавлением материала, восстановлению верхних слоев асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог общего пользования Заларинского, Зиминского, Черемховского районов, находящихся в государственной собственности Иркутской области в соответствии с требованиями Технического задания. Конкретные виды и объемы работ определены Техническим заданием, Календарным графиком производства работ, Графиком финансирования по содержанию и Графиком исполнения контракта. Срок действия Контракта - до 31.12.2022.

В соответствии с выписками из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на сооружения дорожного транспорта – главную областную автомобильную дорогу общего пользования Залари-Жигалово протяженностью 2,607 км. (кадастровый ), областную автомобильную дорогу общего пользования Залари-Халярты (кадастровый ) собственником данных объектов недвижимости является Иркутская область, при этом данные объекты находятся в оперативном управлении у ОГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области».

Постановлением Правительства Иркутской области от 05.08.2016 № 478-пп утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Иркутской области, в соответствии с которым автомобильная дорога «Залари - Жигалово» (идентификационный ОП МЗ 25Н-046), автомобильная дорога «Залари – Троицк - Черемшанка» (идентификационный ОП МЗ 25Н-166), автомобильная дорога «Залари –Халярты» (идентификационный ОП МЗ 25Н-167) являются дорогами регионального значения.

Таким образом, в отношении спорных объектов деятельность по их реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию должна осуществляться ответчиком - ОГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области» в соответствии с положениями Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Федерального закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В силу ст.17, ст.18 Федерального закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание и ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог и поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

В соответствии с требованиями п. 5.3.2 ГОСТ Р 52289-2019, знак 2.1 "Главная дорога" устанавливают в начале участка дороги с преимущественным правом проезда нерегулируемых перекрестков. В населенных пунктах знак устанавливают перед каждым перекрестком на главной дороге.

Требованиями п. 5.6.29 ГОСТ Р 52289-2019, установлено, что знаки 5.16 "Место остановки автобуса и (или) троллейбуса", 5.17 "Место остановки трамвая" и 5.18 "Место стоянки легковых такси" применяют для обозначения остановочных пунктов соответствующих видов маршрутных транспортных средств и стоянки легковых такси. Знаки должны быть двусторонними. Односторонние знаки допускается применять вне населенных пунктов на участках дорог с разделительной полосой, на которых отсутствует движение пешеходов вдоль дорог.

В соответствии с пунктом 5.3.3.10 ГОСТ Р 52766-2007 посадочные площадки на всех остановочных пунктах в районах с холодным климатом должны быть оборудованы павильонами для пассажиров, а в районах с умеренным или жарким климатом - навесами.

Требованиями п. 4.9 ГОСТ 33176-2014 установлено, что для освещаемых дорог средняя освещенность на покрытии наземных пешеходных переходов должна быть более значения средней освещенности на поверхности пересекаемой проезжей части в 1,3 раза, а для неосвещаемых дорог - не менее 10,0 лк.

В соответствии с пунктом 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007, стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м. по СНиПУ 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение».

Требованиями п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 установлено, что тротуары следует устраивать в пределах населенных пунктов на автомобильных дорогах I - III категорий, IV и V категорий с твердым покрытием. К дорогам с твердым покрытием относят дороги с капитальным и облегченным типом дорожных одежд, а также дороги с переходным типом дорожных одежд, имеющие покрытие из каменных материалов, обработанных вяжущими. Пешеходные дорожки следует устраивать на участках подходов автомобильных дорог I - III категорий к населенным пунктам при интенсивности движения пешеходов более 200 чел./сут. Тротуары или пешеходные дорожки устраивают: на подходах к пешеходному переходу на расстоянии не мене 50 м, а также к остановочным пунктам маршрутных транспортных средств; от пешеходного перехода до посадочной площадки остановочного пункта маршрутных транспортных средств на участках дорог вне населенных пунктов.

Указанные ГОСТы Р 52766-2007, ГОСТ 33176-2014, ГОСТ Р 52289-2019 включены в перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации, в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 04.11.2017 № 2438-р.

В судебном заседании из акта от 20.12.2021 установлено, что прокуратурой района совместно с инспектором дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Заларинский», осуществлен визуальный осмотр участка ул. Центральная п. Залари Заларинского района Иркутской области (а/д «Залари-Халярты»), а также прилегающего перекрестка ул. Ленина п. Залари и автодорог «Залари-Жигалово», 0 км. + 000 м., «Залари-Троицк-Черемшанка» 0 км. + 000 м., ул. Центральная п.Залари (автодорога «Залари-Халярты» 0 км. + 000 м.), в осмотра выявлено наличие зимней скользкости на поверхности дорожного полотна, в нарушение п. 8.1 ГОСТ Р 50597-2017; отсутствие освещения на участке пешеходного перехода, в нарушение требований п.4.9 ГОСТ Р 33176-2014; отсутствие освещения на участках остановочных пунктов маршрутных транспортных средств, в нарушение требований п. 4.8 ГОСТ 33176-2014, п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2017; отсутствие стационарного электрического освещения на участках автомобильных дорог, проходящих по населенным пунктам и за их пределами, а именно ул. Центральная п. Залари, в пределах населенного пункта, и автодороги «Залари-Халярты» на расстоянии не менее 100 м. от населенного пункта, а также вышеуказанного перекрестка в нарушение требований п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2017; отсутствие дорожных знаков приоритета (2.1, 2.4 ПДД РФ) на перекрестках улиц Центральная и Радужная, Центральная и Садовая п. Залари, в нарушение п. 6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017, пп.5.3.2, 5.3.6 ГОСТ Р 52289-2019; отсутствие дорожного знака 5.16 ПДД РФ «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса», в нарушение п.5.6.29 ГОСТ Р 52289-2019; отсутствие технического сооружения для движения пешеходов, тротуаров (пешеходных дорожеки), в нарушение п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007; отсутствие оборудованного остановочного павильона на посадочной площадке, в нарушение п. 5.3.3.10 ГОСТ Р 52766-2007 (выполнен в виде навеса).

Содержание акта подтверждено приложенной к нему фототаблицей.

Аналогичная информация содержится в письме начальника ГИБДД МО МВД России «Заларинский» от 20.12.2021, где также отражено, что имеющиеся недостатки транспортно-эксплуатационного состояния улично-дорожной сети, влекут повышение риска возникновения дорожно-транспортных происшествий, в то же время по данной автомобильной дороге установлено интенсивное автомобильное движение, а также постоянное движение транспорта, задействованного в пассажирских перевозках. Также на вышеуказанной автомобильной дороге за период с 01.01.2019 по текущее время: с 01.01.2019 по 31.12.2019 гг. произошло 3 ДТП с материальным ущербом (перекресток ул. Залари-Жигалово - «Залари-Халярты»); с 01.01.2020 по 25.11.2020 произошло 2 ДТП с материальным ущербом (перекресток ул. Залари-Жигалово - «Залари-Халярты»), процентная динамика процентная динамика -33%; с 01.01.2021 по 06.12.2021 произошло 4 ДТП: 1 с пострадавшими (3 пострадавших, 1 ДТП по ул. Центральная (а/д «Залари-Халярты»), 3 ДТП с материальным ущербом (перекресток ул. Залари-Жигалово - «Залари-Халярты»); процентная динамика +100%. С учетом аварийной обстановки на перекрестке ул. Ленина п. Залари и автодорог «Залари-Жигалово», 0 км. + 000 м., «Залари-Троицк-Черемшанка» 0 км. + 000 м., ул. Центральная п. Залари ( автодорога «Залари-Халярты» 0 км. + 000 м.), в том числе возможных дорожно-транспортных происшествиях, которые оформляют участники дорожного движения самостоятельно, в соответствии с п.2.6.1 Правил дорожного движения РФ, целесообразно проведение мероприятий по техническому переоснащению вышеуказанного перекрестка, обустройству его светофорами для регулирования движения транспортных средств, а также движения пешеходов через проезжую часть, обустройству дополнительного освещения на участках автомобильных дорог - подъездах к данному перекрестку, в местах с недостаточной освещенностью, пешеходного ограждения, препятствующего выходу пешеходов на проезжую часть вне оборудованных пешеходных переходов, установке искусственных неровностей сборно-разборных конструкций, обустройстве дополнительных пешеходных переходов и тротуаров - с подходами к пешеходным переходам во всех направлениях автомобильных дорог данного перекрестка, а также обустройство дополнительного уширения полос движения для движения транспортных средств направо во всех направлениях вышеуказанного перекрестка, с обустройством дополнительных секций светофорного регулирования в указанном направлении, с соответствующими комплектами дорожных знаков, установленных Правилами дорожного движения Российской Федерации, при установке вышеуказанных технических средств регулирования дорожного движения по ГОСТ Р 50597-2017, ГОСТ Р 52289-2019, что обеспечит соблюдение участниками дорожного движения Правил дорожного движения РФ, снизит аварийность на данном участке автомобильных дорог.

Согласно информации начальника ГИБДД МО МВД России «Заларинский» от 28.02.2022 года расположение участков автомобильной дороги «Залари-Халярты» с пешеходным переходом и остановкой общественного транспорта уточнено следующим образом: пешеходный переход, оборудованный дорожными знаками 5.19.1/5.19.2 ПДД РФ, расположен на автомобильной дороге «Залари-Халярты», 0 км. + 050 м., в районе расположения провольственного магазина «<данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес>; остановка общественного транспорта, расположена на автомобильной дороге «Залари-Халярты», 0 км. + 230 м., в районе расположения жилого дома по адресу: <адрес>. При этом актуальная схема дислокации дорожных знаков автомобильной дороги «Залари-Халярты», а также прилегающего перекрестка ул. Ленина п. Залари и автодорог «Залари-Жигалово», 0 км. + 000 м., «Залари-Троицк- Черемшанка» 0 км. + 000 м., ул. Центральная п. Залари (автодорога «Залари- Халярты» 0 км. + 000 м.) за период времени с 2018 года по настоящее время в адрес ОГИБДД МО МВД России «Заларинский» не поступала.

Допрошенный судом свидетель Юлташев Р.И. сведения, приведенные в указанных выше письмах ОГИБДД МО МВД России «Заларинский» подтвердил.

При этом согласно информации начальника ОГИБДД МО МВД России «Заларинский» от 19.04.2022 в ходе внеочередного обследования транспортно-эксплуатационного состояния улично-дорожной сети ул.Центральная п.Залари Заларинского района Иркутской области, проходящей по автодороге общего пользования регионального или межмуниципального значения Иркутской области «Залари-Халярты», а также прилегающих перекрестков, ул.Центральная и ул.Радужная, ул.Центральная и ул.Садовая п.Залари, было установлено, что частично выявленные первоначально нарушения были устранены. На перекрестках ул.Центральная и ул.Радужная, ул.Центральная и ул.Садовая по ходу движения к д.Халярты с левой стороны (во встречном направлении) отсутствует дорожный знак 2.1 «Главная дорога» ПДД, что не соответствует ГОСТ 52289-2019, п.5.3.2. У остановочного пункта на ул.Центральная по ходу движения к д.Халярты с правой стороны дорожный знак 5.16 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса» установлен, во встречном направлении – нет вопреки требованиям п.5.6.29 ГОСТ Р52289-2019.

Таким образом, на момент вынесения решения по делу частично выявленные нарушения устранены, при этом в остальной части сторонами не оспаривается отсутствие стационарного электрического освещения освещения, знаков приоритета, дорожного знака 5.16 ПДД РФ, а также технического сооружения для движения пешеходов, тротуаров (пешеходных дорожек), и оборудованного остановочного павильона на посадочной площадке.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что ОГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области» в ходе осуществления мероприятий по содержанию спорного участка автомобильной дороги допустило нарушение требований ст.ст. 17, 18 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007, п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007, п. 4.9 ГОСТ 33176-2014, п. 5.3.3.10 ГОСТ Р 52766-2007, п. 5.6.29 ГОСТ Р 52289-2019, п. 5.3.2 ГОСТ Р 52289-2019.

Неисполнение указанных выше требований закона безусловно снижает уровень безопасности дорожного движения на указанных участках дороги, создает угрозу жизни и здоровью граждан, влияет на степень защищенности участников дорожного движения от дорожно-транспортных происшествий и их последствий, влечет за собой нарушение прав и свобод граждан.

Так, представленные административным истцом выкопировки земельного участка, предусмотренного под застройку микрорайона Солнечный и микрорайона Московский рп. Залари за 2005, 2011, 2021 г. подтверждают наглядно доводы представителя административного истца об увеличении интенсивности движения на участке, прилегаемом к спорной автомобильной дороге, активно застраивавшемся в течение последних 15 лет.

Данные доводы подтверждены также исследованными судом копиями постановлений о присвоении наименований улиц и почтового адреса от 20.05.2008, от 20.05.2008, от 05.03.2008, от 20.05.2008. от 04.02.2016, от 21.04.2008, от 08.10.2015.

Согласно информации главы Заларинского муниципального образования от 02.03.2022 по автомобильной дороге общего пользования «Залари-Халяты» проходит ул.Центральная рп.Залари Заларинского района Иркутской области, к которой примыкают ул. Апрельская, Зеленая, Осенняя, Радужная, Садовая, Сиреневая, Сосновая, которые входят в состав микрорайонов Солнечный и Московский, общая численность населения данных микрорайонов составляет 607 жителей.

Исследованные судом письменные ответы ОГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области» на запросы заместителя прокурора Заларинского района Багалинской Т.В. от 09.12.2021 и от 27.12.2021, содержащие истребуемую прокурором информацию о принятых для устранения нарушений мерах и причинах их неисполнения, на выводы суда не влияют, поскольку приведенные ОГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области» доводы не освобождают административного ответчика от возложенной на него указанными выше нормативно-правовыми актами обязанностей.

Доводы представителя административного ответчика о том, что ОГКУ «Дирекция автодорог» осуществляет дорожную деятельность в отношении автодорог общего пользования регионального и межмуниципального значения в пределах лимитов бюджетных средств, предусмотренных Государственной Программой на 2020-2024 гг., а также о том, что данные мероприятия не запланированы и исполнение требований в отсутствии их обоснования приведет к неэффективному расходованию бюджетных средств Иркутской области, суд считает несостоятельными, т.к. соблюдение безопасности дорожного движения, сохранение жизни и здоровья населения не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия денежных средств у ОГКУ «Дирекция автодорог».

Само по себе отсутствие полномочий ОГКУ «Дирекция автодорог» по внесению изменений в утвержденную государственную программу не влечет освобождения от обязанности по обеспечению соответствия спорных участков автодорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам.

Ссылки административного ответчика на Технический регламент ТР , как на акт, исключающий применение к спорным правоотношениям требований действующих ГОСТов, как и ссылки на то, что являются необосноваными, связанными с неправильным толкованием норм действующего законодательства.

Ссылки на то, что спорная автомобильная дорога была построена и введена в эксплуатацию в соответствии с требованиями действующего на момент ее ввода в эксплуатацию законодательства, также являются необоснованными, поскольку данное обстоятельство не исключает распространение на спорный объект обязательных, приведенных выше по тексту, требований закона и не освобождает административного ответчика об обязанности по обеспечению безопасности дорожного движения в рамках возложенных на него полномочий.

Доводы о том, что автодорога «Залари-Халярты» к дорогам I-III категорий не относится, на выводы суда влияют, поскольку спорная дорога является дорогой с твердым покрытием, что сторонами не оспаривалось и влечет согласно п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 необходимость обустройства тротуаров или пешеходных дорожек.

Суд считает, что при таких обстоятельствах необоснованного вмешательства в хозяйственную деятельность органа государственной власти не имеется.

Согласно ст.84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд, в соответствии с требованиями ст.ст. 60, 61 и 84 КАС РФ, считает, что исковые требования прокурора Заларинского района подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление прокурора Заларинского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц к Областному государственному казенному учреждению «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области» об обязании устранить нарушения законодательства о дорожной деятельности удовлетворить.

Обязать Областное государственное казенное учреждение «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области» в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу: оборудовать перекрестки улиц Центральная и Радужная, Центральная и Садовая п. Залари недостающими дорожными знаками приоритета в соответствии с требованиями п. 5.3.2 ГОСТ Р 52289-2019 (2.1 ПДД РФ - дорожный знак «главная дорога»); оборудовать остановочный павильон дорожным знаком 5.16 ПДД РФ «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса» в соответствии с п. 5.6.29 ГОСТ Р 52289-2019, путем установления двухстороннего знака или установки дополнительного знака во встречном направлении.

Обязать Областное государственное казенное учреждение «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области» в течение 7 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать посадочную площадку, расположенную на автомобильной дороге Залари-Халярты, 0 км. + 230 м., в районе расположения жилого дома по адресу: п. Залари, ул. Центральная, 1Г остановочным павильоном в соответствии с п. 5.3.3.10 ГОСТ Р 52766-2007

Обязать Областное государственное казенное учреждение «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области» в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать участок пешеходного перехода, расположенный на автомобильной дороге Залари-Халярты, 0 км. + 050 м., в районе расположения продовольственного магазина «<данные изъяты>», по адресу: <адрес> в соответствии с п. 4.9 ГОСТ 33176-2014 стационарным электрическим освещением; оборудовать участок остановочного пункта маршрутных транспортных средств, расположенный на автомобильной дороге Залари-Халярты, 0 км. +23 0 м., в районе расположения жилого дома по адресу: <адрес> стационарным электрическим освещением в соответствии с п. 4.8 ГОСТ 33176-2014, п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007; оборудовать участки автомобильных дорог, проходящих по населенным пунктам и за их пределами, а именно ул. Центральная п. Залари в пределах населенного пункта и автодороги «Залари-Халярты» на расстоянии от них не менее 100 м., а также перекрестка ул. Ленина п. Залари и автодорог «Залари-Жигалово», 0 км. + 000 м., «Залари-Троицк-Черемшанка» 0 км. + 000 м., ул. Центральная п. Залари в соответствии с п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 стационарным электрическим освещением; оборудовать участок ул. Центральная п. Залари в пределах населенного пункта техническими сооружениями для движения пешеходов – тротуарами (пешеходными дорожками) в соответствии с п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Заларинский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.П. Барушко