ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1320/19 от 01.08.2019 Сысертского районного суда (Свердловская область)

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01.08.2019 Сысертский районный суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Транзалова А.А.,

при секретаре Плосковой О.А.,

с участием представителя административного истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1320/2019 по административному исковому заявлению Мастицкого ФИО7 к Администрации Сысертского городского округа о признании незаконным отказа в предварительном согласовании перераспределения земельного участка и возложении обязанности по принятию решения о предварительном согласовании перераспределения земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в суд с административным иском к администрации Сысертского ГО о признании незаконным отказа в предварительном согласовании перераспределения земельного участка и возложении обязанности по принятию решения о предварительном согласовании перераспределения земельного участка. В обоснование заявленных требований указал, что является собственником земельных участков с кадастровым номером №40817810604900317040 площадью 677 м2, и кадастровым номером №40817810604900317040 площадью 1 050 м2, которые расположены по адресу: <адрес>. Истец неоднократно обращался в администрацию Сысертского городского округа с заявлением о перераспределении земельного участка площадью 677 м2 путём присоединения к нему находящегося в муниципальной собственности смежного земельного участка площадью 1 000 м2. На обращение от 05.04.2019 истцу направлен ответ от 10.04.2019, в котором ему отказано в перераспределении земельного участка. Истец считает данный ответ противоречащим закону, на основании чего просит признать его незаконным, а также возложить на ответчика обязанность принять решение о предварительном согласовании перераспределения земельного участка, утвердив схему расположения земельного участка.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 настаивала на удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в исковом заявлении.

От представителя административного ответчика в суд поступил отзыв, в котором просит отказать в удовлетворении заявленных требований.

Выслушав доводы представителя истца, исследовав письменны материалы дела судом установлено отсутствие оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии с пунктом 3 статьи 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

Согласно пункта 1 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются в уполномоченный орган с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.

В соответствии с пунктом 8 вышеуказанной статьи в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:

1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;

2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;

3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса; образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса.

Судом установлено, что истец является собственником земельных участков с кадастровым номером №40817810604900317040 площадью 677 м2, и кадастровым номером №40817810604900317040 площадью 1 050 м2, которые расположены по адресу: <адрес>. Истец неоднократно обращался в администрацию Сысертского городского округа с заявлением о перераспределении земельного участка площадью 677 м2 путём присоединения к нему находящегося в муниципальной собственности смежного земельного участка площадью 1 000 м2. На обращение от 05.04.2019 истцу направлен ответ от 10.04.2019, в котором ему отказано в перераспределении земельного участка. В качестве основания отказа указано, что из испрашиваемого земельного участка возможно образование самостоятельного участка.

Истцом к заявлению в администрацию приложено заключение кадастрового инженера ФИО3, согласно которому образование самостоятельного участка из неразграниченных земель в кадастровом квартале №40817810604900317040, между земельными участками с кадастровыми номерами №40817810604900317040, №40817810604900317040, №40817810604900317040, №40817810604900317040 без нарушения ПЗЗ Сысертского ГО невозможно, поскольку необходимо оставить проезд вдоль земельного участка с кадастровым номером №40817810604900317040 к земельному участку с кадастровым номером 66:25:1201022:115 шириной не менее 6 метров для возможности его использования по назначению. Ширина между кадастровыми границами земельный участков с кадастровыми номерами №40817810604900317040 и №40817810604900317040 составляет 19,28 м, при обеспечении указанного проезда ширина возможного образуемого участка между проездом и земельным участок с кадастровым номером №40817810604900317040 составит 13,28 м., что противоречит требованиям правил землепользования и застройки (требуемая ширина 15м.).

С указанным выводом кадастрового инженера суд не может согласиться, поскольку он не основан на действующих нормах права.

Согласно подпункту 4 пункта 7.5 Методических рекомендаций по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром 17.02.2003, в зависимости от целевого назначения и разрешенного использования земельный участок в обязательном порядке обеспечивается доступом - в виде прохода (шириной не менее 1 метра) или проезда (шириной не менее 3,5 метров). Земельный участок, на котором имеются капитальные строения или право на их возведение, обеспечивается проездом. Доступ к участку обеспечивается как за счет земель общего пользования, так и за счет территории иных земельных участков путем установления частного сервитута.

Согласно Правилам землепользования и застройки на территории Сысертского городского округа, утвержденным Решением Думы Сысертского городского округа от 24.01.2008 №40817810604900317040, минимальная ширина земельного участка предоставляемого под индивидуальное жилищное строительство составляет 15 метров. Ширина проезда к земельному участку не установлена.

Таким образом ограничения по образованию из неразграниченных земель самостоятельного участка отсутствуют.

Между тем, одно лишь наличие проекта межевания территории, предусматривающего образование иного земельного участка, само по себе не может выступать единственным основанием для осуществления перераспределения в отсутствие предусмотренных подпунктом 2 части 1 статьи 39.28 Земельного кодекса обстоятельств. Аналогичная позиция высказана в Определении Верховного Суда РФ от 18.10.2018 по делу N №40817810604900317040.

В соответствии с правовой позицией, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 27.06.2017 N 1266-0, Земельным кодексом в качестве основного способа приватизации земли предусмотрены торги, которые проводятся на конкурсной основе, обеспечивающей справедливое и открытое распределение объектов публичной собственности.

С учетом специфики земельных отношений Земельный кодекс также устанавливает иные способы приватизации, к которым относится перераспределение земель, находящихся в частной и публичной формах собственности.

Учитывая, что в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Земельного кодекса права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, суды при рассмотрении настоящего спора должны проверить наличие оснований для приобретения земельного участка в собственность в результате перераспределения.

В указанном выше определении Конституционного Суда Российской Федерации отражена правовая позиция по вопросу применения положений подпункта 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса в части ограничения возможности предоставления в порядке перераспределения земельных участков, относящихся к публичной собственности, если из них могут быть сформированы самостоятельные земельные участки, права на которые граждане и юридические лица могут приобрести в общем порядке.

При этом возможность формирования самостоятельных земельных участков определяется в каждом конкретном случае с учетом требований, изложенных в статье 11.9 Земельного кодекса, в иных правовых актах (включая документы территориального планирования, правила землепользования и застройки), отказ в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должен быть обоснованным.

Таким образом, с учетом площади свободного земельного участка (1000 м2), за счет которых просит заявитель осуществить перераспределение, довод административного ответчика о возможности образования самостоятельного земельного участка с целью дальнейшего его вовлечения в хозяйственный оборот на конкурсной основе является законным и соответствует правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 218 – 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Мастицкого ФИО8 к Администрации Сысертского городского округа о признании незаконным отказа в предварительном согласовании перераспределения земельного участка и возложении обязанности по принятию решения о предварительном согласовании перераспределения земельного участка отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи жалобы через Сысертский районный суд

Судья: А.А. Транзалов