ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1320/20 от 11.09.2020 Жигулевского городского суда (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

11 сентября 2020 года г. Жигулевск

Жигулевский городской суд Самарской области в составе:

председательствующего - судьи Перцевой Ю.В.,

с участием представителя административного истца – Сошникова В.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя административного ответчика – председателя Участковой избирательной комиссии избирательного участка №0916 Самарской области- Красноглядовой О.В.,

представителя административного ответчика- Самсоновой С.В., допущенной к участию в деле по устному ходатайству,

помощника прокурора- Шиндяпиной Н.В.,

при секретаре Славновой Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1320/2020 по административному исковому заявлению Романова П. В. к Участковой избирательной комиссии №0916 Самарской области о признании незаконным бездействия Участковой избирательной комиссии,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец – Романов П.В. обратился в Жигулевский городской суд Самарской области с настоящим административным исковым заявлением, требуя признать незаконным бездействие Участковой избирательной комиссии №0916 Самарской области, выразившееся в нарушении п.п.2,11 ст. 61 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (не оборудование зала для голосования в одном помещении) и обязать административного ответчика оборудовать зал для голосования в одном помещении, обратив решение суда к немедленному исполнению.

В обоснование заявленных исковых требований Романов П.В. указал, что решением Территориальной избирательной комиссии г.о. Жигулевск Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ, он был зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Думы г.о. Жигулевска Самарской области седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №15.

Главой г.о. Жигулевск Самарской области, для проведения выборов, административному ответчику было предоставлено помещение, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ административный истец, находясь в помещении для голосования, расположенном по вышеуказанному адресу, установил наличие двух залов. В одном зале оборудовано место для работы председателя участковой избирательной комиссии, а в другом зале оборудованы места для работы членов участковой избирательной комиссии, наблюдателей, кандидатов и их доверенных лиц, представителей СМИ, досрочного голосования избирателей.

Указанное расположение залов в помещении, по мнению административного истца, является нарушением требований действующего законодательства, а именно п.п.2,11 ст. 61 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Романов П.В. лишен возможности одновременно наблюдать за деятельностью всех членов избирательной комиссии, чем нарушены его права как кандидата, предусмотренные ч.1 ст. 30 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

С учетом изложенного заявлены настоящие требования.

Представитель административного истца Романова П.В.- Сошников В.В., поддержал доводы, изложенные в административном исковом заявлении, настаивал на удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Дополнительно пояснил, в том числе в ответах на вопросы суда, что помещение для голосования, предоставленное административному ответчику, состоит из двух залов. В одном зале располагается председатель участковой избирательной комиссии, во втором зале находятся члены избирательной комиссии, сотрудник полиции, наблюдатели, представители СМИ и др. Его доверитель, находясь во втором зале, лишен возможности наблюдать за деятельностью председателя участковой избирательной комиссии, который по его мнении, может совершить какие-либо незаконные действия, влекущие нарушение прав и законных интересов Романова В.П. Два зала разделены дверью, которая постоянно находится в открытом состоянии. Теоретически его доверитель имеет возможность, стоя около указанной двери, наблюдать одновременно за происходящим в обоих залах. Однако, сделать это не возможно в связи с тем, что отсутствуют условия для такого наблюдения, в частности условия удобства (стулья), а наблюдать стоя в течении длительного времени физически не возможно.

Представители административного ответчика- Красноглядова О.В., Самсонова С.В., в судебном заседании заявленные требования не признали, просили отказать в их удовлетворении, поскольку какие-либо нарушения прав и законных интересов Романова П.В. отсутствуют. Помещение для проведения выборов было предоставлено главой г.о. Жигулевск, помещение состоит из двух комнат. Одна из комнат оборудована под помещение для голосования, вторая- для хранения избирательной документации, это два разных помещения. Помещение для голосования оборудовано в соответствии с требованиями п.2 ст. 61 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Помещение для хранения избирательной документации находится под охраной сотрудника полиции, в нем располагается сейф, в опечатывании которого административный истец принимал участие, осуществлял видеозапись. Романов П.В. не лишен права наблюдать за деятельностью председателя участковой избирательной комиссии, членов комиссии, его права не нарушены.

Представитель заинтересованного лица- Территориальной избирательной комиссии г.о. Жигулевск Самарской области в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, причин неявки суду не сообщил, об отложении судебного заседания не ходатайствовал.

Прокурор в своем заключении полагал, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется, поскольку помещение для голосования соответствует требованиям ст. 61 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Выслушав пояснения представителя административного истца, представителей административного ответчика, заслушав заключение прокурора, исследовав письменные материалы административного дела, суд считает, что заявленные требования являются не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

Решением Думы городского округа Жигулевск Самарской области от «23» июня 2020 года № 639 на «13» сентября 2020 года назначены выборы депутатов Думы городского округа Жигулевск Самарской области седьмого созыва.

Решением Территориальной избирательной комиссии города Жигулевска Самарской области с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №15 от ДД.ММ.ГГГГ Романов П.В. зарегистрирован кандидатом в депутаты Думы городского округа Жигулевск Самарской области седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 15.

Согласно ч.1 ст.30 61 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" на всех заседаниях комиссии, а также при подсчете голосов избирателей, участников референдума и осуществлении участковой, территориальной комиссиями работы со списками избирателей, участников референдума, с бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами об итогах голосования и со сводными таблицами вправе присутствовать члены вышестоящих комиссий и работники их аппаратов, кандидат, зарегистрированный данной либо вышестоящей комиссией, либо его уполномоченный представитель по финансовым вопросам или доверенное лицо, уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован данной либо вышестоящей комиссией, или кандидат из указанного списка, член или уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума. На заседании комиссии, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, вправе присутствовать соответственно выдвинутый кандидат либо его уполномоченный представитель по финансовым вопросам, уполномоченный представитель избирательного объединения. Для присутствия на заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с указанными избирательными документами, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума, указанным лицам не требуется дополнительное разрешение. Комиссия обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа указанных лиц на свои заседания и в помещение, в котором проводится подсчет голосов избирателей, участников референдума, осуществляется работа с указанными избирательными документами, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума.

В соответствии с п.1 ст. 61 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" помещение для голосования безвозмездно предоставляется в распоряжение участковой комиссии главой местной администрации соответствующего муниципального образования, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным федеральным законом, - командиром воинской части, капитаном судна, руководителем полярной станции, руководителем дипломатического представительства, консульского учреждения Российской Федерации.

В помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования, оснащенные системой освещения и снабженные письменными принадлежностями, за исключением карандашей (п.2 ст. 61 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что помещение для голосования было безвозмездно предоставлено в распоряжение Участковой избирательной комиссии №0916 Самарской области главой администрации г.о. Жигулевск, помещение расположено по адресу: <адрес>

В соответствии со п.11 ст. 61 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи бюллетеней, места для тайного голосования и ящики для голосования, технические средства подсчета голосов при их использовании одновременно находились в поле зрения членов участковой комиссии, наблюдателей.

В ходе рассмотрения дела установлено, что представленное административному ответчику помещение фактически состоит из двух помещений, одно из которых используется для хранения избирательной документации, второе – в качестве помещения для голосования, помещения разделаны дверью, находящейся постоянно в открытом положении.

Романовым В.П. не оспаривается, что помещение для голосования (по иску и фототаблице зал ) оборудовано в соответствии с требованиями ст.11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Вместе с тем, административный истец указывает, что помещение для голосования состоит из двух залов, в одном из которых находится председатель участковой избирательной комиссии, не лишенный возможности совершить какие-либо незаконные действия влекущие нарушение его прав и законных интересов.

Указанные доводы признаются судом не обоснованными, поскольку помещение для голосования и помещение для хранения избирательной документации являются самостоятельными помещениями, нарушений требований п.2 и п.11 ст. 61 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" судом не установлено.

Административный истец, реализуя свои права, закрепленные действующим избирательным законодательством, не лишен права одновременно наблюдать за деятельностью всех членов избирательной комиссии, в том числе находясь у двери между помещением для голосования и помещением для хранения избирательной документации.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что схема помещения для голосования соответствует требованиям пункта 11 статьи 61 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", места выдачи бюллетеней, места для тайного голосования и ящики для голосования, технические средства подсчета голосов при их использовании одновременно находились в поле зрения членов участковой комиссии, наблюдателей, административного истца, что в полной мере позволяло Романову В.П. контролировать весь процесс движения избирателей и действий членов Участковой избирательной комиссии.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что в данном случае бездействие избирательной комиссии, под которым следует понимать неисполнение комиссией обязанности, возложенной на нее нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия комиссии, отсутствуют, следовательно права и законные интересы административного истца не нарушены, в связи с чем заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Доводы стороны административного истца о возможном совершении председателем участковой избирательной комиссии каких-либо незаконных действий, носят предположительных характер, в связи с чем не могут быть приняты судом.

Каких-либо иных доводов, доказательств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца Романова В.П. суду в ходе рассмотрения дела, не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 244 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Романова П. В. к Участковой избирательной комиссии №0916 Самарской области о признании незаконным бездействия Участковой избирательной комиссии, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение 5 дней со дня его принятия судом путем подачи апелляционной жалобы в Жигулевский городской суд Самарской области.

Решение в окончательной форме изготовлено судом 12 сентября 2020 года.

Судья Жигулевского городского суда Ю.В. Перцева