№ 2а-1321/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 июля 2021 года Томский районный суд Томской области в составе:
председательствующего судьи Сабылиной Е.А.,
при секретаре Силантьевой Д.С.,
помощник судьи Юкова Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело по административному иску Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Томской области к ФИО1 о взыскании задолженности по земельному налогу, пени по налогу на имущество,
установил:
Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы № по /../ обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании задолженности в размере 12495 рублей 28 коп., из которых: 12189 рублей 26 коп. – пени по налогу на имущество за 2015 год, 240 рублей – земельный налог за 2015 год, 66 рублей 02 коп. – пени по земельному налогу.
В обоснование требований указано, что ФИО1 является собственником объектов: иные строения, помещения и сооружения, кадастровый №, адрес: /../, стр. 2; иные строения, помещения и сооружения, кадастровый №, адрес: /../, стр. 3; иные строения, помещения и сооружения, кадастровый №, адрес: /../, стр. 4; здания, строения, сооружения, кадастровый №, адрес: /../, стр. 1; квартира кадастровый №, адрес: /../, 2. Сумма налога к уплате, с учетом переплаты 110335 рублей. В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации за каждый календарный день просрочки уплаты налога на имущество физических лиц начислены пени в размере 12189 рублей 26 коп.
На основании ст. 69, ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации направлено требование № от /../ В установленный срок пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 12189 рублей 26 коп. уплачены не были.
ФИО1 является собственником (пользователем, владельцем) объекта: земельный участок кадастровый №, адрес: /../ станция, /../,1. Согласно п. 3 ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации ИФНС России по /../ налогоплательщику проведено исчисление земельного налога за 2015 г., подлежащего уплате в размере 240 рублей. На основании ст. 52, п. 4 ст. 397 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщику направлено налоговое уведомление № от /../ с извещением на уплату налога. В установленный срок земельный налог в размере 240 рублей уплачен не был. В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации за каждый календарный день просрочки уплаты земельного налога начислены пени в размере 66 рубля 02 коп.
Инспекцией попущен шестимесячный срок со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа для обращения с административным исковым заявлением о взыскании задолженности в суд общей юрисдикции. Учитывая большой объем направления Инспекцией в мировой суд заявлений о выдаче судебных приказов о взыскании задолженности с налогоплательщиков, административных исковых заявлений в суды общей юрисдикции и сжатые сроки направления заявлений, а также тот факт, что заявления не формируются автоматически, а составляются вручную сотрудниками Инспекции, срок обращения с заявлением в районный срок инспекцией был пропущен.
Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы № 8 по Томской области, извещенная о месте и времени рассмотрения административного дела, в судебное заседание представителя не направила.
Административный ответчик ФИО1, извещенный о месте и времени рассмотрения административного дела, в судебное заседание не явился.
Руководствуясь ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил рассмотреть административное дело в отсутствие сторон.
Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно пункту 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов насчетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно пункту 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
В соответствии со статьей 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее – контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно статье 15 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог относится к местным налогам и сборам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу пункта 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии с частью 1 статьи 69 Федерального закона от /../ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от /../ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Из материалов дела следует, что ФИО1 в /../ году принадлежал земельный участок кадастровый №, адрес: /../ станция, /../.
Согласно представленному административным истцом расчету, размер земельного налога за /../ г. составил 240 рублей.
Представленный истцом расчет судом проверен и признан верным. Стороной административного ответчика расчет не оспорен.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (пункт 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
За неисполнение обязательства размер начисленной в соответствии со статьей 75 налогового кодекса Российской Федерации пени по земельному налогу с учетом действующей в соответствующий период ставки рефинансирования составил 66 рублей 02 коп.
Расчет пени по земельному налогу, представленный административным истцом, проверен судом, признан арифметически верным, административным ответчиком не оспорен.
Согласно статье 15 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц относится к местным налогам и сборам.
В силу пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии со статьей 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается, в частности, расположенное в пределах муниципального образования здание, строение, сооружение, помещение.
Пунктом 2 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.
Налоговым периодом признается календарный год (статья 405 Налогового кодекса Российской Федерации).В соответствии со статьей 404 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до /../. Согласно пункту 1 стать 408 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Как следует из материалов дела, ФИО1 является налогоплательщиком налога на имущество физических лиц в отношении недвижимого имущества, а именно – квартиры квартира кадастровый №, адрес: /../.
Согласно представленному административным истцом расчету ФИО1 начислен налог за /../ год в отношении объектов недвижимости: нежилого здания по адресу: /../, /../, кадастровый №, нежилого здания по адресу: /../, стр. 3, кадастровый №, нежилого здания по адресу: /../ кадастровый №, нежилого здания по адресу: /../, стр. 1, кадастровый №.
Вместе с тем согласно ответу Восточно-Сибирского филиала АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» нежилые строения по адресу: /../, стр. /../ были снесены в 2009 году в связи с чем принято решение об их исключении из реестра объектов капитального строительства.
Изложенное свидетельствует о том, что данные нежилые строения не являются объектами налогообложения, поскольку не существуют.
В адрес налогоплательщика ФИО1 направлено налоговое уведомление № от /../, содержащие расчет земельного налога за № г., расчет налога на имущество физических лиц за /..//../ направления налоговое уведомление № от /../ ФИО1 подтверждается представленным почтовым реестром.
Налогоплательщику ФИО1 по адресу: /../,2 направлены: требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов № от /../ по сроку уплаты до /../, требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов № от /../ по сроку уплаты до /../ (список внутренних почтовых отправлений №а от /../; список внутренних почтовых отправлений №а от /../).
Требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов № от /../ направлено ФИО1
В нарушение ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный ответчик не представил доказательств не получения налогового уведомления и требования.
В силу положений части 4 статьи 52, части 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым налоговое уведомление, требование об уплате налогов, пени может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления, требования об уплате налога, пени по почте заказным письмом налоговое уведомление, требование считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Данные требования оставлены без исполнения.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, доказательств, опровергающих обоснованность заявленных административным истцом исковых требований, в суд не представил.
Факт направления требований в его адрес административным ответчиком не оспаривался, в указанные сроки обязанность по уплате пени не исполнена.
Порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога, пени установленный Налоговым кодексом Российской Федерации, административным истцом соблюден.
Вместе с тем, расчет задолженности по налогу на имущество, пени в отношении объекта недвижимого имущества, а именно – квартиры квартира кадастровый №, адрес: /../, не представлен. Таким образом, учитывая, что нежилое здание по адресу: /../, стр. 4, кадастровый №, нежилое здание по адресу: /../, стр. 3, кадастровый №, нежилое здание по адресу: /../, №, кадастровый №, нежилое здание по адресу: /../, /../, кадастровый № не являются объектами налогообложения, поскольку не существуют, а расчет задолженности по налогу на имущество, пени в отношении объекта недвижимого имущества – квартиры квартира кадастровый №, адрес: /../, не представлен, оснований для удовлетворения требований о взыскании с ФИО1 пени по налогу на имущество за 2015 год в размере 12189 рублей 26 коп. не имеется.
С учетом изложенных обстоятельств административным ответчиком обязанность по уплате земельного налога за 2015 год, пени не исполнена, что является основанием для их взыскания в судебном порядке.
При проверке в судебном заседании вопроса соблюдения Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России № по /../ срока обращения в суд установлено следующее.
В силу ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Таким образом, при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд также выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом.
В силу п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Анализ взаимосвязанных положений п. п. 1 - 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
На основании ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации административным истцом были начислены пени административному ответчику, с указанием сроков уплаты пени.
В срок, указанный в уведомлениях, административный ответчик обязанность по уплате санкций не исполнил.
Межрайонная ИФНС России № по /../ обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче в отношении ФИО1 судебного приказа о взыскании недоимки: по налогу на имущество физических лиц – пени с № г.г. в размере 0 рублей 25 коп.; транспортный налог с физических лиц: пени с /../ г.г. в размере 1393 рубля 55 коп.; земельный налог за 2015 г. в размере 240 рублей, пени с 2014 по 2019 г.г. в размере 284 рубля 67 коп.; налог на имущество – пени с 2014 по 2019 г.г. в размере 14559 рублей 04 коп., на общую сумму 16477 рублей 51 коп.
/../ мировым судьей судебного участка № Томского судебного района /../ по заявлению Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № по /../ вынесен судебный приказ №а/../ о взыскании с ФИО1 задолженности по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц, пени в размере 16477 рублей 51 коп.
Определением мирового судьи судебного участка № Томского судебного района /../ от /../ отменен судебный приказ №а/../ о взыскании о взыскании с ФИО1 задолженности по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц, пени в размере 16477 рублей 51 коп.
Шестимесячный срок на обращение в суд с административным исковым заявлением о взыскании с ФИО1 задолженности по налогу, пени в соответствии со статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации истекал /../.
Настоящее административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по /../ направлено в Томский районный суд /..//../, то есть в предусмотренный ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срок.
При таких обстоятельствах, требования Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России № по /../ о взыскании с ФИО1 задолженности в размере 240 рублей – земельный налог за /../ год, 66 рублей 02 коп. – пени по земельному налогу подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Согласно абзацу второму пункта 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от /../№ «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» при разрешении коллизий между указанной нормой права и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с положениями статей 61.1 и 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственная пошлина по нормативу 100 процентов по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции и мировыми судьями, подлежит зачислению в местный бюджет.
Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 336.36 Налогового кодекса Российской Федерации при обращении в суд общей юрисдикции от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков.
Подпунктом 8 пункта 1 статьи 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Оснований для освобождения административного ответчика от подлежащей уплате по делу государственной пошлины суд не усматривает.
Поскольку исковые требования имущественного характера, предъявленные к ФИО1 удовлетворены в размере 306 рубля 02 коп. с административного ответчика в доход местного бюджета в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей 00 коп.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 290, 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № по /../ к ФИО1 о взыскании задолженности по земельному налогу, пени по налогу на имущество удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО1, дата рождения: /../, место рождения: /../, в пользу соответствующего бюджета задолженность в общей сумме 306 рублей 02 коп., в том числе: по земельному налогу за /../ год – 240 рублей 00 коп., пени по земельному налогу – 66 рублей 02 коп.
Взыскание налогов и пени осуществлять по следующим реквизитам: получатель: УФК по /../ (ИФНС России по /../) ИНН /../. КПП /../. Банк получателя Отделение Томск /../, расчетный счет 40№. БМК /../. КБК 18№ – уплата земельного налога, КБК – /../ – уплата пени по земельному налогу).
Взыскать с ФИО1, дата рождения: /../, место рождения: /../, в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей 00 коп.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Томский районный суд Томской области в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий /подпись/ Сабылина Е.А.
Мотивированное решение составлено 20.07.2021
Копия верна
Подлинник подшит в административном деле № 2а-1321/2021
Судья Сабылина Е.А.
Секретарь Силантьева Д.С.
УИД 70RS0005-01-2021-001538-49