ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1323/20 от 03.06.2020 Кировского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

Дело № 2а-1323/2020

76RS0014-01-2020-000468-94

Изготовлено 03.06.2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Ярославль2 июня 2020 года

Кировский районный суд города Ярославля в составе:

председательствующего судьи Воробьевой В.В.,

при секретаре Ховриной О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Кировского района города Ярославля в защиту неопределенного круга лиц и городского округа города Ярославль к Территориальной администрации Кировского и Ленинского районов мэрии города Ярославля, мэрии города Ярославля о признании бездействия незаконным, признании недействующим распоряжение главы Территориальной администрации Кировского и Ленинского районов мэрии города Ярославля от 23 марта 2016 года №173 «Об утверждении административного регламента рассмотрения обращений граждан в территориальной администрации Кировского и Ленинского районов мэрии города Ярославля»,

установил:

Заместитель прокурора Кировского района города Ярославля обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц и городского округа города Ярославль к Территориальной администрации Кировского и Ленинского районов мэрии города Ярославля, в котором просит признать незаконным бездействие по непринятию распоряжения по отмене распоряжение главы Территориальной администрации Кировского и Ленинского районов мэрии города Ярославля от 23 марта 2016 года №173 «Об утверждении административного регламента рассмотрения обращений граждан в территориальной администрации Кировского и Ленинского районов мэрии города Ярославля», признать недействующим распоряжение главы Территориальной администрации Кировского и Ленинского районов мэрии города Ярославля от 23 марта 2016 года №173 «Об утверждении административного регламента рассмотрения обращений граждан в территориальной администрации Кировского и Ленинского районов мэрии города Ярославля» со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование требований указано, что прокуратурой Кировского района г. Ярославля по поручению прокуратуры области проведена проверка исполнения законодательства при рассмотрении обращений граждан РФ в территориальной администрации Кировского и Ленинского районов мэрии г. Ярославля. Прокуратурой района в рамках проведенной проверки установлено, что распоряжением главы названной территориальной администрации от 23.03.2016 № 173 утвержден Административный регламент рассмотрения обращений граждан в территориальной администрации Кировского и Ленинского районов мэрии г. Ярославля (опубликован в газете «Городские новости» № 24 (1878) от 2 апреля 2016 года). Указанный правовой акт является нормативным, так как регулирует отношения любого гражданина, обратившегося с заявлением (обращением) в территориальную администрацию, то есть затрагивает интересы неопределенного круга лиц, рассчитан на многократное применение.

Данный правовой акт принят за пределами компетенции территориальной администрации, являющейся структурным подразделением мэрии г. Ярославля.

В соответствии с п. 1.3 Положения о территориальной администрации мэрии города Ярославля, утв. решением муниципалитета г. Ярославля от 12.09.2006 № 307, территориальная администрация в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами Ярославской области, нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, Ярославской области, Уставом города Ярославля, нормативными правовыми актами органов городского самоуправления, настоящим Положением.

Согласно Положению о территориальной администрации мэрии г. Ярославля, утв. решением муниципалитета г. Ярославля от 12.09.2006 № 307, полномочия по принятию нормативных правовых актов в указанной сфере в компетенцию территориальной администрации не входят. Иными нормативными актами такое полномочие территориальной администрации также не предусмотрено.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» мэрией г. Ярославля принят соответствующий нормативный акт, регламентирующий деятельность, в том, числе структурных подразделений мэрии (к которым относится территориальная администрация). В частности, соответствующее положение закреплено в п. 1.4 Административного регламента рассмотрения обращений граждан в мэрии города Ярославля, утв. постановлением мэрии г. Ярославля от 17.09.2009 № 3230.

На основании изложенного, соответствующая правовая процедура законодательными и подзаконными правовыми актами урегулирована, а, следовательно, распоряжение главы территориальной администрации от 23.03.2016 № 173 «Об утверждении административного регламента рассмотрения обращений граждан в территориальной администрации Кировского и Ленинского районов мэрии города Ярославля» подлежит отмене, как принятое за пределами компетенции территориальной администрации и противоречащее положениям Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

На данное распоряжение прокуратурой района принесен протест.

В соответствии с ответом территориальной администрации Кировского и Ленинского районов мэрии г. Ярославля, поступившим в прокуратуру 28 ноября 2019 года протест прокурора оставлен без удовлетворения, правовые основания для отклонения протеста в указанном ответе не указаны (а, следовательно, в настоящем заявлении не анализируются).

Действие указанного правового акта территориальной администрации нарушает интересы неопределенного круга лиц и муниципального образования (городской округ г. Ярославль) на соблюдение установленного порядка принятия и исполнения муниципальных нормативных актов, поскольку требования указанного правового акта фактически обязывают граждан исполнять изложенные в нем императивные предписания, изданные с нарушением требований вышеуказанного федерального и муниципального законодательства.

Прокурор Груздева Е.Е. административный иск в судебном заседании поддержала по доводам, изложенным в нем. Указала, что административный регламент рассмотрения обращений граждан в территориальной администрации Кировского и Ленинского районов мэрии г. Ярославля подлежит отмене, поскольку принят за пределами полномочий административного ответчика. Административный регламент соответствует положениям Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Не оспаривала факт опубликования административного регламента в полном объеме.

Представитель административного ответчика территориальной администрации Кировского и Ленинского районов мэрии г. Ярославля по доверенности Зенкова А.В., представитель административного ответчика мэрии г. Ярославля по доверенности Семенова Ю.Р. возражали против удовлетворения требований, представили отзыв на административный иск и дали пояснения согласно ему. Доводы представителей сводились к тому, что административный регламент рассмотрения обращений граждан в территориальной администрации Кировского и Ленинского районов мэрии г. Ярославля принят в соответствии с требованиями закона в пределах полномочий Территориальной администрации.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заместителя прокурора Кировского района города Ярославля.

Судом установлено, что распоряжением главы территориальной администрации Кировского и Ленинского районов мэрии города Ярославля от 23.03.2016 № 173 утвержден административный регламент рассмотрения обращений граждан в территориальной администрации Кировского и Ленинского районов мэрии города Ярославля. Административный регламент опубликован в газете «Городские новости» № 24 (1878) от 2 апреля 2016 года, что сторонами по делу не оспаривалось.

Прокуратура Кировского района г. Ярославля полагает, что данный административный регламент подлежит отмене, поскольку принят за пределами полномочий административного ответчика. В связи с чем 25 октября 2019 года главе территориальной администрации Кировского и Ленинского районов мэрии города Ярославля направлен протест с требованием отменить распоряжение главы территориальной администрации Кировского и Ленинского районов мэрии города Ярославля от 23.03.2016 № 173.

6 ноября 2019 года в ответ на протест глава территориальной администрации Кировского и Ленинского районов мэрии города Ярославля сообщил об отсутствии правовых оснований для отмены административного регламента рассмотрения обращений граждан в территориальной администрации Кировского и Ленинского районов мэрии города Ярославля, поскольку он не противоречит требованиям действующего законодательства.

Впоследствии прокуратура Кировского района г. Ярославля обратилась в суд с настоящим административным иском.

Суд, проанализировав распоряжение главы территориальной администрации Кировского и Ленинского районов мэрии города Ярославля от 23.03.2016 № 173, не усматривает оснований для его отмены.

Конституцией РФ субъектам РФ и муниципальным образованиям предоставлены широкие полномочия по нормативно-правовому регулированию (ч. 2, 4 ст. 76, ч. 1 ст. 132).

Согласно ст. 32 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления.

В силу ст. 52 Устава города Ярославля рассмотрение обращений граждан органами городского самоуправления и должностными лицами городского самоуправления осуществляется в порядке, установленном федеральным законом.

Обращения граждан подлежат рассмотрению в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

За нарушение порядка и сроков рассмотрения обращений граждан должностные лица местного самоуправления несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 1 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.

Согласно ст. 3 указанного Федерального закона правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации могут устанавливать положения, направленные на защиту права граждан на обращение, в том числе устанавливать гарантии права граждан на обращение, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные нормативные правовые акты принимаются как по вопросам местного значения, так и по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.

Согласно п. 3 ч. 1 и ч. 7 ст. 43 указанного закона в систему муниципальных правовых актов входят: правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования. Иные должностные лица местного самоуправления издают распоряжения и приказы по вопросам, отнесенным к их полномочиям уставом муниципального образования.

В силу ст. 46, ст. 47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ проекты муниципальных правовых актов могут вноситься депутатами представительного органа муниципального образования, главой муниципального образования, иными выборными органами местного самоуправления, главой местной администрации, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан, а также иными субъектами правотворческой инициативы, установленными уставом муниципального образования.

Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании.

Согласно ст. 76, ст. 97 Устава г. Ярославля решения муниципалитета также могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, доведены до всеобщего сведения по телевидению и радио, размещены на официальном портале города в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", разосланы организациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме.

Должностные лица городского самоуправления в пределах установленных полномочий могут от имени города приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, выступать в суде без доверенности.

Муниципальные правовые акты должностных лиц городского самоуправления вступают в силу со дня их подписания, если иное не установлено в самом правовом акте. Муниципальные правовые акты должностных лиц городского самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает город Ярославль, вступают в силу после их официального опубликования.

Согласно п. 1.1 и п. 1.3 Положения о территориальной администрации мэрии города Ярославля, утв. решением муниципалитета г. Ярославля от 12.09.2006 N 307 территориальная администрация мэрии города Ярославля (далее - Территориальная администрация) является структурным подразделением мэрии города Ярославля, осуществляющим в соответствующем территориальном районе города полномочия мэрии города по вопросам, установленным настоящим Положением о территориальной администрации мэрии города Ярославля (далее - Положение).

Территориальная администрация в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами Ярославской области, нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, Ярославской области, Уставом города Ярославля, нормативными правовыми актами органов городского самоуправления, настоящим Положением.

Основной задачей Территориальной администрации является обеспечение эффективного выполнения установленных настоящим Положением исполнительно-распорядительных полномочий мэрии города Ярославля на территории соответствующего района города по решению вопросов городского значения и переданных мэрии государственных полномочий в интересах города Ярославля и его жителей (раздел 2 Положения).

В силу пп. 38 п. 3.1 Положения Территориальная администрация в соответствии с возложенной на нее задачей осуществляет, помимо прочего, функцию по осуществлению рассмотрения обращений граждан и юридических лиц, по принятию по ним необходимых мер, по ведению приема граждан и представителей организаций по вопросам, отнесенным к компетенции Территориальной администрации.

Согласно п.п. 3.2, 4.3, 4.4, 4.6, 4.9 Положения реализация функций Территориальной администрации осуществляется путем издания распоряжений главы Территориальной администрации.

Руководство и организацию работы территориальной администрации осуществляет глава территориальной администрации, назначаемый на должность и освобождаемый от занимаемой должности в установленном порядке мэром города Ярославля на условиях трудового договора.

Глава Территориальной администрации является должностным лицом городского самоуправления.

Глава Территориальной администрации: руководит деятельностью Территориальной администрации, обеспечивает выполнение задач и полномочий, возложенных на Территориальную администрацию; утверждает положения о структурных подразделениях Территориальной администрации (по согласованию с соответствующими структурными подразделениями мэрии), за исключением утверждаемых мэром города типовых положений, регламент Территориальной администрации, а также правила внутреннего трудового распорядка и иные локальные нормативные акты;

Должностные обязанности, права и ответственность работников Территориальной администрации определяются положениями о структурных подразделениях, должностными инструкциями, распределением обязанностей.

Анализ указанных нормативно-правовых актов, а также оспариваемого муниципального правового акта, позволяет суду сделать вывод о том, что административный регламент рассмотрения обращений граждан в территориальной администрации Кировского и Ленинского районов мэрии города Ярославля принят в пределах полномочий Территориальной администрации в целях урегулирования вопросов рассмотрения обращений граждан и юридических лиц, по принятию по ним необходимых мер, по ведению приема граждан и представителей организаций по вопросам, отнесенным к компетенции Территориальной администрации согласно ст. 16, 16.1, 16.2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, Положению о территориальной администрации мэрии города Ярославля, утв. решением муниципалитета г. Ярославля от 12.09.2006 N 307 (в частности согласно разделу 3 Положения).

Постановление мэрии г. Ярославля от 17.09.2009 N 3230 "Об административном регламенте рассмотрения обращений граждан в мэрии города Ярославля" регламентирует процедуру рассмотрения обращений граждан и юридических лиц непосредственно в мэрию г. Ярославля (п. 1.1, 1.4 данного административного регламента).

Административный регламент рассмотрения обращений граждан в территориальной администрации Кировского и Ленинского районов мэрии города Ярославля и административный регламент рассмотрения обращений граждан в мэрии города Ярославля во многом содержат схожие положения, друг другу не противоречат, учитывая изложенные выше положения закона.

Кроме того, оспариваемый муниципальный правовой акт не нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, учитывая, что в целом содержание оспариваемого муниципального нормативного акта соответствует положениям Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

Суд обращает внимание, что ни в рамках административного иска, ни в ходе судебного заседания прокуратура Кировского района города Ярославля не указывала каким именно положениям Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" указанный административный регламент не соответствует, какие права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц нарушены, или о том, что существует реальная угроза их нарушения (п. 5, п. 6 ч. 2 ст. 209 КАС РФ).

Принимая во внимание изложенное суд не усматривает оснований для признания недействующим распоряжения главы Территориальной администрации Кировского и Ленинского районов мэрии города Ярославля от 23 марта 2016 года №173 «Об утверждении административного регламента рассмотрения обращений граждан в территориальной администрации Кировского и Ленинского районов мэрии города Ярославля» со дня вступления решения суда в законную силу и, как следствие этого, для признания незаконным бездействия Территориальной администрации Кировского и Ленинского районов мэрии города Ярославля по непринятию распоряжения по отмене распоряжение главы Территориальной администрации Кировского и Ленинского районов мэрии города Ярославля от 23 марта 2016 года №173 «Об утверждении административного регламента рассмотрения обращений граждан в территориальной администрации Кировского и Ленинского районов мэрии города Ярославля».

Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление заместителя прокурора Кировского района города Ярославля в защиту неопределенного круга лиц и городского округа города Ярославль к Территориальной администрации Кировского и Ленинского районов мэрии города Ярославля, мэрии города Ярославля о признании бездействия незаконным, признании недействующим распоряжение главы Территориальной администрации Кировского и Ленинского районов мэрии города Ярославля от 23 марта 2016 года №173 «Об утверждении административного регламента рассмотрения обращений граждан в территориальной администрации Кировского и Ленинского районов мэрии города Ярославля» оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Кировский районный суд города Ярославля.

Судья В.В. Воробьева