ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1324/18 от 26.12.2018 Рославльского городского суда (Смоленская область)

Дело № <данные изъяты>

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 декабря 2018 года г. Рославль

Рославльский городской суд Смоленской области в составе:

председательствующего судьи Зайцева В.В.,

при секретаре Мирошниченко Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Лужецкой Елены Александровны и Чалой Вероники Александровны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области об оспаривании решения о приостановлении осуществления кадастрового учета и последующего отказа в осуществлении кадастрового учета и регистрации права, обязании осуществить кадастровый учет,

УСТАНОВИЛ:

Административные истцы обратились в суд с исковым заявлением о признании незаконным и отмене решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> о приостановлении осуществления действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права собственности жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес><данные изъяты> <адрес><данные изъяты> обязании административного ответчика осуществить государственный кадастровый учет указанного выше жилого помещения и регистрацию права собственности истцов на него. В обоснование указали, что в оспариваемом решении ответчик сослался на не представление заявлений всеми собственниками исходного объекта недвижимости. С данными выводами истцы не согласны, в связи с чем и обратились в суд с вышеуказанным иском.

Протокольным определением Рославльского городского суда Смоленской области от 06.12.2018 судом принято уточнение иска, согласно которого в дополнение к вышеуказанным требованиям заявители просили также признать незаконным и отменить решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в осуществлении кадастрового учета и регистрации права по указанному объекту недвижимости.

Административные истцы Лужецкая Елена Александровна и Чалая Вероника Александровна в судебное заседание не явились, их представитель Новиков Александр Владимирович просил удовлетворить заявленные требования в полном объеме по основаниям, указанным в иске. Дополнительно суду указал, что изложенное ответчиком в оспариваемом решении требование о необходимости отражения в техническом плане сведений о расположении ОКС в границах <данные изъяты> является несостоятельным, так как фактически указанный земельный участок расположен под другим блоком жилого дома, земельный участок под ОКС истцов присвоенного номера не имеет и границы его не установлены. Данные сведения были отражены в схеме расположения, являющейся графическим приложением технического плана.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области Рясной Геннадий Николаевич согласно представленных возражений и данных в судебном заседании пояснений просил отказать в удовлетворении иска в связи с тем, что оспариваемое решение является законным и обоснованным.

Представитель заинтересованного лица Администрации МО «Рославльский район» Смоленской области в представленном отзыве возражал против удовлетворения заявленных исковых требований.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, оценив в совокупности все представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Установлено, что решением Рославльского городского суда Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17-18) многоквартирный жилой <адрес>, расположенный по адресу: <адрес> г. <адрес><данные изъяты>, признан жилым домом блокированной застройки, состоящим из:

блока (здания), назначение: жилое, общей площадью <данные изъяты> кв.м., принадлежащего на праве собственности Лужецкой Елене Александровне и Чалой Веронике Александровне в равных долях (по 1/2);

блока (здания), назначение: жилое, общей площадью <данные изъяты> кв.м., принадлежащего на праве собственности ФИО5, ФИО6 и ФИО7 в равных долях (по 1/3).

Суд также постановил «изменить запись о назначении в государственном кадастровом учете объекта недвижимости с: «многоквартирный жилой дом» 4 с кадастровым номером КН <данные изъяты> по адресу: <адрес> г. <адрес><данные изъяты>, на: «дом блокированной застройки» - в связи с образованием дома блокированной застройки, без заявления всех собственников».

В силу статьи 1 ГК РФ граждане (физические лица) приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основании договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 ГК РФ имущество, находящееся в долевой собственности, может быть разделено между ее участниками по соглашению между ними.

Согласно пункту 2 статьи 252 ГК РФ участник долевой собственности вправе требовать выдела своей доли из общего имущества.

В соответствии с пунктом 1 статьи 254 ГК РФ раздел общего имущества между участниками совместной собственности, а также выдел доли одного из них могут быть осуществлены после предварительного определения доли каждого из участников в праве на общее имущество.

Согласно пункту 3 статьи 254 ГК РФ основания и порядок раздела общего имущества и выдела из него доли определяются по правилам статьи 252 данного кодекса постольку, поскольку иное для отдельных видов совместной собственности не установлено настоящим Кодексом, другими законами и не вытекает из существа отношений участников совместной собственности.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 июня 1980 года № 4 в редакции от 25 октября 1996 года выдел доли может быть произведен судом, если выделяемая доля состоит из изолированной части с отдельным входом, либо имеется возможность превратить ее в таковую путем соответствующего переоборудования. Должны быть также отделены места общего пользования (кухня, коридор и т.д.).

Согласно статье 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется различными способами, в том числе путем признания права.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации часть жилого дома относится к одному из видов жилого помещения.

Из системного толкования статей 15, 16, 18 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 131, 252, 558 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 10 июня 1980 года № 4 «О некоторых вопросах практики рассмотрения судами споров, возникающих между участниками общей долевой собственности на жилой дом» следует, что часть жилого дома может быть самостоятельным объектом гражданских правоотношений при условии, что эта часть является изолированной и может эксплуатироваться отдельно от других частей жилого дома.

Федеральным законом от 30 декабря 2015 года № 452-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» и статью 76 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части совершенствования деятельности кадастровых инженеров» (далее - Закон № 452-ФЗ) Закон о кадастре дополнен статьей 26.1., вступивший в силу с 1 декабря 2016 года. Указанная норма предусматривает обжалование решения о приостановлении осуществления кадастрового учета в административном порядке в апелляционную комиссию, созданную при уполномоченном органе. Такое обжалование осуществляется заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план или акт обследования, представленные в орган кадастрового учета с заявлением о кадастровом учете, либо юридическим лицом, работником которого является кадастровый инженер, подготовивший межевой план, технический план или акт обследования, представленные в орган кадастрового учета с заявлением о кадастровом учете. При этом обжалование решения о приостановлении осуществления кадастрового учета в судебном порядке возможно только после обжалования такого решения в апелляционную комиссию.

С 1 января 2017 года вступили в силу положения Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки). Статьей 72 Закона о регистрации указано, что законодательные и иные нормативные правовые акты до их приведения в соответствие с названным законом применяются постольку, поскольку они не противоречат Закону о регистрации. Данный закон применяется к правоотношениям, возникшим после дня его вступления в силу, а по правоотношениям, возникшим до дня его вступления в силу, - к тем правам и обязательствам, которые возникнут после дня его вступления в силу.

С 1 января 2017 года в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 361-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» также изменилось наименование Закона о кадастре на Федеральный закон «О кадастровой деятельности».

Со дня вступления в силу Закона о регистрации сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и не требующими дополнительного подтверждения.

Статьей 26 Закона о регистрации предусматривается исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.

Статья 27 названного выше закона предусматривает, что в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Статья 16 Жилищного Кодекса РФ к числу жилых помещений относит часть жилого дома.

В части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации под жилым домом блокированной застройки понимается жилой дом с количеством этажей не более чем три, состоящий из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.

Так же в ходе судебного заседания установлено, что 29.08.2018 административный ответчик уведомил истца о приостановлении действий в отношении спорного объекта недвижимости в связи с тем, что не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, а также форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (л.д. 38).

В оспариваемом решении указано, что в ЕГРН содержатся сведения о здании с кадастровым номером <данные изъяты>, в этом случае, технический план должен быть подготовлен в связи с образованием зданий (блоков) путем раздела здания с кадастровым номером <данные изъяты> (с заявлением о постановке зданий должны обратиться все собственники).

Предложено, в том числе представить в орган регистрации прав заявления в отношении всех образуемых зданий (блок 1 и блок 2) от всех собственников.

Решением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ истцам отказано в осуществлении кадастрового учета и регистрации права по указанному объекту недвижимости в связи с тем, что в течение срока приостановления причины, повлекшие принятие решения о приостановлении, не были устранены (л.д. 66).

В соответствии с частями 3 и 5 статьи 1 Федерального закона № 221-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе. В соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.

Согласно части 7 статьи 41 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности на помещение или помещения (в том числе жилые) в жилом доме (объекте индивидуального жилищного строительства) или в жилом строении (предусмотренном Федеральным законом от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан») не допускаются.

Вместе с тем, в рассматриваемом случае решением суда от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> г. <адрес><данные изъяты> признан жилым домом блокированной застройки, состоящим из двух блоков, имеющих характеристики, позволяющие определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи.

Согласно установленному судом порядку выдела доли в натуре установлено, что никаких конструктивных изменений в жилом доме производить не требуется, поскольку имеется возможность осуществления выхода через самостоятельные выходы.

Кроме того, в соответствии с частью 8 статьи 41 Федерального закона № 218-ФЗ к числу оснований для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на образуемые объекты недвижимости относятся соглашение о разделе объекта недвижимости - при разделе объекта недвижимости, находящегося в общей собственности нескольких лиц и судебное решение, если образование объектов недвижимости осуществляется на основании такого судебного решения.

Таким образом, образованные в результате раздела жилого дома изолированные части ранее единого домовладения подлежат постановке на кадастровый учет в качестве самостоятельных объектов недвижимости.

Данный подход также отражен в «Обзоре судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016.

Статьей 58 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации» предусмотрены особенности осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании решения суда.

В частности, частью 3 этой статьи установлено, что в случае, если решением суда предусмотрено прекращение права на недвижимое имущество у одного лица или установлено отсутствие права на недвижимое имущество у такого лица и при этом предусмотрено возникновение этого права у другого лица или установлено наличие права у такого другого лица, государственная регистрация прав на основании этого решения суда может осуществляться по заявлению лица, у которого право возникает на основании решения суда либо право которого подтверждено решением суда. При этом, не требуется заявление лица, чье право прекращается или признано отсутствующим по этому решению суда, в случае, если такое лицо являлось ответчиком по соответствующему делу, в результате рассмотрения которого признано аналогичное право на данное имущество за другим лицом.

Анализ приведенных законоположений позволяет сделать вывод, что при осуществлении государственной регистрации права (государственного кадастрового учета) на основании решения суда, такая государственная регистрация (государственный кадастровый учет) может быть осуществлена не только по заявлению (заявлениям) всех лиц, участвующих в споре, в отношении которых судебным актом установлено возникновение и (или) прекращение прав на имущество, подлежащее регистрации, но и по заявлению любого из этих лиц, у которого на основании судебного акта возникает право собственности или прекращается право собственности.

Также суд находит несостоятельными основания для приостановления кадастрового учета и регистрации права в связи с не указанием в техническом плане сведений о расположении ОКС в границах <данные изъяты>

Исходя из положений ст. 40 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства осуществляются на основании разрешения на строительство такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.

В ст. 24 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» указано, что технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.

Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953 утверждены форма технического плана и требования к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также форма декларации об объекте недвижимости, требования к ее подготовке, составе содержащихся в ней сведений.

В п. 43 данных требований к подготовке технического плана и составу содержащихся в нем сведений указано, что в раздел «Характеристики объекта недвижимости» включается, в том числе, кадастровый номер земельного участка (земельных участков), на котором (которых, под которым, которыми) расположено здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс.

В свою очередь согласно ст. 13 Гражданского процессуального кодекса РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Следовательно, государственный регистратор не вправе давать правовую оценку вступившему в законную силу судебному акту, а также осуществлять переоценку обстоятельств дела и доказательств, на которых основан вступивший в законную силу судебный акт.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 5 июля 2001 года № 154-0 указал, что государственная регистрация - как формальное условие обеспечения государственной, в том числе судебной, защиты прав лица, возникающих из договорных отношений, объектом которых является недвижимое имущество, - призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Тем самым государственная регистрация создает гарантии надлежащего выполнения сторонами обязательств и способствует упрочению и стабильности гражданского оборота в целом. Она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность.

Вместе с тем, подход ответчика свидетельствует о неисполнении вступившего в законную силу судебного акта и по существу блокирует реализацию судебной защиты лица, права которого были установлены судебным актом. Отказ в государственной регистрации права собственности истцов, при наличии соответствующего судебного акта, влечет неопределенность в их имущественных правах, нарушая их законный интерес в легализации права собственности в установленном законом порядке, что является нарушением принципа правовой определенности.

Следовательно, оспариваемый отказ в государственной регистрации права собственности на основании решения суда, нарушает также принцип равенства прав всех участников гражданско-правовых отношений, закрепленный в п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса РФ.

Административным ответчиком при принятии оспариваемых решений не учтено, что в силу положений статей 14 и 58 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в отношении регистрации прав на основании вступивших в законную силу судебных актов, с учетом норм процессуального законодательства, установлено иное регулирование, в силу которого решение суда является достаточным основанием для осуществления государственной регистрации прав.

Учитывая изложенное, суд полагает необходимым удовлетворить требования истцов о признании незаконными и отмене решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области, отраженное в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> о приостановлении осуществления действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права собственности жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес><данные изъяты> <адрес><данные изъяты>, и решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в осуществлении кадастрового учета и регистрации права.

Вместе с тем, суд не находит оснований к удовлетворению требования административных истцов об обязании административного ответчика осуществить государственный кадастровый учет жилого помещения, образованного в результате раздела индивидуального жилого дома, как заявленных преждевременно: проверка комплектности и содержания представленных в целях осуществления кадастрового учета документов является прерогативой органа кадастрового учета; в рассматриваемом случае данная обязанность уполномоченным органом не исполнена в полном объеме, так как ответчик при разрешении поданного истцами заявления использовал иные нормы закона, которые подлежали применению при принятии решения о постановке на учет объекта недвижимости.

В качестве способа восстановления нарушенного права административных истцов (п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ) суд считает необходимым обязать ответчика повторно в установленном порядке рассмотреть заявление истцов о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости.

При этом доводы представителя административного ответчика о несоблюдении досудебного порядка урегулирования спора опровергаются представленным в материалы дела решением заседания апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 39-40), которым отказано в принятии заявления истцов в связи с пропуском 30-ти дневного срока на обжалование решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета. При этом суд отмечает, что в оспариваемом уведомлении о приостановлении от ДД.ММ.ГГГГ не содержится разъяснений о сроках обжалования принятого решения, что, в том числе способствовало ограничению в возможности реализации заявителями прав на досудебное урегулирование спора.

Суд также полагает, что обращение истцов в суд с вышеуказанным заявлением последовало в пределах установленных процессуальных сроков, так как иск подан по истечении полутора месяцев после принятия апелляционной комиссией решения от ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Лужецкой Елены Александровны и Чалой Вероники Александровны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области об оспаривании решения о приостановлении осуществления кадастрового учета и последующего отказа в осуществлении кадастрового учета и регистрации права, обязании осуществить кадастровый учет, удовлетворить частично.

Признать незаконными и отменить решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области, отраженное в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> о приостановлении осуществления действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права собственности жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес><данные изъяты> <адрес><данные изъяты>, а также решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в осуществлении кадастрового учета и регистрации права.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области повторно в установленном порядке рассмотреть заявление от ДД.ММ.ГГГГ о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости.

В удовлетворении административного искового заявления Лужецкой Елены Александровны и Чалой Вероники Александровны об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области осуществить государственный кадастровый учет и регистрацию права в отношении жилого помещения, образованного в результате раздела жилого дома, отказать.

Мотивированное решение изготавливается в день вынесения резолютивной части решения, которое может быть обжаловано сторонами в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения в Смоленский областной суд через Рославльский городской суд путем подачи апелляционной жалобы.

Судья В.В. Зайцев

Мотивированное решение изготовлено 26.12.2018