ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1324/2021 от 24.09.2021 Муромского городского суда (Владимирская область)

Дело № 2а-1324/2021

УИД 33RS0014-01-2021-001548-79

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 сентября 2021 года

Муромский городской суд Владимирской области в составе

председательствующего судьи Филатовой С.М.,

при секретаре Реган В.А.,

с участием помощника Муромского городского прокурора Орловой В.В.,

представителя административного истца Шапошниковой Н.В. - Шапошникова С.А.,

представителя административного ответчика администрации о. Муром Радевой В.К.,

рассматривая в открытом судебном заседании в городе Муроме Владимирской области административное исковое заявление Шапошниковой Н.В. к администрации округа Муром об оспаривании постановления,

установил:

Шапошникова Н.В. обратилась в суд с настоящим административным иском к администрации округа Муром и просит:

- постановление администрации округа Муром от 02.10.2017 № 782 «Об установлении размера платы за содержание жилого помещения» и постановление администрации округа Муром от 03.02.2021г. № 60 «Об установлении размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения на 2021 год», в части пункта 2 признать недействующими с момента принятия;

- обязать администрацию округа Муром принять новое постановление, соответствующее пункту 3 статьи 156 Жилищного кодекса РФ,

- взыскать с административного ответчика расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 руб.

В обоснование заявленных требований указано, что администрацией о. Муром 02 октября 2017 года принято постановление № 782 «Об установлении размера платы за содержание жилого помещения». Согласно пункта 1 названного постановления размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилого фонда устанавливается равным размеру платы за содержание жилого помещения, принятому решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. 03 февраля 2021 года администрацией округа Муром принято постановление № 60, которым установлен размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения на 2021 год. В соответствии с п.2 постановления № 60 установленный размер платы за содержание жилого помещения, подлежит к применению для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирных домах, в которых собственниками жилых помещений не принято решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения. Шапошникова Н.В. является нанимателем квартиры .... на основании договора социального найма жилого помещения № 28/2 от 04.12.2007. С 01 апреля 2021 года обслуживающей организацией – ООО «Домоуправ» начисляется административному истцу плата за обслуживание МКД в размере 76 руб. 40 коп. за 1 кв.м. жилого помещения, который был установлен решением общего собрания собственников помещений в доме ..... Шапошникова Н.В. считает, что оспариваемые нормативные правовые акты в части п.1 постановления № 782 и п.2 постановления № 60 противоречат п.1 ст. 19 Конституции РФ, статьям 678, 682 ГК РФ, п.п.2 ч.1 ст. 154, п.3 ст. 155, п.3 ст. 156 Жилищного кодекса РФ. В соответствии с п.3 ст. 156 Жилищного кодекса РФ размер платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договором социального найма муниципального жилищного фонда устанавливаются органами местного самоуправления. Жилищным кодексом РФ установлен исчерпывающий перечень вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме – п.п. 1-5 ч.2 ст. 44 Жилищного кодекса РФ. Из перечня следует, что общее собрание собственников помещений МКД не вправе решать вопрос об установлении размера платы за содержание общего имущества для нанимателей жилых помещений. В результате принятия администрацией округа Муром обжалуемых нормативных актов на административного истца возлагаются обязанности по внесению платы за содержание жилого помещения в размере, установленном общим собранием собственников помещений МКД, что ухудшает положение истца по сравнению с другими нанимателями, для которых размер платы за содержание жилого помещения, установлен обжалуемыми постановлениями № 782 и № 60.

Определением суда от 25 июня 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено МКУ о. Муром «Муниципальный жилищный фонд».

Определением суда от 26 июля 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление жилищной политики администрации округа Муром.

Определением суда от 24 августа 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Отдел цен и тарифов администрации о. Муром.

Административный истец Шапошникова Н.В. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом.

Представитель административного истца Шапошниковой Н.В. – Шапошников С.Л. в судебном заседании поддержал административный иск по изложенным в нем основаниям.

Представитель административного ответчика администрации о. Муром Радева В.К. в судебном заседании возражала против удовлетворения требования административного истца. Пояснила, что принятые нормативные правовые акты не противоречат требованиям нормативных правовых актов большей юридической силы, приняты уполномоченными органами в надлежащей форме с соблюдением процедуры принятия, вступили в законную силу и официально опубликованы. Поддержала доводы, изложенные в письменных отзывах.

Представитель заинтересованного лица МКУ округа Муром «Муниципальный жилищный фонд» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица Управления жилищной политики администрации о. Муром в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица Отдела цен и тарифов администрации о. Муром в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.

Выслушав пояснения участников процесса, заключение прокурора полагавшего административный иск не подлежащим удовлетворению, исследовав письменные доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правого акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно п.5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом.

В соответствии с п.п. 4, 5 ч.2 ст. 209 КАС РФ в административном исковом заявлении об оспаривании нормативного правового акта должны быть указаны, в том числе: сведения о применении оспариваемого нормативного правового акта к административному истцу или о то, что административный истец является субъектом отношений, регулируемых этим актом; сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены или о то, что существует реальная угроза их нарушения.

Согласно ч.8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта подлежат выяснению следующие обстоятельства:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

При этом в силу положений ч.9 ст. 213 КАС РФ на административного ответчика возлагается обязанность доказывания лишь обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 ч.8 данной статьи.

В судебном заседании установлено, что администрацией о. Муром 02 октября 2017 года принято постановление № 782 «Об установлении размера платы за содержание жилого помещения».

Согласно пункта 1 названного постановления размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилого фонда устанавливается равным размеру платы за содержание жилого помещения, принятому решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме

03 февраля 2021 года администрацией округа Муром принято постановление № 60, которым установлен размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения на 2021 год.

Пунктом 1 постановления администрации округа Муром №60 от 03 февраля 2021 года установлен размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, на 2021 год в зависимости от типа многоквартирного дома, в котором находится данное жилое помещение.

Размер платы установлен в зависимости от видов благоустройства согласно приложениям 1-6.

В соответствии с п.2 постановления №60 от 03 февраля 2021 года установленный размер платы за содержание жилого помещения также подлежит к применению для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирных домах, в которых собственниками жилых помещений не принято решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения.

Шапошникова Н.В. является нанимателем квартиры .... на основании договора социального найма жилого помещения № 28/2 от 04.12.2007. Указанное жилое помещение включено в реестр муниципального имущества муниципального образования округа Муром.

С 01.07.2016 по настоящее время выбран способ управления многоквартирным домом – непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме.

Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: ...., от 16.04.2021 выбран способ управления многоквартирным домом – непосредственное управление, утверждена плата за обслуживание МКД в размере 76 руб. 40 коп. с 1 кв.м. с 01.04.2021, выбрано в качестве обслуживающей организации ООО «Домоуправ».

С 01 апреля 2021 года административному истцу начисляется плата за обслуживание МКД в размере 76 руб. 40 коп. за 1 кв.м. жилого помещения, который был установлен решением общего собрания собственников помещений в доме .....

Пунктом 12 Конституции Российской Федерации установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления.

Согласно ч.2 ст. 1 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ) местное самоуправление – форма осуществления народом свой власти, обеспечивающая самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с законодательством осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно (абз.11 ч.1 ст. 2 Федерального закона № 131-ФЗ»).

Органы местного самоуправления – избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (абз.14 ч.1 ст.2 Федерального закона № 131-ФЗ).

Согласно ч.1 ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии с п.6 ч.1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Аналогические положения содержатся в п.6 ч.1 ст. 8 Устава округа Муром в новой редакции, утвержденного решением Совета народных депутатов округа Муром от 25.08.2009 №855 (далее – Устав округа Муром).

Согласно п.10 ч.1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся иные вопросы, отнесенные законодательством к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений.

В соответствии с п.1 ч.1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по принятию устава муниципального образования и внесению в него изменений и дополнений, изданию муниципальных правовых актов.

Аналогичные положения содержатся в п. 1 ч. 1 ст. 10 Устава округа Муром.

Согласно ч. 1 с. 7 Федерального закона № 131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 43 Федерального закона № 131-ФЗ в систему муниципальных правовых актов входят, в том числе, правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

Согласно ч. 4 ст. 43 Федерального закона № 131-ФЗ глава муниципального образования в пределах своих полномочий, установленных уставом муниципального образования и решениями представительного органа муниципального образования, издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования, или постановления и распоряжения местной администрации по вопросам, указанным в части 6 настоящей статьи, в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия главы местной администрации. Глава муниципального образования издает постановления и распоряжения по иным вопросам, отнесенным к его компетенции уставом муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.

В соответствии с ч. 6 ст. 43 Федерального закона № 131-ФЗ глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.

В соответствии с ч. 2 ст. 46 Федерального закона № 131-ФЗ порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма прилагаемых к ним документов устанавливаются нормативным правовым актом органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления, на рассмотрение которых вносятся указанные проекты.

Согласно ст. 48 Федерального закона № 131-ФЗ муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие нрава, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании. Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления вправе также использовать сетевое издание.

В соответствии с ч. 1 ст. 43.1 Федерального закона № 131-ФЗ муниципальные нормативные правовые акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, организация и ведение которого осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

Устав округа Муром принят решением Совета народных депутатов округа Муром от 25.08.2009 № 855. В период принятия оспариваемого постановления от 02.10.2017 № 782 Устав действовал в редакции от 28.02.2017. На дату принятия оспариваемого постановления от 03.02.2021 № 60 имела место действующая редакция Устава от 22.12.2020.

Согласно ст. 7, ч. 1 ст. 25 Устава округа Муром структуру органов местного самоуправления составляют: Совет народных депутатов округа Муром (представительный орган муниципального образования), Глава округа Муром, он же глава администрации округа Муром, администрация округа Муром (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетная палата (контрольный орган городского округа), обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и исполнению отдельных переданных государственных полномочий.

В соответствии со ст. 39 Устава округа Муром глава округа является высшим должностным лицом, наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и возглавляет администрацию округа (ч. 1).

Глава округа в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Владимирской области, Уставом округа, нормативными правовыми актами Совета, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Владимирской области, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации (ч. 5).

В соответствии со ст. 42 Устава округа Муром администрация округа является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления округа, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления округа федеральными законами и законами Владимирской области (ч. 1), администрацией округа руководит глава округа на принципах единоначалия (ч. 2).

В соответствии с положениями пунктов 1.1., 1.29. ч. 1 ст. 44 Устава округа Муром к полномочиям администрации округа Муром относятся:

- разработка проектов муниципальных правовых актов округа Муром по вопросам местного значения муниципального образования округ Муром, в том числе проектов решений Совета, постановлений и распоряжений администрации округа Муром,

- обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно ст. 29 Устава округа Муром по вопросам местного значения население округа непосредственно и (или) органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления округа принимают муниципальные правовые акты (ч.1). В систему муниципальных правовых актов входят, в том числе, правовые акты, постановления и распоряжения главы округа, местной администрации и иных должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных настоящим Уставом (п. 3 ч. 3).

Порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма прилагаемых к ним документов, устанавливаются правовыми актами органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления, на рассмотрение которых вносятся указанные проекты (ч. 7 ст. 29 Устава округа Муром).

В соответствии с ч. 16 ст. 29 Устава округа Муром муниципальные нормативные правовые акты (за исключением Устава округа), затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Официальным опубликованием муниципального нормативного правового акта считается опубликование в газете "Муромский край".

Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в газете "Муромский край". Официальное опубликование нормативного правового акта и соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, осуществляется в течение 15 дней со дня их принятия (заключения). Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления вправе также использовать сетевое издание.

Согласно ч. 16 ст. 29 Устава округа Муром муниципальные нормативные правовые акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов Владимирской области, организация и ведение которого осуществляются органами государственной власти Владимирской области в порядке, установленном законом Владимирской области.

Таким образом, с учетом приведенных выше законоположений и положений Устава округа Муром, оспариваемое постановление администрации округа Муром от 03.02.2021 № 60 принято с соблюдением установленных требований, а именно: принято уполномоченным органом местного самоуправления - главой округа Муром, который одновременно является главой администрации округа Муром. Правоотношения, регулируемые данным постановлением, относятся к числу вопросов местного значения муниципального образования округ Муром, решение которых отнесено к компетенции администрации округа Муром, принято в установленной форме и виде, которые предусмотрены для правовых актов, издаваемых главой округа Муром по вопросам местного значения, - постановление администрации округа Муром, принято с соблюдением процедуры принятия таких правовых актов, введено в действие с соблюдением установленных правил, опубликовано в газете "Муромский край" № 13 (4642) от 09.02.2021, то есть, источнике официального опубликования муниципальных правовых актов в установленный срок - 15 дней со дня принятия правового акта.

Указанное постановление включено в регистр муниципальных нормативных правовых актов Владимирской области.

В соответствии с ч. 3 ст. 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, размер платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, устанавливаются органом местного самоуправления

Согласно ч. 4 ст. 158 ЖК РФ, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления с учетом методических рекомендаций, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Предельные индексы изменения размера платы за содержание жилого помещения в указанных случаях определяются органом местного самоуправления в соответствии с указанными методическими рекомендациями

Решением Совета народных депутатов округа Муром от 23.04.2019 № 640 утвержден Порядок определения размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, на территории муниципального образования округ Муром.

Указанный Порядок разработан с учетом Методических рекомендаций по установлению размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, а также по установлению порядка определения предельных индексов изменения размера такой платы, утвержденных Приказом Минстроя России от 06.04.2018 № 213/пр, и устанавливает правила определения размера платы за 1 квадратный метр общей площади помещения (жилого, нежилого) в многоквартирном доме в месяц для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, на территории муниципального образования округ Муром (пункт 1.1. Порядка).

Данный Порядок также подлежит применению для расчета размера платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирных домах, в которых собственниками жилых помещений не принято решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения (пункт 1.4. Порядка).

Основным принципом формирования платы за содержание жилого помещения является индивидуализация платы в зависимости от типа многоквартирного дома, в котором расположено жилое помещение (пункт 1.5. Порядка). Процедура расчета размеры платы за содержание жилого помещения детально регламентирована разделом 2 Порядка.

В соответствии с пунктом 1.3. Порядка размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, по типам многоквартирных домов устанавливается постановлением администрации округа Муром.

Из содержания постановления администрации округа Муром от 03.02.2021 № 60, следует, что данный нормативный правовой акт устанавливает размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения (пункт 1 постановления). Данный нормативный правовой акт также подлежит применению для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирных домах, в которых собственниками жилых помещений не принято решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения (пункт 2 постановления).

Таким образом, оспариваемое административным истцом постановление администрации округа Муром от 03.02.2021 № 60, применимо только в отношении следующих категорий лиц: собственники жилых помещений в многоквартирных домах на территории округа Муром которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, и (или) решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, наниматели жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирных домах на территории округа Муром, в которых собственниками жилых помещений не принято решение о выборе способа управления многоквартирным домом, и (или) решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, к которым административный истец не относится.

Установлено, что административный истец - Шапошникова Н.В. является нанимателем по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда округа Муром, расположенного по адресу: ....

Управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: ...., осуществляется в форме непосредственного управления собственниками помещений в многоквартирном доме. Решение о выборе данного способа управления многоквартирным домом с 01 июля 2016 года принято собственниками на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме в форме очного голосования, состоявшемся 24.06.2016, что подтверждается Протоколом № 4 подведения итого общего собрания от 26.06.2016 (вопрос № 2).

На общем собрании, состоявшемся 26.02.2018 в форме очного голосования, собственники приняли решение о заключении договора на обслуживании многоквартирного дома с ООО "Домоуправ" с 01.04.2018 (вопрос № 3) и об утверждении размера платы за содержание жилья с 01.04.2018 в размере 30 руб. за 1 кв.м, (вопрос № 4), что подтверждается Протоколом № 7 общего собрания от 26.02.2018. Договор обслуживания многоквартирного дома заключен с ООО "Домоуправ" 01.04.2018.

На общем собрании, состоявшемся 30.08.2018 в форме очного голосования, собственники приняли решение об утверждении размера платы за содержание жилья с 01.09.2018 в размере 35 руб. за 1 кв.м. (вопрос № 4) и о заключении с ООО "Домоуправ" дополнительного соглашения к Договору обслуживания многоквартирного дома 01.04.2018 (вопрос № 3), что подтверждается Протоколом № 2 общего собрания от 30.08.2018. Дополнительное соглашение к Договору обслуживания многоквартирного дома было заключено 01.09.2018.

Срок действия Договора обслуживания многоквартирного дома от 01.04.2018 дважды продлялся (каждый раз сроком на 1 год), о чем были заключены дополнительные соглашения от 01.04.2019г и от 01.04.2020.

16.04.2021 было проведено годовое общее собрания собственников помещений указанного многоквартирного дома в форме очного голосования, по итогам которого собственниками было принято решение о выборе способа управления многоквартирным домом в форме непосредственного управления собственниками помещений в многоквартирном доме (вопрос №1), о выборе в качестве обслуживающей организации ООО "Домоуправ" (вопрос № 2), об утверждении размера платы за содержание жилого помещения с 01.04.2021 в размере 76,4 руб. за 1 кв.м. (вопрос № 4), что подтверждается Протоколом № 2 общего собрания от 16.04.2021. Новый Договор на обслуживание многоквартирного дома № .... заключен с ООО "Домоуправ" 01.04.2021.

Таким образом, собственники помещений в многоквартирном доме по адресу: ...., начиная с 2016 года и до настоящего времени, самостоятельно принимают и реализуют принятые решения о выборе способа управления многоквартирным домом и об установлении размера платы за содержание жилого помещения.

Отсюда следует, что ни к собственникам ни к нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: ...., оспариваемое постановление администрации округа Муром от 03.02.2021 № 60 применению не подлежит, в связи с чем данное постановление не затрагивает права административного истца, не нарушает права, свободы и законные интересы Шапошниковой Н.В.

На основании вышеизложенного, оспариваемое постановление администрации округа Муром от 03.02.2021 № 60 принято с соблюдением установленных требований, соответствует нормативным правовым актам большей юридической силы, прав и законных интересов административного истца не нарушает, в связи с этим правовые основания для признания п. 2 данного постановления незаконным отсутствуют.

В части заявленного требования о признании недействующим с момента принятия п. 1 постановления администрации округа Муром от 02.10.2017 № 782 "Об установлении размера платы за содержание жилого помещения" установлено следующее.

Пунктом 1 постановления администрации округа Муром от 02.10.2017 № 782 "Об установлении размера платы за содержание жилого помещения" размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда устанавливается равным размеру платы за содержание жилого помещения, принятому решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с положениями п. 2 ч. 1 ст. 154 ЖК РФ в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда включается, в том числе, плата за содержание жилого помещения, включающая в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

При этом, согласно ч. 5 ст. 154 Жилищного кодекса РФ в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, включается в число коммунальных услуг и оплачивается потребителем как коммунальная услуга.

В соответствии с ч. 4 ст. 155 Жилищного кодекса РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке.

Положениями ч. 1 ст. 164 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений такого дома обязаны заключить договоры оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (обслуживающей организацией), на основании решений общего собрания собственников помещений.

В соответствии с пунктом 32 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила содержания общего имущества) при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений размер платы за содержание жилого помещения соответствует размеру платы за услуги и работы в соответствии с договорами, заключенными собственниками помещений с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы на основании решения (решений) общего собрания собственников помещений. При этом в состав указанной платы не включаются расходы на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (далее - плата за содержание жилого помещения для нанимателей) устанавливаются органами местного самоуправления.

При этом для установления размера платы за содержание жилого помещения для нанимателя в отличие от размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем) и размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, обязанность по установление которых также возлагается на органы местного самоуправления, для органов местного самоуправления уполномоченными органами государственной власти не разработаны и не утверждены какие-либо методические указания (рекомендации) по его установлению.

Согласно ч. 1 ст. 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

Требования к содержанию общего имущества в многоквартирном доме определены Жилищным кодексом РФ, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Так, в соответствии с ч. 1.1. ст. 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:

- соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома

- безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества,

- доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме,

- соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц,

- постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме,

Аналогичные требования содержатся в пункте 10 Правил содержания общего имущества.

Положениями пунктов 11, 11(1) Правил содержания общего имущества предусмотрено, что содержание общего имущества должно осуществлять с учетом состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома, а также исходя из Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290.

Согласно пункту 12 Правил содержания общего имущества собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества, за исключением действий, указанных в подпунктах "д(1)" и "л" пункта 11 настоящих Правил, или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.

В соответствии с положениями подпункта "а" пункта 16 Правил содержания общего имущества при непосредственном способе управления домом обеспечивается собственниками путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы по содержанию и ремонту общего имущества, в соответствии со статьей 164 Жилищного кодекса РФ.

Согласно пункту 17 Правил содержания общего имущества собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.

По смыслу приведенных норм в их взаимосвязи установление органами местного самоуправления платы за содержание жилого помещения для нанимателей должно отвечать целям надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства. из чего следует, что размер платы за содержание жилого помещения для нанимателей и собственников жилых помещений, расположенных в одном многоквартирном доме, объективно не должен различаться.

Кроме того, норма ч. 4 ст. 155 ЖК РФ допускает, что размер платы за содержание жилого помещения, вносимой нанимателем, может быть и не меньше, чем размер платы, установленный договором управления многоквартирным домом.

Таким образом, размер платы за содержание жилого помещение для нанимателей, устанавливаемый органами местного самоуправления, может быть равным размеру платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, установленным решением общего собрания.

Приведенная позиция также соответствует правовой позиции Минрегиона РФ, которая изложена в письме от 06.03.2009 № 6175-АД/14 "Об установлении органами местного самоуправления размера платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме для нанимателей жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда".

Более того, решения об установлении размера платы за содержание жилого помещения, принимаемые собственниками на общем собрании в отношении конкретного многоквартирного дома, являются наиболее объективными, поскольку учитывают особенности технического состояния соответствующего многоквартирного дома и, следовательно, необходимый перечень работ и услуг по содержанию и текущему ремонту такого дома.

С учетом вышеизложенного, пункт 1 постановления администрации округа Муром от 02.10.2017 № 782, которым размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда устанавливается равным размеру платы за содержание жилого помещения, принятому решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, не противоречит требованиям действующего законодательства.

Таким образом, с учетом приведенных выше законоположений оспариваемое постановление администрации округа Муром от 02.10.2017 принято с соблюдением установленных требований, а именно: принято уполномоченным органом местного самоуправления - главой округа Муром, который одновременно является главой администрации округа Муром. Правоотношения, регулируемые данным постановлением, относятся к числу вопросов местного значения муниципального образования округ Муром, решение которых отнесено к компетенции администрации округа Муром, принято в установленной форме и виде, которые предусмотрены для правовых актов, издаваемых главой округа Муром по вопросам местного значения, - постановление администрации округа Муром, принято с соблюдением процедуры принятия таких правовых актов, введено в действие с соблюдением установленных правил. Постановление опубликовано в газете "Муромский край" № 111 (4159) от 09.10.2017.

Данный нормативный правовой акт опубликован в предусмотренном Уставом округа Муром источнике официального опубликования муниципальных правовых актов - газете «Муромский край" в установленный срок - 15 дней со дня принятия правового акта.

Указанное постановление включено в регистр муниципальных нормативных правовых актов Владимирской области.

Указанное постановление соответствует положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, в том числе: Конституции РФ, Жилищного кодекса РФ, Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, Устава округа Муром.

На основании вышеизложенного постановление администрации округа Муром от 02.10.2017 № 782 принято с соблюдением установленных требований, соответствует нормативным правовым актам большей юридической силы, прав и законных интересов административного истца нс нарушает. В связи с этим правовые основания для признания п. 1 данного постановления незаконным отсутствуют.

На основании изложенного, суд полагает, что требования Шапошниковой Н.В. о признании п.1 постановления администрации округа Муром от 02.10.2017г. № 782 «Об установлении размера платы за содержание жилого помещения», п.2 постановления администрации округа Муром от 03.02.2021г. № 60 «Об установлении размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения на 2021 год», недействующими с момента принятия, удовлетворению не подлежат.

Требование заявителя об обязании администрации о. Муром принять новое постановление, соответствующее п.3 ст. 156 Жилищного кодекса РФ также не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 12 Конституции РФ установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления.

В соответствии с п.1 ст. 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Органам местного самоуправления предоставлено право принимать муниципальные правовые акты по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов РФ (п. 2 ст. 7).

Из данной нормы следует, что суд не вправе обязать орган местного самоуправления принять или дополнить какой-либо муниципальный правовой акт, поскольку это является исключительной компетенцией органа местного самоуправления.

Требование административного истца о взыскании расходов по оплате государственной пошлины удовлетворению также не подлежит, поскольку в удовлетворении основных требований ему отказано.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Шапошниковой Н.В. в удовлетворении административного искового заявления к администрации округа Муром о признании п.1 постановления администрации округа Муром от 02.10.2017г. № 782 «Об установлении размера платы за содержание жилого помещения», п.2 постановления администрации округа Муром от 03.02.2021г. № 60 «Об установлении размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения на 2021 год», недействующими с момента принятия, об обязании администрации округа Муром принять новое постановление, соответствующее пункту 3 статьи 156 Жилищного кодекса РФ, взыскании с администрации округа муром размера уплаченной государственной пошлины в сумме 300 рублей, отказать.

На решение суда лицами, участвующими в деле могут быть поданы апелляционные жалобы, а прокурором – апелляционные представление во Владимирский областной суд через Муромский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья С.М.Филатова

Мотивированное решение изготовлено 08 октября 2021 года.