Дело № 2а-14/2021
УИД 12RS0001-01-2020-002330-95
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 февраля 2021 года г.Волжск
Волжский городской суд Республики Марий Эл в составе судьи Малышевой Л.Н., при секретаре судебного заседания Лаврентьевой Н.А. с участием прокурора Шакирова Р.И. рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шакирзяновой В. И. к администрации городского округа «Город Волжск» о признании нормативного правового акта не действующим в части
установил:
Шакирзянова В.И. обратилась с административным иском в суд к администрации городского округа Город Волжск» указывая на то, что решением Собрания депутатов городского округа «Город Волжск» от 11 сентября 2014 года № 510 утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа «Город Волжск», которая опубликована в газете «Волжская правда» от 24.09.2014 г. № 39 (8018). В данной Схеме были включены земельные участки в районе остановки общественного транспорта по адресу: г. Волжск, микрорайон «Машиностроитель», со стороны магазина «Перекресток» площадью 31 кв.м. и со стороны мини-рынка площадью 31 кв.м. Данные участки предназначались для постройки остановочно-торговых павильонов. Постановлением администрации городского округа «Город Волжск» от 05.04.2017 г. № 353 « Об утверждении порядка внесения изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа «Город Волжск» утвержден порядок внесения изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов ( далее - НТО) на территории городского округа «Город Волжск». Указанное постановление опубликовано на официальном сайте городского округа «Город Волжск» 05.04.2017 года. Согласно п.2.7.3. утвержденного Порядка не допускается размещение НТО в пределах посадочных площадок и площадок ожидания общественного транспорта. Согласно п.2.7.5 утвержденного Порядка не допускается размещение НТО на инженерных сетях и коммуникациях и в охранных зонах инженерных сетей и коммуникаций.
Из ответа администрации ГО «Город Волжск» от 12.05.2020 года № Ш-478 и от 08.07.2020 г. № Ш-874 следует, что поскольку были внесены изменения, то объекты по адресу: г. Волжск, микрорайон «Машиностроитель», со стороны магазина «Перекресток» площадью 31 кв.м. и со стороны мини-рынка площадью 31 кв.м. исключены из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа «Город Волжск». Согласно договора аренды № от 01.04.2010 г. административному истцу был предоставлен земельный участок по адресу: г. Волжск, микрорайон «Машиностроитель» со стороны мини-рынка площадью 31 кв.м. Согласно договора аренды № от 01.04.2010 г. административному истцу был предоставлен земельный участок по адресу: г. Волжск, микрорайон «Машиностроитель» со стороны магазина «Перекресток» площадью 31 кв.м. Данные договоры заключены сроком на 10 лет. На указанных земельных участках построены торговые павильоны, которые принадлежат Шакирзяновой В.И. и являются ее собственностью.
Административный истец считает, что п.2.7.3 и п.2.7.5 нарушают ее права и законные интересы как собственника торговых павильонов и противоречат ч.6 ст.10 ФЗ от 28.12.2009 года № 381-ФЗ " Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", согласно которой внесение изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Кроме того администрация городского округа "Город Волжск" в оспариваемом постановлении не приведены сведения о том, что исключение торгового объекта лица из утвержденной схемы размещения нестационарных торговых объектов отвечает целям формирования такой схемы, изложенным в п.3 Правил включения нестационарных торговых объектов в Схему, утвержденных постановлением Правительства РФ от29.09.2010 года № 722, а именно формированию торговой инфраструктуры с учетов видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли, повышению доступности товаров для населения.
Письмом от 08.07.2020 г. административный истец был уведомлен об отказе от пролонгации вышеуказанных договоров аренды земельного участка от 01.04.2010 года.
На момент принятия администрацией ГО "Город Волжск" от 05.04.2017 года постановления № 353 вышеуказанные нестационарные торговые объекты использовались для осуществления торговой деятельности, т.е. его эксплуатация началась до утверждения Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории ГО "Город Волжск". Данные объекты были включены в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории ГО "Город Волжск" на основании решения Собрания депутатов городского округа "Город Волжск" от 16.02.2011 г. № 166 в строке 42 и 43.
Административный истец считает, что истечение срока договора аренды земельных участок от 01.04.2010 года на которых расположены нестационарные торговые объекты само по себе не могут служить основанием для произвольного исключения данного объекта из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории ГО "Город Волжск" обжалуемым постановлением.
Административный истец просит суд признать постановление администрации городского округа "Город Волжск" от 05 апреля 2017 года № 353 "Об утверждении порядка внесения изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа "Город Волжск" в части п. 2.7.3 недопущения размещения нестационарных торговых объектов в пределах посадочных площадок и площадок ожидания общественного транспорта и п.2.7.5 утвержденного Порядка о недопущении размещения нестационарных торговых объектов на инженерных сетях и коммуникациях и в охранных зонах инженерных сетей и коммуникаций недействующим со дня опубликования на официальном сайте городского округа "Город Волжск", т.е. с 05.04.2017 г.
В судебном заседании представитель административного истца Дурсунов Р.З. полостью поддержал административные исковые требования и суду пояснил соответствующее вышеизложенному.
Представитель административного ответчика Онучина Т.А. с административным иском не согласна и суду пояснила, что в силу п.1 ст.39.36 Земельного кодекса РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с ФЗ от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
Статьей 10 ФЗ от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 35 Устава городского округа «Город Волжск», утвержденного решением Собрания депутатов городского округа «Город Волжск» от 30.06.2005 № 89 ( далее-Устав городского округа «Город Волжск») к полномочиям администрации в области жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства отнесено в том числе- разработка схемы размещения нестационарных торговых объектов.
Согласно п.п.31, п.1 ст. 35 Устава городского округа «Город Волжск» в исключительной компетенции Собрания депутатов городского округа находится утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов.
Руководствуясь статьей 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", подпунктом 31 пункта 2 статьи 26 Устава городского округа "Город Волжск", решением Собрания депутатов городского округа "Город Волжск" от 11.09.2014 N 510 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа "Город Волжск".
В соответствии с Федеральными законами от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", решением Собрания депутатов городского округа "Город Волжск" от 11.09.2014 N 510 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа "Город Волжск" администрацией городского округа "Город Волжск" постановлением №353 от 05.04. 2017 года был утвержден порядок внесения изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа «Город Волжск».
Указанный порядок разработан в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, Земельным кодексом РФ, Федеральным законом РФ от 28.12.2009 года №381-ФЗ, Постановлением Правительства РФ от 24.09.2-010 года №754 « Об утверждении правил установления нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, Постановлением Правительства РФ от 29.09.2010 года №772 «Об утверждении Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов». Данный порядок определяет процедуру и основания внесения изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов (далее-НТО) на территории городского округа «Город Волжск».
Согласно п. 2.3 вышеуказанного порядка размещение НТО должно отвечать санитарно-эпидемиологическим, экологическим, противопожарным и другим требованиям, установленным действующим законодательством.
В соответствии с п. 2.7.3, 2.7.5 этого же порядка не допускается размещение НТО в пределах посадочных площадок и площадок ожидания общественного транспорта, а также на инженерных сетях и коммуникациях и в охранных зонах инженерных сетей и коммуникаций.
Как следует из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа «Город Волжск» утвержденной решением Собрания депутатов городского округа «Город Волжск» № 510 от 11 сентября 2014 года в редакции №421 от 17.06. 2019 года нестационарные торговые объекты, принадлежащие административному истцу по адресу г. Волжск, м/р «Машиностроитель» со стороны магазина Перекресток» торговый павильон с остановкой (п.29) и м/р «Машиностроитель» со стороны мини-рынка торговый павильон с остановкой были включены в схему размещения нестационарных объектов на территории городского округа «Город Волжск» сроком до 25.03.2020 г. т.е до окончания срока действия договора аренды.
Размещение принадлежащих административному истцу нестационарных торговых объектов - остановочно-торговых павильонов не соответствует требованиям стандарта отрасли ОСТ 218.1.002-2003 "Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования", утвержденные распоряжением Минтранса России от 23 мая 2003 года N ИС-460-р, введенных в действие 1 июня 2003 года, согласно которому ширину посадочной площадки принимают не менее 3 м, а длину - не менее длины остановочной площадки. Ближайшая грань автопавильона должна быть расположена не ближе 3 м от кромки остановочной площадки (п. 3.3.2, 3.10.6), торговые киоски допускается размещать за пределами посадочных площадок и площадок ожидания (п. 3.16.1), ГОСТ Р54608-2011 национальный стандарт РФ Услуги торговли Общие требования к объектам мелкорозничной торговли, Своду правил СП 42.133330.2011 «СНИП 2.07.01-89 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений «Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89, СП 62.13330.2011 таблица В1, Правил охраны газораспределительных сетей», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 г. №878, СП 31.13330.2018 СНиП 2.04.02-84 Водоснабжение. Наружные сети и сооружения, СП 32.13330.2018 Канализация. Наружные сети и сооружения. СНиП 2.04.03-85 (п.4.20)
Согласно п. 3.4ОСТ 218.1.002-2003 площадку ожидания размещают за посадочной площадкой. Размеры площадки ожидания должны обеспечивать размещение на ней автопавильона и нахождение на ней пассажиров, пользующихся остановкой в час пик, из расчета 2 чел./кв. м.
Ближайшая грань автопавильона должна быть расположена не ближе 3 м от кромки остановочной площадки (п. 3.10.6).
Согласно п. 3.10.7ОСТ 218.1.002-2003 не допускается размещение в помещении (на площади) автопавильона торговых киосков.
Согласно п. 6.2. ГОСТ Р54608-2011 национальный стандарт РФ Услуги торговли Общие требования к объектам мелкорозничной торговли не допускается размещение объектов мелкорозничной торговли в охранной зоне инженерных сетей, под железнодорожными путепроводами и автомобильными эстакадами, а также в 5-метровой охранной зоне от входов и выходов в подземные пешеходные переходы.
В соответствии с СП 62.13330.2011 таблица В1 п.9 минимальное расстояние от фундаментов зданий и сооружений по горизонтали от газопроводов давлением до 0,6 Мпа составляет 7 метров.
Таким образом, размещение вышеуказанных нестационарных торговых объектов в виде остановочно-торговых павильонов в г. Волжск, м/р «Машиностроитель» со стороны магазина Перекресток» торговый павильон с остановкой (п.29) и м/р «Машиностроитель» со стороны мини-рынка торговый павильон с остановкой размещены с нарушением вышеназванных требований стандартов, специальных норм и правил, а включение их в первоначальную схему размещения нестационарных торговых объектов было ошибочным.
Необходимость соблюдения требований вышеуказанных стандартов отрасли вытекает из положений Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании", "СП 34.13330.2012. Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*".
Администрация городского округа «Город Волжск» считает, что ссылка административного истца на часть 6 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", в обоснование своей правовой позиции в данном случае не применима, поскольку указанная норма не распространяет свое действие на нестационарные торговые объекты, размещение которых произведено с нарушениями требований действующего законодательства.
Тем самым, оспариваемое постановление принято уполномоченным органом- администрацией городского округа «Город Волжск» в пределах его компетенции и в соответствии с полномочиями, предоставленными федеральным и региональным законодательством, Уставом муниципального образования, с соблюдением порядка принятия и опубликования нормативного правового акта.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации нормативные акты, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны недействительными.
Согласно ч. 8 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия, оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В силу ч. 7 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации определяются Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее также Федеральный закон от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ).
Нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение (п. 6 ст. 2 указанного закона).
В соответствии с частью 2 статьи 6 указанного закона органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.
Органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли: предусматривают строительство, размещение торговых объектов в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки; разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; принимают меры экономического стимулирования по поддержке строительства, размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и обеспечению доступности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, имущества, находящегося в муниципальной собственности; проводят анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей состояния торговли на территориях муниципальных образований и анализ эффективности применения мер по развитию торговой деятельности на этих территориях (часть 3 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ).
В силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (статья 130 (часть 1) Конституции Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 69 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов реализации государственной политики в области торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, проведения информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка определенного товара и осуществлением торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, разработки и реализации мероприятий, содействующих развитию торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, и осуществления иных полномочий, предусмотренных Федеральным законом "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Действительно, в силу части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", части 6 статьи 10 Федерального закона N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" федеральный законодатель, возлагая на органы местного самоуправления полномочия по созданию условий для обеспечения жителей услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания и наделяя в связи с этим органы местного самоуправления полномочиями по утверждению Схемы размещения нестационарных торговых объектов, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, одновременно устанавливает следующее правило, а именно: утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Однако, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной в определении от 29 января 2015 года N 225-О положение части 6 статьи 10 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", предусматривающее, что утверждение (изменение) схемы размещения нестационарных торговых объектов не может служить основанием для пересмотра мест размещения торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых начаты до утверждения указанной схемы, направлено на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности при изменении органами публичной власти схемы размещения нестационарных торговых объектов, сокращения сферы торговых услуг. При этом реализация законоположения должна основываться на вытекающем из Конституции Российской Федерации требовании согласованного осуществления конституционных ценностей, включая ценности, связанные с гарантированием свободы экономической деятельности и поддержкой конкуренции (статья 8, часть 1), с одной стороны, и признанием и гарантированием самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий (статья 12) - с другой. В соответствии с этим оспариваемое законоположение не может рассматриваться как исключающее необходимость достижения в каждом конкретном случае при утверждении (изменении) схемы размещения нестационарных торговых объектов баланса интересов местного сообщества в целом и соответствующих хозяйствующих субъектов с учетом особенностей конкретного муниципального образования, а потому органы местного самоуправления не лишены возможности, действуя в пределах своих полномочий, решать вопросы размещения торговых объектов, принимая во внимание их нестационарный характер, в целях создания условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства, с тем чтобы при изменении места ведения бизнеса сам бизнес сохранялся.
Из смысла приведенных норм права следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято уполномоченным органом в соответствии с законом в пределах полномочий органа, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина, организации не были нарушены принятым нормативно-правовым актом.
В данном случае, администрация городского округа «Город Волжск» полагает, что оспариваемый ответ принят, в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы административного истца принятым нормативным правовым актом не нарушены.
Представитель Собрания депутатов городского округа "Город Волжск" о времени и месте судебного заседания извещен надлежащее, однако в судебное заседание не явился.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении иска отказать, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (часть 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации).
Как установлено Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 381-ФЗ), органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли и вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием таких условий, в случаях и в пределах, которые предусмотрены данным Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.
Органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли: предусматривают строительство, размещение торговых объектов в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки; разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (часть 3 статьи 17).
Как следует из анализа положений главы V.6 Земельного кодекса Российской Федерации (включая пункты 1 и 3 статьи 39.36), частей 1 - 3 статьи 10 Федерального закона N 381-ФЗ, федеральный законодатель, осуществляя регулирование предоставления земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, наряду с общими основаниями предоставления земельных участков, предусмотренными главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации, в главе V.6 настоящего Кодекса установил особое правовое регулирование использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частности, при размещении на них нестационарных торговых объектов, допустив размещение указанных объектов без предоставления земельных участков и установления сервитута на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов.
Из приведенных правовых норм следует вывод о том, что вопросы порядка и условий размещения НТО на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в части, не урегулированной федеральными законами, регулируются законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
В соответствии с частями 1 - 3 статьи 10 Федерального закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со Схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Порядок включения в Схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2010 года N 772 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в Схему размещения нестационарных торговых объектов, согласно которым включение объектов в Схему размещения осуществляется в следующих целях: размещение нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность; формирование торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли.
Постановлением администрации городского округа "Город Волжск" от 05 апреля 2017 года № 353 утвержден Порядок внесения изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа "Город Волжск", где в п.2.7 указано, что не допускается размещение нестационарных торговых объектов в пределах посадочных площадок и площадок ожидания общественного транспорта (п.2.7.3), а также на инженерных сетях и коммуникациях и в охранных зонах инженерных сетей и коммуникаций ( п.2.7.5).
В соответствии с требованиями стандарта отрасли ОСТ 218.1.002-2003 "Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования" размещение торговых киосков не допускается в помещении (на площади) автопавильона; торговые киоски допускается размещать за пределами посадочных площадок и площадок ожидания (подпункты 3.10.7 и 3.16.1).
Пунктом 3.10.7. установлено, что не допускается размещение в помещении (на площади) автопавильона торговых киосков.
Пунктом 3.16.1. определено, что торговые киоски допускается размещать за пределами посадочных площадок и площадок ожидания.
В пункте 6.1 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 54608-2011 "Услуги торговли. Общие требования к объектам мелкорозничной торговли", утвержденного приказом Росстандарта от 08.12.2011 N 742-ст (далее - ГОСТ Р 54608-2011) определено, что размещение объектов мелкорозничной торговли осуществляют в порядке, установленном правилами включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, с учетом региональных особенностей. Размещение объектов мелкорозничной торговли осуществляется на основании правоустанавливающих документов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (договоров об аренде и т.п.).
При этом пунктом 6.2 ГОСТ Р 54608-2011 предусмотрено, что не допускается размещение объектов мелкорозничной торговли в охранной зоне инженерных сетей, под железнодорожными путепроводами и автомобильными эстакадами, а также в 5-метровой охранной зоне от входов (выходов) в подземные пешеходные переходы.
Кроме того Решением Собрания депутатов городского округа «Город Волжск» от 26 февраля 2019 г. N 396 внесены изменения в Правила землепользования и застройки городского округа "Город Волжск", утвержденные решением Собрания депутатов городского округа "Город Волжск" N 177 от 19 апреля 2011 года и ст.19 изложена в новой редакции, согласно которому не допускается размещение НТО: в пределах посадочных площадок и площадок ожидания общественного транспорта. ( п.3) и на инженерных сетях и коммуникациях и в охранных зонах инженерных сетей и коммуникаций. ( п.5).
Вопреки доводам административного истца, обжалуемое постановление не вступает в противоречие с частью 6 статьи 10 Федерального закона N 381-ФЗ, согласно которому утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Так, названная норма не налагает на уполномоченные органы обязанность включать имеющиеся нестационарные торговые объекты в утверждаемые схемы, а лишь гарантирует право их пользователям на осуществление предпринимательской деятельности по ранее согласованным местам размещения объектов, вплоть до окончания срока предоставления земли под нестационарные объекты торговли и (или) права на ведение торговли по указанному месту.
При этом согласно Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа «Город Волжск» утвержденной решением Собрания депутатов городского округа «Город Волжск» № от 11 сентября 2014 года в редакции №421 от 17.06. 2019 года нестационарные торговые объекты, принадлежащие административному истцу по адресу г. Волжск, м/р «Машиностроитель» со стороны магазина Перекресток» торговый павильон с остановкой (п.29) и м/р «Машиностроитель» со стороны мини-рынка торговый павильон с остановкой были включены в схему размещения нестационарных объектов на территории городского округа «Город Волжск» сроком до 25.03.2020 г. т.е до окончания срока действия договора аренды.
Решением Волжского городского суда РМЭ от 22 сентября 2020 года суд обязал Шакирзянову В. И. освободить земельный участок с кадастровым номером с кадастровым номером №, расположенный по адресу: РМЭ, г. Волжск, м/р "Машиностроитель" со стороны магазина "Перекресток", общей площадью 31 кв.м. и земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: РМЭ, г. Волжск, м/р "Машиностроитель" со стороны мини-рынка, общей площадью 31 кв.м. от временных сооружений-торговых павильонов и передать земельные участки в течение 1 месяца с момента вступления в законную силу решения суда по акту передачимуниципальному образованию городской округ «Город Волжск» в лице муниципального учреждения Волжский городской комитет по управлению имуществом. Расторгнуть договор аренды № от 28.12.2012 г. на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: РМЭ, г. Волжск, ул.107 бригады, общей площадью 44 кв.м., для расширения торгового павильона с остановочным навесом - временного сооружения и обязать Шакирзянову В. И. передать данный земельный участок в течение 1 месяца с момента вступления в законную силу решения суда по акту передачимуниципальному образованию городской округ «Город Волжск» в лице муниципального учреждения Волжский городской комитет по управлению имуществом.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РМЭ от 19 января 2021 года решение Волжского городского суда РМЭ от 22 сентября 2020 года оставлено без изменения.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте "а" части 28 постановления Пленума от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", проверяя полномочия органа (должностного лица), необходимо, в частности, учитывать, что суды не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом или должностным лицом оспариваемого акта, поскольку это относится к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта не противоречат вышеуказанным федеральным законам и нормативно правовым актам, имеющим большую юридическую силу, оспариваемый в части нормативный правовой акт принят компетентным органом местного самоуправления с соблюдением порядка его принятия, не нарушают прав, свобод и законных интересов административного истца, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска.
Руководствуясь ст.175-180 КАС РФ суд
решил:
Отказать Шакирзяновой В. И. в удовлетворении иска о признании постановления администрации городского округа "Город Волжск" от 05 апреля 2017 года № "Об утверждении порядка внесения изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа "Город Волжск" в части п. 2.7.3 недопущения размещения нестационарных торговых объектов в пределах посадочных площадок и площадок ожидания общественного транспорта и п.2.7.5 утвержденного Порядка о недопущении размещения нестационарных торговых объектов на инженерных сетях и коммуникациях и в охранных зонах инженерных сетей и коммуникаций недействующим со дня опубликования на официальном сайте городского округа "Город Волжск", т.е. с 05.04.2017 г.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РМЭ в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме через Волжский городской суд РМЭ.
Судья Л.Н.Малышева
Решение в окончательной форме составлено 24 февраля 2021 года