УИД 22RS0067-01-2020-001221-62
№ 2а-1326/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Барнаул 09 июля 2020 года
Октябрьский районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего Герлах Н.И.,
при секретаре Руф Е.Е.,
помощнике Сергеевой Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г.Барнаула к Елютиной Алле Александровне о взыскании недоимки по транспортному налогу, налогу на имущество и пени,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г.Барнаула обратилась в суд с административным иском к Елютиной А.А. о взыскании задолженности по налогу на имущество за 2017 год в размере 1005 рублей, пени – 15,41 рублей, транспортному налогу за 2017 год в размере 14700 рублей, пени – 211,07 рублей.
Заявленные требования обоснованы тем, что по сведениям органа, осуществляющего государственную регистрацию транспортных средств, Елютина А.А. в 2017 году является собственником транспортного средства: - автомобиль легковой Фольцваген TOUAREG, 2013 года выпуска, государственный регистрационный знак №. В соответствии с требованиями ст.ст. 357, 358, 363 Налогового кодекса Российской Федерации административный ответчик является плательщиком транспортного налога, размер которого за 2017 год составил 14700 рублей. Кроме того, по сведениям органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также по сведениям органов технической инвентаризации Елютина А.А. в 2017 году являлась собственником следующего имущества: квартира, расположенная по адресу: <адрес>, кадастровый №. В силу ст.ст. 400, 401, 402, 406, 408, 409 Налогового кодекса Российской Федерации административный ответчик является плательщиком налога на имущество физических лиц, размер которого за 2017 год составляет 1090 рублей. Елютиной А.А. налоговым органом было направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, затем в связи с неуплатой в установленный срок налогов ДД.ММ.ГГГГ направлено требование № и в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации административному ответчику начислены пени по транспортному налогу в размере 211,07 рублей, по налогу на имущество физических лиц в размере 15,41 рублей. По заявлению налогового органа ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № Октябрьского района г. Барнаула выдан судебный приказ, который по заявлению Елютиной А.А. отменен определением от ДД.ММ.ГГГГ.
Административный истец просил взыскать с ответчика недоимку по транспортному налогу и налогу на имущество в указанном размере, а также начисленные пени.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, уведомление в деле, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, заявление в деле.
Административный ответчик Елютина А.А. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, телефонограмма в деле.
Представитель административного ответчика по доверенности Макарова С.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований в связи с пропуском срока на взыскание, а также частичной оплатой налогов, также указала о необходимости оставления административного искового заявления без рассмотрения, поскольку оно подано и подписано неуполномоченным лицом.
Суд, с учетом мнения представителя административного ответчика, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя административного истца и административного ответчика.
Выслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу пункта1 статьи45 Налогового кодекса Российской Федерации (здесь и далее все нормы приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате транспортного налога предусмотрена статьей357 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено данной статьей.
Согласно пунктам 2, 3 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.
Из материалов дела усматривается, что в 2017 году на имя Елютиной А.А. было зарегистрировано транспортное средство: - автомобиль легковой Фольцваген TOUAREG, 2013 года выпуска, государственный регистрационный знак №, 245 л.с., дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст.1 Закона Алтайского края от 10 октября 2002 года №66-ЗС «О транспортном налоге на территории Алтайского края» налоговая ставка на автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 200 л.с. до 250 л.с. включительно составляет 60 рублей.
Таким образом, размер транспортного налога за 2017 год, подлежащего уплате административным ответчиком, составляет 14700рублей, а именно: 245л.с. x 60 рублей / 12 х 12 мес.
В соответствии с пунктом 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Обязанность по уплате налога на имущество предусмотрена ст.400 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; иные здание, строение, сооружение, помещение.
В силу пунктам 1,2 статьи 402 Налогового Кодекса РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.
Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до ДД.ММ.ГГГГ – статья 404 Налогового Кодекса РФ.
Согласно п.п.1,3,5 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. В случае, если объект налогообложения находится в общей долевой собственности, налог исчисляется в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи с учетом положений пункта 8 настоящей статьи для каждого из участников долевой собственности пропорционально его доле в праве собственности на такой объект налогообложения. В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на имущество исчисление суммы налога в отношении данного имущества производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых это имущество находилось в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. Если возникновение права собственности на имущество произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение права собственности на имущество произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права. Если возникновение права собственности на имущество произошло после 15-го числа соответствующего месяца или прекращение указанного права произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц возникновения (прекращения) указанного права не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте.
Из материалов дела усматривается, что в 2017 году на имя Елютиной А.А, была зарегистрирована общая совместная собственность с Елютиным Д.В., на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, кадастровый №, инвентаризационная стоимость 680 178,52 рублей, (дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ).
Таким образом, с учетом применения коэффициента-дефлятора, установленного Приказом Минэкономразвития России от 03.11.2016 N 698 "Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2017 год", налоговая база в 2017 году составляет: 969 254 рубля (680 178,52*1,425).
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований – статья 406 Налогового Кодекса РФ.
Согласно п.2 Решения Барнаульской городской Думы от 07.11.2014 N 375 (ред. от 23.12.2014) "О налоге на имущество физических лиц на территории городского округа - города Барнаула Алтайского края", на жилой дом, квартиру, комнату, объект незавершенного строительства (в случае, если проектируемым назначением такого объекта является жилой дом), единый недвижимый комплекс (в состав которого входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом) свыше 300 000 рублей до 500 000 рублей включительно ставка налога установлена в размере 0,225% суммарной инвентаризационной стоимости и вида объекта налогообложения, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику, умноженной на коэффициент-дефлятор.
Таким образом, размер налога на имущество за 2017 год, подлежащего уплате административным ответчиком, составляет 1090рублей, а именно 969254/2*0,225%/12*12.
В соответствии с пунктом1 статьи363, пунктом 1 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог и налог на имущество подлежал уплате не позднее 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. За 2017 год с учетом выходных - до ДД.ММ.ГГГГ.
Пунктом 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
В данном случае административному ответчику было направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога, налога на имущество за 2017 год через личный кабинет. Установлен срок уплаты налога до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно статье 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (п. 1); заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2); рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п. 3).
В соответствии с пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно пункту 4 той же статьи требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
С учетом изложенного исковое заявление о взыскании налога могло быть подано налоговым органом в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога, которое должно было быть направлено налогоплательщику в сроки, установленные в статье 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В связи с неуплатой Елютиной А.А. налогов в срок налоговым органом административному ответчику были начислены пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 211,07 руб. по транспортному налогу, 15,41 рублей – по налогу на имущество. Расчет пени судом проверен, признан правильным.
Также в связи с неуплатой в срок налогов Елютиной А.А. заказным письмом было направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога и налога на имущество за 2017 год и пени. В требовании установлен срок для его исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.
Факт направления уведомления и требования подтверждается скриншотами из программы АИС Налог-3 ПРОМ, почтовыми реестрами. Налоговое уведомление вручено ДД.ММ.ГГГГ, требование – ДД.ММ.ГГГГ.
Доказательств оплаты Елютиной А.А. транспортного налога за 2017 год, налога на имущество физических лиц за 2017 год по уведомлению и по требованию не имеется. Представитель административного ответчика также указала на факт неуплаты налогов и пени налогоплательщиком в добровольном порядке.
Несмотря на доводы представителя административного ответчика в судебном заседании о нарушении срока на обращение в суд с заявлением о взыскании недоимок и пени, суд полагает, что сроки установленные пунктами 2 и 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ административным истцом соблюдены.
Так, ДД.ММ.ГГГГ ИФНС по Октябрьскому району г.Барнаула обратилась к мировому судье судебного участка № Октябрьского района г.Барнаула с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании транспортного налога и налога на имущество физических лиц за 2017 год, судебный приказ был выдан ДД.ММ.ГГГГ.
Определением и.о.мирового судьи судебного участка № Октябрьского района г.Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ в связи с подачей возражений Елютиной А.А. относительно исполнения судебного приказа, вышеуказанный судебный приказ отменен.
На основании положений статей 94, 95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации усматривается, что с административным исковым заявлением истец обратился в суд не ДД.ММ.ГГГГ, как указано представителем административного ответчика, а ДД.ММ.ГГГГ в 16 часов 41 минуту по местному времени в электронном виде через портал Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие». Указанные обстоятельства подтверждены протоколами проверки электронной подписи, скриншотом из программы налогового органа, в которых номер административного искового заявления, присвоенный системой, совпадает. ДД.ММ.ГГГГ (первый рабочий день в суде после ДД.ММ.ГГГГ) была осуществлена только регистрация административного искового заявления в суде, поскольку ДД.ММ.ГГГГ рабочий день в суде был окончен в 16-00 часов (до поступления настоящего иска), 28 и ДД.ММ.ГГГГ – выходные дни, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – нерабочие дни).
Принимая во внимание, что Елютина А.А. в 2017 году являлась плательщиком транспортного налога и налога на имущество, однако обязанность по уплате налогов в установленный законом срок не исполнила, а также, что налоговым органом соблюдены срок обращения и порядок взыскания налога и пени, то суд приходит к выводу о наличии оснований для взыскания с административного ответчика недоимки по транспортному налогу за 2017 год в размере 14700 рублей, пени – 211,07 рублей, недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 1005 рублей (в пределах заявленных требований), пени – 15,41 рублей.
Вопреки доводам представителя административного ответчика, суд полагает, что сумма задолженности по налогу на имущество, транспортному налогу за 2017 год определена административным истцом верно, поскольку доказательств частичного исполнения налоговой обязанности Елютиной А.А. по уплате данных налогов суду не представлено, в том числе исходя из карточки расчетов с бюджетом, сообщения ОСП Октябрьского района г.Барнаула УФССП России по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что платежи по уплате данной недоимки не поступали, судебный приказ на исполнении не находился, налоговым органом для исполнения не предъявлялся.
Представленные суду скриншоты из приложения Мобильный банк, сделанные представителем административного ответчика с экрана сотового телефона, не могут быть расценены судом как доказательства частичной уплаты недоимки и пени, поскольку не содержат реквизитов, позволяющих однозначно идентифицировать эти платежи, а также получателя платежей.
Не смотря на указание представителя административного ответчика об отсутствии полномочий у Шайдт А.П. на подписание административного иска, суд полагает, что административное исковое заявление подписано надлежащим лицом, поскольку на дату подачи данного административного искового заявления в электронном виде через портал Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие» (на ДД.ММ.ГГГГ) срок полномочий представителя административного истца Шайдт А.П. по доверенности, выданной ДД.ММ.ГГГГ не истек, учитывая, что данная доверенность предоставляла Шайдт А.П. право на подписание административного искового заявления от имени ИФНС России по Октябрьскому району г.Барнаула в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Копия диплома с приложением копии свидетельства о заключении брака (смена фамилии) в материалы дела также представлены.
Кроме того, данное административное исковое заявление подано не Шайдт А.П., а налоговым органом – Инспекцией Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г.Барнаула с использованием, принадлежащих государственному органу информационно-телекоммуникационных средств связи, которому в соответствии с действующим налоговым законодательством и предоставлено такое полномочие на взыскание недоимок и пени в принудительном порядке. Каких-либо сведений о том, что оно подано Шайдт А.П. в деле не имеется.
Таким образом, основания, предусмотренные пунктом 3 части 1 статьи 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для оставления административного искового заявления Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г.Барнаула к Елютиной Алле Александровне о взыскании недоимки по транспортному налогу, налогу на имущество и пени, без рассмотрения - отсутствуют.
На основании части 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, от уплаты которых административный истец был освобожден, взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Статья 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации относит государственную пошлину к судебным расходам.
Таким образом, с Елютиной А.А. в доход муниципального образования городской округ г.Барнаул подлежит взысканию госпошлина в сумме 637 рублей 26 копеек.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ИФНС России по Октябрьскому району г. Барнаула удовлетворить.
Взыскать с Елютиной Аллы Александровны, проживающей по адресу: <адрес> в пользу ИФНС России по Октябрьскому району г. Барнаула с зачислением в доход бюджета Алтайского края недоимку по транспортному налогу за 2017 год в размере 14700 рублей, пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 211 рублей 07 копеек, всего 14911 рублей 07 копеек.
Взыскать с Елютиной Аллы Александровны, проживающей по адресу: <адрес> в пользу ИФНС России по Октябрьскому району г. Барнаула с зачислением в доход бюджета муниципального образования городского округа – города Барнаула недоимку по налогу на имущество за 2017 год в размере 1005 рублей, пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 15 рублей 41 копейка, всего 1020 рублей 41 копейка.
Взыскать с Елютиной Аллы Александровны в бюджет муниципального образования городского округа – города Барнаула государственную пошлину в размере 637 рублей 26 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Барнаула со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Н.И. Герлах
Мотивированное решение изготовлено 16.07.2020