ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1326/2021 от 10.08.2021 Надеждинского районного суда (Приморский край)

Дело № 2а-1326/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10.08.2021 года с. Вольно-Надеждинское

Надеждинский районный суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи Хрещатой С.Б.,

при секретаре Бондаренко О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Надеждинского района Приморского края к администрации Надеждинского муниципального района Приморского края о признании незаконными действий администрации, результатов общественных обсуждений, протокола общественных обсуждений по вопросу намечаемой хозяйственной деятельности ООО «Карьер-ДВ»,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец прокурор Надеждинского района Приморского края обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к административному ответчику администрации Надеждинского муниципального района Приморского края о признании незаконными действий администрации, результатов общественных обсуждений, протокола общественных обсуждений по вопросу намечаемой хозяйственной деятельности ООО «Карьер-ДВ» на участке недр местного значения месторождения скального грунта «Соловей Ключ 1-я очередь» в 150 метрах к северо-востоку от ....................

В обоснование заявления прокурор указал, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки было установлено, что .................. по заявлению ООО «Карьер-ДВ» по инициативе администрации Надеждинского муниципального района Приморского края проведены публичные слушания, по результатам которых разрешено использование недр для добычи материалов на участке недр «Солвей Ключ 1-я очередь». В границах санитарно-защитной зоны расположены жилые дома, коттеджные застройки, дачные и иные участки, расположены земельные участки, предоставленные для строительства жилых домов и ведения личного подсобного хозяйства. Разработка месторождения скального и песчаного грунта предполагает проведение буровзрывательных работ, что создает угрозу жизни и здоровью людей проживающих вблизи. Вопреки действующему законодательству администрации Надеждинского муниципального района Приморского края инициировано проведение публичных слушаний. Ни один участник общественных обсуждений не является жителем ..................., а часть участник не являются жителями .................... Жители поселка и близлежащих садоводческих товариществ надлежащим образом не оповещены, об общественных обсуждениях не знали, на собрании не присутствовали. Тем самым нарушен порядок проведения общественных слушаний. Указанное нарушение ответчиком порядка проведения публичных слушаний нарушает права неопределенного круга лиц.

В судебном заседании помощник прокурора Мясникова О.В. на доводах административного искового заявления настояла, суду пояснила, что указанными в иске установленными обстоятельствами, не размещением на стендах информации и не надлежащим оповещением о публичных слушаниях, нарушены права граждан, создана угроза жизни и здоровью граждан намечаемой хозяйственной деятельностью. Просила удовлетворить административное исковое заявление.

В судебном заседании представитель администрации Надеждинского муниципального района Приморского края ФИО1 возражала против заявленных требований прокурора, просила в иске отказать. Представила письменные возражения на иск, из которых следует, что одним из этапов получения лицензии на право пользования недрами, является получение положительного заключения экологической экспертизы. В соответствии со ст.9 ФЗ № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» к полномочиям органом местного самоуправления муниципальных районов относится организация общественных обсуждений, проведение опросов, референдумов среди населения о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе. В указанных целях администрацией Надеждинского муниципального района Приморского края принято Постановление № 117 от 03.03.2016 «Об утверждении Положения об организации общественных обсуждений, по оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Надеждинском муниципальном районе». В адрес администрации Надеждинского муниципального района Приморского края поступило обращение ООО «Карьер-ДВ» от ................................... с просьбой провести общественные обсуждения по вопросу намечаемой хозяйственной деятельности ООО «Карьер-ДВ» на участке недр местного значения месторождения скального грунта «Соловей Ключ 1-я очередь» в 150 метрах к северо-востоку от ................... (лицензия Надеждинского района Приморского края 00733 ОЩ от ..................). Предварительно согласовав время и место проведения публичных обсуждений с заявителем и старостой ..................., уведомив министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, администрацией Надеждинского муниципального района Приморского края было издано постановление ................. от .................. «О проведении общественных обсуждений по вопросу намечаемой хозяйственной деятельности ООО «Карьер-ДВ» на участке недр местного значения месторождения скального грунта «Соловей Ключ 1-я очередь» в 150 метрах к северо-востоку от ...................». .................. постановление ................. от .................. опубликовано в районной газете «Трудовая Слава» и размещена информация на официальном сайте администрации Надеждинского муниципального района Приморского края и в социальных сетях. .................. администрацией Надеждинского муниципального района Приморского края проведены общественные обсуждения по указанному вопросу. Результаты общественных обсуждений были опубликованы в районной газете «Трудовая Слава» .................. и направлены в министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края для рассмотрения и использования в работе. Нарушений законодательства об экологической экспертизе допущено не было.

Представитель заинтересованного лица ООО «Карьер-ДВ» ФИО2 просила в иске отказать, представила письменные возражения на иск прокурора, суду пояснила, что нарушения процедуры не имелось, общественные обсуждения не являются формой властных отношений, протокол не является распорядительным актом, это всего лишь форма волеизъявления граждан. Земельный участок был предоставлен в аренду, лицензирование проводится субъектом РФ, а не органом местного самоуправления.

Представитель заинтересованного лица министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края извещено надлежаще, ходатайств не заявлял.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу что требования прокурора удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 статьи 24 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», под общественным обсуждением понимается используемое в целях общественного контроля публичное обсуждение общественно значимых вопросов, а также проектов решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, с обязательным участием в таком обсуждении уполномоченных лиц указанных органов и организаций, представителей граждан и общественных объединений, интересы которых затрагиваются соответствующим решением.

Общественное обсуждение проводится публично и открыто. Участники общественного обсуждения вправе свободно выражать свое мнение и вносить предложения по вопросам, вынесенным на общественное обсуждение. Общественное обсуждение указанных вопросов может проводиться через средства массовой информации, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" (пункт 3 статьи 24 Закона).

Порядок проведения общественного обсуждения устанавливается его организатором в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. Организатор общественного обсуждения в соответствии с настоящим Федеральным законом заблаговременно обнародует информацию о вопросе, выносимом на общественное обсуждение, сроке, порядке его проведения и определения его результатов. При этом организатор обеспечивает всем участникам общественного обсуждения свободный доступ к имеющимся в его распоряжении материалам, касающимся вопроса, выносимого на общественное обсуждение (пункт 4 статьи 24 Закона).

По результатам общественного обсуждения подготавливается итоговый документ (протокол), который направляется на рассмотрение в органы государственной власти или органы местного самоуправления и обнародуется в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе размещается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 5 статьи 24 Закона).

Статья 3 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" устанавливает принципы экологической экспертизы, среди которых предусмотрен принцип гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения. Одними из полномочий, закрепленных статьей 9 указанного Закона за органами местного самоуправления, являются полномочия по организации общественных обсуждений, проведение опросов, референдумов среди населения о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования.

Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования - главой муниципального образования (часть 2 статьи 28 Закона).

Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений (часть 4).

Согласно п. 4.2 Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в РФ, утвержденного Приказом Госкомэкологии РФ от 16 мая 2000 г. N 372, действующего на момент проведения публичных слушаний, участие общественности в подготовке и обсуждении материалов оценки воздействия на окружающую среду обеспечивается заказчиком как неотъемлемая часть процесса проведения оценки воздействия на окружающую среду, организуется органами местного самоуправления или соответствующими органами государственной власти при содействии заказчика и в соответствии с российским законодательством.

В соответствии с п. 4.9 указанного Положения порядок проведения общественных слушаний определяется органами местного самоуправления при участии заказчика (исполнителя) и содействии заинтересованной общественности. Все решения по участию общественности оформляются документально. При этом заказчик обеспечивает проведение общественных слушаний по планируемой деятельности с составлением протокола, в котором четко фиксируются основные вопросы обсуждения, а также предмет разногласий между общественностью и заказчиком. Протокол проведения общественных слушаний входит в качестве одного из приложений в окончательный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

При этом согласно п. 4.3 указанного Положения информирование общественности и других участников оценки воздействия на окружающую среду на этапе уведомления, предварительной оценки и составления технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду осуществляется заказчиком. Информация в кратком виде публикуется в официальных изданиях федеральных органов исполнительной власти (для объектов экспертизы федерального уровня), в официальных изданиях органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, на территории которых намечается реализация объекта государственной экологической экспертизы, а также на территории которых намечаемая хозяйственная и иная деятельность может оказать воздействие.

В публикации представляются сведения о: названии, целях и месторасположении намечаемой деятельности; наименовании и адресе заказчика или его представителя; примерных сроках проведения оценки воздействия на окружающую среду; органе, ответственном за организацию общественного обсуждения; предполагаемой форме общественного обсуждения (опрос, слушания, референдум и т.п.), а также форме представления замечаний и предложений; сроках и месте доступности ТЗ по оценке воздействия на окружающую среду; иной информации.

Таким образом, действующим законодательством на органы местного самоуправления возложена обязанность только по организации общественных слушаний посредством издания соответствующего постановления по заявлению инициатора (заказчика проекта), в котором содержатся предусмотренные сведения информационного характера.

При этом у органа местного самоуправления отсутствуют полномочия по истребованию от заказчика дополнительных документов, прилагаемых к заявлению, а также по оценке проекта на его достоверность и достаточность, по установлению каких-либо дополнительных обязанностей для инициаторов общественных обсуждений.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, во исполнение действующего законодательства администрацией Надеждинского муниципального района Приморского края принято Постановление ................. от .................. «Об утверждении Положения об организации общественных обсуждений, по оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Надеждинском муниципальном районе».

В адрес администрации Надеждинского муниципального района Приморского края .................. поступило обращение ООО «Карьер-ДВ» с просьбой провести общественные обсуждения по вопросу намечаемой хозяйственной деятельности ООО «Карьер-ДВ» на участке недр местного значения месторождения скального грунта «Соловей Ключ 1-я очередь» в 150 метрах к северо-востоку от ....................

Администрацией Надеждинского муниципального района Приморского края было издано постановление ................. от .................. «О проведении общественных обсуждений по вопросу намечаемой хозяйственной деятельности ООО «Карьер-ДВ» на участке недр местного значения месторождения скального грунта «Соловей Ключ 1-я очередь» в 150 метрах к северо-востоку от ...................». Согласно п.2 постановления общественные обсуждения назначены к проведению на .................. с ..................

.................. постановление ................. от .................. опубликовано в районной газете «Трудовая Слава» и .................. размещена информация на официальном сайте администрации Надеждинского муниципального района Приморского края и в социальных сетях.

.................. администрацией Надеждинского муниципального района Приморского края проведены общественные обсуждения по указанному вопросу.

Результаты общественных обсуждений в виде протокола были опубликованы в районной газете «Трудовая Слава» .................. и направлены в министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края для рассмотрения и использования в работе.

Таким образом, вопреки доводам прокурора в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о нарушении порядка оповещения жителей района о проведении общественных обсуждений.

Протокол публичных слушаний был надлежащим образом оформлен и подписан организаторами. В нем документально, отражены все высказанные участниками общественных слушаний мнения, в том числе отрицательные и принято решение довести до заказчика и разработчика проекта все замечания и предложения участников общественного обсуждения.

В данном случае необходимо учитывать, что публичные слушания имеют цель информирования местных жителей и выяснения их мнения относительно планируемой хозяйственной деятельности.

Изложенное согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Определении от 15 июля 2010 года N 931-О-О, в соответствии с которой публичные слушания являются процедурой выявления коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный, а не индивидуальный, характер; публичные слушания не являются формой осуществления власти населением, тем не менее, они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям; конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.

Таким образом, решение, принятое на публичных слушаниях, как не имеющее властно-обязывающего характера, не порождающее непосредственно правовых последствий, не может нарушать какие-либо права административного истца даже и в том случае, если был нарушен установленный порядок их проведения. При таких обстоятельствах, требования прокурора удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления прокурора Надеждинского района Приморского края к администрации Надеждинского муниципального района Приморского края о признании незаконными действий администрации, результатов общественных обсуждений, протокола общественных обсуждений по вопросу намечаемой хозяйственной деятельности ООО «Карьер-ДВ» на участке недр местного значения месторождения скального грунта «Соловей Ключ 1-я очередь» в 150 метрах к северо-востоку от ..................., отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Надеждинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 10.08.2021 года.

Судья: С.Б. Хрещатая