ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1326/2021 от 17.06.2021 Ворошиловского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

Дело № 2а-1326/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Волгоград 17 июня 2021 года

Ворошиловский районный суд г. Волгограда

в составе: председательствующего судьи Алексеевой И.В.,

при секретаре судебного заседания Григорьевой М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Министерства юстиции РФ по Волгоградской области к Волгоградской областной правозащитной общественной организации «Комитет народного контроля» о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность, в качестве юридического лица и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц,

УСТАНОВИЛ:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области обратилось суд с административном иском, в котором просит признать Волгоградскую областную правозащитную общественную организацию «Комитет народного контроля» <адрес>) прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключить сведения о ней в Едином государственном реестре юридических лиц.

В обоснование своих требований административный истец указал, что административный ответчик в нарушение требований абз. 8 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» не представил в срок до 01 июля 2020 года отчет по форме ОН0003 об объеме полученных общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании в 2019 году. Кроме того, данная общественная организация в нарушение требований абз. 4 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» не проинформировала Управление о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ за исх. Управление направило в адрес организации предупреждение с указанием существа правонарушения и требованием в срок до 20 сентября 2020 представить сведения по форме ОН0003, которое до настоящего времени административным ответчиком не исполнено. Данное предупреждение было направлено заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении по месту нахождения указанного юридического лица. 23 апреля 2020 года от руководителя Организации поступило заявление об отсутствии финансово-хозяйственной деятельности и просьбе ликвидировать данное общественное объединение в судебном порядке.

В судебное заседание административный истец, будучи надлежаще извещенным, явку своего представителя не обеспечил, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Административный ответчик Волгоградская областная правозащитная общественная организация «Комитет народного контроля» и заинтересованное лицо - председатель правления Волгоградской областной правозащитной общественной организации «Комитет народного контроля» ФИО5 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения административного дела, извещены своевременно и надлежащим образом.

Заинтересованное лицо – Межрайонная инспекция ФНС России № 10 по Волгоградской области, будучи надлежаще извещенной, явку своего представителя не обеспечила, об уважительности причин неявки не сообщила, об отложении слушания дела не ходатайствовала.

Исследовав материалы о дела, суд находит административный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее - Закон об общественных объединениях).

Общественные объединения могут создаваться в форме общественных организаций (статья 7 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ).

В соответствии с абзацем 1 статьи 8 Закона об общественных объединениях, общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Статьей 29 Закона об общественных объединениях установлена обязанность общественного объединения соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с Приказом Минюста Российской Федерации от 26.05.2012 № 122 «Об установлении сроков предоставления некоммерческими организациями отчетности», и Постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций», информация о деятельности общественной организации предоставляется в уполномоченный орган не позднее 01 июля 2020 года.

В силу абзаца 11 статьи 29 Закона об общественных объединениях неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных этой же статьей, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 1246-О, суды, связанные в своей деятельности требованиями статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, принимая решение, затрагивающее права общественного объединения, в том числе имеющего статус юридического лица, обязаны, не ограничиваясь установлением одного только формального основания назначения соответствующей санкции или иного правоограничения, учитывать все обстоятельства дела, включая характер нарушений, если они допущены, и давать оценку иным установленным по делу фактам, образующим или исключающим основания применяемых к общественному объединению мер.

В частности, ликвидация, как это следует из правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 18 июля 2003 года № 14-П, не может быть применена к юридическому лицу по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократными нарушениями закона; такие нарушения в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, принять решение о его ликвидации в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.

Обладание правами юридического лица, вместе с тем, сопряжено с обязанностями, которые, в частности, общественная организация должна исполнять, будучи юридическим лицом, - при том, что в силу части первой статьи 41 Федерального закона «Об общественных объединениях» их неисполнение может влечь ответственность именно самой общественной организации, а не только ее руководителей или членов, - а также с применением к общественной организации такой меры принуждения, как признание ее судом прекратившей деятельность в качестве юридического лица с исключением из единого государственного реестра юридических лиц.

Эта мера принуждения может применяться к юридическим лицам различных видов, как в судебном, так и во внесудебном порядке, и предназначена обеспечить достоверность сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, доверие к этим сведениям со стороны третьих лиц и стабильность гражданского оборота, препятствовать недобросовестному использованию статуса юридических лиц.

При рассмотрении дела суд принимает меры к соблюдению процессуальных прав участников процесса, включая общественную организацию, в отношении которой подано заявление, а также исследует все доказательства, ему представленные, в том числе данные, полученные от органа, обратившегося с заявлением, имея в виду, что для принятия решения, вследствие которого общественная организация утрачивает статус юридического лица, факт прекращения ею своей деятельности должен быть доказан. Суд, в частности, может принять во внимание сведения о возврате почтовых отправлений, направленных по адресу общественной организации, явку (как и неявку) в судебное заседание ее руководителей, а равно представленные ими объяснения; суд учитывает и данные о банковских счетах, поскольку движение денежных средств по счетам юридического лица доказывает факт его деятельности, даже если оно нарушает правила отчетности, а полное отсутствие сведений о состоянии банковских счетов может ставить под сомнение достаточность данных для вывода о прекращении общественной организацией своей деятельности.

В ходе судебного разбирательства установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской область было принято решение о государственной регистрации Волгоградской областной правозащитной общественной организации «Комитет народного контроля» <адрес>

Сведения о данной общественной организации были включены в Единый государственный реестр юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц Волгоградская областная правозащитная общественная организация «Комитет народного контроля» зарегистрирована по адресу: <адрес>. Исполнительным директором и председателем правления Волгоградской областной правозащитной общественной организации «Комитет народного контроля» является ФИО5

Документально подтверждено, что Волгоградская областная правозащитная общественная организация «Комитет народного контроля» в нарушение требований абз. 8 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» не представила в срок до 01 июля 2020 года отчет по форме ОН0003 об объеме полученных общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании в 2019 году.

Кроме того, данная общественная организация в нарушение требований абз. 4 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» не проинформировала Управление о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ за исх. Управление направило в адрес Волгоградской областной правозащитной общественной организации «Комитет народного контроля» предупреждение с указанием существа правонарушения и требованием в срок до ДД.ММ.ГГГГ представить сведения по форме ОН0003.

Как следует из пояснений административного истца данное требование Волгоградской областной правозащитной общественной организации «Комитет народного контроля» до настоящего времени не исполнено.

Более того, согласно утверждению административного истца 23 апреля 2020 года от руководителя Волгоградской областной правозащитной общественной организации «Комитет народного контроля» поступило заявление об отсутствии финансово-хозяйственной деятельности и просьбе ликвидировать данное общественное объединение в судебном порядке.

В совокупности с фактом длительного неисполнения общественной организацией обязанности по информированию Управления Министерства юстиции по Волгоградской области о продолжении деятельности указанное является основанием для вывода о фактическом прекращении деятельности Волгоградской областной правозащитной общественной организации «Комитет народного контроля».

Учитывая изложенное, принимая во внимание разъяснения Конституционного Суда Российской Федерации изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 28.06.2012 № 1246-О, следует признать обоснованными доводы административного ответчика о наличии достаточных оснований для признания общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и исключении сведений о нем из Единого государственного реестра юридических лиц, что не препятствует данной общественной организации продолжить (возобновить) свою деятельность на правах общественного объединения, не являющегося юридическим лицом, и не исключает для учредителей общественной организации возможности последующей регистрации в качестве юридического лица другой общественной организации с такими же уставными целями.

При таких обстоятельствах суд находит обоснованным признание Волгоградской областной правозащитной общественной организации «Комитет народного контроля» прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица с исключением сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования Управления Министерства юстиции РФ по Волгоградской области к Волгоградской областной правозащитной общественной организации «Комитет народного контроля» о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность, в качестве юридического лица и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц, удовлетворить.

Признать Волгоградскую областную правозащитную общественную организацию «Комитет народного контроля» (<адрес>) прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключить сведения о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение вынесено в окончательной форме 25 июня 2021 года.

Председательствующий И.В. Алексеева