<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Дело № 2а-1326/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Махачкала, 11.05.2022
мотивированное: 25.05.2022
Ленинский районный суд г. Махачкалы Республики Дагестан в составе судьи Чоракаева Т.Э.
при секретаре Мухтарове М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ИФНС по Ленинскому району г. Махачкалы к ФИО1 Темирлану ФИО6 о взыскании задолженности по страховым взносам за 2020 год на обязательное медицинское страхование работающего населения в размере 8.426 руб. и пени в размере 371,62 руб., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 32.448 руб. и пени в размере 1620,9 руб., а также пени по налогу на имущество физических лиц в размере 17,31 руб.,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС по <адрес> обратилась в суд с вышеуказанным административным иском к ФИО2
В обоснование иска указано на то, что административный ответчик в отчетный налоговый период являлся адвокатом, следовательно, плательщиком налогов и взносов индивидуального предпринимателя. По месту жительства ответчика своевременно было направлено налоговое требование, однако в добровольном порядке задолженность по налогам и взносам погашена не была. Налоговым органом соблюден порядок взыскания налоговой задолженности в порядке судебного приказа. Поскольку задолженность налогоплательщиком так и не погашена, истец обратился за принудительным взысканием в суд. Также указывается на то, что неуплата налога на имущество физических лиц за 2015 год повлекла образование пени в размере 17,31 руб.
На административный иск поступили письменные возражения административного ответчика ФИО2, в котором он просит отказать в удовлетворении административного иска. Указывается, что ответчик является пенсионером по выслуге лет УФСКН по РД, не является получателем социальной пенсии, следовательно, не является плательщиком взносов в ПФР. Кроме того, процедура принудительного взыскания налоговым органом нарушена. Из тех налоговых требований, на которые ссылается административный истец, административным ответчиком получено только одно налоговое требование от 19.01.2021. Второе налоговое требование не было направлено ни налогоплательщику, ни представлено мировому судье при вынесении судебного приказа. Также указывается на пропуск общего 3-летнего срока исковой давности.
Надлежаще извещенные стороны в суд не явились, своих представителей не направили, о причинах неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали. Суд считает возможным рассмотрение административного дела в отсутствие сторон.
Изучив материалы административного иска, суд приходит к следующему.
Административным истцом ИФНС по <адрес> перед судом поставлены вопросы принудительного взыскания взносов индивидуального предпринимателя.
В силу ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Как следует из материалов административного дела, административный ответчик ФИО2 является адвокатом, что им самим не оспаривается. Следовательно, ответчик является плательщиком обязательных взносов в социальные фонды.
Добровольно взносы индивидуального предпринимателя за 2020 годы административным ответчиком уплачены не были.
Действующим законодательством предусмотрена процедура принудительного взыскания задолженности по налогам и сборам.
В силу ч. 1 ст. 70 НК РФ в трехмесячный срок с момента выявления недоимки налогоплательщику подлежало направлению налоговое требование.
ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом сформировано и направлено ответчику налоговое требование № по обязательным взносам за 2020 год. Указанные в налоговом требовании суммы соответствуют задолженности, указанной в административном иске.
К административному иску приложены реестры почтовых отправлений, подтверждающие направление налоговых требований ответчику.
Получение налогового требования от ДД.ММ.ГГГГ не оспаривается и самим административным ответчиком в возражениях на иск.
В установленный срок (ДД.ММ.ГГГГ) налоговая задолженность также погашена не была.
Согласно ч. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Суд не входит в обсуждение соблюдения или пропуска срока обращения за судебным приказом, поскольку, мировой судья, вынося судебный приказ, тем самым восстанавливает срок обращения за ним, на что неоднократно указывал Пятый кассационный суд общей юрисдикции при рассмотрении налоговых споров.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьёй с/у № <адрес> издан судебный приказ о взыскании задолженности по указанным в иске взносам.
ДД.ММ.ГГГГ указанный судебный приказ был мировым судьей отменен.
Согласно абз. 2 ч. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
С учетом отмены судебного приказа ДД.ММ.ГГГГ административный иск подлежал подаче в суд не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Рассматриваемый административный иск направлен в суд по почте ДД.ММ.ГГГГ, то есть с соблюдением вышеуказанного срока.
Изложенный в возражениях на иск довод административного ответчика о пропуске общего 3-летнего срока давности нельзя признать состоятельным. Указанный срок применяется с момента выставления налогового требования только в том случае, если налоговым органом не была инициирована процедура принудительного взыскания налога. В рассматриваемом случае такая процедура была инициирована, следовательно, применяются специальные сроки по каждому последующему этапу (6-месячный срок обращения за внесением судебного приказа, 6-месячный срок с момента отмены судебного приказа до обращения в суд). Указанные сроки налоговым органом не нарушены. Установленные КоАП РФ сроки к рассматриваемым правоотношениям не применимы, поскольку вопрос ответственности за административное правонарушение судом в данном случае не рассматривается.
Таким образом, налоговым органом соблюдена процедура принудительного взыскания страховых взносов.
Согласно ч. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В силу ч. 2 ст. 75 КАС РФ сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Таким образом, невыполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога влечет начисление ему пени за просрочку уплаты.
В то же время, судом при рассмотрении дела установлено, что административный ответчик ФИО5 является сотрудником ФСКН по РД в отставке и получателем пенсии за выслугу лет, что подтверждается приложенной к возражению к иску копией соответствующего удостоверения и административным истцом не оспаривалось.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 6 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются индивидуальные предприниматели, адвокаты (за исключением адвокатов, являющихся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" и не вступивших добровольно в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию или прекративших такие правоотношения в соответствии со статьей 29 настоящего Федерального закона), арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой.
На это же указывается и в письме ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ № БС-4-11/1183@ «О заявлении о прекращении обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование».
Таким образом, пенсионеры, проходившие воинскую службу в органах внутренних дел (и приравненных к ним), освобождены от уплаты страховых взносов индивидуального предпринимателя в ПФР, в указанной части административный иск удовлетворению не подлежит.
Действующее законодательство не содержит норм, освобождающих осуществляющих предпринимательскую деятельность пенсионеров органов внутренних дел от уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
При указанных обстоятельствах судом не установлены основания для освобождения административного ответчика от обязанности по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
В то же время, административным ответчиком указывается на то, что ДД.ММ.ГГГГ его статус адвоката был приостановлен, о чем представлена соответствующая справка.
реестр адвокатов является публичным и размещается на сайте Адвокатской палаты РД. Судом проверен статус административного ответчика, в реестре адвокатов также указано на то, что ДД.ММ.ГГГГ статус адвоката приостановлен и не возобновлён по настоящее время.
В соответствии с п. 2 ст. 85 НК РФ адвокатские палаты субъектов РФ обязаны не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту нахождения адвокатской палаты субъекта Российской Федерации сведения об адвокатах, внесенные в предшествующем месяце в реестр адвокатов субъекта Российской Федерации (в том числе сведения об избранной ими форме адвокатского образования) или исключенные из указанного реестра, а также о принятых за этот месяц решениях о приостановлении (возобновлении) статуса адвокатов.
Исходя из п. 6 ст. 84 НК РФ снятие с учета в налоговом органе производится только в случае прекращения статуса адвоката.
Таким образом, адвокат, приостановивший свою деятельность, является плательщиком страховых взносов.
Вместе с тем, на основании п. 7 ст. 430 НК РФ плательщики страховых взносов не исчисляют и не уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в частности за периоды, в которых приостановлен статус адвоката, и в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность.
Учитывая изложенное выше, суд приходит к выводу, что адвокаты, приостановившие свой статус, являются плательщиками страховых взносов, но освобождаются от их уплаты за период приостановления такого статуса.
Правильность такого толкования норм действующего налогового законодательства подтверждается письмом ФНС ДД.ММ.ГГГГ № ГД-3-11/7123@.
При этом размер страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения, подлежащих уплате административным ответчиком за 2020 год исчислен из расчета, что им адвокатская деятельность велась все 12 месяцев, то есть неверно. Данный размер подлежит перерасчету и взысканию только за первые три месяца 2020 года, что составляет 2.106,50 руб. Указанная задолженность административным ответчиком оплачена не была и подлежит принудительному взысканию в судебном порядке.
Снижение размера задолженности также влечет пропорциональное снижение пени с 371,62 руб. до 92,90 руб.
Пеня по налогу на имущество физических лиц в размере 17,31 руб. взысканию с административного ответчика не подлежит, поскольку административным истцом не представлены допустимые достоверные доказательства оснований ее формирования (неуплата задолженности по имущественному налогу за 2015 год, инициирование процедуры принудительного взыскания задолженности).
Поскольку суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска освобожденного от уплаты госпошлины налогового органа, неуплаченная госпошлина подлежит взысканию в бюджет муниципального образования с административного ответчика.
При цене иска 2.199,40 руб. госпошлина составляет 400 руб., указанная госпошлина подлежит взысканию с административного ответчика в муниципальный бюджет МО ГОсВД «<адрес>».
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-189 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск ИФНС по <адрес> к ФИО2 (№) удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО2 (№) задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в размере 2.106,50 руб. и пеню в размере 92,90 руб., всего: 2.199,40 руб. (две тысячи сто девяносто девять рублей, сорок копеек).
В удовлетворении остальной части административного иска – отказать.
Взыскать с ФИО2 (№) в бюджет МО ГОсВД «<адрес>» государственную пошлину в размере 400 руб. (четыреста рублей).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья Т.Э. Чоракаев