ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1326/2023 от 13.11.2023 Талицкого районного суда (Свердловская область)

Дело №2а-1326/2023

УИД: 66RS0057-01-2023-001508-37

Мотивированное решение составлено 13 ноября 2023 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Талицкий районный суд Свердловской области в составе:

судьи Баклановой Н.А.,

при секретаре Мукашевой О.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Талицкого района в защиту неопределенного круга лиц к Администрации Талицкого городского округа о признании бездействия незаконным, обязании разработать и утвердить муниципальную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда,

у с т а н о в и л

Заместитель прокурора Талицкого района в защиту неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации Талицкого городского округа о признании бездействия незаконным, обязании разработать и утвердить муниципальную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда.

Свои требования обосновав тем, что Прокуратурой Талицкого района проведена проверка исполнения требований законодательства о безопасности жилого фонда на территорий Талицкого городского округа. Проведенной проверкой установлено, что на территории Талицкого городского округа после 01.01.2017 признаны аварийными и не вошедшие в региональные программы переселения 91 многоквартирный дом, которые до настоящего времени не расселены и не снесены.

Согласно информации, представленной администрацией Талицкого городского округа муниципальная программа, с включенными в нее аварийными домами и план мероприятий по ее выполнению, отсутствуют, бюджетные денежные средства на выполнение мероприятий по приобретению жилых помещений, выкупу в соответствии со ст. 32 Жилищного кодекса РФ не предусмотрены.

В этой связи, ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Талицкого района Главе Талицкого городского округа внесено представление об устранении выявленных нарушений.

Согласно представленной Администрацией Талицкого городского округа информации от ДД.ММ.ГГГГз на территории городского округа после 01.01.2017 признаны аварийными и не вошедшие в региональные программы переселения 92 многоквартирных дома. Данные МКД подлежат включению в новую региональную адресную программу Свердловской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым в период с 01.01.2017 по 01.01.2022.

Граждане, проживающие в указанных многоквартирных домах, на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по категории «малоимущие граждане» не состоят, тем самым не подпадают под действие статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам. Состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях во вне очередном порядке, если у таких граждан, жилые помещения признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Однако из информации Администрации Талицкого городского округа от ДД.ММ.ГГГГз на требование прокуратуры района, следует, что на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях состоит 584 семей, в том числе 2 семьи, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Таким образом, вследствие бездействия органа местного самоуправления право граждан на жилище, гарантированное Конституцией РФ, не реализуется на протяжении длительного периода времени с 2017 года; не принятие муниципальной программы ставит под сомнение возможность исполнения органом местного самоуправления своих обязанностей, поскольку осуществление мероприятий по расселению граждан, проживающих в данных домах, отнесено к исключительной компетенции органов местного самоуправления.

Бездействие администрации Талицкого городского округа, выразившееся в непринятии муниципальной программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, влечет существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства, нарушает права граждан, круг которых определить заранее не представляется возможных, на благоприятные и безопасные условия проживания, что является основанием для обращения прокурора в суд в соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В связи с чем заместитель прокурора Талицкого района обратился в суд, ссылаясь в иске на ст.ст. 1,2,14,57,85,87 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст.40 Конституции Российской Федерации, ст. 16,18 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», просит :

Признать незаконным бездействие администрации Талицкого городского округа по разработке и утверждению муниципальной программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после ДД.ММ.ГГГГ и не вошедшего в региональную адресную программу «Переселение граждан на территории Свердловской области из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах».

Обязать администрацию Талицкого городского округа в течении двух месяцев после вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить муниципальную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 01.01.2017 и не вошедшего в региональную адресную программу «Переселение граждан на территории Свердловской области из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах».

Суд привлек к участию в деле Управление ЖКХ и строительства Администрации Талицкого городского округа в качестве заинтересованного лица.

В судебном заседании ст.помощник прокурора Сизикова О.А. поддержала административные исковые требования по основаниям, изложенным в иске.

Представитель административного ответчика Рыжкова О.А., действующая на основании доверенности, с иском не согласилась, суду представлен письменный отзыв (л.д.28-33,76-77).

Представитель заинтересованного лица Управления ЖКХ и строительства Администрации Талицкого городского округа Ямщикова Е.Н., действующая на основании доверенности, с иском не согласилась, суду представлены письменные возражения (л.д.78-82).

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Таким образом, решения и действия (бездействие) признаются незаконными при наличии двух условий: если они не соответствуют закону; если они нарушают права и охраняемые законом интересы административного истца.

В силу части 1 статьи 39 настоящего Кодекса прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантирована судебная защита его прав и свобод.

Согласно ч.1 ст.16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе, составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального, городского округа, утверждение и исполнение бюджета муниципального, городского округа, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального, городского округа (пункт 1); обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством (пункт 6).

Согласно ч.1 ст.14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции (п.8).

При этом правоотношения по переселению граждан из аварийного жилищного фонда регулируются Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", который устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан.

В п. 3 ст. 2 этого Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст. ст. 32, 86, ч. ч. 2 и 3 ст. 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.

В соответствии с ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения (ч. 6).

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч. 8).

В судебном заседании установлено, что на территории Талицкого городского округа за период с 01.01.2017 года по 01.06.2023 года признаны аварийными и подлежащими сносу 92 многоквартирных жилых дома, жильцы которых до настоящего времени не расселены, дома не снесены.

Эти многоквартирные жилые дома не включены в региональные адресные программы переселения граждан из аварийного жилья, муниципальная программа переселения граждан из аварийного жилья отсутствует, бюджетные денежные средства на выполнение мероприятий по приобретению жилых помещений, выкупу в соответствии со ст. 32 Жилищного кодекса РФ не предусмотрены.

Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются.

Доводы стороны административного ответчика о том, что граждане, проживающие в признанных аварийными и подлежащими сносу многоквартирных жилых домах, на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по категории «малоимущие» не состоят, в связи с чем обеспечению жилыми помещениями по ст.57 ЖК РФ во внеочередном порядке не подлежат, не свидетельствуют об отсутствии оснований для разработки и утверждения муниципальной программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда.

Доводы стороны административного ответчика о том, что на территории Талицкого городского округа действует подпрограмма «Повышение качества условий проживания населения Талицкого городского округа» муниципальной программы «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности в Талицком городском округе до 2027 года», в рамках которой реализуются мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, не подтверждены доказательствами.

Как следует из текста подпрограммы «Повышение качества условий проживания населения Талицкого городского округа» муниципальной программы «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности в Талицком городском округе до 2027 года», источником значений показателей является региональная адресная программа "Переселение граждан на территории Свердловской области из аварийного жилищного фонда в 2019 - 2025 годах", утвержденная Постановлением Правительства Свердловской области от 1 апреля 2019 г. N 208-ПП (л.д.83-96).

При этом, задачей данной Программы является переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации и подлежащими сносу или реконструкции.

Таким образом, подпрограмма «Повышение качества условий проживания населения Талицкого городского округа» муниципальной программы «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности в Талицком городском округе до 2027 года» предусматривает осуществление мероприятий в рамках региональной адресной программы "Переселение граждан на территории Свердловской области из аварийного жилищного фонда в 2019 - 2025 годах" по переселению граждан из аварийного жилья, признанного таковым до 01.01.2017 года.

Доводы стороны административного ответчика о том, что признанные после 01.01.2017 года аварийными и подлежащими сносу многоквартирные жилые дома подлежат включению в новую региональную адресную программу Свердловской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и муниципальная программа переселения граждан из аварийного жилищного фонда будет разработана и утверждена после утверждения региональной программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда, не являются основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Обстоятельства, объективно препятствующие административному ответчику осуществить мероприятия по разработке и утверждению указанной муниципальной программы, по административному делу не установлены.

Следовательно, на протяжении длительного времени администрация Талицкого городского округа в предусмотренном законом порядке не предприняла меры по разработке и утверждению муниципальной программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда.

Порядок формирования и реализации муниципальных программ Талицкого городского округа, утвержденный Постановлением Администрации Талицкого городского округа от 12 июля 2023 г. N 669, предусматривает, что муниципальная программа - документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития Талицкого городского округа (п.3); задачи, для решения которых принимается муниципальная программа, определяются с учетом приоритетов социально-экономического развития, определенных указами Президента Российской Федерации, основами государственной политики регионального развития Свердловской области, отраслевыми документами стратегического планирования Свердловской области, государственными программами Свердловской области, приоритетными направлениями, проектами и программами стратегического развития Свердловской области, Стратегией социально-экономического развития Талицкого городского округа и иными документами.

Учитывая, что улучшение жилищных условий граждан является одним из приоритетов социально-экономического развития, определенных указами Президента Российской Федерации, основами государственной политики регионального развития Свердловской области, суд приходит к выводу, что основания для принятия муниципальной программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 01.01.2017, имеются.

Таким образом, со стороны административного ответчика имеет место незаконное бездействие, нарушающее права и законные интересы неопределенного круга лиц – жителей Талицкого городского округа, проживающих в многоквартирных жилых домах, признанных аварийными и подлежащими сносу.

При таких обстоятельствах, требования заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Административное исковое заявление заместителя прокурора Талицкого района в защиту неопределенного круга лиц к Администрации Талицкого городского округа о признании незаконным бездействия удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Талицкого городского округа по разработке и утверждению муниципальной программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 01.01.2017 и не вошедшего в региональную адресную программу «Переселение граждан на территории Свердловской области из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах».

Обязать администрацию Талицкого городского округа в течении двух месяцев после вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить муниципальную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 01.01.2017 и не вошедшего в региональную адресную программу «Переселение граждан на территории Свердловской области из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Талицкий районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Бакланова Н.А.