ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1327/16 от 16.08.2016 Шалинского городского суда (Чеченская Республика)

Дело № 2а-1327/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Шали 16 августа 2016 года

Шалинский городской суд Чеченской Республики в составе:

председательствующего судьи Тахтарова М.Ш.,

при секретаре судебного заседания Саламовой А.В., с участием старшего помощника прокурора Курчалоевского района ЧР Дугаева М.О., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело, по административному исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора Курчалоевского района ЧР, в защиту законных интересов неопределенного круга лиц к администрации <адрес> сельского поселения Курчалоевского муниципального района, о признании бездействия незаконным,

У С Т А Н О В И Л:

И.о. прокурора Курчалоевского района ЧР обратился в Шалинский городской суд ЧР в защиту законных интересов неопределенного круга лиц, с исковым заявлением к администрации <адрес> сельского поселения Курчалоевского муниципального района, о признании бездействия незаконным. В обоснование своих доводов указывает.

Прокуратурой Курчалоевского района проведена проверка исполнения администрацией <адрес> сельского поселения Курчалоевского муниципального района (далее Администрация) градостроительного законодательства, в рамках которой выявлены нарушения, требующие принятия конкретных мер, направленных на их устранение и недопущение впредь.

Так, в соответствии с п. 6.1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по разработке и утверждению программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, требования, к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 27 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения – документа, устанавливающие перечни мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры местного значения поселения, которые предусмотрены также государственными и муниципальными программами, стратегией социально – экономического развития муниципального образования и планом мероприятий по реализации стратегии социально – экономического развития муниципального образования (при наличии данных стратегии и плана), планом и программой комплексного социально – экономического развития муниципального образования, инвестиционными программами субъектов естественных монополий в области транспорта.

В силу требований п. 28 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ программами комплексного развития социальной инфраструктуры поселения являются документы, устанавливающие перечни мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры местного значения поселения,

которые предусмотрены также государственными и муниципальными программами, стратегией социально – экономического развития муниципального образования и планом мероприятий по реализации стратегии социально – экономического развития муниципального образования (при наличии данных стратегии и плана),планом и программой комплексного социально – экономического развития муниципального образования.

Требованиям к программам комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений согласно п. 4.1 ч. 1 ст. 6 Градостроительного кодекса РФ регламентированы постановлениями Правительства Российской Федерации от 25.12.2015г. №1440 и от 01.10.2015г. №1050.

В соответствии с Федеральным законом №456 от 29.12.2014г. «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в п. 8 ч. 1 и п. 9 ч. 3 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ внесены изменения, вступившее в силу с 01.01.2015г., и к полномочиям органов местного самоуправления поселений отнесены в числе прочего разработка и утверждение программ комплексного развития транспортной и социальной инфраструктуры.

Согласно ч. 5.1 ст. 26 Градостроительного кодекса РФ программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселений разрабатываются органами местного самоуправления поселений и подлежат утверждению органами местного самоуправления таких поселений в шестимесячный срок с даты утверждения генеральных планов соответ-ствующих поселений.

Часть. 6 ст. 18 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что представительный орган местного самоуправления сельского поселения вправе принять решение об отсутствии необходимости подготовки его генерального плана и о подготовке правил землепользования и застройки при наличии следующих условия:

- не предполагается изменение существующего использования территории этого поселения и отсутствует утверждённая программа его комплексного социально – экономического развития;

- документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования субъекта РФ, документами территориального планирования муниципального района не предусмотрено размещение объектов регионального значения, объектов местного значения муниципального района на территории этого поселения.

В случае принятия представительным органом местного самоуправления сельского поселения предусмотренного ч. 6 ст. 18 настоящего кодекса решения об отсутствии необходимости подготовки его генерального плана программа комплексного развития такого сельского поселения разработке и утверждению не подлежит.

В силу требований ст. 6 Федерального закона от 24.07.2007г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее Федеральный закон №209-ФЗ) государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в РФ является частью государственной социально – экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и

направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных настоящим Федеральным законом.

В силу требований ст. 11 Федерального закона №209-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе:

1) формирование и осуществление муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учётом национальных и местных социально – экономических, экологических, культурных и других особенностей;

2) анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований;

3) формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований и обеспечение её деятельности;

4) содействие деятельности некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства и структурных подразделений указанных организаций;

5) образование координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления.

Проведённой проверкой установлено, что 26.12.2012г. Администрацией утверждён генеральный план <адрес> сельского поселения.

Между тем, вопреки вышеназванным требованиям законодательства администрацией программы комплексного развития транспортной и социальной инфраструктуры <адрес> сельского поселения не разработаны и не утверждены до настоящего времени.

Непринятие мер по разработке названных программ препятствует формированию перечня мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной и транспортной инфраструктуры сельского поселения, а также нарушает законные права граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей.

Необходимо отметить, что названные нарушения ранее выявлялись прокуратурой района и послужили основанием для внесения 10 марта 2016г. в адрес главы Администрации представления об устранении нарушений закона, а также причин и условий, им способствующих.

Вместе с тем, как видно из результатов проверки, вышеназванные нарушения до настоящего времени не устранены.

Таким образом, решение данного вопроса не иначе, как в судебном порядке, не представляется возможным.

На основании изложенного, административный истец просит суд:

- признать бездействие администрации <адрес> сельского поселения Курчалоевского муниципального района, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению программ комплексного развития транспортной и социальной инфраструктуры <адрес> сельского поселения, незаконным;

- обязать администрацию <адрес> сельского поселения Курчалоевского муниципального района разработать и утвердить программы комплексного развития транспортной и социальной инфраструктуры <адрес> сельского поселения.

В судебном заседании старший помощник прокурора Дугаев М.О. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика – администрация <адрес> сельского поселения в судебное заседание не явился. В деле имеется ходатайство, за подписью главы администрации <адрес> сельского поселения Бешиева Л-А.С., в котором он указывает, что с требованиями и.о. прокурора Курчалоевского района согласны в полном объеме. Просит рассмотреть дело в отсутствие их представителя.

Суд, выслушав старшего помощника прокурора, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с п. 6.1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по разработке и утверждению программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, требования, к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 27 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения – документа, устанавливающие перечни мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры местного значения поселения, которые предусмотрены также государственными и муниципальными программами, стратегией социально – экономического развития муниципального образования и планом мероприятий по реализации стратегии социально – экономического развития муниципального образования (при наличии данных стратегии и плана), планом и программой комплексного социально – экономического развития муниципального образования, инвестиционными программами субъектов естественных монополий в области транспорта.

В силу требований п. 28 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ программами комплексного развития социальной инфраструктуры поселения являются документы, устанавливающие перечни мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры местного значения поселения, которые предусмотрены также государственными и муниципальными программами, стратегией социально – экономического развития муниципального образования и планом мероприятий по реализации стратегии социально – экономического развития муниципального образования (при наличии данных стратегии и плана),планом и программой комплексного социально – экономического развития муниципального образования.

Требованиям к программам комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений согласно п. 4.1 ч. 1 ст. 6 Градостроительного кодекса РФ регламентированы постановлениями Правительства Российской Федерации от 25.12.2015г. №1440 и от 01.10.2015г. №1050.

В соответствии с Федеральным законом №456 от 29.12.2014г. «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в п. 8 ч. 1 и п. 9 ч. 3 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ внесены изменения, вступившее в силу с 01.01.2015г., и к полномочиям органов местного самоуправления поселений отнесены в числе прочего разработка и утверждение программ комплексного развития транспортной и социальной инфраструктуры.

Согласно ч. 5.1 ст. 26 Градостроительного кодекса РФ программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселений разрабатываются органами местного самоуправления поселений и подлежат утверждению органами местного самоуправления таких поселений в шестимесячный срок с даты утверждения генеральных планов соответствующих поселений.

Часть. 6 ст. 18 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что представительный орган местного самоуправления сельского поселения вправе принять решение об отсутствии необходимости подготовки его генерального плана и о подготовке правил землепользования и застройки при наличии следующих условия:

- не предполагается изменение существующего использования территории этого поселения и отсутствует утверждённая программа его комплексного социально – экономического развития;

- документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования субъекта РФ, документами территориального планирования муниципального района не предусмотрено размещение объектов регионального значения, объектов местного значения муниципального района на территории этого поселения.

В случае принятия представительным органом местного самоуправления сельского поселения предусмотренного ч. 6 ст. 18 настоящего кодекса решения об отсутствии необходимости подготовки его генерального плана программа комплексного развития такого сельского поселения разработке и утверждению не подлежит.

В силу требований ст. 6 Федерального закона от 24.07.2007г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее Федеральный закон №209-ФЗ) государственная политика в области развития малого и среднего предпри-нимательства в РФ является частью государственной социально – экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных настоящим Федеральным законом.

В силу требований ст. 11 Федерального закона №209-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе:

1) формирование и осуществление муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учётом национальных и местных социально – экономических, экологических, культурных и других особенностей;

2) анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований;

3) формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований и обеспечение её деятельности;

4) содействие деятельности некоммерческих организаций, выражающих интересы

субъектов малого и среднего предпринимательства и структурных подразделений указанных организаций;

5) образование координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления.

Непринятие мер по разработке названных программ препятствует формированию перечня мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной и транспортной инфраструктуры сельского поселения, а также нарушает законные права граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей.

В соответствии с требованиями ч 9 ст. 227 КАС РФ, в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

Судом установлено, что проведенная прокуратурой проверка показала, что 26 декабря 2012г. администрацией утверждён генеральный план <адрес> сельского поселения.

Однако, вопреки вышеназванным требованиям законодательства администрацией до настоящее времени не разработаны и не утверждены программы комплексного развития транспортной и социальной инфраструктуры <адрес> сельского поселения.

Необходимо отметить, что названные нарушения ранее выявлялись прокуратурой района и послужили основанием для внесения 10 марта 2016г. представления в адрес главы администрации <адрес> сельского поселения Курчалоевского муниципального района представления об устранении нарушений закона, а также причин и условий, им способствующих.

Таким образом, исходя из установленных судом обстоятельств, учитывая, что вышеназванные нарушения до настоящего времени не устранены, суд приходит к выводу, что исковые требования и.о. прокурора Курчалоевского района ЧР, являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш ИЛ :

Административное исковое заявление исполняющего обязанности прокурора Курчалоевского района Чеченской Республики - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации <адрес> сельского поселения Курчалоевского муниципального района, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению программ комплексного развития транспортной и социальной инфраструктуры <адрес> сельского поселения;

Обязать администрацию <адрес> сельского поселения Курчалоевского

муниципального района разработать и утвердить программы комплексного развития транспортной и социальной инфраструктуры <адрес> сельского поселения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чеченской Республики через Шалинский городской суд ЧР в течение месяца со дня его вынесения.

Председательствующий (подпись) М.Ш. Тахтаров

Копия верна:

Подлинник решения храниться в гражданском деле №2а-1327/2016г.

Судья М.Ш. Тахтаров