ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1327/2021 от 13.07.2021 Лесосибирского городского суда (Красноярский край)

Дело №2а-1327/2021

УИД 24RS0033-01-2021-001788-32

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 июля 2021 года город Лесосибирск

Лесосибирский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего Большаковой А.В.,

при секретаре судебного заседания Копотевой Д.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации г. Лесосибирска к УФССП по Красноярскому краю ОСП по г. Лесосибирску, УФССП по Красноярскому краю об освобождении от исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Администрация города Лесосибирска обратилась с административным исковым заявлением к УФССП по Красноярскому краю ОСП по г. Лесосибирску, УФССП по Красноярскому краю об освобождении от исполнительского сбора, требования мотивированы следующим.

Решением Лесосибирского городского суда от 16 декабря 2019 года, на администрацию г. Лесосибирска возложена обязанность провести лесоустройство на территории Муниципального образования г. Лесосибирска в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу. Во исполнение решения суда с октября 2020 администрацией города Лесосибирска были запрошены коммерческие предложения по выполнению комплекса работ по определению границ городских лесов и выполнению кадастровых работ по формированию и постановке на кадастровый учет земельных участков под ними, с целью формирования бюджета на 2021 год. 17 декабря 2020 года решением Лесосибирского городского Совета депутатов утвержден бюджет города Лесосибирска на 2021 год и плановый период 2022-2023 года. В рамках утвержденного бюджета на 2021 год были выделены средства в размере 2 111 600 рублей на проведение кадастровых работ в отношении земельный участков, занятых городскими лесами, находящимся на территории муниципального образования город Лесосибирск.

В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», для выполнения данных работ были актуализированы коммерческие предложения по результатам которых 04 марта 2021 года было опубликовано извещение о проведении закупки «Проведение кадастровых работ в отношении земельных участков, занятых городскими лесами, находящимся на территории муниципального образования город Лесосибирск Красноярский край». 17 марта 2021 года вышеуказанный электронный аукцион состоялся. 22 марта 2021 года был подписан и размещен протокол проведения итогов электронного аукциона. Участник ООО «Бюро кадастровых инженеров» был признан победителем аукциона, предложив наиболее низкую цену контракта, а именно 306 395 рублей 77 копеек и заявка была признана соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе. 05 апреля 2021 года протоколом о признании участника уклонившимся от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона, ООО «Бюро кадастровых инженеров» признан уклонившимся от заключения контракта, так как не исполнил требования ст. 83.2 Закона о контрактной системе. 07 апреля 2021 года направлен проект контракта участнику процедуры, заявке которого присвоен второй номер ООО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>» контракт не подписал.

21 апреля 2021 года повторно размещено извещение о проведении закупки «Проведение кадастровых работ в отношении земельных участков, занятых городскими лесами, находящимся на территории муниципального образования город Лесосибирск Красноярский край». 12 мая 2021 года состоялся аукцион, регламентированный срок подведения итогов 17 мая 2021 года.

06 мая 2021 года в адрес администрации г. Лесосибирска поступило постановление о взыскании исполнительного сбора. Не согласившись с размером исполнительского сбора, полагая, что имеют место обстоятельства, являющиеся основанием для освобождения от взыскания исполнительского сбора, администрация г. Лесосибирска обратилась с настоящим административным исковым заявлением и просит суд освободить администрацию г. Лесосибирска от взыскания указанного исполнительского сбора.

Представитель административного истца администрации г. Лесосибирска ФИО1, действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие, на заявленных требованиях настаивает (л.д. 38).

Административный ответчик УФССП по Красноярскому краю ОСП по г. Лесосибирску, УФССП по Красноярскому краю, заинтересованное лицо судебный пристав-исполнитель ОСП по г. Лесосибирску УФССП по Красноярскому краю ФИО2, надлежащим образом извещены о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, уважительных причин неявки не сообщили (л.д. 32-34, 36-37).

Заинтересованное лицо судебный пристав-исполнитель ОСП по г. Лесосибирску УФССП по Красноярскому краю ФИО3 в судебное заседание не явился, представил отзыв на исковое заявление, согласно которому административным истцом не представлено доказательств, подтверждающих тяжелое материальное положение. Просит отказать в удовлетворении заявления, рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 27-28).

С учетом обстоятельств дела, характера действующих ограничений, отсутствия ходатайств участников производства по делу от отложении судебного заседания в силу каких-либо объективных причин, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежаще извещенных о дате, времени и месте судебного заседания, в соответствии со статьёй 150 КАС РФ.

Исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 6 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Согласно части 11 статьи 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 статьи 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве").

Положениями части 1 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве").

В соответствии с частью 3 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве", исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии со статьей 105 вышеуказанного Закона в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

По смыслу приведенных норм и разъяснений, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием или незначительной степенью его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Следовательно, при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора подлежат выяснению вопросы об имущественном положении должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства.

В судебном заседании установлено, что вступившим в законную силу решением Лесосибирского городского суда от 16 декабря 2019 года административное исковое заявление прокурора г. Лесосибирска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Лесосибирска о возложении обязанности по проведению лесоустройства, удовлетворены. Признано бездействие Администрации г. Лесосибирска, выразившееся в непринятии мер по проведению лесоустройства на территории Муниципального образования город Лесосибирск, незаконным. Возложена на Администрацию г. Лесосибирска обязанность провести лесоустройство на территории Муниципального образования город Лесосибирск в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу. (л.д. 39-41).

Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Лесосибирску ГУФССП России по Красноярскому краю ФИО2 от 19 апреля 2021 года на основании исполнительного листа Лесосибирского городского суда ФС от 24 января 2020 года по делу № 2а-2354/2019 возбуждено исполнительное производство -ИП, должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения копии настоящего постановления. Копия данного постановления администрацией г. Лесосибирска получена 27 апреля 2021 года (л.д. 3).

06 мая 2021 года судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Лесосибирску ГУФССП России по Красноярскому краю ФИО3 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в отношении администрации г. Лесосибирска в размере 50 000 рублей, ввиду неисполнения требований исполнительного документа в установленный срок (л.д.4).

В октябре 2020 администрацией города Лесосибирска были запрошены коммерческие предложения по выполнению комплекса работ по определению границ городских лесов и выполнению кадастровых работ по формированию и постановке на кадастровый учет земельных участков под ними, с целью формирования бюджета на 2021 год. (л.д. 5).

Согласно ответа директора филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Востсиблеспроект», стоимость выполнения работ составляет 2 111 570 руб. (л.д. 6, 7-8, 9-10,11-12).

17 декабря 2020 года решением Лесосибирского городского Совета депутатов утвержден бюджет города Лесосибирска на 2021 год и плановый период 2022-2023 года. В рамках утвержденного бюджета на 2021 год были выделены средства в размере 2 111 600 рублей на проведение кадастровых работ в отношении земельный участков, занятых городскими лесами, находящимся на территории муниципального образования город Лесосибирск. (л.д. 13).

В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», для выполнения данных работ были актуализированы коммерческие предложения по результатам которых 04 марта 2021 года было опубликовано извещение о проведении закупки «Проведение кадастровых работ в отношении земельных участков, занятых городскими лесами, находящимся на территории муниципального образования город Лесосибирск Красноярский край». (л.д. 16).

17 марта 2021 года вышеуказанный электронный аукцион состоялся. 22 марта 2021 года был подписан и размещен протокол проведения итогов электронного аукциона. Участник ООО «Бюро кадастровых инженеров» был признан победителем аукциона, предложив наиболее низкую цену контракта, а именно 306 395 рублей 77 копеек и заявка была признана соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе. (л.д. 17).

05 апреля 2021 года протоколом о признании участника уклонившимся от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона, ООО «<данные изъяты>» признан уклонившимся от заключения контракта, так как не исполнил требования ст. 83.2 Закона о контрактной системе. (л.д. 18).

07 апреля 2021 года направлен проект контракта участнику процедуры, заявке которого присвоен второй номер ООО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>» контракт не подписал (л.д. 19).

21 апреля 2021 года повторно размещено извещение о проведении закупки «Проведение кадастровых работ в отношении земельных участков, занятых городскими лесами, находящимся на территории муниципального образования город Лесосибирск Красноярский край». 12 мая 2021 года состоялся аукцион, регламентированный срок подведения итогов 17 мая 2021 года (л.д. 20).

Из представленных материалов следует, что должником принимались все возможные меры для надлежащего исполнения решения Лесосибирского городского суда от 16 декабря 2019 года.

Администрация г. Лесосибирска по вступлении решения суда в законную силу обращалась в организации с коммерческими предложениями по выполнению комплекса работ по определению границ городских лесов и выполнению кадастровых работ по формированию и постановке на кадастровый учет земельных участков под ними, с целью формирования бюджета на 2021 год; с учетом средств для исполнения решения суда, утвержден бюджет города Лесосибирска на 2021 год; в рамках утвержденного бюджета выделены денежные средства; в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», для выполнения данных работ были актуализированы коммерческие предложения по результатам которых проведено два электронных аукциона, один из которых не состоялся, по независящим от администрации г. Лесосибирска причинам.

Выполнение работ по проведению лесоустройства осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Так, согласно части 2 статьи 63 указанного Закона, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона, не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

В целом процедура определения исполнителя для заключения муниципального контракта занимает определенные временные затраты.

Кроме того, согласно положениям п. 2 ст. 83 Бюджетного кодекса РФ выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.

С учетом того, что решение суда от 16 декабря 2019 года, вступило в законную силу только в январе 2020 года, то есть после принятия бюджета г. Лесосибирска, выделение бюджетных ассигнований на исполнение решения суда было возможно только после внесения соответствующих изменений в бюджет г. Лесосибирска на 2021 год, что фактически невозможно было сделать в 5-дневный срок, предоставленный для его добровольного исполнения.

При таких обстоятельствах, с учетом того, что администрация г. Лесосибирска фактически не уклонялась от исполнения решения суда, в пределах срока, предоставленного для добровольного исполнения требований исполнительного документа, фактически не имела возможности исполнить такое решение в установленные сроки без нарушений требований БК РФ, а также в связи с тем, что по первому проведенному аукциону, участник признан уклонившимся от заключения контракты, администрацией г. Лесосибирска повторно размещено извещение о проведении закупки в апреле 2021 года, аукцион состоялся 12 мая 2021 года, регламентированный срок подведения итогов 17 мая 2021 года, можно сделать вывод об отсутствии виновного противоправного бездействия со стороны должника в неисполнении решения суда в установленный срок, в связи с чем, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований истца в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180, 227-228, 360 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административные исковые требования администрации г. Лесосибирска к УФССП по Красноярскому краю ОСП по г. Лесосибирску, УФССП по Красноярскому краю об освобождении от исполнительского сбора, удовлетворить.

Освободить администрацию г. Лесосибирска от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по постановлению судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Лесосибирску ГУФССП России по Красноярскому краю ФИО4 от 06 мая 2021 года о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству -ИП, возбужденного на основании решения Лесосибирского городского суда № 2а-2354/2019 по иску прокурора г. Лесосибирска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Лесосибирска о возложении обязанности по проведению лесоустройства, в соответствии с пунктом 7 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Красноярский краевой суд, путем подачи жалобы через Лесосибирский городской суд.

Судья А.В. Большакова

Мотивированное решение составлено 19 июля 2021 года.

Судья А.В. Большакова