ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1328/2023 от 27.11.2023 Ленинскогого районного суда г. Тамбова (Тамбовская область)

Именем Российской Федерации

г.Тамбов 27 ноября 2023 года

Ленинский районный суд г. Тамбова в составе

судьи Воронцовой Е.С.,

при секретаре судебного заседания Шинкиной О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1328/2023 по административному иску и.о. заместителя прокурора Ленинского района г.Тамбова в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Тамбова Тамбовской области о признании незаконным бездействия по признанию многоквартирного дома аварийным,

УСТАНОВИЛ:

Многоквартирный дом № 7, расположенный по адресу: г.Тамбов, пл. Кронштадтская, построен в 1893 году.

На основании заключения межведомственной комиссии от 26.08.2020 № 20 постановлением администрации г.Тамбова Тамбовской области от 08.09.2020 № 3914 многоквартирный дом № 7, расположенный по адресу: г.Тамбов, пл. Кронштадтская, признан аварийным и подлежащим сносу (п. 1).

Пунктами 2 и 3 этого постановления определено жилищному комитету администрации г.Тамбова Тамбовской области организовать работу по отселению граждан в части жилых помещений муниципального жилищного фонда до 31.12.2021.

Собственникам помещений многоквартирного дома произвести снос дома до 31.12.2023 за счет собственных средств.

В связи с обращениями жителей дома органами прокуратуры неоднократно проводились проверки соблюдения жилищного законодательства.

30.12.2021 заместителем прокурора Ленинского района г.Тамбова внесено представление на имя врио главы города Тамбова Тамбовской области, в котором указано, что граждане из жилых помещений муниципального жилищного фонда не отселены, а в отношении собственников квартир не реализованы положения ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В акте прокурорского реагирования изложены требования, в том числе по устранению выявленных нарушений.

В ответ на данное представление главой администрации г.Тамбова Тамбовской области в письме от 19.04.2022 сообщено в прокуратуру Ленинского района г.Тамбова, что муниципальное образование городской округ – город Тамбов, учитывая высокую степень дотационности бюджета, самостоятельно решить проблему переселения граждан из аварийного жилищного фонда не может. Переселение может быть осуществлено только программным методом. Свободные жилые помещения, отвечающие санитарным и техническим нормам, отсутствуют.

В целях обеспечения безопасного проживания всем жителям дома № 7, расположенного по адресу: г.Тамбов, пл. Кронштадтская, включая собственников, направлены приглашения для предоставления жилых помещений маневренного фонда.

Реализация положений ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации будет осуществлена после истечения указанного в постановлении № 3914 срока сноса дома.

Прокурорская проверка 2022 года вновь установила, что работа по отселению граждан из муниципальных жилых помещений спорного дома и собственников квартир этого дома не проводилась. Допущена эксплуатация аварийного дома, что может повлечь вред жизни и здоровью проживающих в них граждан.

По результатам проверки прокурором Ленинского района г.Тамбова на имя главы администрации г.Тамбова Тамбовской области внесено представление от 08.12.2022.

В письме от 03.02.2023 на акт прокурорского реагирования сообщено, что в целях устранения выявленных нарушений всем нанимателям муниципальных квартир дома № 7, расположенного по адресу: г.Тамбов, пл. Кронштадтская, предложены помещения по договору социального найма.

В целях обеспечения безопасного проживания собственникам помещений спорного дома предложено отселение в жилые помещения из числа маневренного фонда, но они от данного предложения отказались.

И.о. заместителя прокурора района обратился с административным иском в суд, в котором указал, что установленный в постановлении администрации г.Тамбова Тамбовской области от 08.09.2020 № 3914 срок сноса дома является чрезмерно длительным, допускает возможность дальнейшего проживания собственников и членов их семей в условиях, угрожающих их жизни и здоровью. В спорном здании выявлены нарушения норм и требований пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологических требований.

Несмотря на данные нарушения, высокую степень износа дома, его аварийное состояние администрация г.Тамбова Тамбовской области не принимает мер к расселению жильцов дома, что ставит под угрозу их жизнь и здоровье.

При этом о состоянии дома администрации г.Тамбова Тамбовской области известно еще с 2007 года, поскольку данный дом был включен в муниципальную адресную программу сноса и реконструкции многоквартирных домов в городском округе – город Тамбов на 2007 – 2020 годы, утвержденную решением Тамбовской городской Думы Тамбовской области от 30.05.2007 № 389.

Неоднократно жители дома обращались в администрацию г.Тамбова Тамбовской области по вопросу признания дома аварийным в целях дальнейшей реализации их жилищных прав. Однако, таких мер административным ответчиком не предпринято, тогда как ряд жилых помещений принадлежит муниципалитету на праве собственности.

С учетом уточнений и.о. заместителя прокурора района просит суд признать:

- незаконным бездействие администрации г.Тамбова Тамбовской области, выразившееся в непринятии мер по организации проведения обследований специализированной организацией технического состояния конструкций многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.Тамбов, пл. Кронштадтская, 7, в целях рассмотрения вопроса о признании дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

- право собственников жилых помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.Тамбов, пл. Кронштадтская, 7, на переселение на основании постановления администрации г.Тамбова Тамбовской области от 08.09.2020 № 3914 в первоочередном порядке в рамках областной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2024 – 2025 годы, формирование которой осуществляется министерством градостроительства и архитектуры Тамбовской области.

В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г.Тамбова Лакомкин Н.А. требования административного иска поддержал по изложенным в нем основаниям.

Представитель администрации г.Тамбова Тамбовской области, управления жилищной политики администрации г.Тамбова Тамбовской области по доверенности Бурлина С.Ю. с требованиями административного иска не согласилась, считала, что незаконного бездействия со стороны административного ответчика не допущено. В целях реализации жилищных прав жителей спорного дома, который имел и имеет значительный физический износ, администрацией г.Тамбова Тамбовской области предприняты меры по включению дома в муниципальную адресную программу сноса и реконструкции многоквартирных домов в городском округе – город Тамбов на 2007 – 2020 годы, утвержденную решением Тамбовской городской Думы Тамбовской области от 30.05.2007 № 389.

На основании данной программы администрацией г.Тамбова Тамбовской области принято постановление от 23.07.2014 № 6055 о развитии части застроенной территории в границах улиц Ленинградской, Советской, Кронштадтской, Кронштадтской площади.

В целях исполнения данного постановления 23.01.2015 между администрацией города Тамбова Тамбовской области и ООО «Элитстрой Групп» заключен договор о развитии части застроенной территории в яйцах улиц Ленинградская, Советская, Кронштадтская, Кронштадтская площадь сроком до 31.12.2017.

По условиям указанного договора ООО «Элитстрой Групп» обязано было в срок до 30.06.2016 создать либо приобрести за свой счет и далее передать в муниципальную собственность благоустроенные жилые помещения в границах городского округа - город Тамбов для предоставления гражданам, выселяемым из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, а также приобрести права на жилые помещения, принадлежащие гражданам на праве собственности, расположенные, в том числе в многоквартирном доме № 7 по Кронштадтской пощади.

Однако застройщиком не выполнены условия договора о развитии части застроенной территории. Данный договор прекратил свое действие в связи с окончанием его срока 31.12.2017.

Более того, согласно сведениям ЕГРЮЛ ООО «Элитстрой Групп» прекратило свою деятельность в связи с ликвидацией 28.12.2018.

В этой связи, в рамках указанного договора о развитии многоквартирный дом № 7 по Кронштадтской площади не был расселен.

Постановлением администрации г.Тамбова Тамбовской области от 08.09.2020 № 3914 спорный многоквартирный признан аварийным и подлежащим сносу.

Действующие ранее областные адресные программы по переселению граждан распространялись в отношении аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01.01.2017.

Поскольку спорный дом признан аварийным только в 2020 году, он в эти программы не входил.

В настоящее время планируется включение дома в новую программу переселения граждан из аварийных домов, признанных таковыми с 01.01.2017.

Собственники помещений спорного дома ФИО7, ФИО6, ФИО8 в судебном заседании просили удовлетворить требования прокурора, указав, что дом на протяжении нескольких десятилетий находится в аварийном состоянии, но несмотря на это, а также многочисленные обращения жителей в органы власти действенных мер администрацией г.Тамбова Тамбовской области по переселению граждан из дома не принято.

Представители комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Тамбова Тамбовской области, МКУ «Дирекция жилищных услуг», министерства градостроительства и архитектуры Тамбовской области, департамента по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области, комитета градостроительства и землепользования администрации г.Тамбова Тамбовской области, управления архитектуры администрации г.Тамбова Тамбовской области, собственники помещений спорного дома в судебное заседание не явились, извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии сч.ч. 1и2 ст. 40Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

Согласноч. 1 ст. 1Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

На основаниип.п. 1, 8, 9 ч. 1 ст. 14Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Частью 4 ст. 15Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принятоПостановлениеот 28.01.2006 № 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее – Положение).

Согласно п. 49 Положения к компетенции органа местного самоуправления отнесено принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В силуч. 10 ст. 32Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 названной статьи.

В силу приведенных норм права на органы местного самоуправления муниципального образования возложены обязанности по своевременному принятию мер по признанию дома аварийным, его расселению в целях исключения угрозы жизни и здоровья граждан.

Из материалов дела следует, что многоквартирный дом № 7, расположенный по адресу: г.Тамбов, пл. Кронштадтская, построен в 1893 году.

Квартиры в данном доме являются собственностью граждан и муниципальной собственностью.

Физический износ здания по техническому паспорту, составленному МУП «Тамбов-недвижимость» по состоянию на 21.03.2003, составил 73%.

На основании утвержденной решением Тамбовской городской Думы от 30.05.2007 № 389 муниципальной адресной программы сноса и реконструкции многоквартирных домов в городском округе – город Тамбов на 2007 – 2020 годы постановлением администрации г.Тамбова Тамбовской области от 23.07.2014 № 6055 многоквартирный дом № 7, расположенный по адресу: г.Тамбов, пл. Кронштадтская, признан подлежащим сносу.

В целях исполнения данного постановления 23.01.2015 между администрацией города Тамбова Тамбовской области и ООО «Элитстрой Групп» заключен договор о развитии части застроенной территории в границах улиц Ленинградская, Советская, Кронштадтская, Кронштадтская площадь сроком до 31.12.2017.

По условиям указанного договора ООО «Элитстрой Групп» обязано было в срок до 30.06.2016 создать либо приобрести за свой счет и далее передать в муниципальную собственность благоустроенные жилые помещения в границах городского округа - город Тамбов для предоставления гражданам, выселяемым из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, а также приобрести права на жилые помещения, принадлежащие гражданам на праве собственности, расположенные, в том числе в многоквартирном доме № 7 по Кронштадтской пощади.

Застройщиком не выполнены условия договора о развитии части застроенной территории. Данный договор прекратил свое действие в связи с окончанием его срока 31.12.2017.

Согласно сведениям ЕГРЮЛ ООО «Элитстрой Групп» прекратило свою деятельность в связи с ликвидацией 28.12.2018.

Таким образом, в рамках указанного договора о развитии части застроенной территории многоквартирный дом № 7 по Кронштадтской площади не был расселен.

Между тем, согласно имеющееся в материалах дела переписки жильцы дома с 2012 года неоднократно обращались в администрацию г.Тамбова Тамбовской области по вопросу аварийности дома, просили провести соответствующее обследование дома на предмет его технического состояния.

Однако, каких-либо мер органом местного самоуправления не предпринято. Доказательств обратного суду не представлено.

Только в 2020 году на основании заключенного между МКУ «Долговой центр» и ООО «Независимая экспертиза» контракта, последним проведена оценка технического состояния дома.

Согласно заключению № 102-04/20-4СТЭ эксплуатация здания опасна, существует вероятность обрушения отдельных конструкций – отдельные разрушающиеся конструкции здания не могут обеспечивать их пространственную жесткость, что может привести к потере их устойчивости. С учетом значительного физического износа и технического состояния строительных конструкций дом следует признать аварийным и подлежащим сносу.

В связи с указанными экспертными выводами 26.08.2020 межведомственная комиссия пришла к заключению о выявлении оснований для признания жилого дома № 7 по адресу: г.Тамбов, пл. Кронштадтская аварийным и подлежащим сносу.

На основании данного заключения межведомственной комиссии постановлением администрации г.Тамбова Тамбовской области от 08.09.2020 № 3914 многоквартирный дом № 7, расположенный по адресу: г.Тамбов, пл. Кронштадтская, признан аварийным и подлежащим сносу.

Длительное бездействие администрации г.Тамбова Тамбовской области в вопросе признания спорного дома аварийным привело к тому, что этот дом не вошел в утвержденную постановлением администрации Тамбовской области от 09.04.2019 № 414 областную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Тамбовской области, на 2019-2025 годы, поскольку в программу включены дома, признанные аварийными до 01.01.2017.

Данная программа завершена 01.06.2023.

Принимая во внимание осведомленность администрации г.Тамбова Тамбовской области о степени износа дома, многочисленные обращения граждан суд считает подлежащими удовлетворению требований прокурора о признании незаконным бездействия администрации г.Тамбова Тамбовской области по непринятию мер по организации проведения обследований специализированной организацией технического состояния конструкций многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.Тамбов, пл. Кронштадтская, 7, в целях рассмотрения вопроса о признании дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Данное бездействие нарушило права жильцов спорного дома на расселение в рамках указанной программы. При этом не имеет правового значения, что дом был включен в утвержденную решением Тамбовской городской Думы от 30.05.2007 № 389 муниципальную адресную программу сноса и реконструкции многоквартирных домов в городском округе – город Тамбов на 2007 – 2020 годы, поскольку реализация муниципальной программы и адресной областной программы не зависят друг от друга.

Согласно представленным в ходе судебного разбирательства сведениям министерства градостроительства и архитектуры Тамбовской области в настоящее время формируется адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2024 – 2025 годы.

Данная программа формируется согласно положений ст. ст. 20.14, 20.15 главы 6.5 Федерального закона от 21.06.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

В силу п. 2 ч. 4 ст. 20.15 Федерального закона № 185-ФЗ региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать перечень многоквартирныхдомов, признанных в установленном порядкепосле01.01.2017 аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, а также соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 16 настоящего Федерального закона, за исключением требований п. 1 ч. 2 и ч. 2.1 ст. 16настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 16 Федерального закона № 185-ФЗ региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда формируется таким образом, чтобы обеспечить переселение в первоочередном порядке граждан из многоквартирных жилых домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда.

Наличие угрозы дальнейшего проживания в спорном доме административный ответчик не оспаривал, также как и право жильцов спорного дома на переселение в первоочередном порядке.

Поскольку в ходе судебного разбирательства установлено незаконное бездействие администрации г.Тамбова Тамбовской области в своевременном решении вопроса аварийности спорного дома, принимая во степень физического износа дома (по информации ООО «МКД – сервис» износ дома достиг 100 %), экспертные выводы ООО «Независимая экспертиза» и установленные прокурорской проверкой нарушения норм и требований пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологических требований, суд находит средством восстановления нарушенных прав удовлетворение требований административного иска в части признания права собственников жилых помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.Тамбов, пл. Кронштадтская, 7, на переселение на основании постановления администрации г.Тамбова Тамбовской области от 08.09.2020 № 3914 в первоочередном порядке в рамках областной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2024 – 2025 годы, формирование которой осуществляется министерством градостроительства и архитектуры Тамбовской области.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление и.о. заместителя прокурора Ленинского района г.Тамбова удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации г.Тамбова Тамбовской области, выразившееся в непринятии мер по организации проведения обследований специализированной организацией технического состояния конструкций многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.Тамбов, пл. Кронштадтская, 7, в целях рассмотрения вопроса о признании дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Признать право собственников жилых помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.Тамбов, пл. Кронштадтская, 7, на переселение на основании постановления администрации г.Тамбова Тамбовской области от 08.09.2020 № 3914 в первоочередном порядке в рамках областной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2024 – 2025 годы, формирование которой осуществляется министерством градостроительства и архитектуры Тамбовской области.

Обязать администрацию г.Тамбова Тамбовской области сообщить об исполнении настоящего решения в Ленинский районный суд г.Тамбова и прокуратуру Ленинского района г.Тамбова в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.С. Воронцова

Решение в окончательной форме принято 06.12.2023

Судья Е.С. Воронцова