ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-132/19 от 17.03.2020 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Дело №2а-6/2020

(№2а-132/2019)

91RS0013-01-2019-000103-31

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 марта 2020 г. город Симферополь

Верховный Суд Республики Крым в составе:

судьи Верховного Суда Республики Крым Терентьевой Н.А.,

при секретаре Журавской Т.Е.

с участием прокурора Алескерова Д.А.,

представителя административного истца, заинтересованного лица Ефимова А.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Общества с ограниченной ответственностью «Эклектика» к Керченскому городскому совету Республики Крым, заинтересованные лица Администрация города Керчи Республики Крым, индивидуальный предприниматель Ступников Игорь Владимирович о признании недействующим решения в части,

установил:

решением 19 сессии Керченского городского совета Республики Крым 1 созыва от 23 апреля 2015 г. №357-1/15 утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым (т.4 л.д. 1-18).

Решением 72 сессии Керченского городского совета Республики Крым 1 созыва от 30 июня 2017 г. № 1161-1/17 внесены изменения в решение 19 сессии Керченского городского совета Республики Крым 1 созыва от 23 апреля 2015 г. №357-1/15 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов» (далее - Решение № 357-1/15) на территории муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым, в соответствии с которыми включены в схему размещения нестационарных торговых объектов (далее - НТО) под порядковыми номерами 217 и 218 летние площадки, площадью 30 кв. м. каждая, расположенные по адресу: <адрес>, на срок размещения – летний период с 01.05 - 01.11, и указанием - до окончания срока действия правоустанавливающих документов.

Решением 103 сессии Керченского городского совета Республики Крым 1 созыва от 29 ноября 2018 г. №1502-1/18 внесены изменения в Решение № 357-1/15, с изложением приложений 1, 2 в новой редакции, предусматривающей изменение порядковых номеров с 217 и 218 на 216 и 217 соответственно (т. 2 л.д. 97-224).

Решением внеочередной 115 сессии Керченского городского совета Республики Крым 1 созыва от 18 июня 2019 г. №1636-1/19 «О внесении изменений в решение 19 сессии Керченского городского совета Республики Крым 1 созыва от 23 апреля 2015 г. №357-1/15 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов» внесены изменения: увеличена площадь летней площадки под порядковым номером 216 с 30 кв.м до 334 кв.м, исключена летняя площадка, площадью 30 кв. м., расположенная по адресу: <адрес>, значащаяся под порядковым номером 217.

Общество с ограниченной ответственностью «Эклектика» (далее - Общество, ООО «Эклектика») обратилось в Верховный Суд Республики Крым с измененным административным исковым заявлением к Керченскому городскому совету Республики Крым, в котором просили признать недействующим решение внеочередной 115 сессии 1 созыва Керченского городского совета Республики Крым от 18 июня 2019 года №1636-1/19 «О внесении изменений в решение 19 сессии Керченского городского совета 1 созыва от 23.04.2015 №357-1/15 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов» в части исключения НТО №№ 216 и 217 с параметрами «<адрес>» «30,0 кв.м.» «Летняя площадка» «Продовольственные товары (Общественное питание) «Муниципальная» «с 01.05 по 01.11» «Без проведения аукционных процедур», включения в схему размещения НТО № 216 с параметрами «<адрес>» «334 кв.м» «Летняя площадка» «Продовольственные товары (Общественное питание)» «Муниципальная» «с 01.05 по 01.11» «Без проведения аукционных процедур», не внесения изменений в схему в части увеличения площади НТО №№ 216,217 (с учетом объединения и расширения) до 97 кв.м, и изменения периода функционирования НТО с «летний период» на «круглогодично» и не включения новых НТО – трех летних площадок в районе ул. Айвазовского площадью 100, 100 и 92 кв.м, с сезонным периодом функционирования.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 18 января 2018 г. ООО «Эклектика» обращалось в администрацию города Керчи с заявлением о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов по увеличению площади НТО №№ 217 и 218 (с учетом объединения и расширения) до 97 кв.м., и изменения периода функционирования НТО с «летний период» на «круглогодично». На указанное заявление администрацией города Керчи было сообщено, что по информации заместителя начальника УГАиР возможно увеличение площади до 97 кв.м. по двум объектам (№ 217 и № 218) и внесения изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов. 29 января 2018 г. Общество обратилось в администрацию города Керчи с заявлением о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов по включению летней площадки перед кафе «Вкус Жизни» площадью 356 кв.м. на сезонный летний период, на которое был дан ответ об отказе из-за превышения максимально допустимой площади предназначенной для НТО. Указали, что на их заявления от 21 февраля 2018 г. по включению в схему НТО трех летних площадок <адрес> площадью 100 кв.м., 100 кв.м. и 92 кв.м. с сезонным периодом функционирования, сообщено, что заявка подлежит включению, в случае соответствия Требованиям к размещению НТО. При этом, решением, принятым на внеочередной 115 сессии 1 созыва Керченского городского совета Республики Крым от 18 июня 2019 г. три летние площадки <адрес> площадью 100,100 и 92 кв.м. с сезонным периодом функционирования не были включены в схему и не внесены изменения по объединению и расширению НТО №№ 217 и 218 площадью 97 кв.м. Полагают, что исключение объектов из Схемы произведено с нарушением предписаний, содержащихся в части 6 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», согласно которой утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.

По мнению административного истца, включение в схему размещения нестационарных торговых объектов летней площадки под порядковым номером 216 площадью 334 кв.м. и исключение под порядковым номером 217 летней площадки площадью 30 кв.м. принято без учета их заявлений о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов по увеличению площади НТО №№ 217 и 218 (с учетом объединения и расширения) до 97 кв.м., и изменения периода функционирования НТО с «летний период» на «круглогодично» и включению в схему НТО трех летних площадок в <адрес> площадью 100 кв.м., 100 кв.м. и 92 кв.м. с сезонным периодом функционирования.

Кроме того, административный истец полагает, что оспариваемое ими в части решение не могло быть принято ввиду наличия договора на право размещения нестационарного торгового объекта на территории муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым в отношении 2-х летних площадок 30 кв.м. каждая, заключенного 23 мая 2019г. администрацией города Керчи с ИП Ступниковым Д.В.

От ранее заявленных требований о признании недействующим решения 103 сессии Керченского городского совета Республики Крым 1 созыва от 29 ноября 2018 г. №1502-1/18, которым внесены изменения в решение 19 сессии Керченского городского совета Республики Крым 1 созыва от 23 апреля 2015 г. №357-1/15 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов» в части указания колонки № 3 «Площадь», № 4 «Тип нестационарного торгового объекта», № 7 «Срок размещения нестационарного торгового объекта», № 8 «Порядок предоставления места для размещения нестационарного торгового объекта», пунктов 216 и 217 Приложения № 2 к решению истец отказался.

Определением Верховного Суда Республики Крым от 10 декабря 2019г. прекращено производство в этой части требований (т.1 л.д.31-36).

Истец также отказался от требований по признанию недействующим решения внеочередной 115 сессии 1 созыва Керченского городского совета Республики Крым от 18 июня 2019 г. №1636-1/19 «О внесении изменений в решение 19 сессии Керченского городского совета Республики Крым 1 созыва от 23 апреля 2015 г. №357-1/15 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов» в части не включения НТО № 217 с параметрами «<адрес>» «97,0 кв.м.» «Павильон» «Продовольственные товары (Общественное питание) «Муниципальная» «круглогодично» «по аукциону». 26 ноября 2019 г. судом принят отказ от иска и вынесено определение о прекращении производства в указанной части требований (т.4 л.д. 203-205).

В судебном заседании представитель административного истца, заинтересованного лица ИП Ступникова И.В. по доверенности Ефимов А.Л. поддержал заявленные исковые требования, просил их удовлетворить, пояснив, что поскольку ООО «Эклектика» были получены от Управления градостроительства и архитектуры Администрации города Керчи Республики Крым ответы от 31 января 2018 г. №369, от 6 марта 2018 г. №№ 1621, 1622, 1623 о согласовании изменений в схему размещения НТО, ООО «Эклектика» имела право рассчитывать на внесение согласованных изменений. При этом, в обжалуемом решении Керченского городского совета Республики Крым произошло изменение только пункта 217 по увеличению площади на 334 кв.м. Полагает, что Комиссия, в соответствии с федеральным законодательством, а также с законодательством Республики Крым, и нормативными актами Администрации, не обладает полномочиями по включению и исключению из схемы нестационарных торговых объектов, а также не является уполномоченным органом. Указал, что внесенными изменениями права административного истца нарушаются тем, что ООО «Эклектика» и ИП Ступников, являющийся субарендатором летних площадок и павильонов, не могут законно осуществлять хозяйственную деятельность на круглогодичной основе.

Представители Керченского городского совета Республики Крым, Администрации города Керчи Республики Крым, индивидуальный предприниматель Ступников Дмитрий Владимирович в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав объяснения представителя административного истца и заинтересованного лица, проверив оспариваемые положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора отдела прокуратуры Республики Крым Алескерова Д.А., полагавшего, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии с подпунктом 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится создание условий для обеспечения жителей муниципального, городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной в определении от 29 января 2015 г. №225-О, положение части 6 статьи 10 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», предусматривающее, что утверждение (изменение) схемы размещения нестационарных торговых объектов не может служить основанием для пересмотра мест размещения торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых начаты до утверждения указанной схемы, направлено на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности при изменении органами публичной власти схемы размещения нестационарных торговых объектов, сокращения сферы торговых услуг. При этом реализация законоположения должна основываться на вытекающем из Конституции Российской Федерации требовании согласованного осуществления конституционных ценностей, включая ценности, связанные с гарантированием свободы экономической деятельности и поддержкой конкуренции (статья 8, часть 1), с одной стороны, и признанием и гарантированием самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий (статья 12) - с другой. В соответствии с этим оспариваемое законоположение не может рассматриваться как исключающее необходимость достижения в каждом конкретном случае при утверждении (изменении) схемы размещения нестационарных торговых объектов баланса интересов местного сообщества в целом и соответствующих хозяйствующих субъектов с учетом особенностей конкретного муниципального образования, а потому органы местного самоуправления не лишены возможности, действуя в пределах своих полномочий, решать вопросы размещения торговых объектов, принимая во внимание их нестационарный характер, в целях создания условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства, с тем чтобы при изменении места ведения бизнеса сам бизнес сохранялся.

В соответствии со статьей 39.1, подпунктом 6 пункта 1 и пунктом 2 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральное законодательство предусматривает возможность выбора порядка реализации предоставления земель для размещения нестационарных торговых объектов в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов как с предоставлением земельного участка, так и без такого предоставления.

Согласно пункту 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение НТО на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения НТО (далее Схема) в соответствии с Федеральным законом № 381-ФЗ.

Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 381-ФЗ) регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением исключительно торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности (часть 3 статьи 1), в пункте 1 статьи 2 определяет торговую деятельность как вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров.

Порядок включения в схему размещения НТО, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 10 Федерального закона № 381-ФЗ).

Вышеуказанный порядок устанавливается Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2010 г. № 772 «Об утверждении Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов».

В силу предписаний частей 1, 3 и 6 статьи 10 Федерального закона №381-ФЗ, размещение НТО осуществляется в соответствии со схемой их размещения с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов в соответствии со схемой их размещения, которая разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.

Керченский городской совет Республики Крым, согласно Уставу муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым, принятого решением Керченского городского совета Республики Крым от 5 ноября 2014 г. №38-1/14 (далее - Устав), является представительным органом муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым (статьи 27).

Пункты 1, 2 статьи 30 Устава предусматривают, что заседания Керченского городского совета являются его основной формой работы как представительного органа местного самоуправления городского округа. На заседаниях Керченского городского совета решаются все вопросы, отнесенные к его ведению (т.3 л.д. 120-219).

В силу статьи 56 Устава Керченский городской совет Республики Крым по вопросам своего ведения принимает решения - правовые акты нормативного и иного характера. Решения принимаются открытым или тайным голосованием.

Согласно пункту 3 статьи 54 Устава, решения Керченского городского совета, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа городского округа, если иное не установлено Федеральным законом Российской Федерации от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Голос председателя Керченского городского совета учитывается при принятии решений Керченского городского совета как голос депутата Керченского городского совета.

Пунктами 2, 3 статьи 56 Устава определено, что проекты муниципальных правовых актов могут вноситься депутатами Керченского городского совета, председателем Керченского городского совета, иными выборными органами местного самоуправления, главой администрации города Керчи, постоянными комиссиями, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан, прокурором города Керчь, Контрольно-счетной комиссией города Керчи. Порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма прилагаемых к ним документов устанавливаются решением Керченского городского совета.

В соответствии с пунктом 8 статьи 28 Устава, нормативный правовой акт, принятый Керченским городским советом, направляется председателю Керченского городского совета для подписания и обнародования в течение 10 дней.

Приказом Министерства промышленной политики Республики Крым от 26 декабря 2014 г. № 129 утвержден Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Крым схем размещения нестационарных торговых объектов.

Названным Порядком органам местного самоуправления рекомендовано разработать схемы размещения НТО на территории соответствующих муниципальных образований в соответствии с утвержденным порядком.

В соответствии с утвержденным Порядком разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Крым схем размещения нестационарных торговых объектов, проект Схемы размещения размещается уполномоченным органом местного самоуправления на официальном сайте администрации органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с указанием адреса, на который заинтересованные юридические и физические лица в течение установленного срока могут направлять предложения и замечания по проекту Схемы размещения.

Постановлением Совета министров Республики Крым от 23 августа 2016 г. № 402 утвержден Порядок размещения и функционирования нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований в Республике Крым (далее - Порядок), пунктами 1, 2 которого, размещение НТО (за исключением разносной торговли) на земельных участках, находящихся в государственной собственности Республики Крым или муниципальной собственности осуществляется в соответствии со Схемой, с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий, сохранения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, обеспечения наиболее полного удовлетворения потребительского спроса.

Согласно пункту 8 раздела 2 указанного Порядка, схема подлежит дополнению новыми местами с учетом Требований к размещению и действующего законодательства по инициативе хозяйствующих субъектов, товаропроизводителей при наличии запросов от них на открытие новых НТО, по инициативе физического или юридического лица, являющегося собственником или пользователем земельного участка, на котором предполагается размещение НТО, либо по инициативе органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 2 раздела 4 без проведения конкурентных процедур места для размещения НТО предоставляются правообладателям объектов общественного питания для размещения сезонных кафе (летних площадок), не являющихся объектами благоустройства на территориях, вплотную прилегающих к зданиям, строениям или сооружениям, на которых располагаются стационарные объекты общественного питания, в местах, установленных схемой размещения НТО.

Во исполнение Приказа Министерства промышленной политики Республики Крым от 26 декабря 2014 г. № 129, Постановления Совета министров Республики Крым от 23 августа 2016 г. № 402, постановлением администрации города Керчи Республики Крым от 20 декабря 2016 г. № 4183/1-п (с изменениями и дополнениями) утвержден Порядок размещения и функционирования нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым (далее Порядок, утвержденный 20 декабря 2016 г.) (т. 5 л.д. 148-162).

В соответствии с Порядком, утвержденным 20 декабря 2016 г., летняя площадка (кафе) – специально оборудованное временное сооружение, в том числе при стационарном объекте торговли или общественного питания, представляющее собой площадку для размещения предприятия общественного питания для дополнительного обслуживания питанием и (или без) отдыха потребителей.

Согласно пунктам 2.10, 2.18 и 2.20 Порядка, уполномоченный орган – управление градостроительства, архитектуры и рекламы (далее УГАиР) вносит изменения в Схему с учетом Требований к размещению и управлением экономического развития, осуществляет разработку проекта Схемы, размещает проект Схемы на официальном сайте города Керчи Республики Крым с указанием адреса, на который все заинтересованные юридические и физические лица могут направлять предложения и замечания к проекту Схемы в течении 10 календарных дней.

В силу пункта 2.19 вышеуказанного Порядка, Схема состоит из двух частей: - Графическая часть разрабатывается в виде карты (карт) с обозначением на ней (на них) мест расположения нестационарных торговых объектов; - Текстовая часть, которая является приложением к графической части, разрабатывается в виде таблицы (приложение).

В соответствии с п. 2.21 Порядка размещения и изменения, внесенные в Схему, утверждаются решением сессии Керченского городского совета, которое подлежит обязательному опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципального правового акта, а также размещается на официальном Интернет-сайте органа местного самоуправления.

С целью рассмотрения вопросов о размещении и функционировании нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым администрацией города Керчи постановлением от 28 ноября 2018 г. №2880/1-п создана Комиссия по вопросам размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым (далее - Комиссия) и утверждено Положение о Комиссии по вопросам размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым (далее - Положение) (т. 2 л.д.231-234).

Согласно пункту 4 постановления Администрации города Керчи Республики Крым от 28 ноября 2018 г. №2880/1-п, оно вступает в силу со дня официального опубликования. Указанное постановление опубликовано 28 ноября 2018 г.

В соответствии с пунктом 3.1 Положения Комиссия рассматривает материалы, поступившие от структурных подразделений администрации города Керчи Республики Крым, контролирующих и надзорных органов, общественных организаций, хозяйствующих субъектов и граждан, с предложениями о внесении дополнений (изменений) в Схему размещения НТО, принимает решение о включении/исключении мест размещения НТО в Схему размещения НТО, либо об отказе во включении/исключении мест для размещения НТО в Схему размещения НТО, рассматривает предложения и замечания заинтересованных лиц по проекту Схемы размещения НТО, рассматривает проекты Схемы размещения НТО и принимает решение об их одобрении (согласовании), либо необходимости их доработки (т. 5 л.д. 7-10).

19 февраля 2019 г. был изменен состав Комиссии на основании постановления Администрации города Керчи Республики Крым от 19 февраля 2019 г. (т. 4 л.д. 103-110).

Из материалов дела следует, что ФИО8 является собственником нежилого помещения, общей площадью 233,00 кв.м. на первом этаже здания, расположенного по адресу: <адрес> ( т. 1 л.д.148).

Размещение ФЛП ФИО8 на территории города Керчи нестационарных торговых объектов прилегающих к нежилому помещению кафе «Вкус Жизни» двух летних площадок площадью по 28,8 кв.м. каждая, осуществлялось на основании паспортов привязки от 26 апреля 2013 г. на период размещения объектов до 16 апреля 2018 г. (т. 1 л.д. 154 -171).

11 декабря 2015 г. ИП ФИО8 с ООО «Эклектика» был заключен договор аренды нежилого помещения, общей площадью 233,00 кв.м. на первом этаже здания, расположенного по адресу: <адрес>, для размещения объекта общественного питания, на срок с 11 декабря 2015 г. по 11 декабря 2020 г. (т. 1 л.д. 149-153).

Судом установлено, что ранее решением 72 сессии Керченского городского совета Республики Крым 1 созыва от 30 июня 2017 г. № 1161-1/17 внесены изменения в решение 19 сессии Керченского городского совета Республики Крым 1 созыва от 23 апреля 2015 г. №357-1/15 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов» (далее - Решение № 357-1/15) на территории муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым, в соответствии с которыми включены в схему размещения нестационарных торговых объектов (далее НТО) под порядковым номерам 217 и 218 летние площадки, площадью 30 кв. м. каждая, расположенные по адресу: <адрес>, на срок размещения – летний период с 01.05 - 01.11, и указанием - до окончания срока действия правоустанавливающих документов.

Решением 103 сессии Керченского городского совета Республики Крым 1 созыва от 29 ноября 2018 г. №1502-1/18 внесены изменения в Решение № 357-1/15), с изложением приложений 1, 2 в новой редакции, предусматривающей изменение порядковых номеров с 217 и 218 на 216 и 217 соответственно (т. 2 л.д. 97-224)

В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что к нежилому помещению кафе «Вкус Жизни» фактически на месте двух летних площадок, прилегающих к нежилому помещению был возведен стеклянный павильон кафе «Вкус Жизни» (т.6 л.д. 45-47).

18 января 2018 г. ООО «Эклектика» обращалось к Главе администрации города Керчи с заявлением о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Керчи, в котором просили увеличить площади НТО №№ 217 и 218 (с учетом объединения и расширения) до 97 кв.м., и изменить период функционирования НТО с «летний период» на «круглогодично», не указывая при этом на то, что типом нестационарного торгового объекта будет являться «павильон» (т. 1 л.д. 126-127).

На указанное заявление администрацией города Керчи было сообщено, что по информации заместителя начальника УГАиР возможно увеличение площади до 97 кв.м. по двум объектам (№ 217 и № 218) и внесения изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов (т. 1 л.д. 128).

29 января 2018 г. ООО «Эклектика» обращалось к Главе администрации города Керчи с заявлением о внесении изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов по включению летней площадки перед кафе «Вкус Жизни» площадью 356 кв.м. на сезонный летний период (т. 1 л.д. 130-131).

На указанное заявление, 13 февраля 2018 г. администрацией города Керчи был дан ответ об отказе, из-за превышения максимально допустимой площади предназначенной для НТО (т. 1 л.д. 132).

21 февраля 2018 г. ООО «Эклектика» обращались с тремя заявлениями по включению в схему НТО летних площадок в <адрес> площадью 100 кв.м., 100 кв.м. и 92 кв.м. с сезонным периодом функционирования (т. 1 л.д. 134-139).

26. марта 2018 г. ООО «Эклектика» было сообщено, что заявка подлежит включению, в случае соответствия Требованиям к размещению НТО (т.1 л.д. 140).

В судебном заседании установлено, что Комиссией по вопросам размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым заявления ООО «Эклектика» от 8 января 2018 г. № 359/02-13, от 21 февраля 2018 г., не рассматривались.

Не может быть принят судом во внимание довод административного истца о том, что письмом администрации города Керчи от 25 мая 2018 г. № 3762/02-13 сообщено о запланированном рассмотрении вопроса о внесении изменений в Схему на очередном заседании Керченского городского совета Республики Крым от 29 мая 2018 г., поскольку данный ответ не содержит сведений о том, какие именно изменения в Схему запланированы к рассмотрению на очередном заседании Керченского городского совета Республики Крым от 29 мая 2018 г. Кроме того, не является предметом рассмотрения данного дела решение очередной 93 сессии Керченского городского совета от 29 мая 2018 г. (т. 5 л.д. 20)

1 января 2019 г. был заключен договор субаренды № б/н между ООО «Эклектика» и ИП Ступниковым Д.В. В соответствии с данным договором ООО «Эклектика» предоставила ИП Ступникову Д.В. во временное пользование и владение часть нежилого помещения площадью 120,65 кв.м, площадь зала обслуживания посетителей 65,4 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, часть территории «летней веранды» общей торговой площадью 69.6 кв.м, часть территории «летней веранды», площадью 28.8 кв.м. Срок договора субаренды помещения устанавливается с 1 января 2019 г. по 31 октября 2019 г., срок договора субаренды «территории летней веранды» устанавливается с 1 мая 2019 г. по 30 сентября 2019 г. ( т. 4 л.д.44-47)

19 февраля 2019 г. ООО «Эклектика» обратилось с запросом на открытие нового нестационарного торгового объекта в <адрес> в котором просили внести изменения в Схему размещения НТО в части увеличения площади НТО №№ 216 и 217 с 30 кв.м. на 334 кв.м. и 92 кв.м. соответственно, сроком размещения НТО – «с 01.05 – до 01.11» и изменении порядка предоставления мест размещения НТО № 217 в Схеме размещения НТО с «без проведения аукционных процедур» на «по аукциону» ( т. 4 л.д. 81-83).

Суд приходит к выводу о том, что не влекут нарушение прав истца и не являются основаниями для удовлетворения административного искового заявления, рассмотрение заявления ООО «Эклектика» от 19 февраля 2019 г. - 5 марта 2019 г. на заседании Комиссии и ответ администрации города Керчи Республики Крым от 20 марта 2019 г. о рекомендации согласовать место размещения НТО с жильцами многоквартирного дома (т. 3 л.д. 6, т. 4 л.д. 93-99).

В пределах компетенции Комиссией, на заседании 10 апреля 2019 г., рассмотрено заявление ООО «Эклектика» вх. № 1654/02-13 от 19 февраля 2019 г., и принято решение о включении в Схему размещения НТО места для размещения летней площадки (кафе «Вкус жизни») площадью 334 кв.м., для реализации продовольственных товаров (общественное питание), порядок предоставления места для размещения НТО – без аукциона, сроком размещения с 01.05 по 01.11. (т. 4 л.д. 158-163).

Проект решения «О внесении изменений в решение 19 сессии Керченского городского совета Республики Крым 1 созыва от 23 апреля 2015г. №357-1/15 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов» был направлен на антикоррупционную экспертизу в прокуратуру города Керчи, а также управление по правовым вопросам Администрации города Керчи Республики Крым.

11 июня 2019 г. Управлением по правовым вопросам Администрации города Керчи Республики Крым была проведена антикоррупционная экспертиза проекта решения и вынесено заключение № 86/07-05.

В адрес администрации города Керчи от прокуратуры города Керчи поступило информационное письмо о приведении проекта муниципального акта в соответствие с федеральным законодательством и исключении коррупциогенных факторов, в части включения в Схему размещения НТО 103 торговых объекта, расположенных в границах 20-метровой береговой полосы водного объекта общего пользования реки Мелек-Чесме и направлен протест.

Указанные в протесте прокуратуры города Керчи обстоятельства не касаются оспариваемой части решения.

Проект Схемы размещения НТО был опубликован на сайте Керченского городского совета Республики Крым 28 мая 2019 г., предложений и замечаний от субъектов хозяйствования по вопросу внесения изменений в проект Схемы размещения НТО не поступали (т. 6 л.д. 79-81).

Данное решение направлено уполномоченному органу на разработку Схемы нестационарных торговых объектов - структурному подразделению администрации города Керчи для внесений изменений в Схему с учетом требований к размещению нестационарных торговых объектов.

Решением внеочередной 115 сессии Керченского городского совета Республики Крым 1 созыва от 18 июня 2019 г. №1636-1/19 «О внесении изменений в решение 19 сессии Керченского городского совета Республики Крым 1 созыва от 23 апреля 2015 г. №357-1/15 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов» внесены изменения: увеличена площадь летней площадки под порядковым номером 216 с 30 кв. м. до 334 кв. м., исключена летняя площадка, площадью 30 кв. м., расположенная по адресу: <адрес>, значащаяся под порядковым номером 217 (т.2 л.д. 57-96).

Проверяя содержание решения от 18 июня 2019 г. №1636-1/19 «О внесении изменений в решение 19 сессии Керченского городского совета Республики Крым 1 созыва от 23 апреля 2015 г. №357-1/15 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов» в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в том числе, исходя из доводов административного истца, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

В силу части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Согласно пункту 22 статьи 37 Устава муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым, схема нестационарных торговых объектов утверждается Керченским городским советом Республики Крым.

Согласно статьи 15 Регламента Керченского городского совета, утвержденного решением 16 сессии Керченского городского совета I созыва от 19 февраля 2015 г. №222-1/15, зарегистрированные проекты решений в течение двух дней после их поступления в Городской совет с соответствующей резолюцией Председателя Городского совета направляются заместителю председателя городского совета, который направляет их для дальнейшей работы: а) в комиссии: - в профильную постоянную комиссию, являющуюся ответственной за проект решения, - для рассмотрения, обобщения замечаний и предложений, вынесения заключения; - во все постоянные комиссии - для предложений и замечаний, которые направляются в профильную постоянную комиссию; б) главе администрации города (по вопросам его компетенции, за исключением случаев, когда проект решения вносит сам глава администрации города); в) в прокуратуру города Керчи (нормативные правовые акты).

По решению заседания Городского совета голосование по проекту решения Городского совета проводится в целом, по разделам, пунктам или постатейно. После завершения обсуждения проект решения ставится на голосование в целом. Решение Городского совета считается принятым, если за него проголосовало большинство, наделенное в соответствии с Уставом городского округа, правом решающего голоса, если иное не предусмотрено Регламентом Городского совета (статьи 65 - 67 Регламента) (т.3 л.д. 220-268).

Как видно из имеющегося в материалах дела протокола пленарного заседания внеочередной 115-ой сессии Керченского городского совета Республики Крым 1 созыва от 18 июня 2019 г., в повестку дня, пунктом 6 включен вопрос о внесении изменений в решение 19 сессии Керченского городского совета Республики Крым 1 созыва от 23апреля 2015 г. №357-1/15 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов», принято оспариваемое решение по докладу начальника управления экономического развития Администрации города Керчи. За принятие решения проголосовали 18 депутатов, 1 «против», «воздержавшихся» - нет (т. 4 л.д. 19-21).

Согласно пунктам 2, 8 - 10 статьи 57 Устава, решения Керченского городского совета, устанавливающие правила, обязательные на территории городского округа, вступают в силу со дня их официального опубликования, если в самом акте не установлено иное.

Официальным опубликованием муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации (то есть на русском языке) в том средстве массовой информации, которое учреждено или определено Керченским городским советом в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию муниципальных нормативных правовых актов, принятых соответствующим органом или должностным лицом.

Муниципальные нормативные правовые акты, подлежащие официальному опубликованию, размещаются на сайте Керченского городского совета.

Пунктом 2 данного решения Отделу организационного обеспечения деятельности городского совета аппарата Керченского городского совета поручено опубликовать решение «О внесении изменений в решение 19 сессии Керченского городского совета 1 созыва от 23 апреля 2015 г. № 357-1/15 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов» в газете «Керченский рабочий», Отделу информационной политики и связям с общественностью аппарата Керченского городского совета - опубликовать данное решение на официальном сайте Керченского городского совета.

В пункте 3 решения указано, что оно вступает в силу со дня его официального опубликования (т.1 л.д. 10-49).

Принятое на внеочередной 115 сессии 1 созыва Керченским городским советом Республики Крым решение от 18 июня 2019 г. №1636-1/19 «О внесении изменений в решение 19 сессии Керченского городского совета 1 созыва от 23 апреля 2015 г. №357-1/15 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов» опубликовано в спецвыпуске газеты «Керченский рабочий» №17 от 22 июня 2016 г., а также на официальном сайте Керченского городского совета Республики Крым (горсовет-керчь.рф). (т. 2 л.д. 23-56, т. 3 л.д. 197).

Таким образом, при принятии решения Керченским городским советом первого созыва от 18 июня 2019 г. №1636-1/19 «О внесении изменений в решение 19 сессии Керченского городского совета 1 созыва от 23 апреля 2015 г. №357-1/15 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов», соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа на принятие соответствующего нормативного правового акта, форма и вид, в которых этот нормативный правовой акт должен быть принят, процедура принятия соответствующего нормативного правового акта и введения его в действие и опубликование.

Требования Приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 25 декабря 2014 г. № 2733 «Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015 - 2016 годы и период до 2020 года» не были нарушены, Керченский городской совет Республики Крым, исключив из Схемы размещения летние площадки площадью 30 кв.м. значащиеся под номерами 216 и 217, во исполнение упомянутого нормативного правового акта, обеспечил предоставление Обществу летней площадки площадью 334 кв.м., включающей обе летние площадки площадью 30 кв.м. каждая.

Довод Общества о том, что при наличии договора на право размещения нестационарного торгового объекта на территории муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым в отношении 2-х летних площадок 30 кв.м. каждая, заключенного 23 мая 2019 г. администрацией города Керчи с ИП Ступниковым Д.В. (т.5 л.д. 64-67), ответчик не вправе был исключать летние площадки, площадью 30 кв.м. каждая, из Схемы размещения, не является основанием к признанию оспариваемого решения недействующим. Доказательств того, что земельный участок, на котором находятся вышеназванные НТО – «летние площадки», подлежали изъятию, либо, что включение в схему размещения НТО № 216 с параметрами «<адрес>» «334 кв.м.» «Летняя площадка» «Продовольственные товары (Общественное питание)» «Муниципальная» «с 01.05 по 01.11» «Без проведения аукционных процедур» было осуществлено с нарушением установленных требований законодательства, в материалах дела не имеется.

Кроме того, с учетом изложенного выше, суд приходит к выводу о том, что у ответчика оснований для внесения изменений в части увеличения площади НТО №№ 216,217 (с учетом объединения и расширения) до 97 кв. м., и изменения периода функционирования НТО с «летний период» на «круглогодично» и не включения новых НТО – трех летних площадок в <адрес> площадью 100, 100 и 92 кв.м., с сезонным периодом функционирования в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Керчи, утвержденную решением внеочередной 115 сессии Керченского городского совета Республики Крым 1 созыва от 18 июня 2019 г. №1636-1/19 не имелось, поскольку уполномоченный орган – управление градостроительства, архитектуры и рекламы не вносил указанные изменения в Схему с учетом Требований к размещению и управлением экономического развития, не осуществлял разработку проекта и не передавал проект на утверждение в Керченский городской совет Республики Крым.

Указание на нарушение прав административного истца оспариваемым решением ввиду привлечения на основании постановления от 3 октября 2018г. к административной ответственности по статье 7.1 КоАП РФ является несостоятельным. Из данного постановления следует, что истцом без оформления документов использовался земельный участок площадью 291,25 кв.м. Заявки на включение летней площадки указанной площади истцом не подавалась, при этом оспариваемым решением включена в схему летняя площадка площадью 334 кв.м.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что решение внеочередной 115 сессии Керченского городского совета Республики Крым 1 созыва от 18 июня 2019 г. №1636-1/19 «О внесении изменений в решение 19 сессии Керченского городского совета 1 созыва от 23 апреля 2015 г. №357-1/15 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов» в оспариваемой части принято в установленном законом порядке, компетентным органом, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, права либо законные интересы административного истца не нарушает, вследствие чего отсутствуют предусмотренные законом правовые основания для удовлетворения заявленных исковых требований о признании оспариваемых положений нормативного правового акта недействующим.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Общества с ограниченной ответственностью «Эклектика» об оспаривании в части решения внеочередной 115 сессии Керченского городского совета Республики Крым 1 созыва от 18 июня 2019 г. №1636-1/19 «О внесении изменений в решение 19 сессии Керченского городского совета 1 созыва от 23 апреля 2015 г. №357-1/15 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов», - отказать.

Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции, через Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме – 31 марта 2020 г.

Судья Верховного Суда

Республики Крым Н.А. Терентьева