ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-132/20 от 14.07.2020 Малоархангельского районного суда (Орловская область)

Дело № 2а-132/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 июля 2020 года г.Малоархангельск

Малоархангельский районный суд Орловской области в составе судьи Беликовой И.А.,

при секретаре Тетеревой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении Малоархангельского районного суда Орловской области административное дело № 2а-132/2020 по административному исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора Малоархангельского района Орловской области к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Орловской области о признании информации, размещенной на одном из сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено,

установил:

исполняющий обязанности прокурора Малоархангельского района Орловской области обратился в суд, в интересах неопределенного круга лиц, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Орловской области (далее - Управление Роскомнадзора по Орловской области) с требованием: признать информацию, размещенную на сайте: <данные изъяты> в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Указано, что прокуратурой Малоархангельского района Орловской области проведена проверка в сфере противодействия распространению запрещенной или ограниченной к распространению информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в ходе которой установлено, что на сайте <данные изъяты> размещена информация об оказании платных интимных услуг и соответствующие изображения.

На данном Интернет-сайте содержатся сведения о лицах, оказывающих услуги сексуального характера, перечень указанных услуг, прейскурант цен на данные услуги. Вход на сайт свободный, регистрация пользователей для доступа к использованию ресурса сайтов, не требуется, ознакомиться с содержанием сайта может любой пользователь, в том числе, несовершеннолетний.

Установить личности и нахождение лиц, осуществляющих распространение вышеуказанных материалов, размещенных на сайте по электронному адресу <данные изъяты>/, не представилось возможным.

Целью обращения прокурора в суд с административным исковым заявлением является включение сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайт в сети "Интернет" содержащей информацию, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено в соответствующий реестр, ведение которого предусмотрено статьей 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" для ограничения доступа к указанной информации.

Просит признать информацию об оказании платных интимных услуг, размещенную на сайте <данные изъяты> в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено; решение по вступлению в законную силу направить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Орловской области по адресу: 302026, г.Орел, ул.Комсомольская,д.66, для исполнения.

Свои требования прокурор основывает на положениях Федерального закона от 27.07.2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Федерального закона от 29.12.2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".

В судебное заседание административный истец-исполняющий обязанности прокурора Малоархангельского района Орловской области не явился, поступило ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие в связи с карантинными мероприятиями.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Орловской области в судебное заседание не явился, представили возражения по административному иску, где указано, что считают себя ненадлежащими ответчиками по делу, так как административным ответчиком может быть только владелец сайта, просили рассмотреть административный иск в их отсутствие.

Представитель заинтересованного лица Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) суд поскольку их явка не признана обязательной и препятствий для рассмотрения административного дела не имеется.

Исследовав материалы дела, суд считает административные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и, связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и арбитражных судов.

Согласно части 1 статьи 265.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее также - административное исковое заявление о признании информации запрещенной), вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.07.2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон об информации) информация - это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления; информационно-телекоммуникационная сеть - это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием технических средств; распространение информации - действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц.

Как указано в пункте 1 статьи 9 Закона об информации ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно пункту 1 статьи 10 Закона об информации в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

Пунктом 6 статьи 10 Закона об информации запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В силу пункта 1, пункта 5 статьи 15 Закона об информации на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

В настоящем административном иске прокурор, заявляя требование о признании информации запрещенной, ставит вопрос об установлении правового состояния спорного информационного материала, который имеет юридическое значение для разрешения вопроса о его включении по правилам части 2 статьи 15.1 Закона об информации в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, и как следствие прекращения права на его распространение.

Проверкой исполнения требований законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации в сети "Интернет", проведенной прокуратурой Малоархангельского района Орловской области, установлено, что на сайте в сети "Интернет" по адресу <данные изъяты> размещена информация, распространение которой в Российской Федерации запрещено, а именно информация об оказании интимных услуг за плату, а занятие проституцией, вовлечение в занятие проституцией, организация занятия проституцией в Российской Федерации преследуется по закону (л.д. 7,12).

Таким образом, на сайте <данные изъяты> в свободном доступе без предварительной регистрации и пароля, иных ограничений, предлагается информация об оказании интимных услуг за плату.

Суд принимает в качестве доказательств скриншоты страниц указанного первоисточника, заверенные прокурором, проводившим проверку, содержащие название и адрес сайта, которые доказывают, что информация взята именно из этого источника (л.д.8-10).

Согласно статье 38 Конституции Российской Федерации, детство находится под защитой государства.

Статьей 17 Конвенции о правах ребенка провозглашено, что государства-участники поощряют разработку надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию.

Пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" установлено, что целью государственной политики в интересах детей является, в том числе, защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 названного Федерального закона органы государственной власти в Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, от информации порнографического характера, от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация, способная вызвать у детей желание заниматься проституцией.

Согласно статье 4 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.

На основании статей 6.11, 6.12 Кодека Российской Федерации об административных правонарушениях, занятие проституцией, получение дохода за занятия проституцией, если этот доход связан с занятием другого лица проституцией, являются административными правонарушениями.

Статьями 240, 241 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за вовлечение в занятие проституцией и организацию занятия проституцией.

В части 4 статьи 33 Уголовного кодекса Российской Федерации дано уголовно-правовое определение соучастников преступления: подстрекателя, который воздействуя на сознание и волю исполнителя, вызывает в нем намерение совершить преступление, а также пособника, то есть лица, содействовавшего совершению преступления советами, указаниями предоставлением информации, средств и орудий совершения преступления либо устранением препятствий.

Исходя из части 1 статьи 34 Уголовного кодекса Российской Федерации, ответственность соучастников преступления определяется характером и степенью фактического участия каждого из них в совершении преступления. Уголовная ответственность подстрекателя и пособника наступает по статье, предусматривающей наказание за совершенное преступление, со ссылкой на статью 33 Уголовного кодекса Российской Федерации.

В связи с изложенным, наличие в Интернет-ресурсе информации об оказании услуг интимного характера, перечне указанных услуг, прейскуранте цен на данные услуги, контактных телефонах, возможность доступа к данной информации и доступность данной информации неограниченному кругу лиц, в том числе несовершеннолетним, порождает условия для развития факторов, негативно влияющих на психическое, нравственное и духовное развитие несовершеннолетних.

Обеспечение доступа к информации, направленной на распространение указанных услуг, противоречит системе организационно-правовых и иных средств обеспечения нравственного и духовного благополучия населения.

В соответствии частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Таким образом, запрещается использование сетей связи общего пользования для предоставления доступа к материалам, содержащим предложения об оказании услуг сексуального характера.

Согласно части 1 статьи 15.1 Федерального закона N 149-ФЗ, в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".

В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (часть 2 статьи 15.1).

Одним из оснований для включения в реестр указанных сведений, в силу пункта 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона N 149-ФЗ, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет" информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Таким образом, признание тех или иных информационных материалов, направленных на оказание услуг неопределенному кругу граждан по оказанию услуг сексуального характера, запрещенными для распространения, означает констатацию того факта, что они нарушают запреты, установленные федеральным законодательством, и уже в силу этого представляют реальную угрозу неопределенному кругу лиц, в том числе несовершеннолетних.

При таких обстоятельствах, административное исковое заявление исполняющего обязанности прокурора Малоархангельского района Орловской области в интересах неопределенного круга лиц подлежит удовлетворению.

С доводами административного ответчика Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Орловской области о том, что они не являются надлежащим по делу ответчиком, суд не соглашается, так как установить владельца сайта <данные изъяты>, не представляется возможным, поэтому он не может быть привлечен в качестве надлежащего административного ответчика.

Сайт <данные изъяты> не включен в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В соответствии с частью 4 статьи 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

Исходя из требования статьи 182, части 3 статьи 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и пункта 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона N 149-ФЗ, копию вступившего в законную силу решения надлежит направить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Орловской области для включения сведений о доменном имени и (или) указателе страницы сайта <данные изъяты> в "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Руководствуясь статьей 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

административный иск исполняющего прокурора Малоархангельского района Орловской области к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Орловской области о признании информации, размещенной на сайте <данные изъяты> в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, удовлетворить.

Признать информацию об оказании услуг интимного характера, размещенную на сайте <данные изъяты> в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Настоящее решение является основанием для включения информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте <данные изъяты> в реестр сведений, указанных в части 2 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

Решение суда подлежит немедленному исполнению.

Копию решения направить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Орловской области по адресу: 302026,город Орел, улица Комсомольская, дом 66 для исполнения.

Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в административном деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, в апелляционном порядке в Орловский областной суд, путем подачи апелляционной жалобы, представления в течение одного месяца со дня вынесения, через Малоархангельский районный суд Орловской области.

Судья И.А.Беликова