Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
28 апреля 2017 г. г. Севастополь
Севастопольский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего – Храменкова П.В., при секретаре судебного заседания Льдоковой О.Н., с участием административного истца ФИО2, его представителя ФИО3, представителя командующего Черноморским флотом (далее – ЧФ) – ФИО4, представителя заместителя командующего ЧФ по финансово-экономической работе (далее – ФЭР) – ФИО5, представителя начальника гидрографической службы Черноморского флота – ФИО6, представителя филиала федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» - «1 финансово-экономическая служба» (далее – 1 ФЭС) – ФИО7, представителя начальника 1 отдела (г. Севастополь) федерального государственного казенного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ЮРУЖО) – ФИО8, рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении военного суда, административное дело № 2а-132/2017 по административному исковому заявлению военнослужащего инспекции материально-технического обеспечения по Черноморскому флоту (далее – МТО по ЧФ) (изъято)ФИО2 об оспаривании действий командующего ЧФ, заместителя командующего ЧФ по ФЭР, начальника гидрографической службы Черноморского флота, начальника 1 ФЭС и начальника ЮРУЖО, а также ФИО9, ФИО10, ФИО11 об оспаривании действий заместителя командующего ЧФ по ФЭР и 1 ФЭС, связанных с порядком обеспечения денежной компенсацией за наем жилого помещения,
установил:
ФИО2, через своего представителя ФИО3, а также ФИО9, ФИО10, ФИО11 обратились в суд с административным исковым заявлением, в котором просили признать незаконным отказ заместителя командующего ЧФ по ФЭР от 30 сентября 2016 г. о невозможности принять решение на выплату денежной компенсации за наем жилого помещения и обязать 1 ФЭС произвести им выплату этой компенсации за период с 27 марта 2013 г. по 30 декабря 2014 г. в размере 113400 рублей. Также истцы просили взыскать с ответчика понесенные судебные расходы, оплаченные ФИО2, в виде государственной пошлины за подачу заявления в суд в размере 3468 рублей и оплаты услуг представителя в размере 15 000 рублей.
В ходе судебного заседания представитель ФИО3 требования в части выплаты денежной компенсации и возмещения судебных расходов заявил также к командующему ЧФ, заместителю командующего ЧФ по ФЭР, начальнику гидрографической службы ЧФ и начальнику ЮРУЖО.
В обоснование своих требований истцы указали, что в период с марта 2013 г. по 30 декабря 2014 г. ФИО2 и члены его семьи ФИО9, ФИО10, ФИО11 проживали по адресу: (адрес) на условиях заключенного между ФИО1 и ФИО2 договора найма жилого помещения. Поскольку ФИО2 и члены его семьи решением начальника ЮРУЖО 19 января 2016 г. были включены в список на предоставление служебных жилых помещений с 27 марта 2013 г., ФИО2 лишь в июне 2016 г. обратился с рапортом к командующему ЧФ в котором просил издать приказ о выплате ему оспариваемой денежной компенсации. 30 сентября 2016 г. ФИО2 получил ответ заместителя командующего ЧФ по ФЭР о невозможности принятия решения на выплату денежной компенсации за наем жилого помещения, так как ряд документов вызывают сомнение в их подлинности, а также противоречат друг другу, который, по мнению истцов, является незаконным и нарушает их права. Ссылаясь на приказ Министра обороны РФ от 16 июня 2005 г. № 235 и постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 909 истцы полагают, что ими предоставлены все необходимые документы для производства по месту военной службы ФИО2 за счет средств Минобороны России денежной компенсации за наем жилого помещения за период с 27 марта 2013 г. по 30 декабря 2014 г. в размере 113400 рублей.
Представители ответчиков в удовлетворении требований заявления просили отказать, полагали, что права истцов их доверителями не нарушались.
Представители командующего ЧФ, заместителя командующего ЧФ по ФЭР и 1 ФЭС, каждый в отдельности, пояснили, что оснований для производства оспариваемой компенсации не имеется, поскольку ФИО2 был представлен договор найма жилого помещения от 24 марта 2014 г. с паспортными данными арендодателя, которых на момент заключения этого договора не существовало. Кроме того представитель 1 ФЭС отметил, что представленные ФИО2 договора найма жилого помещения от 27 марта 2013 г. и от 24 марта 2014 г. в нарушение ст. 158 Жилищного кодекса Украины не прошли обязательную регистрацию в исполнительном комитете местного Совета народных депутатов или в органе управления, который им образуется, что, по его мнению, позволяет усомниться в том, что ФИО2 в период с 27 марта 2013 г. по 30 декабря 2014 г. проживал по адресу (адрес) именно на возмездной основе.
Представитель начальника гидрографической службы ЧФ в ходе судебного заседания пояснил, что в 2013 г. и 2014 г. ФИО2 проходил военную службу в их подразделении, при этом последний обращался к начальнику гидрографической службы с рапортом по вопросу выплаты денежной компенсации за наем жилого помещения расположенного адресу (адрес) за период с 27 марта 2013 г. по 30 декабря 2014 г., однако конечный результат рассмотрения этих рапортов, которые были направлены на рассмотрение начальнику штаба Черноморского флота ему не известен. По мнению представителя, выплата компенсации ФИО2 не производилась в связи с тем, что в 2013 г. и 2014 г. последний и члены его семьи не были включены в список на предоставление служебных жилых помещений.
Представитель начальника ЮРУЖО пояснила, что ФИО2 и члены его семьи были включения в список на предоставление служебных жилых помещений 19 января 2016 г. с 27 марта 2013 г. Причиной столь длительного разрешения вопроса о включении ФИО2 в упомянутый список, по мнению представителя, послужило непредставление ФИО2 сведений о сдаче жилого помещения предоставленного ему по прежнему месту военной службы.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения сторон и исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь.
Основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона «О статусе военнослужащих», так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), принятыми в соответствии с ЖК РФ и другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В связи с изложенным гарантированное ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение служебными жилыми помещениями подлежит реализации при отсутствии к этому препятствий, установленных иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Применение этих положений осуществляется в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими.
В соответствии с ч. 2 ст. 99 ЖК РФ основанием предоставления военнослужащему и членам его семьи, специализированного жилого помещения, к которым в силу ч. 1 ст. 92 ЖК РФ относятся служебные жилые помещения, является необеспеченность их каким-либо жилым помещением в соответствующем населенном пункте.
Из содержания вышеприведенных правовых норм следует, что предоставление служебных жилых помещений военнослужащим, является гарантией для этих военнослужащих и членов их семей при условии необеспеченности их по месту службы жильем.
Между тем предоставлению служебных жилых помещений предшествует нахождение военнослужащего в определенном списке, условия и порядок включения в который определены приказом Минобороны России от 30 сентября 2010 г. № 1280.
Так п. 2 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений сведения, утвержденной упомянутым выше приказом, определено, что для получения служебного жилого помещения военнослужащие подают заявление по рекомендуемому образцу согласно приложению к данной Инструкции в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа (специализированную организацию (структурное подразделение организации), к которому в частности прикладываются сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи, по рекомендуемому образцу согласно приложению № 2 к данной Инструкции.
При этом параграф 2 этих сведений содержит обязательную для заполнения графу - сведения о наличии жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности мне и членам моей семьи на территории субъекта Российской Федерации, в рассматриваемом случае к таким субъектам относится г. Севастополь.
В соответствии с п. 5 вышеуказанной Инструкции, военнослужащие, предоставившие в структурное подразделение уполномоченного органа указанные в этой Инструкции заявление и документы, включаются в список на предоставление служебных жилых помещений и обеспечиваются служебными жилыми помещениями в порядке очередности исходя из даты подачи (отправки по почте) заявления и документов, а в случае, если указанные даты совпадают, очередность определяется с учетом общей продолжительности военной службы.
Решение о включении военнослужащего в список на предоставление служебных жилых помещений принимается структурным подразделением уполномоченного органа не позднее чем через десять рабочих дней со дня получения заявления и документов, о чем военнослужащему направляется уведомление по рекомендуемому образцу.
При поступлении сведений о служебном жилом помещении, которое может быть распределено, структурное подразделение уполномоченного органа принимает решение о предоставлении служебного жилого помещения военнослужащему, включенному в список на предоставление служебного жилого помещения, о чем структурным подразделением уполномоченного органа в трехдневный срок направляется военнослужащему сообщение о предлагаемом жилом помещении по рекомендуемому образцу.
Из п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» следует, что в случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 2 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, утвержденного постановлением Правительства России от 31 декабря 2004 г. № 909, денежная компенсация выплачивается со дня заключения договора найма (поднайма) жилого помещения, но не ранее дня включения федеральным органом исполнительной власти (федеральным государственным органом), в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, военнослужащих в списки на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда.
Выплата денежной компенсации прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором военнослужащий утратил основания для получения денежной компенсации, предусмотренные Федеральным законом «О статусе военнослужащих».
Пунктами 1-4 и 8 Инструкции об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, утвержденной приказом Минобороны Российской Федерации от 27 мая 2016 г. № 303 (далее – Инструкция), определено, что денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений выплачивается военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту и членам их семей, не обеспеченным жилыми помещениями, пригодными для постоянного или временного проживания, по месту их военной службы и включенным в целях жилищного обеспечения структурным подразделением уполномоченного органа Министерства обороны Российской Федерации в сфере жилищного обеспечения военнослужащих либо специализированной организацией (структурным подразделением специализированной организации) согласно принадлежности территорий в списки на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда, за счет и в пределах средств, предусматриваемых Министерству обороны Российской Федерации федеральным законом о федеральном бюджете на выплату денежной компенсации, в размерах, установленных договором найма (поднайма) жилья, но не выше размеров, определенных в порядке, установленном пунктами 2 и 2(1) постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 909 «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей».
Выплата денежной компенсации военнослужащим и членам их семей осуществляется ежемесячно по их желанию в случае отсутствия жилых помещений, которые могут быть им предоставлены в соответствии с законодательством Российской Федерации, через финансово-экономические органы, обслуживающие воинские части (организации), на основании приказа командира воинской части (начальника организации).
В приказе указывается сумма ежемесячной денежной компенсации и период, на который устанавливается денежная компенсация. Период выплаты устанавливается на календарный год, но не более срока найма (поднайма) жилого помещения, указанного в договоре найма (поднайма) жилого помещения.
Выплата денежной компенсации производится со дня найма (поднайма) жилого помещения после прибытия военнослужащего к месту военной службы, но не ранее дня включения военнослужащего в список на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда уполномоченным органом либо структурным подразделением уполномоченного органа согласно принадлежности территорий в целях жилищного обеспечения.
При этом решение о выплате денежной компенсации принимается на основании рапорта, к которому прилагается ряд документов, в числе которых копия договора найма (поднайма) жилого помещения, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Для осуществления выплаты денежной компенсации военнослужащим приказ командира воинской части (начальника организации) направляется в финансово-экономический орган с приложением документов, послуживших основанием для ее назначения. Одновременно копия приказа направляется командиром воинской части (начальником организации) в уполномоченный орган либо структурное подразделение уполномоченного органа согласно принадлежности территорий в целях жилищного обеспечения военнослужащих.
Уполномоченный орган либо структурное подразделение уполномоченного органа направляет в финансово-экономический орган для информирования командиров воинских частей (начальников организаций) сведения о предоставлении военнослужащим, которым выплачивается денежная компенсация, жилых помещений либо субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, в том числе по государственным жилищным сертификатам. Сведения направляются в течение пяти рабочих дней после наступления указанных обстоятельств.
Выплата денежной компенсации прекращается на основании приказа командира воинской части (начальника организации) с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором военнослужащие утратили основания для получения денежной компенсации, в том числе по причине:
предоставления военнослужащим жилого помещения специализированного жилищного фонда по месту прохождения военной службы или в близлежащем населенном пункте;
предоставления военнослужащим жилого помещения по договору социального найма или в собственность бесплатно по месту прохождения военной службы;
предоставления военнослужащим субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, в том числе по государственным жилищным сертификатам;
утраты военнослужащими оснований, дающих им право на предоставление специализированных жилых помещений по месту прохождения военной службы.
Согласно ст. 10 ГК РФ не допускаются действия граждан, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. В этом случае суд может отказать лицу в защите принадлежащего ему права.
Анализируя вышеприведенные нормы суд приходит к выводу, что обеспеченность военнослужащего жилым помещением по месту прохождения военной службы не предполагает участия со стороны Минобороны России по обеспечению этого военнослужащего служебным жилым помещением, равно как и по выплате денежной компенсации за наем жилья. При этом само по себе включение военнослужащего в список на предоставление служебного жилого помещения не является одиночным основанием предоставляющим военнослужащему право на получение денежной компенсации за наем жилого помещения и предполагающим обязательность выплаты этой компенсации при предоставлении военнослужащим договоров найма жилого помещения и иных документов определенных законодательством. Возникновение же и предоставление права на получение денежной компенсации за наем жилого помещения подлежит комплексной оценке.
Из послужного списка ФИО2 следует, что с 9 августа 2000 г. по настоящее время он проходит военную службу в г. Севастополе. В частности с 19 июля 2012 г. до 8 декабря 2014 г. он находился в распоряжении командующего ЧФ с содержанием при гидрографической службе ЧФ, а с 8 декабря 2014 г. он назначен на воинскую должность, обязанности по которой исполняет в инспекции МТО по ЧФ.
27 апреля 2001 г. ФИО2 и его супруга ФИО9 подарили отцу последней двухкомнатную квартиру, расположенную по адресу: (адрес), общей площадью (изъято) кв. м. Указанные обстоятельства подтверждаются свидетельством о заключении брака от (дата), сообщением ГУП г. Севастополя «Бюро технической инвентаризации» от 26 апреля 2017 г. № 2576, договором мены, удостоверенного 17 ноября 1995 г., а также договором дарения, удостоверенного 27 апреля 2001 г.
Между тем при подаче в адрес начальника ЮРУЖО сведений о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи ФИО2 о вышеуказанном обстоятельстве не указывалось как в 2013 г., так и в 2015-2016 г. Равно как и не было указанно об этом и в заявлении о включении в список на предоставление служебных жилых помещений от 27 марта 2013 г., с которым ФИО2 обратился в жилищный орган.
Решением начальника ЮРУЖО от 19 января 2016 г. № 95 ФИО2 и члены его семьи были включены в список на предоставление служебных жилых помещений с 27 марта 2013 г.
27 марта 2013 г. и 24 марта 2014 г. ФИО2 с тестем заключил договора найма о предоставлении в период с 27 марта 2013 г. по 30 декабря 2014 г. жилого помещения расположенного по адресу: (адрес) на возмездной основе. При этом договор от 24 марта 2014 г. был заключен дважды, с указанием различных паспортных данных арендодателя.
В феврале 2016 г. ФИО2 обратился к командующему ЧФ с рапортом о выплате ему с 27 марта 2013 г. денежной компенсации за наем жилого помещения, приложив к нему указанные выше договора. В ответе заместителя командующего ЧФ по ФЭР от 30 сентября 2016 г. до ФИО2 доведено, что ряд документов, представленных последним, вызывает сомнение, в связи чем принять решение о выплате денежной компенсации за наем жилого помещения не представляется возможным.
Наличие в собственности у ФИО2 и ФИО9 квартиры расположенной в г. Севастополе, а затем дальнейшее дарение этой квартиры при фактическом нахождении истцов в упомянутом населенном пункте, в рамках возникших правоотношений суд относит к злоупотреблению правом с их стороны, в связи с чем, исходя из анализа совокупности вышеприведенных норм законодательства, оснований для возложения на ответчиков обязанности произвести им выплату денежной компенсации за наем жилого помещения в период с 27 марта 2013 г. по 30 декабря 2014 г. в размере 113 400 рублей у суда не имеется.
Ввиду изложенного нет у суда оснований признать незаконным отказ заместителя командующего ЧФ по ФЭР от 30 сентября 2016 г. о невозможности принять решение на выплату денежной компенсации за наем жилого помещения, поскольку он права истцов не нарушает.
Наряду с этим довод представителей командующего ЧФ, заместителя командующего ЧФ по ФЭР и 1 ФЭС о том, что ФИО2 был представлен договор найма жилого помещения от 24 марта 2014 г. с паспортными данными арендодателя, которых на момент заключения этого договора не существовало, заслуживает внимания, однако, как видно из результатов проведенной прокурорской проверки от 22 февраля 2017 г., мнение о подложности упомянутого договора своего подтверждения не нашло ввиду фактического проживания ФИО2 в период с 24 марта по 30 декабря 2014 г. в жилом помещении расположенном по адресу: (адрес).
Согласно платежному поручению РНКБ Банк (ПАО) г. Севастополь от 15 декабря 2016 г. № 434 ФИО2 уплачена государственная пошлина в размере 3468 рублей пропорционально заявленным требованиям на сумму 113 400 рублей.
Так как оспаривание действий должностных лиц относится к делам нематериального характера, то такие заявления облагаются госпошлиной при подаче в судебные инстанции по ст. 333.19 п. 1 пп. 3 НК РФ, которая с учетом требований истцов составляет 300 рублей.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 333.40 НК РФ уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты таковой в большем размере, чем это предусмотрено Налоговым кодексом РФ.
Поскольку государственная пошлина уплачена ФИО2 в большем размере, то излишне уплаченная платежным поручением от 15 декабря 2016 г. № 434 сумма в размере 3 168 рублей подлежит возврату последнему.
Решая вопрос о судебных расходах, понесенных ФИО2 в связи с рассмотрением настоящего дела в виде государственной пошлины за подачу заявления в суд в размере 300 рублей и оплаты услуг представителя в размере 15 000 рублей, суд считает необходимым, в соответствии со ст. 111 КАС РФ, ввиду отказа в удовлетворении требований, в возмещении истцам понесенных судебных расходов, отказать.
Руководствуясь ст. 111, 175 - 180 и 227 КАС РФ,
решил:
в удовлетворении административного искового заявления ФИО2 об оспаривании действий командующего Черноморским флотом, заместителя командующего Черноморским флотом по финансово экономической работе, начальника гидрографической службы Черноморского флота, начальника филиала федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» - «1 финансово-экономическая служба» и начальника 1 отдела (г. Севастополь) федерального государственного казенного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, а также ФИО9, ФИО10, ФИО11 об оспаривании действий заместителя командующего Черноморским флотом по финансово экономической работе и филиала федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» - «1 финансово-экономическая служба», связанных с отказом в выплате денежной компенсации за наем жилого помещения с 27 марта 2013 г. по 30 декабря 2014 г. - отказать.
Судебные расходы связанные с уплатой государственной пошлины за подачу заявления в суд в размере 300 рублей и оплатой услуг представителя отнести на счет административных истцов.
Возвратить ФИО2 излишне уплаченную платежным поручением от 15 декабря 2016 г. № 434 государственную пошлину в размере 3 168 (три тысячи сто шестьдесят восемь) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Северо-Кавказский окружной военный суд, через Севастопольский гарнизонный военный суд, в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Председательствующий П.В. Храменков