ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-132/2021 от 05.04.2021 Красноармейского районного суда (Челябинская область)

Дело № 2а-132/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 апреля 2021 года с. Миасское

Красноармейский районный суд Челябинской области в составе председательствующего судьи Бутаковой О.С.,

при секретаре Валиевой А.А.,

с участием административного ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 10 по Челябинской области к ФИО2 ФИО5 о взыскании задолженности по налогам, пени,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России № 10 по Челябинской области (с учетом уточнений) обратилась в суд с административным иском о взыскании с ФИО1 задолженности по транспортному налогу за 2016 год в размере 44 рубля, за 2017 год в размере 130 рублей, пени в размере 9 рублей 78 копеек.

В обоснование административного иска указано, что административный ответчик является плательщиком, в том транспортного налога. Транспортный налог за 2016, 2017 годы, не уплачены, в связи с чем на сумму недоимки начислены пени.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассматривать дело без его участия в порядке упрощенного (письменного) производства.

Административный ответчик в судебном заседании с иском не согласился, пояснил, что имеет льготы, поэтому полностью освобожден от уплаты всех налогов.

Заслушав пояснения административного ответчика, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 3, подп. 1 п. 1 ст. 23 и ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

В соответствии со ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком.

На основании ст.ст. 356, 357 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно ч. 1, 3 ст. 363 НК РФ сумма налога подлежит уплате не позднее 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В силу положений ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.

Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.

При рассмотрении дела установлено, что по налоговому уведомлению №19762518 от 16 июля 2017 года ФИО1 исчислен, в частности, за 2016 год транспортный налог в размере 867 рублей в отношении транспортного средства ГАЗ 31105, государственный регистрационный знак , который должен быть оплачен до 01 декабря 2017 года (л.д. 24).

По налоговому уведомлению №32444235 от 14 июля 2018 года ФИО1 в срок до 03 декабря 2018 года обязан был уплатить, в том числе, транспортный налог в отношении указанного выше автомобиля за 2016 год в размере 44 рубля (с учетом налоговой льготы в сумме 823 рубля), за 2017 год - в размере 130 рублей (с учетом налоговой льготы в сумме 2470 рублей) (л.д. 29).

Транспортный налог за 2018 год в срок до 02 декабря 2019 года в отношении автомобиля ГАЗ 31105, государственный регистрационный знак административный ответчик должен был оплатить в размере 54 рубля (с учетом налоговой льготы в размере 1029 рублей), в отношении автомобиля ГАЗ 31105, государственный регистрационный знак – в размере 1523 рубля по налоговому уведомлению №77493057 от 23 августа 2019 года (л.д. 27).

В связи с неисполнением ФИО1 в установленный срок обязанности оплатить исчисленные налоги, налоговой инспекцией были выставлены требования №85940 от 19 декабря 2018 года с суммой задолженности в размере 1033 рубля 87 копеек, №121562 от 11 июля 2019 года с суммой задолженности в размере 157 рублей 18 копеек, №60839 от 20 февраля 2020 года с суммой задолженности 2385 рублей 68 копеек и сроком уплаты до 24 марта 2020 года (л.д. 6, 7, 18, 19, 22, 23).

04 июня 2020 года мировым судьей судебного участка №1 Красноармейского района Челябинской области вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 задолженности по налогам и пени в размере 3576 рублей 73 копейки. По заявлению должника определением от 18 июня 2020 года указанный судебный приказ был отменен (л.д. 5). В суд с настоящим административным иском налоговый орган обратился 17 декабря 2020 года, что подтверждается оттиском штампа на почтовом конверте (л.д. 40).

Согласно ч. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (ч. 3 ст. 48 НК РФ).

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 3 п. 3 ст. 48 НК РФ).

В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В обязанность суда входит проверка соблюдения налоговым органом срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом (ч. 6 ст. 289 КАС РФ).

Поскольку в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей (по требованию №60839 от 20 февраля 2020 года), налоговый орган должен был обратиться в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей. Следовательно, обращение к мировому судье 04 июня 2020 года имело место в течение шестимесячного срока со дня истечения срока исполнения (24 марта 2020 года) по указанному выше требованию №60839 от 20 февраля 2020 года.

Учитывая, что судебный приказ о взыскании с ФИО1 испрашиваемой задолженности по пени и налогам, подлежащим уплате налогоплательщиком, отменен 18 июня 2020 года, административный истец обратился в суд с настоящим иском 17 декабря 2020 года, следовательно, шестимесячный срок на обращение в суд также не пропущен.

В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 4 Закона Челябинской области от 28 ноября 2002 года № 114-ЗО «О транспортном налоге», от уплаты налога освобождаются семьи, имеющие детей - инвалидов, а также инвалиды I и II групп.

Как предусмотрено п. 2, 3 указанной выше статьи пенсионеры, а также физические лица, соответствующие условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года, и многодетные семьи, имеющие трех и более детей в возрасте до восемнадцати лет, в собственности которых находятся автомобили легковые с мощностью двигателя до 180 лошадиных сил (до 132,39 кВт) включительно, мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя до 36 лошадиных сил (до 26,47 кВт) включительно, уплачивают налог по ставке 1 рубль с каждой лошадиной силы только в отношении одного транспортного средства.

Лицам, указанным в подпунктах 1 - 4 пункта 1 настоящей статьи, имеющим в собственности транспортные средства, льгота предоставляется в отношении одного транспортного средства с мощностью двигателя до 180 лошадиных сил (до 132,39 кВт) включительно, если транспортное средство признается объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации (кроме снегоходов, мотосаней, катеров, моторных лодок и других водных транспортных средств, яхт и других парусно-моторных судов, гидроциклов, самолетов, вертолетов и иных воздушных судов, имеющих двигатели).

Судом установлено, что ФИО1 является инвалидом 3 группы бессрочно с 25 ноября 2015 года, имеет сына ФИО3, являющегося ребенком-инвалидом, которому инвалидность установлена в период с 01 июня 2016 года, с 01 мая 2019 года.

В силу п. 1 ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах имущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях от 21 марта 1997 года N 5-П, от 28 марта 2000 года N 5-П, от 19 июня 2002 года N 11-П, от 27 мая 2003 года N 9-П, освобождение от уплаты налогов по своей природе льгота, является исключением из вытекающих из Конституции принципов всеобщности и равенства налогообложения, в силу которых каждый обязан платить законно установленный налог с соответствующего объекта налогообложения; льготы всегда носят адресный характер, и их установление относится к исключительной прерогативе законодателя.

Согласно ст. 361.1 НК РФ налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу. Указанные заявление и документы могут быть представлены в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

В случае, если документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, в налоговом органе отсутствуют, в том числе не представлены налогоплательщиком самостоятельно, налоговый орган по информации, указанной в заявлении налогоплательщика о предоставлении налоговой льготы, запрашивает сведения, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, у органов и иных лиц, у которых имеются эти сведения.

По общему правилу, заявление о предоставлении налоговой льготы рассматривается налоговым органом в течение 30 дней со дня его получения.

По результатам рассмотрения заявления о предоставлении налоговой льготы налоговый орган направляет налогоплательщику способом, указанным в этом заявлении, уведомление о предоставлении налоговой льготы либо сообщение об отказе от предоставления налоговой льготы.

В соответствии с п. 2.1. ст. 52 НК РФ перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Согласно ответу Межрайонной ИФНС России №10 по Челябинской области от 31 марта 2021 года, ФИО1 обращался с заявлением о предоставлении льготы 22 июня 2016 года («пенсионер» – льгота на имущество) и 23 июня 2016 года («многодетная семья» – льгота применена за период с 15 апреля 2010 по 27 мая 2015 года, «семья, имеющая ребенка-инвалида» – льгота на транспорт, применена за период с 22 мая 2013 по 31 мая 2016 года). ФИО1 применена льгота на транспортное средство ГАЗ 31105, гос.номер У117ТН96 за 2016 год в размере 823 рубля, за 2017 год – 2470 рублей, за 2018 год – 1523 рубля. Кроме того, применена льгота по налогу на имущество физических лиц (квартира с КН 74:12:1107030:300) за 2017, 2018 годы.

Материалы настоящего дела не содержат сведений о том, что ФИО1 обращался в налоговый период (с 01 июня 2016, 2017 годы) к административному истцу с заявлением о предоставлении налоговой льготы в связи с наличием в семье ребенка-инвалида.

В связи с чем, с учетом представленных административным ответчиком сведений о наличии инвалидности у ФИО3 с 01 июня 2016 года, с 01 мая 2019 года, налоговой инспекцией уменьшен транспортный налог за 2018 год. В связи с тем, что налоговая льгота носит заявительный характер и сведения о ее наличии не были своевременно представлены налогоплательщиком, произвести перерасчет за 2016, 2017 год не представляется возможным.

Таким образом, с учетом изложенного выше, налоговым органом обоснованно заявлены требования о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2016 год в размере 44 рубля (с учетом налоговой льготы в сумме 823 рубля), за 2017 год в размере 130 рублей (с учетом налоговой льготы в сумме 2470 рублей).

Поскольку в установленный срок исчисленный ФИО1 транспортный налог не оплачен, с него подлежат взысканию пени в размере 9,78 рублей:

- в связи с неуплатой транспортного налога за 2016 год за период с 04 декабря 2018 по 18 декабря 2018 года в размере 0,16 рублей (л.д. 16), за период с 19 декабря 2018 по 10 июля 2019 года в размере 2,31 рублей (л.д. 10);

- в связи с неуплатой транспортного налога за 2017 год за период с 04 декабря 2018 по 18 декабря 2018 года в размере 0,49 рублей (л.д. 16), за период с 19 декабря 2018 по 10 июля 2019 года в размере 6,82 рублей (л.д. 10).

Расчет задолженности по пени произведен судом на основании представленного административным истцом расчета, проверен судом, признан арифметически правильным, ответчиком контррасчет не представлен.

На основании ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

В силу подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Исходя из правовой позиции, изложенной в п. 40 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» при разрешении коллизий между указанной нормой права и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно абз. 8 п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ налоговые доходы от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов.

В связи с удовлетворением исковых требований, с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в местный бюджет в размере 400 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 114, 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 10 по Челябинской области удовлетворить.

Взыскать в пользу Межрайонной ИФНС России № 10 по Челябинской области с ФИО2 ФИО6, проживающего по адресу: <адрес>4, задолженность по транспортному налогу за 2016 год в размере 44 рубля, за 2017 год - в размере 130 рублей, пени в размере 9 рублей 78 копеек, а всего 183 рубля 78 копеек.

Взыскать с ФИО2 ФИО7 государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий О.С. Бутакова

Мотивированное решение изготовлено 09 апреля 2021 года

Судья О.С. Бутакова