ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-132/2021 от 24.06.2021 Лаганского районного суда (Республика Калмыкия)

Дело № 2а-132/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 июня 2021 года г.Лагань

Лаганский районный суд Республики Калмыкия в составе

председательствующего судьи - Ангрикова А.В.,

при секретаре судебного заседания - Саранговой Д.С.,

с участием административного истца - Муткаевой А.С.,

представителя административного ответчика - Очировой Г.К.,

с участием заинтересованных лиц директоров:

МКОУ «Многопрофильная гимназия г.Лагани» Анджаевой М.Э., МКОУ «Лаганская средняя общеобразовательная школа № 1 им. И.М. Люлякина» Басанговой И.А., МКОУ «Лаганская средняя общеобразовательная школа № 3 им. Л-Г.Б. Очирова» Мукабеновой Т.М., МКОУ «Лаганская средняя общеобразовательная школа № 4 им. З.Э. Джамбинова» Очирова М.В., МКОУ «Красинская средняя общеобразовательная школа им. Л.И. Манджиева» Нимяева С.С-Г., МКОУ «Северная средняя общеобразовательная школа им. Т.Л-Г. Лиджи-Горяева»Батыровой Г.В., МКОУ «Уланхольская средняя общеобразовательная школа им. Зая-Пандиты»Васкеевой А.В., МКОУ «Джалыковская средняя общеобразовательная школа им. Бембеева Т.О.» Лиджи-Горяевой И.В., МКОУ «Буранинская основная общеобразовательная школа» Дадушевой И.Б., МКУ ДО «Лаганская детско-юношеская спортивная школа им. Анханова В.Г.» Очир-Горяевой С.В., МКУ ДО «Лаганская детская музыкальная школа им. У.Б. Лиджиевой» Куличевой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> муниципального образования Республики Калмыкия о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства в части обеспечения безопасных условий для обучающихся и законодательства об антитеррористической защищенности общеобразовательных учреждений,

установил:

<адрес> Республики Калмыкия обратился в суд с указанным административным исковым заявлением в порядке ст.39 КАС РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц, мотивируя тем, что в мае 2021 года в ходе проверки исполнения законодательства о противодействии терроризму и экстремизму установлено, что в нарушение п.7 ч.1 ст.2, ст.5 Федерального закона №35-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О противодействии терроризму», постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ» МКДОУ «Лаганская детско-юношеская спортивная школа им. Анханова В.Г.», МКОУ «Лаганская средняя общеобразовательная школа им. Люлякина И.М.», МКОУ «Уланхольская средняя общеобразовательная школа им. Зая-Пандиты», МКОУ «Лаганская средняя общеобразовательная школа им. Джамбинова З.Э.», МКОУ «Северная средняя общеобразовательная школа им. Лиджи-Горяева Т.Л-Г.», МКОУ «Красинская средняя общеобразовательная школа им. Л.И. Манджиева», МКОУ «Джалыковская средняя общеобразовательная школа им. Бембеева Т.О.», МКОУ «Лаганская средняя общеобразовательная школа им. Очирова Л-Г.Б.», МКОУ «Многопрофильная гимназия <адрес>», относящиеся к 3 категории опасности, МКОУ «Буранинская основная общеобразовательная школа», МКУ ДО «Лаганская детская музыкальная школа им. Лиджиевой У.Б.», относящиеся к 4 категории опасности, предъявляемым требованиям не соответствует. Административный ответчик является учредителем данных образовательных учреждении. Просит признать незаконным бездействие администрации Лаганского РМО РК в части неустранения нарушений требований п.п. «д» п. 24, п.п. «м» п. 24, п.п. «б» п. 25, п.п. «д» п. 25 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ» в указанных учреждениях, возложить на ответчика исполнение обязанностей, направленных на устранение допущенных нарушений законодательства о противодействии терроризму, обеспечив выделение необходимого дополнительного целевого финансирования в муниципальные казенные учреждения в целях приведения их в соответствие с указанными требованиями.

Ст. помощник прокурора <адрес> Республики Калмыкия Муткаева А.С. в судебном заседании административные исковые требования уточнила и пояснила, что поскольку в настоящее время все вышеназванные учреждения обеспечены ручными металлодетекторами, а МКОУ «Буранинская основная общеобразовательная школа», МКУ ДО «Лаганская детская музыкальная школа им. Лиджиевой У.Б.» оснащены системой наружного освещения, в связи с чем отказалась от требований в части признания незаконными бездействий ответчика по не устранению нарушений требований п.п. «д» п. 25 и п.п. «м» п. 24 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ» в отношении указанных учреждений, в остальной части административный иск поддержала.

Административный ответчик - представитель администрации <адрес> муниципального образования Республики Калмыкия – Очирова Г.К. уточненные административные исковые требования не признала и просила отказать в удовлетворении требований прокурора. Просит в случае удовлетворения административных исковых требований предоставить срок обеспечения выделения финансирования на исполнение требований п.п. «д» п. 24 и п.п. «б» п. 25 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, так как решение вопроса о финансировании антитеррористических мероприятий в системе образования требует значительных бюджетных расходов и проведения конкурсных процедур.

Представители заинтересованных лиц – МКОУ «Многопрофильная гимназия <адрес>» Анджаева М.Э., МКОУ «Лаганская средняя общеобразовательная школа им. И.М. Люлякина» Басангова И.А., МКОУ «Лаганская средняя общеобразовательная школа им. Л-Г.Б. Очирова» Мукабенова Т.М., МКОУ «Лаганская средняя общеобразовательная школа им. З.Э. Джамбинова» Очиров М.В., МКОУ «Красинская средняя общеобразовательная школа им. Л.И. Манджиева» Нимяев С.С-Г., МКОУ «Северная средняя общеобразовательная школа им. Т.Л-<адрес>» Батырова Г.В., МКОУ «Уланхольская средняя общеобразовательная школа им. Зая-Пандиты» Васкеева А.В., МКОУ «Джалыковская средняя общеобразовательная школа им. Бембеева Т.О.» Лиджи-Горяева И.В., МКОУ «Буранинская основная общеобразовательная школа» Дадушева И.Б., МКУ ДО «Лаганская детско-юношеская спортивная школа им. Анханова В.Г.» Очир-Горяева С.В., МКУ ДО «Лаганская детская музыкальная школа им. У.Б. Лиджиевой» Куличева Н.А. в судебном заседании пояснили, что действительно ДД.ММ.ГГГГ из муниципальной казны <адрес> муниципального образования РК им переданы в оперативное управление ручные металлодетекторы, а МКОУ «Буранинская основная общеобразовательная школа», МКУ ДО «Лаганская детская музыкальная школа им. Лиджиевой У.Б.» оснащены системой наружного освещения.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит уточнённые требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.7 ч.1 ст.2 Федерального закона №35-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.

«Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации» (утверждена Президентом Российской Федерации 05.10.2009г.) (далее по тексту - Концепция противодействия терроризму) предусмотрено, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму.

Из содержания ст.5 указанного выше Федерального закона следует, что федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

При этом согласно пункту 1 статьи 5.2 данного Федерального закона органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

В силу п.6.1 ч.1 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района отнесено к вопросам местного значения муниципального района.

Согласно п.7.1 ч.1 ст.16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального округа отнесено к вопросам местного значения муниципального округа.

Согласно пункту 42 Концепции противодействия терроризму расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

На основании пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Пунктом 5 ч.1 ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии с п.2 ч.6 ст.28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно п.8 ч.1 ст.41 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение их безопасности во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий и антитеррористической защищенности являются обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления. При этом действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона "О противодействии терроризму" Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий).

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее – Требования).

Подпунктом "г" пункта 18 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1006 определено, что воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны.

Пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается также посредством организации круглосуточных охранных мероприятий, обеспечения ежедневного обхода и осмотра уязвимых мест и участков объектов (территорий), а также периодической проверки (обхода и осмотра) зданий (строений, сооружений) и территории со складскими и подсобными помещениями (подпункт "е" пункта 20 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N1006).

Согласно подпункту «д» пункта 24 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N1006 в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются мероприятия по оборудованию объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, по оснащению объектов (территорий) системой наружного освещения.

Согласно пунктам 24 и 25 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N1006 в отношении объектов (территорий) четвертой, а также третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляется обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, оснащение объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями.

По смыслу приведенных выше правовых норм охрана образовательных учреждений должна осуществляться круглосуточно путем привлечения сотрудников охранных организаций, а не лицами, не обладающими специальными навыками, не проходившими специальную подготовку, не имеющими спецсредства для охраны и защиты от возможных преступных посягательств, при этом орган местного самоуправления не вправе уклоняться от исполнения обязанности по обеспечению финансирования указанных мероприятий.

С учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения в п.13 указанных Требований установлены категории опасности объектов (территорий), в соответствии с подп «в», «г» которого к объектам (территориям) третьей категории опасности относятся объекты, в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 100 до 800 человек., к объектам четвертой категории опасности относятся объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет менее 100 человек.

Как следует из материалов дела, в мае 2021 года прокуратурой района совместно со специалистом ФГКУ «ОВО ВНГ России по <адрес>» проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму в части соблюдения требований к антитеррористической защищенности объектов образования, в ходе которой установлены следующие нарушения:

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Лаганская детско-юношеская спортивная школа им. Анханова В.Г.» (3 категория) (ИНН 0813005083, адрес: <адрес> «А»):

- не оборудовано системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации (п. 24 п.п. (д) постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ);

- не заключены договоры на физическую охрану с предприятиями, имеющими соответствующую лицензию, пропускной режим осуществляют сторожа (п. 25 п.п. (б) постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ);

- объект не оснащен стационарными или ручными металлоискателями (п. 25 п.п. (д) постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ).

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Лаганская средняя общеобразовательная школа им. Люлякина И.М.» (3 категория) (ИНН 0803002502, адрес <адрес>):- не оборудовано системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации (п. 24 п.п. (д) постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ);

- не заключены договоры на физическую охрану с предприятиями, имеющими соответствующую лицензию, пропускной режим осуществляют сторожа (п. 25 п.п. (б) постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ);

- объект не оснащен стационарными или ручными металлоискателями (п. 25 п.п. (д) постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ).

3. Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Уланхольская средняя общеобразовательная школа им. Зая-Пандиты» (3 категория) (ИНН 0803002615, адрес <адрес>):

- не оборудовано системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации (п. 24 п.п. (д) постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ);

- не заключены договоры на физическую охрану с предприятиями, имеющими соответствующую лицензию, пропускной режим осуществляют сторожа (п. 25 п.п. (б) постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ);

- объект не оснащен стационарными или ручными металлоискателями (п. 25 п.п. (д) постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ).

4. Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Лаганская средняя общеобразовательная школа им. Джамбинова З.Э.» (3 категория) (ИНН 0803002510, адрес <адрес>А):

- не оборудовано системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации (п. 24 п.п. (д) постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ);

- не заключены договоры на физическую охрану с предприятиями, имеющими соответствующую лицензию, пропускной режим осуществляют сторожа (п. 25 п.п. (б) постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ);

- объект не оснащен стационарными или ручными металлоискателями (п. 25 п.п. (д) постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ).

5. Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Северная средняя общеобразовательная школа им. Лиджи-Горяева Т.Л-Г.» (3 категория) (ИНН 0803002654, адрес <адрес>):

- не оборудовано системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации (п. 24 п.п. (д) постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ);

- не заключены договоры на физическую охрану с предприятиями, имеющими соответствующую лицензию, пропускной режим осуществляют сторожа (п. 25 п.п. (б) постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ);

- объект не оснащен стационарными или ручными металлоискателями (п. 25 п.п. (д) постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ);

6. Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Красинская средняя общеобразовательная школа им. Л.И. Манджиева» (3 категория), (ИНН 0803002622, <адрес>):

- не заключены договоры на физическую охрану с предприятиями, имеющими соответствующую лицензию, пропускной режим осуществляют сторожа (п. 25 п.п. (б) постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ);

- объект не оснащен стационарными или ручными металлоискателями (п. 25 п.п. (д) постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ).

7. Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Джалыковская средняя общеобразовательная школа им. Бембеева Т.О.» (3 категория) (ИНН 0803003418, адрес: <адрес>):

- не оборудовано системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации (п. 24 п.п. (д) постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ);

- не заключены договоры на физическую охрану с предприятиями, имеющими соответствующую лицензию, пропускной режим осуществляют сторожа (п. 25 п.п. (б) постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ);

- объект не оснащен стационарными или ручными металлоискателями (п. 25 п.п. (д) постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ).

8. Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Лаганская детская музыкальная школа им. Лиджиевой У.Б.» (4 категория) (ИНН 0803003023, адрес <адрес>):

- объект не оснащён системой наружного освещения. (п. 24 п.п. (м) постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ);

- не оборудовано системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации (п. 24 п.п. (д) постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ).

9. Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Буранинская основная общеобразовательная школа» (4 категория) (ИНН 0803002679, адрес: <адрес>):

- объект не оснащён системой наружного освещения. (п. 24 п.п. (м) постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ);

- не оборудовано системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации (п. 24 п.п. (д) постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ).

10. Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Лаганская средняя общеобразовательная школа им. Очирова Л-Г.Б.» (3 категория) (ИНН 0803002502, адрес <адрес>):

- не оборудовано системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации (п. 24 п.п. (д) постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ);

- не заключены договоры на физическую охрану с предприятиями, имеющими соответствующую лицензию, пропускной режим осуществляют сторожа (п. 25 п.п. (б) постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ);

11. Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение МКОУ «Многопрофильная гимназия <адрес>» (3 категория) (ИНН 0803002492, адрес: <адрес>):

- не оборудовано системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации (п. 24 п.п. (д) постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ);

- не заключены договоры на физическую охрану с предприятиями, имеющими соответствующую лицензию, пропускной режим осуществляют сторожа (п. 25 п.п. (б) постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ);

- объект не оснащен стационарными или ручными металлоискателями (п. 25 п.п. (д) постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ).

Тогда как в соответствии с паспортами безопасности указанных муниципальных учреждений, учредителем которого является администрация <адрес> муниципального образования РК, присвоены третья и четвертая категории опасности, поскольку в случае совершения террористического акта на данных объектах прогнозируемое количество пострадавших может составить от 100 до 800, и до 100 человек.

Данные обстоятельства не оспариваются административным ответчиком.

Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что в настоящее время все вышеназванные учреждения обеспечены ручными металлодетекторами, а МКОУ «Буранинская основная общеобразовательная школа», МКУ ДО «Лаганская детская музыкальная школа им. Лиджиевой У.Б.» оснащены системой наружного освещения, в связи с чем свои исковые требования в указанной части прокурор уточнил и отказался в части признания незаконным бездействий ответчика по не устранению нарушений требований п.п. «д» п. 25 и п.п. «м» п. 24 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» в отношении указанных муниципальных учреждений.

Однако указанные выше фактические обстоятельства свидетельствуют о бездействии административного ответчика в части не устранения нарушений требований п.п. «д» п. 24, п.п. «б» п. 25 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ» и не обеспечения образовательных учреждений надлежащим финансированием.

Согласно п.32 Требований, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, контроль за выполнением требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) осуществляется, в том числе, органами местного самоуправления в виде плановых и внеплановых проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) в целях: а) проверки выполнения на объектах (территориях) требований к их антитеррористической защищенности, а также разработанных в соответствии с ними организационно-распорядительных документов органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий); б) оценки эффективности использования систем обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) и реализации требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий); в) выработки и реализации мер по устранению выявленных в ходе проведения проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) недостатков.

Таким образом, федеральным законодательством прямо предусмотрена обязанность органов местного самоуправления по контролю и принятию мер соответствия объектов учреждений дошкольного и среднего образования требованиям к их террористической защищенности.

При таких обстоятельствах уточнённые требования прокурора являются законными и обоснованными.

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться указание на необходимость устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

В силу ст. 10 КАС РФ административное судопроизводство и исполнение судебных актов по административным делам осуществляются в разумный срок.

Принимая во внимание мнение сторон, суд полагает возможным обязать администрацию <адрес> муниципального образования Республики Калмыкия обеспечить выделение необходимого дополнительного целевого финансирования указанных выше муниципальных учреждений в целях приведения в соответствие с требованиями п.п. «д» п. 24 и п.п. «б» п. 25 Требований в срок до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку, по мнению суда, указанный срок, является разумным и достаточными для решения организационных и финансовых вопросов по настоящему делу.

В силу пп.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ административный ответчик освобожден от судебных расходов по делу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

Уточнённые административные исковые требования прокурора <адрес> Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> муниципального образования Республики Калмыкия о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства в части обеспечения безопасных условий для обучающихся и законодательства об антитеррористической защищенности общеобразовательных учреждений, обеспечив финансированием, - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации <адрес> муниципального образования Республики Калмыкия в части не устранения нарушений требований:

- подпункта «д» пункта 24 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» в МКДОУ «Лаганская детско-юношеская спортивная школа им. Анханова В.Г.», МКОУ «Лаганская средняя общеобразовательная школа им. Люлякина И.М.», МКОУ «Уланхольская средняя общеобразовательная школа им. Зая-Пандиты», МКОУ «Лаганская средняя общеобразовательная школа им. Джамбинова З.Э.», МКОУ «Северная средняя общеобразовательная школа им. Лиджи-Горяева Т.Л-Г.», МКОУ «Красинская средняя общеобразовательная школа им. Л.И. Манджиева», МКОУ «Джалыковская средняя общеобразовательная школа им. Бембеева Т.О.», МКУ ДО «Лаганская детская музыкальная школа им. Лиджиевой У.Б.», МКОУ «Буранинская основная общеобразовательная школа», МКОУ «Лаганская средняя общеобразовательная школа им. Очирова Л-Г.Б.», МКОУ «Многопрофильная гимназия <адрес>»;

- подпункта «б» пункта 25 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» в МКДОУ «Лаганская детско-юношеская спортивная школа им. Анханова В.Г.», МКОУ «Лаганская средняя общеобразовательная школа им. Люлякина И.М.», МКОУ «Уланхольская средняя общеобразовательная школа им. Зая-Пандиты», МКОУ «Лаганская средняя общеобразовательная школа им. Джамбинова З.Э.», МКОУ «Северная средняя общеобразовательная школа им. Лиджи-Горяева Т.Л-Г.», МКОУ «Красинская средняя общеобразовательная школа им. Л.И. Манджиева», МКОУ «Джалыковская средняя общеобразовательная школа им. Бембеева Т.О.», МКОУ «Лаганская средняя общеобразовательная школа им. Очирова Л-Г.Б.», МКОУ «Многопрофильная гимназия <адрес>».

Обязать администрацию <адрес> муниципального образования Республики Калмыкия в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить выделение необходимого дополнительного целевого финансирования в целях приведения в соответствие с требованиями:

- подпункта «д» пункта 24 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» в МКДОУ «Лаганская детско-юношеская спортивная школа им. Анханова В.Г.», МКОУ «Лаганская средняя общеобразовательная школа им. Люлякина И.М.», МКОУ «Уланхольская средняя общеобразовательная школа им. Зая-Пандиты», МКОУ «Лаганская средняя общеобразовательная школа им. Джамбинова З.Э.», МКОУ «Северная средняя общеобразовательная школа им. Лиджи-Горяева Т.Л-Г.», МКОУ «Красинская средняя общеобразовательная школа им. Л.И. Манджиева», МКОУ «Джалыковская средняя общеобразовательная школа им. Бембеева Т.О.», МКУ ДО «Лаганская детская музыкальная школа им. Лиджиевой У.Б.», МКОУ «Буранинская основная общеобразовательная школа», МКОУ «Лаганская средняя общеобразовательная школа им. Очирова Л-Г.Б.», МКОУ «Многопрофильная гимназия <адрес>»;

- подпункта «б» пункта 25 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» в МКДОУ «Лаганская детско-юношеская спортивная школа им. Анханова В.Г.», МКОУ «Лаганская средняя общеобразовательная школа им. Люлякина И.М.», МКОУ «Уланхольская средняя общеобразовательная школа им. Зая-Пандиты», МКОУ «Лаганская средняя общеобразовательная школа им. Джамбинова З.Э.», МКОУ «Северная средняя общеобразовательная школа им. Лиджи-Горяева Т.Л-Г.», МКОУ «Красинская средняя общеобразовательная школа им. Л.И. Манджиева», МКОУ «Джалыковская средняя общеобразовательная школа им. Бембеева Т.О.», МКОУ «Лаганская средняя общеобразовательная школа им. Очирова Л-Г.Б.», МКОУ «Многопрофильная гимназия <адрес>».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия в течение месяца со дня его вынесения через Лаганский районный суд Республики Калмыкия.

Председательствующий <данные изъяты> А.В. Ангриков

<данные изъяты>