Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Бежецкий межрайонный суд Тверской области в составе: председательствующего судьи Костиновой П.С.,
при секретаре судебного заседания Егоровой О.С.,
с участием представителя административного истца помощника Бежецкого межрайонного прокурора Прохоровой М.А.,
представителя административного ответчика администрации Городищенского сельского поселения Бежецкого района Тверской области Морозова В.А.,
представителя заинтересованного лица СПК «Подобино» Спаденюк В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бежецкого межрайонного прокурора к администрации Городищенского сельского поселения Бежецкого района Тверской области о признании незаконным бездействия, выраженного в невыполнении требований Федерального закона от 24.07.2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», обязании провести общие собрания с внесением в повести дня этих собраний вопросов, указанных в пункте 3 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», обеспечить подготовку проекта межевания земельных участков, обеспечить проведение кадастровых работ по образованию земельных участков, предусмотренных утвержденным решением общего собрания проектом межевания земельных участков, составить списки лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными, опубликовать список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации и на своем официальном сайте в сети «Интернет»,
у с т а н о в и л:
Бежецкий межрайонный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Городищенского сельского поселения Бежецкого района Тверской области о признании незаконным бездействия, выраженного в невыполнении требований Федерального закона от 24.07.2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», обязании провести общие собрания с внесением в повести дня этих собраний вопросов, указанных в пункте 3 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», обеспечить подготовку проекта межевания земельных участков, обеспечить проведение кадастровых работ по образованию земельных участков, предусмотренных утвержденным решением общего собрания проектом межевания земельных участков, составить списки лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными, опубликовать список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации и на своем официальном сайте в сети «Интернет», в срок до 01.07.2022 года.
Требования мотивированы тем, что Бежецкой межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Городищенского сельского поселения Бежецкого района, в ходе которой установлено следующее. Земельный участок, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Тверская область, Бежецкий район, Городищенское сельское поселение, СПК «Подобино», кадастровый №, в 1992 году при перераспределении земель передан в коллективную собственность трудовому коллективу совхоза «Подобино» (302 человека). На протяжении многих лет собственники земельных долей не распоряжались ими и не принимали никаких мер по надлежащему использованию находящихся в долевой собственности земель сельскохозяйственного назначения. Приводя положения ст. 11 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 3 ст. 19.1, ст. 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», указал, что в ходе проверки установлено, что в нарушение требований указанного законодательства администрацией Городищенского сельского поселения в срок до 1 июля 2013 года не была исполнена обязанность по проведению общих собраний с внесением в повестки дня этих собраний вопросов, указанных в пункте 3 статьи 14 указанного Федерального закона, не обеспечена подготовка проекта межевания земельных участков, не обеспечено проведение кадастровых работ по образованию земельных участков, предусмотренных утвержденным решением общего собрания проектом межевания земельных участков.
Кроме того, администрацией Городищенского сельского поселения в нарушение требований ч. 3 ст. 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», не составлены списки лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными, не опубликован список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации и на своем официальном сайте в сети «Интернет». Из результатов проведенной контрольной проверки, информации, предоставленной главой администрации Городищенского сельского поселения, несмотря на внесенное 10.01.2022 представление об устранении указанных нарушений законодательства, следует, что до настоящего времени на территории муниципального образования не выполнены требования Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», что свидетельствует о бездействии органа местного самоуправления. Прокурор в силу статьи 39 КАС РФ вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Административное исковое заявление предъявляется в интересах неопределенного круга лиц, так как точный круг лиц, права и интересы которых нарушаются в настоящее время, и будут нарушаться в будущем, привлечь их в качестве истцов, указать в решении суда, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого при разрешении дела, представляется невозможным.
Определением судьи от 25.02.2022 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен СПК «Подобино».
В судебном заседании помощник Бежецкого межрайонного прокурора Прохорова М.А. заявленные требования поддержала, просила удовлетворить их в полном объеме. Уточнила административные исковые требования в части предоставления срока для выполнения требований закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, полагая необходимым установить его до 01.09.2022 года.
Представитель административного ответчика администрации Городищенского сельского поселения Бежецкого района Тверской области Морозов В.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований в части обеспечения подготовки проекта межевания земельных участков, обеспечения проведения кадастровых работ по образованию земельных участков, ссылаясь на отсутствие у администрации надлежащего финансирования. При этом указал, что каких-либо дополнительных источников финансирования для выполнения требований закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения в этой части у администрации не имеется, доли земельного участка с кадастровым номером № муниципалитету не принадлежат, в связи с чем, финансовая помощь оказана не будет. Также пояснил, что все невостребованные земли длительное время обрабатываются СПК «Подобино» и используются надлежащим образом по назначению для выращивания сельскохозяйственной продукции. На предприятии работает около 80 человек, при оформлении и продаже невостребованных земель они останутся без работы, будет нарушена работа ЖКХ д. Подобино, в которой проживает 350 человек. Кроме того, выразил несогласие с предложенным прокурором сроком для выполнения требований закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, ссылаясь на необходимость достаточно длительного периода времени для исполнения каждого из указанных в иске мероприятий в соответствии с Федеральным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
Представитель заинтересованного лица СПК «Подобино» Спаденюк В.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных административных требований, полагая необходимым оставить спорный земельный участок в хозяйстве СПК «Подобино», работниками которого осуществляется надлежащие обработка и использование земли по назначению.
Представитель заинтересованного лица администрации Бежецкого района Тверской области в судебное заседание не явился, о его дате, времени и месте извещен надлежащим образом, представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, разрешение вопроса относительно предмета спора оставляет на усмотрение суда.
Выслушав помощника Бежецкого межрайонного прокурора, представителей административного ответчика, заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения, в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения.
Федеральный закон от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения – сделки, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной и муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную и муниципальную собственность.
В соответствии с требованиями ч. 3 ст. 19.1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», если до 1 июля 2012 года участники долевой собственности не приняли решение об утверждении проекта межевания земельных участков или не зарегистрировали свое право собственности на земельный участок, находящийся в долевой собственности, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения данного земельного участка до 1 июля 2013 года обязан: провести общие собрания с внесением в повестки дня этих coбpaний вопросов, указанных в пункте 3 статьи 14 указанного Федерального закона; обеспечить подготовку проекта межевания земельных участков; обеспечить проведение кадастровых работ по образованию земельных участков, предусмотренных утвержденным решением общего собрания проектом межевания земельных участков.
В силу ч. 1 ст. 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» Невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте.
Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (часть 2 ст. 12.1 указанного Федерального закона).
В соответствии с требованиями ч. 3 ст. 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 настоящей статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи (далее в целях настоящей статьи - список невостребованных земельных долей).
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.
Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общем у собранию участников долевой собственности (ч. 5 ст. ст. 12.1 вышеуказанного Федерального закона).
Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей (ч. 6 ст. 12.1 вышеуказанного Федерального закона).
С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно (ч. 7 ст. 12.1 вышеуказанного Федерального закона).
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.
Пунктом 3 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предусмотрено, что участники долевой собственности на общем собрании могут принять решения: 1) о предложениях относительно проекта межевания земельных участков; 2) об утверждении проекта межевания земельных участков, в том числе если такой проект содержит сведения о земельных участках, выделяемых в счет земельной доли или земельных долей, находящихся в муниципальной собственности; 3) об утверждении перечня собственников земельных участков, образуемых в соответствии с проектом межевания земельных участков; 4) об утверждении размеров долей в праве общей собственности на земельные участки, образуемые в соответствии с проектом межевания земельных участков; 5) об утверждении списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными; 6) о лице, уполномоченном от имени участников долевой собственности без доверенности действовать при согласовании местоположения границ земельных участков, одновременно являющихся границей земельного участка, находящегося в долевой собственности, при обращении с заявлениями о проведении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в отношении земельного участка, находящегося в долевой собственности, и образуемых из него земельных участков, а также заключать договоры аренды данного земельного участка, соглашения об установлении сервитута, об осуществлении публичного сервитута в отношении данного земельного участка или соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (далее - уполномоченное общим собранием лицо), в том числе об объеме и о сроках таких полномочий; 7) об условиях договора аренды земельного участка, находящегося в долевой собственности; 8) об условиях установления частного сервитута в отношении земельного участка, находящегося в долевой собственности; 9) об утверждении расчета размера долей в праве общей собственности на земельный участок в целях их выражения единым способом, если ранее данные доли были выражены разными способами; 10) о заключении соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, об отказе заключить соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд либо о предложениях об изменении условий соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что земельный участок, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Тверская область, Бежецкий район, Городищенское сельское поселение, СПК «Подобино», с кадастровым номером №, площадью 14077443 кв.м. имеет статус «актуальный, ранее учтенный», категорию земли – из земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Общим собранием трудового коллектива совхоза «Подобино» Бежецкого района Тверской области от 25 февраля 1992 года было принято решение о реорганизации и образовании на базе совхоза товарищества с ограниченной ответственностью с коллективно-долевой формой собственности на землю. Протоколом №1 общего собрания трудового коллектива утвержден список лиц, имеющих право на получение в собственность бесплатного земельного пая.
Распоряжением главы администрации г. Бежецка и Бежецкого района Тверской области от 10.04.1992 года на основании материалов внутрихозяйственной оценки земель, проведенной в 1991-1992 годах, постановлено отменить установленную ранее распоряжением главы администрации от 24.01.2992 года №40 среднерайонную норму бесплатной передачи земли в собственность и установить ее с учетом качества земель в количестве 198 баллогектаров для сельскохозяйственных угодий, 166 баллогектаров для пашни.
Решением общего собрания коллектива от 05 декабря 1992 года утверждены Устав ТОО совхоз «Подобино», учредительный договор.
На основании распоряжения администрации г. Бежецка и Бежецкого района Тверской области от 11 ноября 1993 года №611-1 ТОО «Подобино» 22 июля 1994 года выдано свидетельство на право собственности на землю на земельный участок общей площадью 1574 га с кадастровым номером ТВ-02-00-018 в составе земель сельскохозяйственного назначения, используемый для ведения товарного сельскохозяйственного производства.
Согласно реестровому делу в отношении земельного участка, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Тверская область, Бежецкий район, Городищенское сельское поселение, СПК «Подобино», кадастровый №, на основании распоряжения администрации <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ДД.ММ.ГГГГ свидетельства на право собственности на землю выданы, в том числе ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20
Как следует из выписок из ЕГРН от 07.12.2021, 01.03.2022 правообладателями указанного земельного участка на праве общей долевой собственности значатся ФИО21 (5,2 га), ФИО22 (26000/15880000 доли), ФИО23 (26000/15880000 доли). Сведений об иных собственниках земельных долей, зарегистрировавших свое право собственности в установленном законом порядке, не имеется.
Решением Совета депутатов Городищенского сельского поселения от 19.10.2021 №63 внесены изменения в Устав Городищенского сельского поселения Бежецкого района Тверской области, в частности согласно п. 3 ст. 8 Устава к вопросам местного значения относится, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения (п. 1.1 Решения от 19.10.2021 №63).
В соответствии с п. 2 ст. 28 Устава к компетенции Совета депутатов поселения относится принятие местных программ использования и охраны земель (п. 1.9 Решения от 19.10.2021 №63).
Как следует из п.п. 1, 2, 3 ст. 21 Устава для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, обсуждения вопросов внесения инициативных проектов и их рассмотрения, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории поселения могут проводиться собрания граждан. Собрание граждан проводится по инициативе населения, Совета депутатов поселения, Главы поселения, в случаях, предусмотренных уставом территориального общественного самоуправления. Собрание граждан вправе обсуждать, в том числе вопросы использования земельных ресурсов общего пользования (п. 1.7 Решения от 19.10.2021 №63).
Согласно ответу на запрос главы администрации Городищенского сельского поселения Бежецкого района от 04.03.2022 №49 список невостребованных земельных долей составляется в настоящее время, указанный список в средствах массовой информации не опубликовывался, обязанность по проведению общего собрания не исполнена, подготовка проекта межевания земельных участков и проведение кадастровых работ не обеспечены. Все невостребованные земли 90 лет обрабатываются СПК «Подобино» и используются надлежащим образом по назначению для выращивания сельскохозяйственной продукции. На предприятии работает около 80 человек, при оформлении и продаже невостребованных земель они останутся без работы, будет нарушена работа ЖКХ д. Подобино, в которой проживает 350 человек.
Как установлено в ходе прокурорской проверки, большая часть собственников долей вышеуказанного земельного участка не распоряжались ими и не принимали никаких мер по надлежащему использованию находящихся в долевой собственности земель сельскохозяйственного назначения, при этом в нарушение требований Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» администрацией Городищенского сельского поселения в срок до 1 июля 2013 года не исполнена обязанность по проведению общих собраний с внесением в повестки дня этих собраний вопросов, указанных в пункте 3 статьи 14 указанного Федерального закона, не обеспечена подготовка проекта межевания земельных участков, не обеспечено проведение кадастровых работ по образованию земельных участков, предусмотренных утвержденным решением общего собрания проектом межевания земельных участков. Также администрацией сельского поселения в нарушение требований ч. 3 ст. 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не составлены списки лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными, не опубликован список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации и на своем официальном сайте в сети «Интернет».
В связи с чем, 10.01.2022 заместителем Бежецкого межрайонного прокурора в адрес администрации Городищенского сельского поселения Бежецкого района Тверской области внесено представление об устранении вышеуказанных нарушений требований законодательства об обороте земель сельскохозяйственного назначения с указанием на то, что эти нарушения явились следствием неисполнения возложенных на ответственных должностных лиц администрации Городищенского сельского поселения Бежецкого района трудовых обязанностей, за что положениями ст. 192 Трудового кодекса РФ предусмотрена дисциплинарная ответственность в виде замечания, выговора, увольнения. Администрации Городищенского сельского поселения Бежецкого района рекомендовано рассмотреть настоящее представление, принять конкретные меры к устранению указанных в представлении нарушений федерального законодательства, причин и условий им способствующих.
Как следует из сообщения главы администрации Городищенского сельского поселения Бежецкого района от 09.02.2022 №28 представление прокурора было рассмотрено, в настоящее время составляются списки лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными. Проведена служебная проверка, по результатам которой лицо, ответственное за нарушения законодательства об обороте земель сельскохозяйственного назначения в соответствии со ст. 192 Трудового кодекса РФ привлечено к дисциплинарной ответственности.
Распоряжением главы администрации Городищенского сельского поселения Бежецкого района от 09.02.2022 №8к подтверждается, что в связи с неисполнением администрацией обязанности в срок до 01.07.2013 года по проведению общего собрания с внесением в повестки дня этих собраний вопросов, указанных в п. 3 ст. 14 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», не обеспечением подготовки межевания земельных участков, не обеспечением проведения кадастровых работ по образованию земельных участков, предусмотренных утвержденным решением общего собрания проектом межевания земельных участков, главному специалисту администрации ФИО24 объявлено замечание.
Между тем, учитывая внесенное 10.01.2022 представление прокурора об устранении указанных нарушений законодательства, до настоящего времени административным ответчиком не выполнены требования Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», что свидетельствует о бездействии органа местного самоуправления.
Согласно пункту 5 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в частной собственности и принадлежащих нескольким собственникам, осуществляется по соглашению между ними об образовании земельного участка, за исключением выдела земельных участков в счет доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Наличие в пределах территории муниципального образования Городищенского сельского поселения неучтенной, невостребованной доли земли сельскохозяйственного назначения нарушает основные принципы земельного законодательства Российской Федерации, основанные на сохранении целевого использования земельных участков, а также особенностей порядка их предоставления физическим лицам, юридическим лицам, определяющих условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.
Доводы представителя ответчика об отсутствии у администрации сельского поселения надлежащего финансирования для обеспечения подготовки проекта межевания земельных участков, обеспечения проведения кадастровых работ по образованию земельных участков не являются основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований, поскольку именно на орган местного самоуправления поселения или городского округа в силу ч. 3 ст. 19.1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» возложена обязанность по проведению указанных действий в случае, если до 1 июля 2012 года участники долевой собственности не приняли решение об утверждении проекта межевания земельных участков или не зарегистрировали свое право собственности на земельный участок, находящийся в долевой собственности.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Учитывая, что допущенные ответчиком нарушения в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения приводят к невозможности в полном объеме реализовывать требования земельного законодательства, что является недопустимым и требует устранения, суд признает исковые требования прокурора в части признания незаконным бездействия ответчика, выраженного в невыполнении требований Федерального закона от 24.07.2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», обязания провести общие собрания с внесением в повести дня этих собраний вопросов, указанных в пункте 3 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», обеспечить подготовку проекта межевания земельных участков, обеспечить проведение кадастровых работ по образованию земельных участков, предусмотренных утвержденным решением общего собрания проектом межевания земельных участков, составить списки лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными, опубликовать список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Вместе с тем, возлагая на ответчика обязанность по принятию соответствующих мер, суд исходит из следующего.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
При этом данное положение гражданского процессуального законодательства направлено на исполнение решения суда, имеющего значение для большого круга лиц, в связи с чем, указанные в решении требования должны быть совершены в разумный срок.
Принимая во внимание вышеизложенное, объем мероприятий, необходимых для исполнения в целях устранения выявленных нарушений законодательства об обороте земель сельскохозяйственного назначения, учитывая принцип разумности, обеспечивая соблюдение баланса интересов сторон, суд полагает целесообразным установить срок для их исполнения до 31.12.2022 года.
Кроме того, ответчик в соответствии со ст. 203 ГПК РФ при возникновении объективных причин невозможности исполнения судебного акта в установленный срок вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, представив доказательства в обоснование соответствующих доводов, обосновывающих необходимость отсрочки.
При таких обстоятельствах заявленные административные исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
административные исковые требования Бежецкого межрайонного прокурора к администрации Городищенского сельского поселения Бежецкого района Тверской области удовлетворить частично.
Признать бездействие администрации Городищенского сельского поселения Бежецкого района Тверской области, выраженное в невыполнении требований Федерального закона от 24.07.2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», незаконным.
Обязать администрацию Городищенского сельского поселения Бежецкого района Тверской области в срок до 31 декабря 2022 года:
- провести общие собрания с внесением в повести дня этих собраний вопросов, указанных в пункте 3 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»,
- обеспечить подготовку проекта межевания земельных участков,
- обеспечить проведение кадастровых работ по образованию земельных участков, предусмотренных утвержденным решением общего собрания проектом межевания земельных участков,
- составить списки лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными,
- опубликовать список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации и на своем официальном сайте в сети «Интернет».
В удовлетворении заявленных административных исковых требований в остальной части отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Тверской областной суд с подачей жалобы через Бежецкий межрайонный суд Тверской области.
Решение в окончательной форме принято 25 марта 2022 года.
Председательствующий П.С. Костинова
1версия для печатиДело № 2а-132/2022 ~ М-73/2022 (Решения)