Дело № 2а-132/2022 Копия
УИД №74RS0010-01-2022-000081-94
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Агаповка 28 марта 2022 года
Агаповский районный суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Латыповой Т.А.,
при секретаре Юрьевой Ю.В.
с участием административного истца Садреевой К.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Садреевой К.Ф. к администрации Агаповского сельского поселения Агаповского муниципального района Челябинской области о признании постановления незаконным,
У С Т А Н О В И Л:
Садреева К.Ф. обратилась в суд с административным иском к администрации Агаповского сельского поселения Агаповского муниципального района Челябинской области о признании незаконным постановления № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе семье в признании, нуждающейся в жилом помещении» незаконным по п.п.2 п.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ на основании решения жилищной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности поставить семью Садреевых на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. В обосновании иска ссылается на то, что не согласна с указанным постановлением, поскольку оно не соответствует законодательству и нарушает права и законные интересы семьи Садреевой, лишает возможности на участие в программах Челябинской области.
Административный истец Садреева К.Ф. в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске, просила суд их удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации Агаповского сельского поселения Агаповского муниципального района Челябинской области о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя административного ответчика.
Заслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что требования административного истца Садреевой К.Ф. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 утверждена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», входящая в состав Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы». Подпрограмма предусматривает разработку и утверждение программ субъектов Российской Федерации, включающих в себя программы муниципальных образований.
Реализация федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы осуществлялась в 2015 - 2017 годах в рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" и стала одним из основных структурных элементов государственной жилищной политики, направленных на продолжение реализации мероприятий по улучшению ситуации в жилищной сфере (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1710).
Федеральная целевая программа "Жилище" включает в себя мероприятия по двум направлениям:
оказание государственной поддержки гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в рамках мероприятий по выполнению государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, обеспечению жильем молодых семей и обеспечению жильем отдельных категорий граждан на основании решений Президента Российской Федерации и решений Правительства Российской Федерации;
создание условий для развития рынка доступного и комфортного жилья эконом класса, сдерживания роста цен на жилье, увеличения объемов ввода жилья и развития строительной отрасли в рамках мероприятий по поддержке программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации.
С 1 января 2018 года мероприятия федеральной целевой программы "Жилище" интегрируются в состав государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее - Программа) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2017 года N 1243 "О реализации мероприятий федеральных целевых программ, интегрируемых в отдельные государственные программы Российской Федерации", и их реализация будет осуществляться с учетом настоящих особенностей (абзац введен Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1710).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Согласно части 2 статьи 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Для принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях (далее - учет) гражданин и члены его семьи представляют в уполномоченный орган: заявление о принятии на учет, подписанное всеми совершеннолетними членами семьи; паспорт или иные документы, удостоверяющие личность и подтверждающие гражданство Российской Федерации заявителя и членов его семьи; документы, содержащие сведения о составе семьи и степени родства; документы, подтверждающие проживание заявителя и членов его семьи; документы, содержащие сведения о месте жительства заявителя и членов его семьи; документы, содержащие сведения об обеспеченности жилыми помещениями; документы, содержащие сведения о доходах заявителя и членов его семьи за двенадцать месяцев, предшествующих обращению для принятия на учет; документы, содержащие сведения о стоимости находящегося в собственности заявителя и членов его семьи имущества, подлежащего налогообложению; документы, подтверждающие право гражданина на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди (для граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма вне очереди) и(или) на предоставление жилого помещения по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления площади жилого помещения; документы о техническом состоянии жилого помещения (для граждан, занимающих непригодное для проживания жилое помещение).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска, суд пришёл к выводу о законности отказа администрации Агаповского сельского поселения Агаповского муниципального района Челябинской области в принятии Садреевой К.Ф. и членов ее семьи на учет, нуждающихся в жилых помещениях, так как жилищная обеспеченность административного истца и членов его семьи превышает учетную норму
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Садреев А.З. и Садреева (ранее Юмадилова) К.Ф. вступили в брак, что подтверждается свидетельством о заключении брака. Брак прекращен ДД.ММ.ГГГГ на основании решения мирового судьи судебного участка №6 Курчатовского района г.Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6,56).
От совместной жизни у Садреева А.З. и Садреевой К.Ф. родился ребёнок: сын ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., что подтверждается свидетельством о его рождении (л.д. 33).
ДД.ММ.ГГГГ Садреева К.Ф. обратилась в администрацию Агаповского сельского поселения Агаповского муниципального района с заявлением о постановке её семьи в количестве 6 человек на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д.25).
На момент подачи заявления о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий истец Садреева К.Ф. и её несовершеннолетний ребёнок ФИО1 зарегистрированы по адресу: <адрес>. Также в жилом помещении зарегистрированы: ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 (л.д.51-57 ).
Общая площадь жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> составляет 112,8 кв.м. Данное жилое помещение принадлежит на праве общей долевой собственности ФИО6, ФИО7, ФИО8 по 1/3 доли у каждого на основании договора № безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ.
На момент передачи жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, истец Садреева К.Ф. с ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована в жилом помещении по адресу: <адрес>, однако от участия в договоре безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан, отказалась, следовательно, добровольно отказалась от своего права по оформлению права общей долевой собственности на себя, что не было оспорено истцом в судебном заседании.
Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ Совета депутатов Агаповского сельского поселения Агаповского муниципального района <адрес> (с учетом изменений, внесенных решением жилищной комиссии при администрации Агаповского сельского поселения Агаповского муниципального района Челябинской области № от ДД.ММ.ГГГГ) при принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях на территории Агаповского сельского поселения установлена учетная норма в количестве 14 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.
Несовершеннолетний сын административного истца в собственности жилых помещений не имеет, права на проживание (пользование) в муниципальном (государственном) жилье у него нет.
В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами вводится регистрационный учет; граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Регистрация граждан Российской Федерации, введенная Законом РФ от 25 июня 1993 года «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», в её конституционно – правовом смысле является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Условия реализации права на жилище, включая порядок признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, предусматривают определенные организационно – учетные правила, в том числе условие о наличие у гражданина регистрации по месту жительства, поскольку оно направлено на обеспечение справедливого распределения жилья, на предотвращение возможных злоупотреблений со стороны граждан, обращающихся с заявлениями о постановке на учет по улучшению жилищных условий, и органов управления муниципальным жильем, а также на защиту прав и законных интересов собственников жилого фонда, иных граждан.
Постановлением администрации Агаповского сельского поселения Агаповского муниципального района Челябинской области № от ДД.ММ.ГГГГ семье ФИО2 отказано в признании нуждающейся в жилом помещении, для участия в программах Агаповского муниципального района в соответствии с п.п.2 п.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ и решения жилищной комиссии № при администрации Агаповского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11).
Согласно выписке из протокола № заседания жилищной комиссии администрации Агаповского сельского поселения Агаповского муниципального района Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ было принято решение об отказе в постановке на учет семьи Садреевой в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании п.п. 2 п.1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, так как семья Садреевых зарегистрирована в жилом помещении по адресу: <адрес> составляет 112,8 кв.м., сособственниками которого являются ФИО6, ФИО7, ФИО8, общая площадь жилого помещения 112,8 кв.м., зарегистрировано 6 человек. Уровень обеспеченности общей площадью помещения на одного человека составляет 18,8 кв.м., что более учетной нормы на одного члена семьи.
Согласно выписке из протокола № заседания жилищной комиссии администрации Агаповского сельского поселения Агаповского муниципального района Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ было принято решение об отказе в постановке на учет семьи Садреевой в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании п.п. 2 п.1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, так как семья Садреевых зарегистрирована в жилом помещении по адресу: <адрес> составляет 112,8 кв.м., сособственниками которого являются ФИО6, ФИО7, ФИО8, общая площадь жилого помещения 112,8 кв.м., зарегистрировано 6 человек. Уровень обеспеченности общей площадью помещения на одного человека составляет 18,8 кв.м., что более учетной нормы на одного члена семьи (л.д.12).
В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами вводится регистрационный учет; граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Регистрация граждан Российской Федерации, введенная Законом РФ от 25 июня 1993 года «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», в её конституционно – правовом смысле является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Условия реализации права на жилище, включая порядок признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, предусматривают определенные организационно – учетные правила, в том числе условие о наличие у гражданина регистрации по месту жительства, поскольку оно направлено на обеспечение справедливого распределения жилья, на предотвращение возможных злоупотреблений со стороны граждан, обращающихся с заявлениями о постановке на учет по улучшению жилищных условий, и органов управления муниципальным жильем, а также на защиту прав и законных интересов собственников жилого фонда, иных граждан.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что истец обеспечен жилым помещением более учетной нормы, в связи с чем правовых оснований для удовлетворения иска об обязании поставить на жилищный учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не имеется.
Доводы истца о том, что собственники квартиры не являются членами одной семьи и жилищную обеспеченность надлежит исчислять исходя из доли жилого помещения самого истца, подлежат отклонению как основанные на неправильном понимании норм материального права.
Согласно п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, исходя из следующего: членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие).
Родство является длящимся юридическим фактом и означает семейно-правовое состояние (свойство) лица, основанное на происхождении одного лица от другого или нескольких лиц от общего предка.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разрешая споры, связанные с признанием лица членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, судам необходимо учитывать, что круг лиц, являющихся членами семьи нанимателя, определен частью 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, к ним относятся: а) супруг, а также дети и родители данного нанимателя, проживающие совместно с ним; б) другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.
К другим родственникам при этом могут быть отнесены любые родственники как самого нанимателя, так и членов его семьи независимо от степени родства как по восходящей, так и нисходящей линии.
Садреева К.Ф. является дочерью ФИО10 и ФИО11, а также родной сестрой ФИО12, сын истца является внуком ФИО10 и ФИО11 и соответственно племенником ФИО12, указанные лица были вселены в спорную квартиру, в качестве членов семьи нанимателя жилого помещения, с регистрационного учета по указанному адресу не снимались. При этом истец добровольно отказалась от участия в договоре безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан № от ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из положений ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для постановки истца и членов семьи истца на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, оснований для удовлетворения административных исковых требований Садреевой К.Ф.
Руководствуясь ст. ст.175-180, 227 КАС Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административных исковых требований Садреевой К.Ф. к администрации Агаповского сельского поселения Агаповского муниципального района Челябинской области о признании постановления № от ДД.ММ.ГГГГ администрации Агаповского сельского поселения Агаповского муниципального района Челябинской области «Об отказе семье Садреевой К.Ф. в признании, нуждающейся в жилом помещении, для участия в программах Агаповского муниципального района» незаконным, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление Садреевой К.Ф. в признании нуждающейся в жилом помещении, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Челябинского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в мотивированной форме путем подачи жалобы через Агаповский районный суд.
Председательствующий: (подпись)
Мотивированное решение изготовлено 06 апреля 2022 года
«Копия верна» Судья:
Секретарь:
Подлинник документа находится в деле № 2а-132/2022
Агаповского районного суда Челябинской области