ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1330/19 от 10.10.2019 Лужского городского суда (Ленинградская область)

город Луга 10 октября 2019 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

административное дело №2а-1330/2019

Лужский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Кушнеровой К.А.

при секретаре Парусовой Н.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Лужского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Осьминское сельское поселение» Лужского района Ленинградской области о признании незаконным бездействия по не проведению инвентаризации земель поселения, обязании провести инвентаризацию земель поселения в течение одного года после вступления в силу решения суда, обязании сообщить об исполнении решения административному истцу,

УСТАНОВИЛ:

Лужский городской прокурор (далее – административный истец), действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации МО «Осьминское сельское поселение» Лужского района Ленинградской области о признании незаконным бездействия по не проведению инвентаризации земель поселения, обязании провести инвентаризацию земель поселения в течение одного года после вступления в силу решения суда, обязании сообщить об исполнении решения административному истцу в течение одного месяца после наступления срока его исполнения (л.д.3-5).

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что во исполнение задания прокуратуры Ленинградской области от 19.02.2019 года №7-42-2019, была про­ведена проверка исполнения орга­нами местного самоуправления законода­тельства в сфере землепользова­ния. В соответствии со ст. 11 Земельного кодекса РФ, к полномочиям ор­ганов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, раз­работка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осу­ществляются управление и распоряжение земельными участками, находя­щимися в муниципальной собственности. Для выявления неиспользуемых, нерационально используемых или используемых не по целевому назначе­нию и не в соответствии с разрешенным использованием земельных участ­ков, других характеристик земель проводится инвентаризация земель. Ин­вентаризация земель предусматривает проведение комплекса мероприятий, направленных на выявление и уточнение данных о земельных участках в целях их учёта. Так, в ходе проверки установлено, что администрацией МО «Осьминское сельское поселение» в нарушение требований феде­рального законодательства, инвентаризация земель поселения не прове­дена, что является недопустимым, поскольку не исполнение названных требований законодательства не позволяет вернуть и изъять в муници­пальную собственность земельные участки, неиспользуемые, используе­мые не по целевому назначению, и не в соответствии с разрешенным ис­пользованием земельных участков, для их дальнейшего эффективного ис­пользования. В связи с выявленными Лужской городской прокуратурой нарушениями, в адрес главы администрации МО «Осьминское сельское по­селение» 13.03.2018 года было вынесено представление об устранении нару­шений требований федерального законодательства, по результатам рассмот­рения которого администрацией поселения не было принято дей­ственных мер, направленных на проведение инвентаризации земель посе­ления, т.е. законные требования прокурора, изложенные в представлении об устранении нарушений требований федерального законодательства не исполнены. Бездействие админист­рации поселения в непринятии мер по проведению инвентаризации земельных участков и неисполнение закон­ных требований прокурора, нарушает права неопределенного круга лиц на приобретение в установленном законом порядке свободных земельных участков на территории поселения, что является недопустимым.

В ходе судебного разбирательства Лужский городской прокурор в лице помощника – Моисеевой О.В., заявленные требования поддержал по осно­ва­ниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Административный ответчик – администрация МО «Осьминское сельское поселение» Лужского муниципального района Ленинградской об­ласти, в судебное заседание представителя не направила, представала заявление, подписанное и.о. главы администрации МО «Осьминское сельское поселение» Пановой Е.А. о признании тре­бований в полном объеме (л.д.79).

С учетом изложенного, руководствуясь ст.150 КАС РФ, в связи с тем, что лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, не сообщили суду о причинах неявки, не ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия, не ходатайствовали об отложении судебного заседания, суд определил о рассмотрении дела при данной явке.

Установив юридически значимые обстоятельства, выслушав помощника прокурора, огласив письменные материалы дела и дав оценку собранным по делу доказательствам в их совокупности по своему внутреннему убеж­дению, основанному на их всестороннем, полном, объективном и непо­средственном исследовании, суд находит иск подлежащим удовлетворе­нию.

В соответствии со ст.15 Конституции Российской Федерации органы го­су­дарственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Рос­сийской Федерации и законы.

В соответствии с п.п.20 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об об­щих принципах организации местного самоуправления в Российской Феде­рации» органы местного самоуправления поселения вправе решать иные во­просы, не отнесенные к компетенции органов мест­ного самоуправления дру­гих муниципальных образований, органов госу­дарственной власти и не ис­ключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъек­тов Российской Федерации, в том числе, о ре­зервировании земель и изъятии земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществлении муниципального земельного контроля в границах поселения.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об об­щих принципах организации местного самоуправления в Россий­ской Феде­рации», правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международ­ные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федера­ции, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный за­кон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряже­ния Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), за­коны и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федера­ции, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Так, в силу ст. 13 Федерального закона Российской Федерации от 18.06.2001 г. № 78-ФЗ «О землеустройстве» инвентаризация земель прово­дится для выявления неиспользуемых, нерационально используемых или используемых не по целевому назначению и не в соответствии с разре­шенным использованием земельных участков, других характеристик зе­мель. Положениями указанной статьи закреплены две основные цели ин­вентаризации земель: - уточнение или установление местоположения объ­ектов землеустройства, их границ (без закрепления на местности); - выяв­ление неиспользуемых, нерационально используемых или используемых не по целевому назначению и не в соответствии с разрешенным использо­ванием земельных участков, других характеристик земель.

Таким образом, инвентаризация земель может проводиться: на террито­рии Российской Федерации; на территориях субъектов Российской Феде­рации; на территориях муниципальных образований; на территориях дру­гих административно-территориальных образований; на землях отдельных категорий; в территориальных зонах, в которых существует угроза возник­новения процессов, оказывающих негативное воздействие на состояние земель, в отношении групп земельных участков или на отдельных земель­ных участках.

Роскомземом во исполнение Постановления Правительства РФ от 12.07.1993 N 659 (ред. от 27.12.1994) «О проведении инвентаризации зе­мель для определения возможности их предоставления гражданам» был издан Приказ от 02.08.1993 N 38 «О проведении инвентаризации земель». Данным Приказом была утверждена форма акта проведения инвентариза­ции земель. На сегодняшний день правовое обеспечение инвентаризации земель регулируется Федеральным законом Российской Федерации от 18.06.2001 г. № 78-ФЗ «О землеустройстве», Приказом Роскомзема от 02.08.1993 N 38, а также актами субъектов РФ, которые с учетом местных особенностей конкретизируют содержание работ по инвентаризации зе­мель и устанавливают очередность их проведения.

В ходе инвентаризации земель устанавливаются их местоположение, площадь, качественное состояние, а также причины, приведшие к выяв­ленным изменениям состояния земель. При проведении инвентаризации также выявляются: - соответствие документов, удостоверяющих права юридических лиц на землю, фактически используемым земельным участ­кам; - неиспользуемые либо используемые не по целевому назначению зе­мельные участки; - нарушенные и отработанные земли, подлежащие ре­культивации; - земли лесного фонда, не покрытые лесом, а также покры­тые кустарником, малоценными лесными породами, расположенные за пределами пригородных зеленых зон и других особо охраняемых террито­рий.

По результатам проведенной инвентаризации земель на каждое земле­пользование заводится самостоятельное дело с обосновывающими расче­тами, графическим материалом, данными по вычислению площадей и под­писанным всеми членами комиссии актом проведения инвентаризации зе­мель. В случае разногласий между членами комиссии в акте указывается особое мнение отдельных ее членов с обоснованием причин несогласия.

Обобщенные комиссией материалы инвентаризации земель, с предложе­ниями по их дальнейшему использованию и установлению правового ре­жима земельных участков, рассматриваются местной администрацией с участием представителя комитета по земельным ресурсам и землеустрой­ству субъекта РФ и направляются в органы исполнительной власти рес­публики в составе Российской Федерации, края, области, автономной об­ласти, автономного округа для утверждения и принятия решения о даль­нейшем использовании этих земель. Установленный порядок рассмотрения и утверждения материалов инвентаризации земель применяется в случае, если законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации не установлен иной порядок.

Как правило, инвентаризация проводится в случаях, когда правоустанав­ливающие документы на земельные участки отсутствуют либо являются неполными, когда земельные участки не соответствуют их фактическому местоположению и площади, а также когда изменился правообладатель земельных участков.

Для обеспечения инвентаризации земель проводятся подготовительные работы, состав и содержание которых зависят от состояния учета земель на момент инвентаризации. Обычно в состав подготовительных работ по ин­вентаризации включаются: - сбор и анализ информации о существующих правоустанавливающих документах; - проведение, изучение и анализ аэ­рофотосъемочных, геодезических, топографических, картографических и других работ; - систематизация материалов по отводу земельных участков и материалов исполнительных съемок законченного строительства; - изу­чение материалов обследований земельных участков, занятых индивиду­альной застройкой; - прочие изыскания и исследования.

На основе анализа и оценки исходных материалов разрабатывается тех­нический проект или техническое задание на проведение инвентаризации земель. По завершении инвентаризации готовится технический отчет по инвентаризации земель, в который включаются все необходимые доку­менты и план (карта) территории. Утвержденные материалы инвентариза­ции земель являются основанием для перерегистрации прав на землю и внесения соответствующих изменений в земельно-кадастровую докумен­тацию. Материалы инвентаризации земель - это своего рода база для со­ставления действительных правоустанавливающих документов, согласова­ния и закрепления границ земельных участков, проведения межевания, а также дальнейшего прохождения государственного кадастрового учета.

В судебном заседании, установлено, материалами дела подтверждено, и не оспаривалось сторонами, что на территории МО «Осьминское сельское поселение, Лужского муниципального района, Ленин­градской об­ласти» не проведена в полном объеме инвентаризация земель указанного поселения для выявления неиспользуемых, нерационально используемых или используемых не по целевому назначению и не в соответствии с раз­решенным использованием земельных участков.

В силу статьи 59 КАС РФ сведения о фактах, необходимых для правиль­ного разрешения дела, суд получает в процедуре доказательной деятельно­сти с помощью средств доказывания, перечисленных в части 2 статьи 59 КАС РФ, из объяснения лиц, участвующих в деле, и показания свидетелей, полу­ченные в том числе путем использования систем видеоконференц-связи, а также письменные и вещественные доказательства, аудио- и ви­деозаписи, за­ключения экспертов.

В части 1 статьи 65 КАС РФ закреплено, что признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.

Так, стороной административного ответчика в материалы дела представлено заявление о признании в полном объеме предъявленных требований административного истца, согласно статье 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично (часть 3). Суд не принимает признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц (часть 5). Суд полагает возможным принять это признание административного иска, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает прав и охраняемых законом интересов других лиц.

В соответствии со ст.1 КАС РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке административного судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно разъяснениям, изложенным в п.25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

В силу вышеперечисленных правовых норм, инвентаризация земель по­селения МО «Осьминское сельское поселение» Лужского района Ле­нинградской области относится к работам по землепользованию, возмож­ности резервирования земель и изъятию земельных участков в границах по­селения для муниципальных нужд, а значит, относится к полномочиям ад­министрации муни­ципального образования «Осьминское сельское по­селение» Лужского района, Ленинградской области.

Анализ вышеуказанных правовых норм в их совокупности позволяет прийти к выводу о том, что инвентаризация земель поселения находится в компетенции органов местного самоуправления поселений муниципаль­ных районов.

В соответствии со ст.39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно п.1, ч.3 ст. 227 КАС РФ в резолютивной части решения по ад­ми­нистративному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться указание на необходимость сообщения об исполне­нии решения по административному делу об оспаривании решения, дейст­вия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным ист­цом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

С учетом изложенного, суд полагает административные требования Лужского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Осьминское сельское поселение» Лужского района Ленинградской области о признании незаконным бездействия по не проведению инвентаризации земель поселения, обязании провести инвентаризацию земель поселения в течение одного года после вступления в силу решения суда, законными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

Учитывая реальную возможность административного ответчика совершить определенные судом действия, характер и объем подлежащих проведению работ, принимая во внимание положения действующего законодательства Российской Федерации о порядке финансирования муниципальных бюджетных учреждений, суд полагает необходимым установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, до 01 декабря 2020 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 220 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

Административные требования Лужского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Осьминское сельское поселение» Лужского района Ленинградской области о признании незаконным бездействия по не проведению инвентаризации земель поселения, обязании провести инвентаризацию земель поселения в течение одного года после вступления в силу решения суда, обязании сообщить об исполнении решения административному истцу – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации МО «Осьминское сельское поселение» Лужского района Ленинградской области по не проведению инвентаризации земель МО «Осьминское сельское поселение» Лужского района Ленинградской области.

Обязать администрацию МО «Осьминское сельское поселение» Лужского района Ленинградской области в срок до 01 декабря 2020 года провести инвентаризацию земель МО «Осьминское сельское поселение» Лужского района Ленинградской области, в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Обязать администрацию МО «Осьминское сельское поселение» Лужского района Ленинградской области сообщить в Лужскую городскую прокуратуру Ленинградской области об исполнении решения суда в течение одного месяца после наступления срока его исполнения.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме в Ленинградский областной суд через Лужский городской суд Ленинградской области.

Председательствующий подпись

Мотивированное решение изготовлено 14 октября 2019 года

Председательствующий подпись

УИД 47RS0-18