ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1330/19 от 18.02.2019 Ленинскогого районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

Дело №2а-1330/2019

3.068 - Гл. 22 КАС РФ -> прочие дела по защите нарушенных... -> о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", запрещенной информацией (кроме экстремистских материалов)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18.02.2019г. г. Воронеж

Ленинский районный суд города Воронежа в составе:

председательствующего судьи Пономаревой Е.В.,

при секретаре Васильеве Н.Н.,

с участием помощника прокурора Харькова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Прокурора Ленинского района г. Воронежа к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Воронежской области ( Управление Роскомнадзора по Воронежской области) о признании информации, размещенной на странице интернет- сайта с URL - адресом: http://stjwar.info/ информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ленинского района г. Воронежа обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц к управлению Роскомнадзора по Воронежской области о признании информации, размещенной на странице интернет- сайта с URL - адресом: http://stjwar.info/, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, указывая, что прокуратурой района проведена проверка по поступившему из прокуратуры города Воронежа обращения Конышева П.Р. (ОФЛ 2619 от 14.12.2018г.)о размещении в сети «Интернет» противоправной информации.

В ходе проверки, путем осмотра сайта в сети «Интернет» установлено, что на сайте с URL - адресом: http://stjwar.info/ размещена информация для поиска и осуществления противоправных действий в отношении людей, чьи фото и личная информация размещается на сайте, якобы за их причастность к употреблению, сбыту и хранению запрещенных веществ.

При этом вход на сайты является свободным, регистрация пользователей для доступа к ресурсам не требуется. Ознакомиться с содержанием сайтов может любой пользователь. Ограничения на их передачу, копирование и распространение отсутствуют.

В ходе проверки установить владельцев сайтов не представилось возможным, как и привлечь их к участию в деле.

Размещенная на сайтах информация о физических лицах якобы причастных к употреблению, сбыту и хранению запрещенных веществ без привлечения их к уголовной ответственности за преступления, предусмотренными уголовным законодательством РФ, нарушает права указанных лиц и основы правопорядка, призывает широкий круг граждан к совершению противоправных действий физического и нравственного характера в отношении них.

Статьей 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» определено, что информационно-телекоммуникационной сетью является технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

В соответствии с ч.ч.1,6 статьи 10 Закона № 149-ФЗ распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Согласно положениям статьи 9 Закона № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В силу требований ст. 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации, информационно-телекоммуникационных сетей в целях совершения уголовно наказуемых деяний, а также распространение материалов пропагандирующих культ насилия и жестокости, распространение иной информации, которая запрещена федеральными законами.

Согласно ст.ст. 21,24,49 Конституции Российской Федерации достоинство личности охраняется государством; никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию; сбор, хранение использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается; каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

В соответствии с ч. 5 ст. 15 закона № 149-ФЗ, передача информации посредством использования информационно - телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Целью Федерального закона от 27.07.2006г.№ 152-ФЗ «О персональных данных» является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

В Российской Федерации защита личности, общества и государства от противоправных посягательств, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам, розыск лиц входит в компетенцию полиции в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 07.02.2011№ 3-ФЗ «О полиции».

Наказание в Российской Федерации определяется судом и другими компетентными органами.

Согласно положениям ст. 15.1 закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В реестр включаются: доменные имена и ( или) указатели страниц сайтов в сети «интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, а также сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Основанием для включения в реестр указанных сведений является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В целях ограничения доступа к информации, размещенной на странице сайта с URL - адресом: http://stjwar.info/ необходимо внести данные страницы сайтов в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

На момент проверки указатель сайта с URL - адресом: http://stjwar.info/в этом реестре отсутствует.

Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора России в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228.

Обеспечение свободного доступа неограниченного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, к названной информации формирует положительное мнение о возможности совершения противоправных действий, негативно сказывается на нравственном развитии детей и молодежи, подрывает авторитет государственной власти Российской Федерации, действующих законов.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд c административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Со ссылками на требования ст.ст.3,39,125,126 КАС РФ, ст. ст. 9, 10, 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» прокурор Ленинского района города Воронежа просил суд признать информацию, размещенную на странице интернет-сайта с URL - адресом: http://stjwar.info/ информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено. Копию вступившего в законную силу решения направить в управление Роскомнадзора по Воронежской области, расположенную по адресу : ул. Куцыгина, д. 29а,г. Воронеж, 394006 для включения указателей страниц сайта с URL - адресом: http://stjwar.info/ в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

В судебном заседании помощник прокурора Хорьков А.А. иск поддержал.

В судебное заседание административный ответчик своих представителей не направили, о времени и месте рассмотрения административного дела извещались надлежаще, о чём в деле имеются сведения.

Изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со ст.59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В силу ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

С учетом требований ст.84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому свободу мысли и слова, вместе с тем запрещает злоупотребление свободой слова, если оно нарушает права других граждан.

Предъявление своего иска прокурор мотивирует тем, что прокуратурой района проведена проверка по поступившему из прокуратуры города Воронежа обращения Конышева П.Р. (ОФЛ 2619 от 14.12.2018г.)о размещении в сети «Интернет» противоправной информации.

В ходе проверки, путем осмотра сайта в сети «Интернет» установлено, что на сайте с URL - адресом: http://stjwar.info/ размещена информация для поиска и осуществления противоправных действий в отношении людей, чьи фото и личная информация размещается на сайте, якобы за их причастность к употреблению, сбыту и хранению запрещенных веществ.

При этом вход на сайты является свободным, регистрация пользователей для доступа к ресурсам не требуется. Ознакомиться с содержанием сайтов может любой пользователь. Ограничения на их передачу, копирование и распространение отсутствуют.

В ходе проверки установить владельцев сайтов не представилось возможным, как и привлечь их к участию в деле.

Размещенная на сайтах информация о физических лицах якобы причастных к употреблению, сбыту и хранению запрещенных веществ без привлечения их к уголовной ответственности за преступления, предусмотренными уголовным законодательством РФ, нарушает права указанных лиц и основы правопорядка, призывает широкий круг граждан к совершению противоправных действий физического и нравственного характера в отношении них.

Статьей 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» определено, что информационно-телекоммуникационной сетью является технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

В соответствии с частями 1 и 6 статьи 10 Закона об информации, в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В силу статьи 9 Закона об информации, ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В статье 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» определено, что не допускается использование средств массовой информации, информационно-телекоммуникационных сетей в целях совершения уголовно наказуемых деяний, а также распространение материалов, пропагандирующих культ насилия и жестокости, распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами.

Согласно ст.ст. 21,24,49 Конституции Российской Федерации достоинство личности охраняется государством; никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию; сбор, хранение использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается; каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

В соответствии с ч. 5 ст. 15 закона № 149-ФЗ, передача информации посредством использования информационно - телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Целью Федерального закона от 27.07.2006г.№ 152-ФЗ «О персональных данных» является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

В Российской Федерации защита личности, общества и государства от противоправных посягательств, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам, розыск лиц входит в компетенцию полиции в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 07.02.2011№ 3-ФЗ «О полиции».

Наказание в Российской Федерации определяется судом и другими компетентными органами.

Согласно ст.15.1 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - реестр).

В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 статьи 15.1, являются в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Полномочия по созданию, формированию и ведению Единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228.

Из материалов дела следует, что согласно Акту осмотра Интернет-ресурса http://stjwar.info/ помощником прокурора района Харламовой К.В. 14.01.2019г. установлено, что на сайте размещена информация для поиска и осуществления противоправных действий в отношении людей, чьи фото и личная информация размещается на сайте, якобы за их причастность к употреблению, сбыту и хранению запрещенных веществ ( л.д.6-22).

С учетом изложенного в целях ограничения доступа к странице сайта в сети «Интернет», содержащим запрещенную информацию, необходимо внести данный сайт в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено в соответствии со ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об обоснованности требования прокурора Ленинского района г. Воронежа о признании информации, распространяемой на указанном выше сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, запрещенной к распространению на всей территории Российской Федерации, в связи с чем, заявление прокурора Ленинского района города Воронежа подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 264 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

признать информацию, размещенную на странице интернет-сайта с URL - адресом: http://stjwar.info/,информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено;

копию вступившего в законную силу решения направить в управление Роскомнадзора по Воронежской области, расположенную по адресу : ул. Куцыгина, д. 29а,г. Воронеж, 394006 для включения указателей страниц сайта с URL - адресом: http://stjwar.info/ в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья Пономарева Е.В.

Решение в окончательной форме изготовлено 22.02.2019г.