Дело № 2а-1331/19
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ
Истринский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Севалкиной С.Г.,
при секретаре Рябченко А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Истринского городского прокурора Московской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа Истра Московской области о признании бездействия незаконным и понуждению к совершению действий по постановке на учет бесхозяйственного недвижимого имущества,
у с т а н о в и л:
Истринский городской прокурор Московской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Администрации городского округа Истра Московской области о признании незаконным бездействия Администрации городского округа Московской области, выразившееся в необращении в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет как бесхозяйного объекта недвижимости автомобильного моста, расположенного на автомобильной дороге «от д.Троица к д.Часовня» в 200 м от региональной дороги «Волоколамское шоссе – Лужки – Онуфриево - Колюбакино» и возложении обязанности совершить данное действие по постановке на учет бесхозяйственного недвижимого имущества.
В обоснование заявленный требований прокурор ссылался на то, что городской прокуратурой проведена проверка по обращению ФИО1 по вопросу ненадлежащего состояния моста через реку Молодильня, что делает опасным проезд по мосту любого автотранспорта. В ходе проверки установлено, что автомобильный мост расположен на автомобильной дороге «от д.Троица к д.Часовня» в 200 м от региональной дороги «Волоколамское шоссе – Лужки - Онуфриево-Колюбакино». При этом согласно информации администрации городского округа Истра в ДД.ММ.ГГГГ дорога «от д.Троица к д.Часовня» поставлена на баланс городского округа Истра. Мост, как отдельное сооружение не инвентаризировался. Администрация городского округа Истра Московской области с соответствующим заявлением о принятии указанного автомобильного моста на учет как бесхозяйного имущества в орган, осуществляющий государственную регистрацию права, не обращалась, хотя обязанность подачи заявления такого рода в силу ст.225 ГК РФ возложена на органы местного самоуправления.
ДД.ММ.ГГГГ городской прокурор внес представление и.о. руководителя администрации городского округа Истра об устранении нарушений требований федерального законодательства, заключающееся в ненаправлении соответствующего обращения в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о принятии автомобильного моста на учет как бесхозяйного имущества, что свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанностей, вытекающих из положений ч. 3 ст. 225 ГК РФ.
Однако, несмотря на принятые Истринской городской прокуратурой меры, администрация городского округа Истра нарушение не устранило, с соответствующим заявлением о принятии автомобильного моста на учет как бесхозяйного имущества в орган, осуществляющий государственную регистрацию права, не обратилась.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее исковое заявление, непостоянна и персонально изменчива, поскольку в соответствии со ст. 27 Конституции РФ каждый, кто находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Прокурор обращается в суд с данным заявлением в защиту прав, свобод, законных интересов неопределенного круга лиц.
В судебном заседании представитель административного истца помощник Истринского городского прокурора Родионов Н.С. административный иск поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации городского округа Истра Московской области по доверенности ФИО2 возражала против удовлетворения требований административного истца, пояснив, что администрацией городского округа Истра в присутствии сотрудника прокуратуры ФИО3 было рассмотрено представление Истринской городской прокуратуры по вопросу ненадлежащего состояние моста через реку Молодильня. Мост находится в удовлетворительном состоянии и входит в состав муниципальной дороги с кадастровым номером №. С целью постановки моста на кадастровый учет на ДД.ММ.ГГГГ год запланированы мероприятия по технической инвентаризации. При выделении бюджетных средств на вышеуказанные мероприятия Комитет по управлению имуществом администрации городского поселения Истра осуществит закупку на кадастровые работы, в процессе которых будет произведен раздел дороги на два самостоятельных объекта: дорогу и мост.
Выслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, дав юридическую оценку собранным по делу доказательствам, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч.2 ст.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
В силу требований п. 5 ч. 1 ст. 16Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗк вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации" автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги, и расположенные на них или под ними, конструктивны элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В пункте 3 статьи 3 Федерального закона N 257-ФЗ определено, что искусственные дорожные сооружения, это сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона. При этом дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (п. 6 ст. 3 Федерального закона N 257-ФЗ).
Согласно ч.1 ст.225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В силу ч.3 этой же статьи бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Как следует из материалов дела, по факту обращения ФИО1 о ненадлежащем состоянии моста через реку Молодильня Истринским городским прокурором проведена проверка, в ходе которой установлено, что автомобильный мост, расположенный на автомобильной дороге «от д.Троица к д.Часовня» в 200 м от региональной дороги «Волоколамское шоссе – Лужки – Онуфриево - Колюбакино» является бесхозяйным.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обращался в администрацию городского округа Истра по вопросу обслуживания автомобильного моста в связи с его аварийном состоянием и принятии его в муниципальную собственность. Из обращения усматривается, что вследствие отсутствия ремонта в полотне моста образовалась дыра, что делает опасным проезд по мосту любого автотранспорта. Общий износ моста может привести к его обрушению под тяжестью проезжающих транспортных средств, с возможными тяжелыми последствиями.
Из письма заместителя руководителя администрации городского округа Истра ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, адресованного ФИО1, следует, что указанный мост через реку Молодильня в муниципальной собственности не числится. Расходование средств бюджета городского округа Истра на ремонт объекта не муниципального значения является нецелевым и противозаконным. На указанном в обращении мостовом сооружении установлен дорожный знак 3.4, запрещающий движение грузовых автомобилей.
Из письма и.о.заместителя руководителя администрации городского округа Истра Л.Ю.Тодд от ДД.ММ.ГГГГ, адресованного и.о. городского прокурора М.М.Идрисову следует, что указанный участок дороги и автомобильный мост в реестре муниципальной собственности городского округа Истра никогда не состояли, в связи с чем осуществлять ремонт за бюджетные средства на законных основаниях не представлялось возможным. В ДД.ММ.ГГГГ дорога от д.Троица до д.Часовня поставлена на баланс городского округа Истра. Мост, как отельное сооружение не инвентаризировался. Для обеспечения безопасности дорожного движения, перед мостом, администрацией городского округа Истра был установлен дорожный знак 3.4, запрещающий движение крупногабаритного транспорта, а также произведен ремонт покрытия моста с привлечением инвестора, за счет внебюджетных средств.
ДД.ММ.ГГГГ Истринский городской прокурор внес представление руководителю администрации городского округа Истра Московской области об устранении нарушений требований федерального законодательства, принятии мер для направления в порядке ст.225 ГК РФ заявления в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о принятии автомобильного моста на учет как бесхозяйного имущества.
По результатам рассмотрения представления администрацией городского округа Истра дан ответ (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ) в соответствии с которым вышеуказанный мост входит в состав муниципальной дороги с кадастровым номером №. С целью постановки моста на кадастровый учет на ДД.ММ.ГГГГ год запланированы мероприятия по технической инвентаризации. По результатам инвентаризации будут проведены мероприятия, направленные на оформление объекта в муниципальную собственность в соответствии с действующим законодательством.
Согласно информации, предоставленной администрацией городского округа Истра по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> мероприятия по технической инвентаризации и постановке моста на кадастровый учет запланированы на ДД.ММ.ГГГГ год. При выделении бюджетных средств на вышеуказанные мероприятия Комитет по управлению имуществом администрации городского округа Истра осуществит закупку на кадастровые работы, в процессе которых будет произведен раздел дороги на два самостоятельных объекта: дорогу и мост через реку Молодильня.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона Московской области от 18.07.2017 N 117/2017-ОЗ "О границе городского округа Истра" населенный пункт - д. Троица находится в границе городского округа Истра Московской области.
Согласноч.3 ст.225ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Исходя из положений ст.225 ГК РФ, пункта 5 Приказа Минэкономразвития от 10 декабря 2015 года № 931 «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей», ст.16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан обратиться с таким заявлением в силу возложенных на него законом полномочий. Невыполнение органом местного самоуправления данной обязанности создает угрозу безопасности граждан.
Учитывая, что автомобильный мост расположен в административных границах муниципального образования городского округа Истра, суд приходит к выводу об обоснованности доводов прокурора о том, что необращение администрации городского округа Истра в уполномоченный орган с заявлением о принятии автомобильного моста на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положенийчасти 3 статьи 225Гражданского кодекса Российской Федерации.
Отсутствие собственника автомобильного моста через реку Молодильня создает угрозу безопасности передвижения неопределенному кругу лиц и влечет обязанность органа местного самоуправления по постановке данного моста на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии как бесхозяйного имущества. Доводы административного ответчика о том, что автомобильный мост находится в удовлетворительном состоянии, не освобождает его от обязанности по постановке моста на учет как бесхозяйного. Довод административного ответчика о том, что произойдет «за двоение объекта», поскольку мост входит в состав муниципальной дороги от деревни Троица до деревни Часовня, суд находит необоснованным и опровергается материалами дела. Как следует из выписки из реестра муниципальной собственности городского округа Истра на кадастровом учете стоит только дорога протяженностью 1400 кв.м., а мост не указан <данные изъяты> При инвентаризации улично-дорожной сети Ядроминского сельского поседения Истринского района Московской области вышеуказанный мост не инвентаризировался <данные изъяты> что не отрицал административный ответчик. Согласно справке председателя Комитета по управлению имуществом от ДД.ММ.ГГГГ, как отдельный объект мост не сформирован <данные изъяты>
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления Истринского городского прокурора Московской области о признании незаконным бездействия администрации городского округа Истра Московской области по необращению с заявлением в уполномоченный орган о постановке автомобильного моста на учет как бесхозяйного имущества, и возложении на администрацию городского округа Истра обязанности совершить данные действия.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск Истринского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа Истра Московской области о признании бездействия незаконным и понуждению к совершению действий по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации городского округа Истра Московской области по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества – автомобильного моста, расположенного на автомобильной дороге «от д.Троица к д.Часовня» в 200 м от региональной дороги «Волоколамское шоссе – Лужки – Онуфриево - Колюбакино».
Обязать Администрации городского округа Истра Московской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества автомобильного моста, расположенного на автомобильной дороге «от д.Троица к д.Часовня» в 200 м от региональной дороги «Волоколамское шоссе – Лужки – Онуфриево - Колюбакино».
Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд через Истринский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий:
Мотивированное решение
составлено ДД.ММ.ГГГГ года