дело № 2а-1332/2019
уникальный идентификатор дела - 75RS0003-01-2019-001774-66
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Чита
Забайкальского края 13 ноября 2019 года
Железнодорожный районный суд г. Читы Забайкальского края в составе председательствующего судьи Огурцовой О.В.,
с участием процессуального административного истца – помощника прокурора Железнодорожного района г. Читы Забайкальского края (далее – процессуальный административный истец) ФИО1 (далее – ФИО1),
при ведении протокола судебного заседания секретарём Цыденовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Железнодорожного района г. Читы Забайкальского края, в защиту законных интересов субъекта Российской Федерации - Забайкальского края, к ФИО2 (далее – ФИО2) о возложении обязанности представить декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощённой системы налогообложения, за 2016 – 2018 годы,
установил:
прокурор Железнодорожного района г. Читы Забайкальского края обратился в Железнодорожный районный суд г. Читы Забайкальского края в защиту законных интересов субъекта Российской Федерации - Забайкальского края, муниципального образования – городского округа «Город Чита», с указанным административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что ФИО2 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, применяющего упрощённую систему налогообложения, однако в нарушение пункта 2 статьи 346.23 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по представлению деклараций по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощённой системы налогообложения, за 2016 – 2018 годы ФИО2 не исполнена.
При подаче указанного административного иска в качестве заинтересованного лица прокурором Железнодорожного района г. Читы заявлена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 2 по г. Чите (далее – Межрайонная ИФНС России № 2 по г. Чите).
В судебном заседании процессуальный административный истец ФИО1 заявленные административные исковые требования поддержала, одновременно указав на допущенную в административном исковом заявлении опечатку и действительное действие прокурора Железнодорожного района г. Читы Забайкальского края в интересах субъекта Российской Федерации – Забайкальского края.
Административный ответчик ФИО2 в судебное заседание, будучи надлежащим образом извещённым о его дате, времени и месте, не явился, о причинах своей неявки не сообщил, об отложении слушания или о рассмотрении административного дела в своё отсутствие не просил.
Заинтересованное лицо – Межрайонная ИФНС России № 2 по г. Чите в судебное заседание, будучи надлежащим образом извещённым о его дате, времени и месте, своего представителя не направило, о причинах неявки своего представителя не сообщило, об отложении слушания не просило, напротив, представитель указанного лица, участвующего в деле, - ФИО3 направила в адрес суда ходатайство о рассмотрении административного дела в своё отсутствие.
Участие административного ответчика ФИО2, представителя заинтересованного лица – Межрайонной ИФНС России № 2 по г. Чите в судебном заседании в порядке пункта 12 части 3 статьи 135 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) обязательным судом не признано и в силу закона таковым не является, в связи с чем административное дело рассмотрено в отсутствие указанного лица и представителя.
Заслушав объяснения процессуального административного истца ФИО1, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Как следует из части 1 статьи 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту, в том числе, законных интересов субъектов Российской Федерации.
Принимая во внимание порядок формирования бюджетов субъектов Российской Федерации в части зачисления в них налога, взимаемого в связи с применением упрощённой системы налогообложения, установленный абзацем двадцать первым пункта 2 статьи 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), Законом Забайкальского края от 20.12.2011 № 608-ЗЗК «О межбюджетных отношениях в Забайкальском крае», прокурор вправе обратиться в суд с административным иском заявленной им категории.
В соответствии со статьёй 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Аналогичная норма закреплена в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 12 НК РФ в Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.
В силу пункта 6 статьи 12 НК РФ не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные настоящим Кодексом.
Как следует из пункта 7 статьи 12 НК РФ, настоящим Кодексом устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в статье 13 настоящего Кодекса, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов.
Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, указанных в статьях 13 – 15 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 НК РФ специальные налоговые режимы устанавливаются настоящим Кодексом и применяются в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах. Специальные налоговые режимы могут быть установлены также федеральными законами, принятыми в соответствии с настоящим Кодексом, предусматривающими проведение экспериментов по установлению специальных налоговых режимов.
Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных статьями 13 – 15 настоящего Кодекса.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 18 НК РФ к специальным налоговым режимам относится упрощённая система налогообложения.
В силу пунктов 1 и 3 статьи 346.11 НК РФ упрощённая система налогообложения индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Переход к упрощённой системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном настоящей главой.
Применение упрощённой системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов, а также с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 5 статьи 224 настоящего Кодекса), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включённых в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса с учётом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса).
Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощённую систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под её юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьями 161 и 174.1 настоящего Кодекса.
Иные налоги, сборы и страховые взносы уплачиваются индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощённую систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Как следует из пункта 1 статьи 346.12 НК РФ, налогоплательщиками признаются индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощённую систему налогообложения и применяющие её в порядке, установленном настоящей главой.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 346.13 НК РФ индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощённую систему налогообложения со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощённую систему налогообложения.
В уведомлении указывается выбранный объект налогообложения.
Налогоплательщики, применяющие упрощённую систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода перейти на иной режим налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьёй.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 346.19 НК РФ налоговым периодом признаётся календарный год.
Отчётными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 346.23 НК РФ по итогам налогового периода индивидуальные предприниматели представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи).
При этом, как следует из пункта 1 статьи 80 НК РФ, налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведённых расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
Одновременно в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 17.06.2008 № 499-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб гражданина ФИО4 на нарушение его конституционных прав пунктом 1 статьи 346.23 Налогового кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», исходя из того, что обязанность представлять налоговую декларацию по тому или иному виду налога обусловлена не наличием суммы такого налога к уплате, а положениями закона об этом виде налога, которыми соответствующее лицо отнесено к числу плательщиков данного налога, налогоплательщик, даже если предпринимательская деятельность им не ведётся и, соответственно, прибыль не извлекается, должен представить в налоговый орган соответствующие документы. Таким документом при применении упрощённой системы налогообложения является налоговая декларация, отражающая все показатели хозяйственной деятельности субъекта, вне зависимости от их результатов.
Как установлено в судебном заседании из выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 03.09.2019 ..., ФИО2 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 26.12.2014.
25.06.2019 за исх. ... Межрайонной ИФНС России № 2 по г. Чите прокурору Железнодорожного района г. Читы Забайкальского края сообщено о том, что налогоплательщиком ФИО2, применяющим упрощённую систему налогообложения, не представлены налоговые декларации по налогу, взимаемому в связи с применением упрощённой системы налогообложения, за 2016, 2017, 2018 годы.
06.09.2019 за исх. ... Межрайонной ИФНС России № 2 по г. Чите подтверждено непредставление ФИО2 указанных налоговых деклараций.
При таких обстоятельствах, учитывая приведённые нормы и разъяснения, а также непредставление административным ответчиком ФИО2 суду доказательств в подтверждение надлежащего исполнения им обязанности по представлению налоговых деклараций по налогу, взимаемому в связи с применением упрощённой системы налогообложения, за 2016, 2017, 2018 годы, заявленные административные исковые требования подлежат удовлетворению.
Принимая во внимание характер допущенного административным ответчиком ФИО2 нарушения, а также действия, которые следует совершить в целях устранения в полном объёме допущенного нарушения и сопутствующие такому устранению условия, суд полагает возможным установить срок для устранения допущенного нарушения – не позднее 1 (одного) месяца со дня вступления решения суда в законную силу, полагая такой срок разумным и достаточным.
В соответствии с частью 1 статьи 114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобождён, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскивается с административного ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Согласно пункту 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» при разрешении коллизий между указанной нормой права (нормой, предусмотренной частью 1 статьи 114 КАС РФ) и положениями БК РФ судам необходимо руководствоваться положениями БК РФ как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 61.2 БК РФ государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, по нормативу 100 процентов подлежит зачислению в бюджет городского округа.
Как следует из подпункта 9 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ, прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Оснований для освобождения административного ответчика ФИО2 от уплаты государственной пошлины, предусмотренных статьёй 333.36 НК РФ, суд не усматривает, не представлено доказательств в подтверждение наличия таких оснований и самим административным ответчиком ФИО2
При таких обстоятельствах государственная пошлина, исчисленная в соответствии с требованиями абзаца второго подпункта 3 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ в размере 300 рублей, подлежит взысканию с административного ответчика ФИО2 в бюджет городского округа «Город Чита».
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление прокурора Железнодорожного района г. Читы Забайкальского края, в защиту законных интересов субъекта Российской Федерации - Забайкальского края, удовлетворить.
Возложить на ФИО2 обязанность не позднее 1 (одного) месяца со дня вступления решения суда в законную силу представить в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 2 по г. Чите декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощённой системы налогообложения, за 2016, 2017, 2018 годы.
Взыскать с ФИО2 в доход бюджета городского округа «Город Чита» государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Забайкальского краевого суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы в Железнодорожный районный суд г. Читы Забайкальского края.
Судья О.В. Огурцова
Мотивированное решение суда изготовлено 13.11.2019.