ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1332/2021 от 30.03.2021 Октябрьского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

Дело № 2а-1332/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 марта 2021 года г. Иркутск

Октябрьский районный суд г. Иркутска в составе:

председательствующего судьи Глебовой Е.П., при секретаре Журавлёвой О.А.,

с участием: представителей административного истца – Жамбалова Б.А., Марченко М.Д., административного ответчика Тимошкина В.А., представителя административного ответчика Тимошкина В.А. – адвокат Кулинич А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1332/2021 по иску Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска к Тимошкину Виталию Александровичу о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц, пени, штрафа,

установил:

в обоснование иска указано, что Тимошкин В.А. состоит на налоговом учете в ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска. Дата Тимошкиным В.А. представлена уточненная налоговая декларация по НДФЛ за 2017 (корректировка ) регистрационный . МИФНС России № 14 по Иркутской области проведена камеральная налоговая проверка, по результатам которой составлены акт камеральной проверки от Дата, дополнение к акту от Дата. По результатам камеральной проверки было вынесено решение от Дата, согласно которому налогоплательщику доначислен НДФЛ за 2017 в размере 13 525 351 рубль, пени в размере 2 216 354,19 рублей, а также Тимошкин В.А. привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафа рублей. Тимошкин В.А. обратился в УФНС России по Иркутской области с апелляционной жалобой на указанное решение. Дата решением УФНС России по Иркутской области апелляционная жалоба Тимошкина В.А. была оставлена без удовлетворения. Дата Тимошкин В.А. обратился с административным иском в Октябрьский районный суд г. Иркутска о признании решения налогового органа незаконным. 03.12.2020 решением Октябрьского районного суда г. Иркутска в удовлетворении иска Тимошкину В.А. было отказано. На основании ст. п. 1 ст. 101.2, п. 2 ст. 70 НК РФ налоговым органом Дата выставлено требование , которым предлагалось до Дата уплатить налог на доходы физических лиц за 2017, пени, штраф. На текущий момент Тимошкин В.А. задолженность не оплатил.

Административный истец просит суд взыскать с Тимошкина Виталия Александровича пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2017 в размере 13 525 351 рубль, пени за период с Дата по Дата в размере 2 339 998,44 рублей, штраф в размере 500 рублей.

В судебном заседании представитель административного истца требования поддержал по основаниям, изложенным в иске. По поводу заявления ответчика о пропуске срока обращения в суд пояснил следующее - после вступления в силу решения налогового органа – Дата - Тимошкину В.А. было выставлено требование со сроком исполнения до Дата, в суд истец обратился Дата, то есть, в пределах шестимесячного срока.

Административный ответчик и его представитель в судебном заседании против удовлетворения требований возражали по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление. Просили в иске отказать в связи с пропуском истцом срока обращения в суд.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законом установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах.

Пункт 1 ст. 207 НК РФ гласит, что налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

В пункте 3 ст. 228 НК РФ указано, что налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Тимошкин В.А. состоит на налоговом учете в ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска. Дата Тимошкиным В.А. представлена уточненная налоговая декларация по НДФЛ за 2017 (корректировка ) регистрационный .

МИФНС России № 14 по Иркутской области проведена камеральная налоговая проверка, по результатам которой составлены: акт камеральной проверки от Дата, дополнение к акту от Дата. По результатам камеральной проверки было вынесено решение от Дата, согласно которому налогоплательщику доначислен НДФЛ за 2017 в размере 13 525 351 рубль, пени в размере 2 216 354,19 рублей, а также Тимошкин В.А. привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафа 500 рублей.

Тимошкин В.А. обратился в УФНС России по Иркутской области с апелляционной жалобой на указанное решение. Дата решением УФНС России по Иркутской области апелляционная жалоба Тимошкина В.А. была оставлена без удовлетворения.

Дата Тимошкин В.А. обратился с административным иском в Октябрьский районный суд г. Иркутска о признании решения налогового органа незаконным. Дата решением Октябрьского районного суда Адрес в удовлетворении иска Тимошкину В.А. было отказано.

Согласно данным официального сайта Иркутского областного суда, апелляционным определением от Дата решение суда первой инстанции оставлено без изменения, вступило в законную силу.

Часть 2 ст. 64 КАС РФ устанавливает, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Указанным выше решением суда была установлена законность акта налоговой проверки от Дата, решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от Дата, решения об оставлении апелляционной жалобы без удовлетворения @ от Дата.

Учитывая изложенное, суд считает установленной к исполнению обязанность Тимошкина В.А. произвести уплату задолженности по налогу на доходы физических лиц за 2017 в размере 13 525 351 рубль, пени за период с Дата по Дата в размере 2 339 998,44 рублей, штраф в размере 500 рублей; а также правильными все действия налогового органа по проведению проверки, вынесению решения и по соблюдению процедуры таких действий.

В ходе судебного разбирательства Тимошкин В.А. и его представитель административного ответчика заявили о применении судом последствий пропуска административным истцом срока обращения в суд.

Анализируя доводы административного ответчика в этой части, возражения представителя административного истца во взаимосвязи с фактическими обстоятельствами дела, суд приходит к следующему.

Действительно, согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 20.04.2017 № 790-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы акционерного общества «Мельинвест» на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации», нарушение налоговым органом сроков рассмотрения материалов налоговой проверки не препятствует ему в принятии того или иного итогового решения и не может само по себе предрешать его законность, что не позволяет признать такое процессуальное нарушение в качестве безусловного основания для отмены итогового решения налогового органа по смыслу пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации. Вместе с тем несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля и принятии соответствующего решения сроков, предусмотренных, в частности, статьей 70, пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 100, пунктами 1, 6 и 9 статьи 101, пунктами 1, 6 и 10 статьи 101.4, пунктом 6 статьи 140 Налогового кодекса Российской Федерации, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, исчисляемых исходя из той продолжительности сроков совершения упомянутых действий, которая установлена указанными нормами, что, в конечном счете, гарантирует определенные временные рамки возможного вмешательства государства в имущественную сферу налогоплательщика.

Налоговая декларация была подана Дата, срок проведения камеральной проверки – 3 месяца п. 2 ст. 88 НК РФ; п. 1 ст. 100 НК РФ предусматривает, что в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.

Пункт 5 ст. 100 НК РФ предусматривает, что акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем), если иное не предусмотрено настоящим пунктом. В случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, и акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправки заказного письма.

В п. 6 ст. 100 НК РФ указано, что лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

При этом п. 6 ст. 101 НК РФ гласит, что в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц (два месяца - при проверке консолидированной группы налогоплательщиков, иностранной организации, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса), дополнительных мероприятий налогового контроля.

Согласно п. 6.1 ст. 101 НК РФ, дополнение к акту налоговой проверки должно быть составлено и подписано должностными лицами налогового органа, проводящими дополнительные мероприятия налогового контроля, в течение пятнадцати дней со дня окончания таких мероприятий. Дополнение к акту налоговой проверки с приложением материалов, полученных в результате проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, в течение пяти дней с даты этого дополнения должно быть вручено лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителю), под расписку или передано иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем), если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В соответствии с п. 6. 2 ст. 101 НК РФ, лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в течение пятнадцати дней со дня получения дополнения к акту налоговой проверки вправе представить в налоговый орган письменные возражения по такому дополнению к акту налоговой проверки в целом или по его отдельным положениям.

Вместе с тем, из материалов дела следует, что рассмотрение материалов налоговой проверки, письменных возражений по акту камеральной проверки, представленных Тимошкиным В.А. в соответствии с п. 6 ст. 100 НК РФ (вх. от Дата) состоялось Дата.

Дата налоговым органом принято решение о проведении дополнительных мероприятий до Дата.

По результатам проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля составлено дополнение к акту налоговой проверки от Дата.

Рассмотрение материалов камеральной проверки состоялось Дата в присутствии налогоплательщика.

В целях вынесения объективного решения по результатам проведенной камеральной проверки налоговым органом на основании п. 6 ст. 101 НК РФ были приняты решения о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки от Дата, от Дата, от Дата, от Дата, от Дата, которое Дата направлено налогоплательщику заказным письмом по почте с новым извещением о времени и месте рассмотрения материалов камеральной проверки от Дата.

Суд акцентирует внимание, что все решения о продлении сроков рассмотрения материалов налоговой проверки не отменены, сторонами не обжаловались; в рамках данного процесса при заявленном предмете, основании иска, субъектном составе спора, на основании ст. 64 КАС РФ суд не может входить в обсуждение их законности.

Как следует из материалов дела, рассмотрение материалов камеральной налоговой проверки состоялось Дата в присутствии налогоплательщика.

Тимошкин В.А. обратился в УФНС России по Иркутской области с апелляционной жалобой на указанное решение. Дата решением УФНС России по Иркутской области апелляционная жалоба Тимошкина В.А. была оставлена без удовлетворения.

Пункт 9 ст.101 НК РФ гласит, что решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (за исключением решений, вынесенных по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков) вступают в силу по истечении одного месяца со дня вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его представителю). Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенные по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков, вступают в силу по истечении одного месяца со дня вручения ответственному участнику этой группы. Решение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступает в силу со дня его вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его представителю). Указанное в настоящем пункте решение в течение пяти дней со дня его вынесения должно быть вручено лицу, в отношении которого оно было вынесено (его представителю), под расписку или передано иным способом, свидетельствующим о дате получения решения этим лицом (его представителем). В случае, если указанное решение невозможно вручить или передать иным способом, свидетельствующим о дате его получения, оно направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления решения по почте заказным письмом датой его вручения считается шестой день со дня отправки заказного письма. В случае подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа указанное решение вступает в силу в порядке, предусмотренном статьей 101.2 настоящего Кодекса.

Статья 101.2 НК РФ предусматривает, что в случае обжалования решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в апелляционном порядке такое решение вступает в силу в части, не отмененной вышестоящим налоговым органом, и в необжалованной части со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе. В случае, если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, отменит решение нижестоящего налогового органа и примет новое решение, такое решение вышестоящего налогового органа вступает в силу со дня его принятия.

Пункт 2 ст. 70 НК РФ гласит, что требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Решение налогового органа от Дата вступило в силу Дата, требование от Дата направлено должнику Дата, что подтверждается реестром почтовых отправлений от Дата.

Процедура и сроки взимания задолженности и пени по уплате налогов в судебном порядке регламентированы статьей 48 НК РФ, главой 32 КАС РФ.

В силу пункта 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Срок исполнения требования был установлен до Дата, административное исковое заявление поступило в суд Дата.

Таким образом, налоговым органом соблюдены все процессуальные сроки, в связи с этим оснований для применения последствий пропуска истцом срока обращения в суд не имеется.

В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В нарушение требований ст. 62 КАС РФ, доказательств погашения задолженности по налогу на доходы физических лиц за 2017 и начисленных на суммы недоимок пеней административным ответчиком суду не представлено.

При таких обстоятельствах суд полагает, что требование о взыскании с Тимошкина В.А. суммы задолженности по налогу, пени заявлено законно, обоснованно и подлежит удовлетворению в полном объеме.

Доводы административного ответчика о том, что налоговый орган действует не в рамках закона и инициирует проведение проверки в Следственном комитете в отсутствие соответствующего решения и за сроками давности уголовного преследования, не могут повлиять на выводы суда, так как административное и уголовное производство являются самостоятельными институтами судебной защиты и любая сторона правоотношений не лишена права на защиту своего нарушенного права способами, предусмотренными соответствующим законом.

В соответствии со ст. 114 КАС РФ, ст. 333.19, 333.36 НК РФ с ответчика в доход бюджета муниципального образования город Иркутск подлежит взысканию государственная пошлина в размере 60 000 рублей (13 200 рублей + 0,5 процента от суммы свыше 1 000 000 рублей).

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ,

Р Е Ш И Л :

исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска к Тимошкину Виталию Александровичу о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц, пени, штрафа удовлетворить.

Взыскать с Тимошкина Виталия Александровича пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2017 в размере 13 525 351 рубль, пени за период с 17.07.2018 по 16.08.2020 в размере 2 339 998,44 рублей, штраф в размере 500 рублей.

Взыскать с Тимошкина Виталия Александровича в доход бюджета муниципального образования город Иркутск государственную пошлину в размере 60 000 рублей.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Октябрьский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.

Судья Е.П. Глебова