Дело 2а-1333/18
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 августа 2018 года город Южно-Сахалинск
Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:
председательствующего - судьи Седых Н.А.,
при секретаре – Любимовой К.А.,
с участием представителя административного истца Коробочка А.Г., представителя административных ответчиков Стребкова К.В., представителя заинтересованного лица Островского А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Белоусовой Ольги Викторовны о признании незаконным бездействия Департамента землепользования города Южно-Сахалинска, администрации города Южно-Сахалинска, выразившегося в непроведении проверки и непринятии мер реагирования по факту самовольного захвата земель общего пользования Мерзляковой Натальей Николаевной по <адрес>», возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
07 декабря 2017 года Белоусова О.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия Департамента землепользования города Южно-Сахалинска, администрации города Южно-Сахалинска, выразившегося в непроведении проверки и непринятии мер реагирования по факту самовольного захвата земель общего пользования Мерзляковой Н.Н. по <адрес>», возложении обязанности принять установленные законом меры реагирования для устранения нарушений ее прав.
В обоснование заявленных требований указала, что является собственником земельного участка по <адрес>. 02 октября 2017 года она обратилась в Департамент землепользования города Южно-Сахалинска с заявлением о проведении проверки и принятии мер реагирования по факту самовольного занятия территории общего пользования собственником соседнего участка Мерзляковой Н.Н. Однако, до настоящего времени в результате незаконного бездействия ответчиков никаких мер реагирования в отношении Мерзляковой Н.Н. не принято, чем нарушаются ее права.
Представитель административного истца Коробочка А.Г. в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил суд их удовлетворить.
Представитель административных ответчиков Стребков К.В. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился.
Представитель заинтересованного лица Мерзляковой Н.Н. Островский А.С. в судебном заседании против заявленных требований возражал.
Административный истец и заинтересованное лицо в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Мерзлякова Н.Н. представила в суд заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
Органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений.
В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения. Должностные лица органов местного самоуправления направляют копию указанного акта в орган государственного земельного надзора, который в срок не позднее чем пять рабочих дней со дня поступления от органа местного самоуправления копии указанного акта проверки обязан рассмотреть указанный акт и принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении или решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и направить копию принятого решения в орган местного самоуправления (пункты 5, 6 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок осуществления муниципального земельного контроля на территории Сахалинской области определен в Законе Сахалинской области №13-ЗО от 27 февраля 2017 года «О порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Сахалинской области» (далее - Закон Сахалинской области №13-ЗО от 27 февраля 2017 года).
В силу части 2 статьи 2 Закона Сахалинской области № 13-ЗО от 27 февраля 2017 года орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление муниципального земельного контроля (далее - орган муниципального земельного контроля), перечень должностных лиц органа муниципального земельного контроля, уполномоченных на осуществление муниципального земельного контроля, определяются в соответствии с уставом муниципального образования и иными муниципальными правовыми актами.
Согласно части 3 статьи 42 Устава городского округа «Город Южно- Сахалинск» администрация города определяет структурные подразделения аппарата и отраслевые (функциональные) органы администрации города, уполномоченные на осуществление муниципального контроля на территории городского округа в соответствующих сферах деятельности. Установление организационной структуры, полномочий, функций и порядка деятельности, а также определение перечня должностных лиц уполномоченных структурных подразделении аппарата администрации города и их полномочия определяется распоряжениями администрации города, а уполномоченных отраслевых (функциональных) органов администрации города определяется решениями Городской Думы.
В силу пункта 34 статьи 3 Решения Городской Думы города Южно- Сахалинска № 579/31-16-5 от 28 сентября 2016 года «О Положении о Департаменте землепользования города Южно-Сахалинска» осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа является одной из основных функций Департамента землепользования города Южно-Сахалинска.
В соответствии с частью 3 статьи 2 Закона Сахалинской области № 13-ЗО от 27 февраля 2017 года к полномочиям органов муниципального земельного контроля относятся: организация муниципального земельного контроля на соответствующей территории; разработка и принятие административного регламента осуществления муниципального земельного контроля; контроль за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами (далее - участники земельных отношений) требований законодательства Российской Федерации, законодательства Сахалинской области, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством Сахалинской области предусмотрена административная и иная ответственность (далее - требования земельного законодательства); подготовка и направление в орган государственного земельного надзора копии акта проверки, проведенной в рамках осуществления муниципального земельного контроля в случае, установленном частью 1 статьи 10 настоящего Закона; контроль за исполнением предписаний об устранении выявленных нарушений требований земельного законодательства, указанных в пункте 3 настоящей части; иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 4 статьи 6 Закона Сахалинской области № 13-ЗО от 27 февраля 2017 года на основании поступивших в орган муниципального земельного контроля обращений и заявлений граждан проводятся внеплановые проверки соблюдения подконтрольным лицом требований земельного законодательства.
Как указано в части 1 статьи 8 Закона Сахалинской области № 13-ЗО от 27 февраля 2017 года, проверки соблюдения подконтрольными лицами требований земельного законодательства (далее - проверка) проводятся в срок, не превышающий 20 рабочих дней. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз, на основании мотивированных предложений должностных лиц органа муниципального земельного контроля, проводящих проверку, срок проведения проверки может быть продлен руководителем органа муниципального земельного контроля, но не более чем на 20 рабочих дней.
Согласно части 2 названной статьи проверки проводятся на основании распоряжения (приказа) руководителя (заместителя руководителя) органа муниципального земельного контроля о назначении проверки, в котором указываются, в том числе фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина; цели, задачи, предмет проверки и план ее проведения с указанием перечня мероприятий и сроков мероприятий; даты начала и окончания проведения проверки.
В соответствии с пунктом 2 части 3 той же статьи до проведения проверки подконтрольное лицо уведомляется органом муниципального контроля о проведении проверки не менее чем за 24 часа до начала проведения внеплановой проверки посредством вручения под роспись письменного уведомления о проведении проверки либо иным доступным способом.
Согласно частей 1 и 2 статьи 9 Закона Сахалинской области № 13-ЗО от 27 февраля 2017 года по результатам проверок составляется акт проверки в отношении подконтрольных лиц по форме, установленной муниципальным правовым актом.
В акте проверки в отношении подконтрольных лиц в обязательном порядке указываются: дата, время и место составления акта проверки; наименование органа муниципального земельного контроля; дата и номер распоряжения (приказа) руководителя (заместителя руководителя) органа муниципального земельного контроля о назначении проверки; фамилии, имена, отчества и должности должностных лиц (должностного лица), проводивших проверку; информация о подконтрольном лице: наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления или фамилия, имя и отчество (при наличии) гражданина (их уполномоченных представителей), присутствовавших при проведении проверки; дата, время, продолжительность и место проведения проверки; сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях требований земельного законодательства, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения; сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки лиц, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи; подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.
Акт проверки составляется в день завершения проверки в двух экземплярах (часть 3 статьи 9 Закона Сахалинской области № 13-ЗО от 27 февраля 2017 года).
В случае выявления в ходе проведения проверки нарушения требований земельного законодательства в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения (часть 5 статьи 9 Закона Сахалинской области № 13-ЗО от 27 февраля 2017 года).
Один экземпляр акта проверки вручается подконтрольному лицу либо уполномоченному им представителю под роспись об ознакомлении с актом проверки, другой экземпляр акта проверки приобщается к материалам дела, хранящегося в органе муниципального земельного контроля (часть 6 статьи 9 Закона Сахалинской области № 13-30 от 27 февраля 2017 года).
Статьей 10 Закона Сахалинской области № 13-ЗО от 27 февраля 2017 года установлено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений требований земельного законодательства должностное лицо органа муниципального земельного контроля, проводившее проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации: выдает в течение трех рабочих дней непосредственно после завершения проверки предписание об устранении выявленных нарушений земельного законодательства, которое составляется в двух экземплярах, один из которых вручается подконтрольному лицу, в отношении которого проведена проверка, или его представителю под роспись, либо направляется почтовым отправлением с уведомлением о вручении; принимает меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни и здоровью граждан, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности; направляет в орган государственного земельного надзора копию акта проверки.
По истечении установленного в предписании срока для устранения нарушений требований земельного законодательства должностное лицо органа муниципального земельного контроля, ответственное за проведение проверки, в установленном порядке повторно осуществляет проверку, о чем составляется соответствующий акт.
Как следует из материалов дела, Белоусова О.В. является собственником земельного участка, расположенного по <адрес>
02 октября 2017 года она обратилась к начальнику Департамента архитектуры, градостроительства и землепользования г. Южно-Сахалинска с заявлением о проведении земельного контроля, указав, что ее участок с южной стороны граничит с земельным участком по <адрес>, собственником которого является Мерзлякова Н.Н. По общей границе указанных участков в нарушение действующего законодательства Мерзляковой Н.Н. возведены 2 хозяйственные постройки, осуществлен захват дороги общего пользования с установлением забора и гаража, а также засыпана ливневая дренажная система.
На основании указанного заявления, 10 октября 2017 года исполняющим обязанности начальника Департамента землепользования города Южно- Сахалинска Жировой И.Н. издано распоряжение № о проведении проверки использования Мерзляковой Н.Н. земельного участка, расположенного по <адрес> установлены даты начала и окончания проверки: с 23 октября по 25 октября 2017 года.
17 октября 2017 года Департаментом землепользования города Южно-Сахалинска в адрес Мерзляковой Н.Н. направлено уведомление № от 12 октября 2017 года о проведении проверки, указанное уведомление получено Мерзляковой Н.Н. 26 октября 2017 года, то есть за пределами сроков проведения проверки.
В связи с этим, распоряжением № исполняющей обязанности начальника Департамента землепользования города Южно-Сахалинска Жировой И.Н. от 23 октября 2017 года дата проведения проверки использования указанного земельного участка установлена с 13 ноября по 15 ноября 2017 года, о чем Мерзляковой Н.Н. сообщено в уведомлении № от 25 октября 2017 года. Указанное уведомление последней получено не было и вернулось в адрес отправителя с отметкой «истек срок хранения».
01 ноября 2017 года Департаментом землепользования города Южно-Сахалинска в адрес Белоусовой О.В. направлено письмо № от 30 октября 2017 года, в котором адресату сообщено о наличии между собственниками участков спора о праве относительно нахождения хозяйственных построек, который подлежит разрешению в судебном порядке, а также о том, что по состоянию на дату установленного срока рассмотрения ее обращения проверка относительно занятия Мерзляковой Н.Н. земель общего пользования не проведена ввиду позднего получения последней уведомления о проверке, в связи с чем дополнительная информация ей будет сообщена после проведения проверки.
Согласно почтовому уведомлению о вручении данное письмо получено Белоусовой О.В. 07 ноября 2017 года.
13 ноября 2017 года Департаментом землепользования города Южно-Сахалинска осуществлена проверка использования Мерзляковой Н.Н. земельного участка по <адрес>, по результатам которой установлено, что гражданка Мерзлякова Н.Н. самовольно заняла земельный участок общего пользования ориентировочной площадью 86 кв.м., (ограждение с восточной стороны расположено не в соответствии с согласованными границами земельного участка с кадастровым номером №), о чем главным специалистом 1 разряда отдела муниципального земельного контроля Сухойковой Т.Ю. составлен акт №.
13 ноября 2017 года Департаментом землепользования города Южно-Сахалинска в адрес Мерзляковой Н.Н. вынесено предписание № о возложении обязанности в течение 60 дней со дня его получения устранить выявленное нарушение, а именно установить ограждение в пределах границ отведенного земельного участка. В данном предписании также указано на то, что в случае его неисполнения документы о выявленном нарушении будут переданы в уполномоченные органы (суд, прокуратура) для принудительного устранения нарушения.
Названное предписание получено Мерзляковой Н.Н. 14 ноября 2017 года.
27 ноября 2017 года Департамент землепользования города Южно-Сахалинска направил в адрес Белоусовой О.В. сообщение №, согласно которому проверка использования Мерзляковой Н.Н. земельного участка по <адрес>, проведена, в связи с установлением нарушений земельного законодательства последней выдано предписание об устранении нарушений № от 13 ноября 2017 года. Также в ответе указано, что копии материалов проверки будут переданы в Управление Федеральной службы государственной регистрации прав, кадастра и картографии по Сахалинской области для рассмотрения и принятия решения, а в части засыпки ливневой дренажной системы копия обращения от 02 октября 2017 года передана в Департамент городского хозяйства города Южно-Сахалинска.
27 ноября 2017 года Департаментом землепользования города Южно-Сахалинска материалы проверки для рассмотрения и принятия решения направлены руководителю Управления Федеральной службы государственной регистрации прав, кадастра и картографии по Сахалинской области.
На основании распоряжения № от 25 декабря 2017 года главным специалистом департамента землепользования города Южно-Сахалинска 26 декабря 2017 года произведен осмотр земельного участка, расположенного восточнее жилого <адрес>, что часть земельного участка с кадастровым номером 65:01:0503003:498 самовольно используется для размещения нестационарного временного объекта (гараж).
В целях проверки исполнения ранее выданного предписания в адрес Мерзляковой Н.Н. департаментом землепользования города Южно-Сахалинска на основании распоряжения № от 12 января 2018 года проведена проверка, по результатам которой 16 января 2018 года составлен акт № о выявлении факта невыполнения предписания.
19 января 2018 года данные материалы проверки направлены для рассмотрения и принятия решения руководителю Управления Федеральной службы государственной регистрации прав, кадастра и картографии по Сахалинской области.
Анализируя вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что муниципальный земельный контроль по обращению Белоусовой О.В. проведен уполномоченным органом в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном Законом Сахалинской области № 13-ЗО от 27 февраля 2017 года, каких-либо нарушений сроков и порядка проведения такого контроля, судом не установлено.
Согласно пункту 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
В силу части 11 названной статьи обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд.
Таким образом, исходя из вышеприведенных положений Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, условием удовлетворения требований административного истца может быть одновременное наличие двух условий: противоречие оспариваемых действий (бездействия) требованиям действующего законодательства и нарушение такими действиями (бездействием) прав, свобод и законных интересов гражданина.
Однако, в рассматриваемом случае такая необходимая совокупность отсутствует, предъявляемые требования к проведению муниципального земельного контроля административным органом соблюдены, каких-либо доказательств, подтверждающих нарушение прав, свобод и законных интересов Белоусовой О.В., суду не предоставлено.
По указанным основаниям административное исковое заявление не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении административного искового заявления Белоусовой Ольги Викторовны о признании незаконным бездействия Департамента землепользования города Южно-Сахалинска, администрации города Южно-Сахалинска, выразившегося в непроведении проверки и непринятии мер реагирования по факту самовольного захвата земель общего пользования Мерзляковой Натальей Николаевной по <адрес>», возложении обязанности устранить допущенные нарушения, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 08 августа 2018 года.
Председательствующий судья Н.А. Седых