ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1333/20 от 27.05.2020 Первомайского районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

Административное дело № 2а-1333/2020

УИД- 18RS0002-01-2020-000243-42

публиковать

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Ижевск 27 мая 2020 года

Первомайский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе председательствующего – судьи Арсаговой С.И., при секретаре Уткиной М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России по Удмуртской Республике к ЛНА о взыскании задолженности по страховым взносам, пени

У С Т А Н О В И Л:

В суд обратился административный истец с административным иском к ЛНА о взыскании задолженности по страховым взносам, пени. В обоснование исковых требований указано, что ответчик ЛНА состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России по УР (далее также – МРИ ФНС РФ по УР, Инспекция). ЛНА была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с <дата> по <дата> и в соответствии с Федеральным законом №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» являлась плательщиком страховых взносов. ЛНА своевременно не исполнена обязанность по оплате страховых взносов, в связи с чем за ней числится задолженность по страховым взносам. В связи с просрочкой оплаты, административным истцом в соответствии с требованиями налогового законодательства начислены пени. В связи с неоплатой сумм задолженности в добровольном порядке в адрес ответчика Инспекцией направлены требования об уплате задолженности, которые ответчиком оставлены без исполнения. В последующем МРИ ФНС по УР обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, <дата> вынесенный судебный приказ был отменен в связи с поступившими должника возражениями относительно его исполнения.

На основании изложенного, административный истец просил взыскать с ЛНА следующую задолженность:

- страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС с <дата> в размере 1 784,44 руб.;

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с <дата> в размере 8 110,95 руб.;

- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС с <дата> в размере 184,77 руб.;

- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с <дата> в размере 918,62 руб.;

- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии в размере 434,04 руб.;

- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС за периоды до <дата> в размере 1600,89 руб.

Дело рассмотрено в отсутствие административного истца, административного ответчика, надлежащим образом извещенных о судебном заседании, в суд не явившихся.

Административным ответчиком в суд были направлены письменные пояснения относительно исковых требований.

Согласно ч.1 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования установлены Законом №167-ФЗ от 15.12.2001г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее также – Закон №167-ФЗ).

Кроме того, отношения в связи с исчислением и уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах урегулированы Федеральным законом №212-ФЗ от 24.07.2009г. «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее также – Закон №212-ФЗ, утратил силу <дата>, действовал на момент спорных правоотношений).

В соответствии с п.2 ч.1 ст.5 Закона №212-ФЗ к плательщикам страховых взносов относятся страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся в том числе индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой, если законом не предусмотрено иное.

П.1 ст.6 Закона №167-ФЗ относит к числу страхователей по обязательному пенсионному страхованию лиц, производящих выплаты физическим лицам (организации, индивидуальные предприниматели, физические лица), индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов, занимающихся частной практикой.

Ст.11 Федерального Закона №326-ФЗ от <дата> Федерального закона от <дата> N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" к страхователям по обязательному медицинскому страхованию отнесены индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты, арбитражные управляющие.

Пунктом 1 ст. 18.1 НК РФ установлено, что в Российской Федерации настоящим Кодексом устанавливаются страховые взносы, которые являются федеральными и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.

Статьей 19 НК РФ определено, что налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.

В силу подп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ (ред. от <дата>) индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам) являются плательщиками страховых взносов.

В соответствии с п. 3 ст. 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подп. 2 п. 1 ст. 419 настоящего Кодекса, признается минимальный размер оплаты труда, установленный на начало соответствующего расчетного периода, в случае, предусмотренном абзацем третьим подп. 1 п. 1 ст. 430 настоящего Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с п. 9 ст. 430 настоящего Кодекса.

Согласно п. 1 ст. 423 НК РФ расчетным периодом признается календарный год.

В соответствии с п. 2 ст. 425 НК РФ тарифы страховых взносов устанавливаются в следующих размерах, если иное не предусмотрено настоящей главой: на обязательное пенсионное страхование в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 26 %; на обязательное медицинское страхование - 5,1 %.

Согласно п. 1 ст. 430 НК РФ плательщики, указанные в подп. 2 п. 1 ст. 419 настоящего Кодекса, уплачивают:

1)страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, которые определяются в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного п. 2 ст. 425 настоящего Кодекса;

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного п. 2 ст. 425 настоящего Кодекса плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного п. 2 ст. 425 настоящего Кодекса;

2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование, фиксированный размер которых определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование, установленного под. 3 п. 2 ст. 425 настоящего Кодекса.

Статьей 432 НК РФ определен порядок исчисления и уплаты страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам

Исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в под. 2 п. 1 ст. 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со ст. 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (п. 1).

Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом (п. 2).

В силу п.5 ст. 430 НК РФ если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах. За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, дату снятия с учета в налоговых органах адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, оценщика, медиатора, патентного поверенного и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, включительно.

В соответствии с ч.5 ст. 432 НК РФ в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.

Судом установлено, что ЛНА была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя в УПФР г. Ижевска с <дата> по <дата>, в связи с чем, ЛНА в соответствии с вышеуказанными правовыми нормами являлась плательщиком страховых взносов.

Исходя из того, что минимальный размер оплаты труда на <дата> год установлен в сумме 7500 рублей, размер страховых взносов на <дата> года составляет:

- в фиксированном размере на пенсионное страхование 23400 рублей (7500 руб.х26%х12)

- в фиксированном размере на обязательное медицинское страхование 4590 рублей (7500 рублей х 5,1% х 12).

За <дата> год с учетом того, что <дата> приходилось на нерабочий день, страховые взносы должны были быть уплачены административным ответчиком не позднее <дата>, однако, оплата указанных взносов произведена ответчиком с просрочкой (различными частями <дата>, <дата>, <дата>, <дата>).

Инспекцией правомерно произведен расчет страховых взносов за период с <дата> по <дата>:

- на обязательное пенсионное страхование в сумме 8110,97 рублей (размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, если величина дохода плательщика не превышает 300000 рублей в <дата> года – 26545 рублей :12 месяцев х 3 месяца (январь-март) + 26545:12 месяцев:30 дней в апреле х 20 дней осуществления ЛНА деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в апреле <дата> года).

- на обязательное медицинское страхование в сумме 1784,44 рублей (размер страховых взносов на обязательное медицинское страхование, если величина дохода плательщика не превышает 300000 рублей в <дата> года –5840 рублей :12 месяцев х 3 месяца (январь-март) + 5840:12 месяцев:30 дней в апреле х 20 дней осуществления ЛНА деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в апреле <дата> года).

В силу вышеприведенных норм закона страховые взносы в указанном размере должны были быть уплачены ЛНА<дата> (поскольку <дата> является воскресеньем).

В связи с не исполнением обязанности по оплате указанных взносов, Инспекцией было направлено ответчику Требование от <дата>, со сроком исполнения до <дата> что подтверждается почтовым реестром от <дата>.

В последующем, в связи с начислением пени, Инспекцией было направлено ответчику Требование от <дата>, со сроком исполнения до <дата> что подтверждается почтовым реестром от <дата>.

Поскольку указанные Требования административным ответчиком исполнены не были, административный истец обратился <дата> (то есть, в установленный ст. 48 НК РФ 6-месячный срок) к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа.

На основании заявления ЛНА определением мирового судьи от <дата> судебный приказ был отменен.

С рассматриваемым иском административный истец обратился <дата>, то есть в установленный ч.3 ст. 48 НК РФ срок.

Указанные обстоятельства следуют из материалов дела.

В силу ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются, как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Определением суда между сторонами было распределено бремя доказывания, на административного ответчика в случае несогласия с иском возложена обязанность представить доказательства отсутствия задолженности, в случае несогласия с размером пени, подлежащих уплате, - представить свой расчет. На административного истца возложена обязанность представить доказательства обоснованности исковых требований, в том числе, расчет предъявляемых ко взысканию сумм, основания их начисления, соблюдение установленного законом порядка для обращения с требованиями о взыскании задолженности, в том числе, соблюдение установленного законом срока, в случае его пропуска – обосновать уважительность причин пропуска.

Доказательств погашения задолженности по страховым взносам за <дата> год, своевременной уплаты страховых взносов, суду не представлено.

При изложенных обстоятельствах, требования истца о взыскании задолженности по страховым взносам за <дата> года подлежат удовлетворению: с административного ответчика подлежат взысканию 1784,44 рублей страховых взносов на обязательное медицинское страхование; 8110,95 рублей (с учетом частичного погашения долга на сумм 0,02 руб. ответчиком) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

В силу положений ст. 75 НК РФ пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Расчет пени судом проверен, соответствует требованиям закона по применяемой ставке и периоду просрочки, в связи с чем требование о взыскании с ЛНА пени за просрочку уплаты страховых взносов за <дата>, <дата> годы подлежат удовлетворению: с административного ответчика надлежит взыскать пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 184,77 рублей, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 918,62 рублей.

Рассматривая требования истца о взыскании пени на обязательное пенсионное страхование в сумме 434,04 рублей, на обязательное медицинское страхование в сумме 1600,89 рублей, суд не усматривает оснований для их удовлетворения в связи со следующим.

В соответствии со ст. 25 Федерального закона от <дата> N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", действующий до <дата>, пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно.

Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает общее правило, согласно которому пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75 НК РФ); порядок исполнения обязанности по уплате налога, страхового взноса налогоплательщиком - физическим лицом предполагает обязанность налогового органа исчислить подлежащую уплате сумму налога, сбора, взноса, пени, а впоследствии, если налог не был уплачен, требование об уплате (статьи 45 и 52). Принудительное взыскание налога с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (пункт 2 статьи 48). С учетом изложенного, вышеуказанные законоположения, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.

Таким образом, исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога, страховых взносов. Разграничение процедуры взыскания налога, страховых взносов и процедуры взыскания пени недопустимо, так как дополнительное обязательство не может существовать отдельно от основного.

Пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы страховых взносов.

После истечения срока взыскания задолженности по налогу, страховым взносам, пени не могут рассматриваться как способ обеспечения исполнения обязанности по его уплате.

Вместе с тем, как следует из материалов дела, никаких доказательств, обосновывающих, за какой период времени у ЛНА возникла задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское и обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, на которую произведено начисление вышеуказанных пеней, и соблюден ли в отношении данной задолженности порядок принудительного взыскания, административный истец не предоставил.

При этом, суд также отмечает, что ч.1 ст. 11 Федерального закона от <дата> N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до <дата>, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от <дата> N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Учитывая, что согласно ст.ст.111,114 КАС РФ, 333.19, 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции освобождаются истцы – государственные органы в защиту государственных и общественных интересов, государственная пошлина в размере 439, 95 руб. подлежит взысканию в доход местного бюджета с административного ответчика, который не освобожден от ее уплаты.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России по Удмуртской Республике к ЛНА о взыскании задолженности по уплате страховых взносов, пени по страховым взносам, – удовлетворить частично.

Взыскать с ЛНА, проживающей по адресу: <адрес>, в доход бюджета на расчетный счет 40, получатель УФК по УР (Межрайонная ИФНС России по Удмуртской Республике) задолженность по уплате:

- страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС с <дата> в размере 1 784,44 руб.;

- страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с <дата> (КБК 18, ОКТМО 94701000) в размере 8 110,95 руб.;

- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС с <дата> (КБК 18, ОКТМО 94701000) в размере 184,77 руб.;

- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с <дата> (КБК 18, ОКТМО 94701000) в размере 918,62 руб.;

В удовлетворении остальной части исковых требований Межрайонной ИФНС России по Удмуртской Республике к ЛНА - отказать.

Взыскать с ЛНА в доход МО <адрес> государственную пошлину в размере 439,95 руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики (через Первомайский районный суд г. Ижевска), в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено <дата>.

Судья: С.И. Арсагова