ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1333/2016 от 05.03.2016 Октябрьского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

Дело № 2а-1333/2016

Полный текст изготовлен 05.03.2016 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 марта 2016 года г. Мурманск, пр. Ленина, д. 54

Октябрьский районный суд города Мурманска в составе:

председательствующего – судьи Макаровой И.С.,

при секретаре Матюхиной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Ерофеевой Галины Ивановны о признании незаконным действий Министерства юстиции Мурманской области,

УСТАНОВИЛ:

Ерофеева Г.И. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным действий Министерства юстиции Мурманской области выразившееся в отказе проставления апостиля на свидетельстве о рождении административного истца.

Требования мотивировала тем, что 10 ноября 2015 года она обратилась в сектор ЗАГС Министерства юстиции Мурманской области с заявлением о проставлении апостиля на ее свидетельство о рождении.

Письмами № 05-10/Е-04 от 16.11.2015 г. ЗАГС Министерства юстиции Мурманской области, № 05-10/4067-МС от 25.12.2015 Министерства юстиции Мурманской области она получила отказ в проставлении апостиля.

Сообщает, что отказ в проставлении апостиля мотивирован тем, что на печати часть текста не читается, в связи, с чем подлинность печати установить невозможно, а также указано на ветхость документа.

Кроме того, административным ответчиком было предложено ей обратиться за выдачей повторного свидетельства о рождении.

С отказом в проставлении апостиля на подлинном экземпляре свидетельства о рождении она не согласна, так как ободок печати содержит надпись «Зашейковский п/совет трудящихся Кировского г-на Мурм. обл.», таким образом, надпись читаема, позволяет сравнить образец оттиска печати с образцами, имеющимися в территориальных органах Министерства юстиции Мурманской области.

Сообщает, что свое несогласие в отказе проставления апостиля на свидетельстве о рождении она выразила путем обращения к заместителю министра юстиции Мурманской области 23.12.2015 посредством сети интернет, 25.12.2015 ей было отказано в проставлении апостиля по тем же основаниям.

Утверждает, что исчерпывающий перечень оснований для отказа в проставлении апостиля указан в п.35 Приказа Минюста России от 03.07.2012 № 130 «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по проставлению апостиля на официальных документах подлежащих вывозу за границу».

Утверждает, что при наличии читаемой надписи по ободку оттиска печати, позволяющей сравнить его с образцами, имеющимися в территориальных органах Министерства юстиции России, отказ административного ответчика в проставлении апостиля является незаконным и нарушает ее права, предусмотренные Конвенцией от 05.10.1961.

Сообщает, что письмом от 16.11.2015 № 05-10/Е-04 предложенный вариант заведующим сектором ЗАГС Министерства юстиции Мурманской области получить повторно свидетельство, ею не может быть принят по причине того, что в Израиле документы, выданные повторно, и тем более, свидетельство о рождении, не принимаются во внимание.

Полагает, что, Министерство юстиции Мурманской области в лице заведующей сектора ЗАГС необоснованно лишает ее законного права для легализации своих прав.

Просит суд признать незаконным действия сектора ЗАГС Министерства юстиции Мурманской области, выразившееся в отказе проставления апостиля на свидетельство о рождении ФИО1, обязать сектор ЗАГС Министерства юстиции проставить апостиль на свидетельство о рождении ФИО1 СВ № от ДД.ММ.ГГГГ взыскать государственную пошлину оплаченную ей при подаче административного искового заявления с сектора ЗАГС Министерства юстиции Мурманской области.

В судебное заседание Ерофеева Г.И. не явилась, извещалась надлежащим образом, при подаче административного искового заявления просила суд рассмотреть административное исковое заявление в свое отсутствие.

Представитель административного ответчика и заинтересованного лица заведующая сектором записи актов гражданского состояния Министерства юстиции Мурманской области ФИО4 в судебном заседании пояснила суду, что свидетельство о рождении ФИО1 СВ № 140361 от 02.10.1954, подлинно, но в связи с ветхостью документа проставить апостиль не представляется возможным, кроме того добавила что к свидетельствам не в твердой обложке апостиль не пришивают, т.к. он действительно уже ветхий и если к данному тонкому, ветхому свидетельству начать пришивать апостиль, прокалывая в нем иглой три дырки - то документ рассыпится или развалится в руках лица, проставляющего апостиль, то тогда опять будет полностью вина, лица, проставившего апостиль, и опять будут обоснованные претензии граждан, что испортили первичное свидетельство, и вправе потребовать другое первичное свидетельство хоть и ветхое, а взять его лицу, проставившему апостиль будет негде.

Кроме того, из практики работы сектора ЗАГС по предоставлению государственной услуги - проставление апостиля на документах, составленных отделами ЗАГС администраций муниципальных образований и уполномоченными лицами органов местного самоуправления сельских поселений Мурманской области, для представления на территории иностранных государств, сектором ЗАГС неоднократно проставлялся апостиль на повторные свидетельства для предъявления данных документов в Израиле, и ни у кого из заявителей не возникал вопрос, примут данный документ или нет, и в сектор ЗАГС также никто по вопросу о том, что в Израиле принимаются только первичные свидетельства, а повторные не принимаются, не обращался.

Просила суд отказать административному истцу в заявленных требованиях.

Выслушав участника процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Материалами дела установлено, что 10 ноября 2015 года Ерофеева Г.И. обратилась в сектор ЗАГС Министерства юстиции Мурманской области с заявлением о проставлении апостиля на ее свидетельство о рождении.

Однако административному истцу направлялись подробные пояснения о невозможности проставления апостиля на предъявляемый ею документ: ответ сектора ЗАГС исх. 05-10/Е-4 от 16.11.2015, ответ за подписью заместителя министра юстиции Мурманской области исх. 05-10/4067-МС от 25.12.2015, ответ за подписью Министра юстиции Мурманской области исх. 05-10/234-ВП от 27.01.2016, который был направлен административному истцу по электронной почте 27.01.2016.

Отказы в проставлении апостиля мотивированы тем, что на печати часть текста не читается, в связи, с чем подлинность печати установить невозможно, а также указано на ветхость документа.

В соответствии с Федеральным законом от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (далее - Федеральный закон № 143) полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния являются полномочиями Российской Федерации, которые передаются органам государственной власти субъектов Российской Федерации с возможностью делегирования органам местного самоуправления.

Контроль за исполнением органами местного самоуправления переданных им полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния

осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 4 Федерального закона № 143).

Законом Мурманской области от 20.11.2003 № 441-0l-ЗMO «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния» (далее — Закон Мурманской области № 441-0l-ЗMO) 17 муниципальных образований Мурманской области наделены этими полномочиями.

В соответствии со статьей 2 Закона Мурманской области № 441-0l-ЗMO контроль за осуществлением органами местного самоуправления муниципальных образований полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния, осуществляет исполнительный орган государственной власти Мурманской области, осуществляющий функции в сфере организации деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния на территории Мурманской области.

В соответствии с постановлением Губернатора Мурманской области от 22.12.2010 № 158-ПГ «О внесении изменений в структуру исполнительных органов государственной власти Мурманской области» и постановлением Правительства Мурманской области от 21.01.2011 № 11 - ПП «О мерах по реализации постановления Губернатора Мурманской области от 22.12.2010 № 158-ПГ» Управление ЗАГС Мурманской области было реорганизовано путем присоединения к Министерству юстиции Мурманской области, в связи с чем структура Министерства юстиции Мурманской области была дополнена «Сектором записи актов гражданского состояния» (далее - сектор ЗАГС).

Согласно положениям Постановления Правительства Мурманской области от 29.05.2009 № 229-ПП «Об утверждении положения о Министерстве юстиции Мурманской области» (в ред. от 23.11.2015 № 537-ПП) Министерство юстиции Мурманской области проводит мониторинг и контроль за осуществлением органами местного самоуправления переданных государственных полномочий Мурманской области, в том числе по государственной регистрации актов гражданского состояния.

Согласно положениям пункта 2.1 статьи 4 Федерального закона № 143-Ф3 полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния осуществляются в соответствии с административными регламентами, принимаемыми на основании законодательства об актах гражданского состояния уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.

До принятия административных регламентов уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния могут осуществляться на основе административных регламентов, принимаемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Указанные административные регламенты не могут противоречить законодательству об актах гражданского состояния, в том числе не могут содержать не предусмотренные таким законодательством дополнительные требования и ограничения в части реализации прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций, и разрабатываются с учетом требований к административным регламентам предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и исполнения государственных функций.

Вместе с тем департаментом по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой Министерства юстиции Российской Федерации было рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации впредь до принятия Минюстом Российской Федерации административных регламентов по государственной регистрации актов гражданского состояния воздержаться от принятия новых административных регламентов в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния (письмо от 28.01.2010 № 16-165).

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.07.2012 года №130 утвержден Административный регламент предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по проставлению апостиля на официальных документах, подлежащих вывозу за границу, и не является Административным регламентом предоставления субъектами Российской Федерации государственной услуги по проставлению апостиля на официальных документах.

До настоящего времени регламент по вопросу проставления апостиля субъектами Российской Федерации Министерством юстиции Российской Федерации не принят.

В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Мурманской области, утвержденным Постановлением Правительства Мурманской области от 29.05.2009 № 229-ПП (в ред. от 23.11.2015 № 537-ПП) Министерство юстиции Мурманской области предоставляет государственные услуги, в том числе, проставление апостиля на документах, составленных отделами ЗАГС администраций муниципальных образований и уполномоченными лицами органов местного самоуправления сельских поселений Мурманской области, для представления на территории иностранных государств.

Согласно Положению о секторе записи актов гражданского состояния Министерства юстиции Мурманской области, утвержденному приказом Министерства юстиции Мурманской области от 14.04.2014 № 40, сектор ЗАГС предоставляет гражданам и организациям следующие государственные услуги, в том числе, проставление апостиля на документах, составленных отделами ЗАГС администраций муниципальных образований и уполномоченными лицами органов местного самоуправления сельских поселений Мурманской области, для представления на территории иностранных государств.

Приказом Министерства юстиции Мурманской области от 05.08.2011 № 93 заведующему сектором ЗАГС предоставлено право проставления и подписи апостиля.

Проставление штампа "апостиль" на российских официальных документах является необходимым условием признания таких документов и отраженных в них юридических фактов компетентными органами иностранных государств, являющихся участниками Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов (05.10.1961, Гаага) (далее - Конвенция).

Гаагская конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов от 05 октября 1961 года, участниками которой являются Российская Федерация и Израиль, распространяется на официальные документы, которые были совершены на территории одного из договаривающихся государств и должны быть представлены на территории другого договаривающегося государства.

В соответствии с ст. 2 Конвенции каждое из договаривающихся государств освобождает от легализации документы, на которые распространяется настоящая Конвенция и которые должны быть представлены на его территории. Под легализацией в смысле настоящей Конвенции подразумевается только формальная процедура, используемая дипломатическими или консульскими агентами страны, на территории которой документ должен быть представлен, для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ.

Единственной формальностью, которая может быть потребована для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ, является проставление предусмотренного статьей 4 апостиля компетентным органом государства, в котором этот документ был совершен. Однако выполнение упомянутой в предшествующем абзаце функции не может быть потребовано, если законы, правила или обычаи, действующие в государстве, в котором представлен документ, либо договоренность между двумя или несколькими договаривающимися государствами, отменяют или упрощают данную процедуру или освобождают документ от легализации (ст. 3 Конвенции).

Таким образом, в соответствии с ст.4 Конвенции предусмотренный в первом абзаце статьи 3 апостиль проставляется на самом документе или на отдельном листе, скрепляемом с документом, апостиль проставляется по ходатайству подписавшего лица или любого предъявителя документа. Заполненный надлежащим образом, он удостоверяет подлинность подписи, качество, в котором выступило лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинность печати или штампа, которыми скреплен этот документ. Подпись, печать или штамп, проставляемые на апостиле, не требуют никакого заверения (ст. 5 Конвенции).

Ссылка административного ответчика на то что при проставлении апостиля он руководствуется письмами Минюста РСФСР от 17.03.1992 № 7-2/26 «О проставлении апостиля» и рекомендациями Минюста РСФСР «О проставлении апостиля» от 17.08.1992 № 7-2/99 «О некоторых вопросах проставления апостиля», т.к. законодательные акты Российской Федерации по вопросу проставления апостиля для субъектов Российской Федерации отсутствуют и согласно данным рекомендациям, в том числе «лист с апостилем должен быть подшит к документу указанным выше способом и в случае, если документ имеет твердую обложку (например, свидетельство органа ЗАГС)», таким образом, при решении вопроса о проставлении апостиля, на территории Мурманской области была наработана практика, и при этом, в том числе руководствовались и указанными выше рекомендациями, судом не принимаются так как указанные письма имеют рекомендательный характер и не могут игнорировать ст. 4, 5 Конвенции, кроме того рекомендации Минюста РСФСР «О проставлении апостиля» от 17.08.1992 № 7-2/99 «О некоторых вопросах проставления апостиля», утратили силу на основании приказа Министерства юстиции РФ от 19.02.2002.

В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния", в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации, официальные документы, выданные компетентными органами Российской Федерации в подтверждение фактов государственной регистрации актов гражданского состояния или их отсутствия, удостоверяются путем проставления на таких документах апостиля органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в компетенцию которого входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния.

Разрешая заявленные требования по существу, суд, руководствуясь приведенными положениями законодательства, приходит к выводу о том, что Министерство юстиции Мурманской области в лице сектора записи актов гражданского состояния Министерства юстиции Мурманской области отказывая в проставлении апостиля на свидетельстве о рождении нарушает права и законные интересы заявителя.

В соответствии с ч. 1 ст. 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. Таким образом, уплаченная административным истцом при подаче административного заявления государственная пошлина в размере 300 рублей подлежит взысканию с административного ответчика в пользу административного истца.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 218-227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Ерофеевой Галины Ивановны о признании незаконным действий Министерства юстиции Мурманской области, удовлетворить.

Обязать сектор ЗАГС Министерства юстиции Мурманской области проставить апостиль на свидетельство о рождении ФИО1 СВ № от ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать в пользу Ерофеевой Галины Ивановны государственную пошлину в размере <данные изъяты>) рублей оплаченную ею при подаче административного искового заявления с Министерства юстиции Мурманской области.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд г. Мурманска в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья И.С. Макарова