ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1333/2021 от 13.09.2021 Волжского городского суда (Республика Марий Эл)

Дело № 2а-1333/2021

УИД 12RS0001-01-2021-002181-73

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Волжск 13 сентября 2021 года

Волжский городской суд Республики Марий Эл в составе судьи Гайнутдиновой А.С., при секретаре судебного заседания Шалаевой С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску Войновой С. И. к Межмуниципальному отделу по городу Волжску, Волжскому и Звениговскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РМЭ, государственному инспектору Межмуниципального отдела по г.Волжску, Волжскому и Звениговскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РМЭ Ефимовой Е. А., Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РМЭ о признании незаконным и отмене предписания от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства РФ,

установил:

Войнова С.И. обратилась с вышеназванным иском, где просила суд признать незаконным и отменить предписание Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации.

В обоснование требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором по г.Волжску, Волжскому и Звениговскому районам по использованию и охране земель Межмуниципального отдела по г.Волжску, Волжскому и Звениговскому районам Управления Росреестра по РМЭ Ефимовой Е.А. вынесено предписание в адрес Войновой С.И. об устранении до ДД.ММ.ГГГГ выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации, выразившегося в самовольном занятии и использовании без правоустанавливающих документов Войновой С.И. земельного участка общей площадью 587,92 кв.м. прилегающего с северной, северо-западной и восточной сторон к земельному участку с кадастровым номером по адресу: <адрес>.

Вынесенное предписание Войнова С.И. считает незаконным.

По договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ она стала собственником земельного участка общей площадью 700 кв.м. с кадастровым номером по адресу: <адрес>.

При проведении процедуры фактического выноса границ земельного участка выяснилось, что возведенная прежним собственником Войновым О.П. в ДД.ММ.ГГГГ баня выступает за границы земельного участка, в связи с чем возникла необходимость приведения границ земельного участка в соответствии с фактическим пользованием.

ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации Звениговского муниципального района РМЭ отказано в заключении соглашения о перераспределении земельного участка в связи с тем, что полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования и должна быть не менее 20 метров.

Административный истец Войнова С.И. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена.

В судебном заседании представитель административного истца на основании доверенности Сарычева Е.А. поддержала заявленные требования, суду показала соответствующее изложенному в административном исковом заявлении.

Главный специалист-эксперт Межмуниципального отдела по г.Волжску, Волжскому и Звениговскому районам Управления Росреестра по РМЭ Ефимова Е.А. возражала удовлетворению требований Войновой С.И.

Представитель Межмуниципального отдела по городу Волжску, Волжскому и Звениговскому района Управления Росреестра по РМЭ, представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РМЭ в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.

Выслушав мнение участников судебного заседания, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Частью 9 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу ч.11 ст.226 КоАП РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.1 и.2 ч.9, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 ч.9, ч.10, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно ст.227 КоАП РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Статьей 71 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности.

Государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.

Должностные лица органов государственного земельного надзора имеют право в том числе осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации; выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки.

По результатам проверок должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора, составляются акты проверки. В случае выявления в ходе проведения проверок нарушений требований законодательства Российской Федерации к актам проверки прилагаются предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, а лица, совершившие выявленные нарушения, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Форма предписания об устранении выявленного нарушения требований законодательства Российской Федерации устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.03.2021 г. №1081 «О федеральном государственном земельном контроле (надзоре) государственный земельный надзор осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (далее - органы государственного надзора), их территориальными органами (п.3).

Приказом Росреестра №П/0240 от 18.06.2019 года утвержден Административный регламент осуществления Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственного земельного надзора, согласно которого государственный земельный надзор осуществляется Росреестром, территориальными органами.

Должностные лица имеют право в том числе осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации; осуществлять административное обследование объектов земельных отношений, оформлять его результаты соответствующим актом; выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки (п.7).

Информация о порядке осуществления государственного земельного надзора предоставляется Росреестром (территориальным органом):посредством размещения на официальном сайте Росреестра, в региональных разделах официального сайта Росреестра, в федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр государственных услуг (функций)" и федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" в сети "Интернет", а также на информационных стендах в Росреестре (территориальных органах); по телефону, электронной почте, письменным сообщением на устное или письменное обращение (п.19).

Общий срок проведения выездной или документарной проверки (с даты начала проверки и до даты составления акта проверки) в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления не может превышать двадцати рабочих дней. Срок проведения плановой проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, использующих земельные участки, отнесенные к категории умеренного риска, не может превышать семнадцати рабочих дней.(п.27).

Согласно выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ Войнова С.И. является собственником земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>.

В рамках осуществления государственного земельного надзора руководителем Управления Росреестра по РМЭ ДД.ММ.ГГГГ вынесено распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки в отношении гражданки Войновой С.И. в срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

По результатам проведенной с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проверки составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ о выявленных нарушениях требований земельного законодательства Российской Федерации.

Проверкой установлено, что Войнова С.И. самовольно заняла прилегающую территорию за установленными границами принадлежащего ей земельного участка с северной, южной, восточной, северо-западной сторон, общая площадь самовольно используемого участка составила 587,92 кв.м.

ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором г.Волжска, Волжского и Звениговского района по использованию и охране земельМежмуниципального отдела по г.Волжску, Волжскому и Звениговскому районам Управления Росреестра по РМЭ Ефимовой Е.А. в адрес Войновой С.И. вынесено предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации в срок до ДД.ММ.ГГГГ путем освобождения самовольно занимаемой площади либо путем оформления документов, удостоверяющих право на самовольно занятый участок.

Из пояснений сторон, материалов дела следует, что процедура проведения проверки в отношении Войновой С.И. уполномоченным органом назначена и проведена в соответствии с требованиями закона, оспариваемое предписание вынесено государственным инспектором г.Волжска, Волжского и Звениговского района по использованию и охране земель Межмуниципального отдела по г.Волжску, Волжскому и Звениговскому районам Управления Росреестра по РМЭ Ефимовой Е.А. в пределах ее компетенции по результатам выявленных в ходе проверки нарушений земельного законодательства.

Проведение проверки и выяснение обстоятельств, изложенных в предписании о нарушении правил землепользования, не влечет каких-либо нарушений прав Войновой С.И.

Процедура проведения проверки в отношении Войновой С.И. осуществлена с соблюдением требований действующего законодательства, в том числе положений вышеуказанного Административного регламента.

Сам по себе факт самовольного занятия Войновой С.И. земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>, отсутствия у нее правоустанавливающих документов на этот участок площадью 587,92 кв.м. Войновой С.И., ее представителем Сарычевой Е.А. не опровергнут, что свидетельствует о правомерности изложенных в оспариваемом предписании требований должностного лица об устранении выявленных нарушений.

Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований Войновой С.И.

Руководствуясь ст.ст.179-180, 227 КАС РФ, суд

Решил:

Отказать в удовлетворении административных исковых требований Войновой С. И. к Межмуниципальному отделу по городу Волжску, Волжскому и Звениговскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РМЭ, государственному инспектору Межмуниципального отдела по г.Волжску, Волжскому и Звениговскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РМЭ Ефимовой Е. А., Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РМЭ о признании незаконным и отмене предписания от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства РФ.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Волжский городской суд в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья: А.С.Гайнутдинова

В окончательной форме решение принято 20 сентября 2021 года