ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1334/2020250029-01-2020-001120-73 от 29.01.2020 Уссурийского районного суда (Приморский край)

Дело №2а-1334/2020 25RS0029-01-2020-001120-73

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 марта 2020 года г.Уссурийск

Уссурийский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Рогалева Е.В., при секретаре Высоцкой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации Уссурийского городского округа о признании отказа в выдаче разрешения на строительство незаконным и возложении обязанности выдать указанное разрешение,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с требованиями признать незаконным решение администрации Уссурийского городского округа от ДД.ММ.ГГXXXX и возложении на муниципалитет обязанности выдать ФИО1 разрешение на строительство объекта (кафе), расположенного примерно в 120 м по направлению на северо-восток от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: XXXX, в обоснование указав на то, что на основании договора аренды земельного участка XXXX от ДД.ММ.ГГ он является правообладателем земельного участка площадью XXXX кв.м, кадастровый XXXX, местоположение установлено примерно в 120 м по направлению на северо-восток от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: XXXX, разрешенное использование: кафе, закусочные, столовые в отдельном здании общей площадью не более XXXX кв.м. Постановлением администрации УГО от 19.08.2015 года № 2211 ему выдано разрешение на условно-разрешенный вид использования: объекты торгового назначения и общественного питания. ДД.ММ.ГГ Административным истцом получен градостроительный план земельного участка, в соответствии с вышеуказанными документами им подготовлена проектная документация на строительство здания кафе на земельном участке, и, в порядке ст.51 Градостроительного Кодекса РФ, он 17.07.2019 года обратился к административному ответчику с заявлением о выдаче разрешения на строительство кафе с приложением всех документов, предусмотренных п.7 ст.51 ГрК РФ.

29.07.2019 года он получил отказ в выдаче разрешения на строительство со ссылкой на отсутствие результатов инженерных изысканий и разделов, содержащих конструктивные решения. Данные требования им были исполнены, и 27.11.2019 года он вновь обратился в управление градостроительства администрации Уссурийского городского округа с заявлением о выдаче разрешения на строительство вышеуказанного объекта (кафе), приложив все документы, предусмотренные п.7 ст.51 ГрК РФ (с изменениями от 27.06.2019 года), в том числе новый раздел 4 «Конструктивные и объемно-планировочные решения», а также Технический отчет по результатам инженерно-геологических изысканий 1/19-43У-ИГИ, Технический отчет о выполнении инженерно-геодезических работ Г11-19-ИГДИ.

06.12. 2019 года получил обжалуемый отказ по мотиву не соответствия представленных документов градостроительному плану, не соответствия раздела 2 «Схема планировочной организации земельного участка» требованиям к строительству в части обеспеченности площадками для стоянки автомобилей, установленным Решением Думы УГО от 25.12.2018 года № 934-НПА, отсутствия экспертизы проектной документации, а выполненная ООО «Стройпрофиль ДВ» по составу (объёму) не соответствует постановлению Правительства РФ от 216.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».

С данным отказом не согласен считает его незаконным, поскольку никаких, кроме указанных в отказе от 29.07.2019, иных изменений по проектной документации, а также в части характеристик планируемого к строительству объекта не было; градостроительный план содержит в себе сведения: о месте допустимого размещений объекта на земельном участке, требования к виду разрешённого использования земельного участка; согласно проектной документации кафе планируется расположить с учётом минимального отступа от границ земельного участка (минимальный отступ 3 метра, по факту от 3 до 15 метров), не превышающий предельное количество этажей (максимально 5, по факту 2), с соблюдением максимального процента застройки (максимально 45%, по факту 39%). Полагает, что все требования, указанные в градостроительном плане соблюдены.

В части обеспеченности площадками для стоянок автомобилей в соответствии с Решением Думы УГО от 25.12.2018 года № 934-НПА, считает, что, согласно п.4.1 Таблицы 16 Региональных нормативов градостроительного проектирования в Приморском крае, утв. Постановлением Администрации Приморского края от 21.12.2016 N 593-па, и расчёту парковочных мест для инвалидов в соответствии с СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", утв. Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 N605, на стр.14 Технического расчёта раздела 2 «Схема планировочной организации земельного участка» приведён расчёт количества парковочных мест, согласно которому на 30 посадочных мест в кафе для посетителей -минимальное количество 3 машино-места, для 14 человек персонала - минимальное количество 1 машино-место, при этом земельный участок позволяет разместить большее количество машино-мест, поэтому проектируется 7 машино-мест, из них 1 для инвалидов.

Учитывая, что местные нормативы, на которые ссылается административный ответчик в своём отказе, сами отсылают к региональным нормативам, которые им соблюдены, полагает, что отказ в этой части также не обоснован и незаконен.

Далее, согласно п. 10 ст. 16 Федерального закона от 03.08.2018 №340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что в случае, если до дня утверждения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, критериев отнесения объектов капитального строительства, указанных в пунктах 4 и 5 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, к объектам массового пребывания граждан выданы разрешения на строительство указанных объектов или поданы заявления о выдаче разрешений на строительство таких объектов капитального строительства, проведение экспертизы проектной документации таких объектов капитального строительства не требуется, государственный строительный надзор при их строительстве, реконструкции не осуществляется. На данный момент имеется проект Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ «О критериях отнесения к объектам массового пребывания людей...», в котором установлено, что к объекту с массовым пребыванием людей относится здание, строение, сооружение, на котором возможно одновременное нахождение пятьдесят и более человек, за исключением линейных объектов.

Оспариваемый отказ содержит информацию о том, что есть некие объекты капитального строительства, которые относятся к объектам массового пребывания граждан, в отношении которых необходимо проводить экспертизу проектной документации, однако из текста отказа не ясно, относит ли административный ответчик планируемое к строительству кафе на 30 посадочных мест к объектам массового пребывания. административный истец полагает, что административный ответчик не может принять решение относится ли планируемое к строительству кафе на 30 посадочных мест к объектам массового пребывания или нет, ввиду отсутствия установленных критериев. При этом, согласно проектной документации, кафе рассчитано на 30 посадочных мест и 14 человек персонала, т.е. меньше 50 человек, в связи с чем, отказ в данной части также незаконен.

Административный истец и его представитель, извещённые о времени и месте рассмотрения дела надлежащем образом, в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, на требованиях настаивали, по вышеизложенным основаниям.

Представитель Администрации Уссурийского городского округа, извещённый о времени и месте рассмотрения заявления надлежащем образом, в судебное заседание не явился, ходатайствовал на рассмотрении дела в его отсутствие.

Суд, изучив материалы дела, полагает требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (часть 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка (часть 13).

В соответствии с пунктом 4 ч. 7 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик к заявлению о выдаче разрешения на строительство прилагается ряд документов, среди которых и положительное заключение экспертизы проектной документации, в соответствии с которой осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, в том числе в случае, если данной проектной документацией предусмотрены строительство или реконструкция иных объектов капитального строительства, включая линейные объекты (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса.

Согласно пунктам 4 и 5 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации экспертиза проектной документации не проводится в отношении отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем XXXX квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами и отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем XXXX квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами.

В случае, если объекты капитального строительства, указанные в пунктах 4 и 5 части 2 настоящей статьи, относятся к объектам массового пребывания граждан, экспертиза проектной документации на осуществление строительства, реконструкции указанных объектов капитального строительства является обязательной. Критерии отнесения объектов капитального строительства, указанных в пунктах 4 и 5 части 2 настоящей статьи, к объектам массового пребывания граждан утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (часть 2.2 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п. 10 ст. 16 Федерального закона от 03.08.2018 №340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае, если до дня утверждения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, критериев отнесения объектов капитального строительства, указанных в пунктах 4 и 5 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, к объектам массового пребывания граждан выданы разрешения на строительство указанных объектов или поданы заявления о выдаче разрешений на строительство таких объектов капитального строительства, проведение экспертизы проектной документации таких объектов капитального строительства не требуется, государственный строительный надзор при их строительстве, реконструкции не осуществляется.

Судом установлено, что административный истец обратился к административному ответчику за выдачей разрешения на строительство объекта капитального строительства (кафе), расположенного примерно в 120 м по направлению на северо-восток от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: XXXX, до дня утверждения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, критериев отнесения объектов капитального строительства к объектам массового пребывания граждан.

Меж тем, согласно норм расчёта стоянок для объектов обслуживания и отдыха, изложенных в таблице №16 подпункта 4.1 пункта 4 Оценки расчётных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности населения Приморского края объектами, не относящимися к объектам краевого и местного значения, и расчётных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения Приморского края, в том числе с учетом формирования и развития Владивостокской агломерации, Постановления Администрации Приморского края от 21.12.2016 N 593-па "Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования в Приморском крае" (том 2), для зданий и сооружений в виде ресторанов и кафе установлено 10 машино-мест на 100 посадочных мест.

В соответствии с абзацем седьмым пункта 4.5.1 Решения Думы Уссурийского городского округа от 25.12.2018 №934-НПА "Об утверждении местных нормативов градостроительного проектирования на территории Уссурийского городского округа" на территории Уссурийского городского округа применяются расчётные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности местами стоянок (парковок) для автомобилей для объектов обслуживания и отдыха, расчётные показатели объектов логистики с обоснованием указанных расчётных показателей соответствуют предельным значениям расчётных показателей для таких объектов, установленные в РНГП (региональные нормативы градостроительного проектирования) в Приморском крае (Том 2, п. 4.1, Таблица 16, Таблица 17).

При таких обстоятельствах суд полагает, что в исследуемой ситуации требуется экспертиза проектной документации, которая проведена не была.

Довод административного истца о том, что в соответствии с п.10 ст. 16 Федерального закона от 03.08.2018 №340-ФЗ экспертиза проектной документации не является необходимой, основан на ошибочном толковании норм законодательства, регулирующего градостроительную деятельность, поскольку данный объект предназначен для массового посещения людей, а региональные нормативы градостроительного проектирования (РНГП) в Приморском крае утверждены Постановлением Администрации Приморского края от 21.12.2016 N 593-па, следовательно, необходимо проведение экспертизы проектной документации такого объекта капитального строительства.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя.

По изложенному, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Администрации Уссурийского городского округа о признании незаконным отказа администрации Уссурийского городского округа XXXX от ДД.ММ.ГГ и возложении обязанности выдать ФИО1 разрешение на строительство объекта капитального строительства (кафе), расположенного примерно в XXXX м по направлению на северо-восток от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: XXXX, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Уссурийский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Е.В. Рогалев

Мотивированное решение изготовлено 19 марта 2020 года.