ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1335/2017 от 12.02.2018 Петровск-забайкальского городского суда (Забайкальский край)

Дело № 2А-200/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 февраля 2018 года г. Петровск – Забайкальский

Забайкальского края

Петровск-Забайкальский городской суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Балбаровой А.В.,

при секретаре Поздеевой А.М.,

с участием представителя административного истца – помощника Петровск-Забайкальского межрайонного прокурора Арсалановой С.Б.,

представителя административного ответчика МО МВД России «Петровск-Забайкальский» ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Петровск-Забайкальского межрайонного прокурора к МО МВД России «Петровск-Забайкальский», УМВД России по Забайкальскому краю о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,

установил:

Петровск-Забайкальский межрайонный прокурор Бундаев Б.А. обратился в суд с вышеназванным исковым требованием, указывая на следующие обстоятельства. Прокуратурой района проведена проверка по обращению ОЕМ по факту нарушения условий содержания в изоляторе временного содержания МО МВД России «Петровск-Забайкальский», по результатам установлено следующее. В нарушение требований законодательства в изоляторе временного содержания МО МВД России «Петровск-Забайкальский» имеется дизенфекционная камера, однако к указанному помещению не подведена вода, не подключена вытяжная вентиляция, указанное помещение фактически захламлено. Кроме того, отсутствуют постельные принадлежности (наволочки, одеяла, матрацы), полотенца по количеству лиц, на содержание которых рассчитан изолятор временного содержания. Камеры изолятора временного содержания не оснащены радиодинамиком для вещания общегосударственной программы. Согласно акту проверки, в камере № 4 требуется косметический ремонт, в камере № 6 неисправен санузел и кран подачи воды в санузел, уровень освещенности в камерах временного содержания МО МВД «Петровск-Забайкальский» не соответствует требованиям СанПин 2.2.1/2.1.1.1278-03, в связи с чем, не соблюдены нормативные параметры искусственной освещенности. Поскольку ненадлежащее выполнение обязанностей по соблюдению требований законодательства о порядке содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в ИВС МО МВД России «Петровск-Забайкальский», несоблюдение санитарно-гигиенических требований находится в прямой причинно-следственной связи с нарушением прав на охрану жизни здоровья, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в ИВС, следовательно, бездействие со стороны МО МВД России «Петровск-Забайкальский», УМВД России по Забайкальскому краю является незаконным. Согласно Положению, МО МВД России «Петровск-Забайкальский» является территориальным органом МВД России и входит в состав органов внутренних дел и подчиняется Управлению Министерству внутренних дел Российской Федерации по Забайкальскому краю. Выделение бюджетных средств, составление смет, контроль за расходованием финансовых средств по статье 340 бюджетного классификатора расходов проводится УМВД России по Забайкальскому краю. В связи с чем, обязанность по финансированию работ, подлежащих проведению в ИВС, возложена на административного ответчика УМВД России по Забайкальскому краю. На основании изложенного, прокурор просит суд признать бездействие МО МВД России «Петровск-Забайкальский», УМВД РФ по Забайкальскому краю по выполнению требований санитарно-эпидемиологического законодательства при содержании лиц в изоляторе временного содержания, незаконным; обязать МО МВД России «Петровск-Забайкальский»: произвести косметический ремонт в камере № 4, произвести ремонт водопроводной системы и замену унитаза в камере № 6, произвести замену осветительных приборов во всех камерах, обеспечить нормируемый уровень освещенности 150 лк., подготовить к эксплуатации дезинфекционную камеру, обеспечить камерную дезинфекцию спальных принадлежностей, оборудовать все камеры динамиком радиовещания, обеспечить наличие постельных принадлежностей (наволочек, одеял, матрацев), полотенец по количеству лиц, на содержание которых рассчитан изолятор временного содержания; обязать УМВД России по Забайкальскому краю профинансировать МО МВД России «Петровск-Забайкальский» для выполнения вышеуказанных работ в изоляторе временного содержания в пределах финансирования из средств федерального бюджета.

В письменных возражениях на административное исковое заявление представитель административного ответчика МО МВД России «Петровск-Забайкальский» ФИО1 ссылается на частичное устранение выявленных нарушений. Указывает на то, что в МО МВД России «Петровск-Забайкальский» 08.11.2017 комиссией составлен дефектный акт по проведению ремонтных работ в ИВС МО МВД России «Петровск-Забайкальский» и направлен в УМВД России по Забайкальскому краю для решения вопроса о выделении денежных средств. В камере № 4 ИВС ПиО произведён косметический ремонт, в камере № 6 ИВС ПиО заменён кран подачи воды, замена унитаза будет произведена при выделении денежных средств, согласно дефектного акта. Заменены осветительные приборы во всех камерах - лампы накаливания 200 Вт, сотрудники ИВС ПиО МО МВД России «Петровск-Забайкальский» проводят дезинфекцию постельных принадлежностей, постельные принадлежности (наволочки, одеяла, матрацы) и полотенца выданы ИВС ПиО. Вместе с тем, оборудование камер ИВС ПиО динамиком радиовещания не возможно в виду того, что согласно справки комитета экономики управления муниципальным имуществом и земельных отношений администрации Городского округа «Город Петровск-Забайкальский» от 28.12.2017 № 444, в г.Петровск-Забайкальский радиовещание отсутствует. В связи с чем, полагала, что требования прокурора не подлежат удовлетворению.

В письменных возражениях на административное исковое заявление представитель административного ответчика УМВД РФ по Забайкальскому краю П возражала против удовлетворения требований к ответчику, ссылаясь на следующее. УМВД России по Забайкальскому краю осуществляет финансирование МО МВД России «Петровск-Забайкальский» и ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Забайкальскому краю» в соответствии с поступившими заявками и лимитами бюджетных обязательств, установленными для УМВД России по Забайкальскому краю МВД России. УМВД России по Забайкальскому краю в 2017 году финансирование МО МВД Росси «Петровск-Забайкальский» и ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Забайкальскому краю» выделялось, лимиты бюджетных обязательств до них доведены в соответствии со сметой расходов. Вопросы распределения бюджетных ассигнований относятся к компетенции начальника МО МВД России «Петровск-Забайкальский» и начальника ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Забайкальскому краю». Таким образом, УМВД России по Забайкальскому краю свои обязательства по осуществлению финансирования МО МВД России «Петровск-Забайкальский» и ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Забайкальскому краю», в том числе, на мероприятия, касающиеся обеспечения в соответствии с законодательством содержания задержанных и заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, выполняет. По информации МО МВД России «Петровск-Забайкальский» большая часть выявленных нарушений устранена в настоящий момент. Считает, что поскольку в г.Петровск-Забайкальский отсутствует радиовещание, оборудование камер ИВС динамиками радиовещания нецелесообразно и приведен к неэффективности использования средств федерального бюджета. Заявка на выполнение работ по ремонту сантехники - унитаза в камере № 6 ИВС в ноябре 2017 года направлена в ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Забайкальскому краю». При получении финансирования на указанные цели будет проведен его ремонт и замена. Таким образом, утверждения истца о бездействии ответчиков, изложенные им в исковом заявлении необоснованны, в связи с чем, просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Арсаланова С.Б. исковые требования уточнила, просит суд признать бездействие МО МВД России «Петровск-Забайкальский», УМВД РФ по Забайкальскому краю по выполнению требований санитарно-эпидемиологического законодательства при содержании лиц в изоляторе временного содержания, незаконным; обязать МО МВД России «Петровск-Забайкальский» произвести замену унитаза и произвести ремонт водопроводной системы (подачи воды в санузел) в камере № 6 ИВС, оборудовать все камеры динамиком радиовещания; обязать УМВД России по Забайкальскому краю профинансировать МО МВД России «Петровск-Забайкальский» для выполнения вышеуказанных работ в изоляторе временного содержания в пределах финансирования из средств федерального бюджета, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу, остальные требования не поддерживает, поскольку выявленные нарушения устранены ответчиками.

Представитель административного ответчика МО МВД России «Петровск-Забайкальский» ФИО1 суду пояснила, что в части требований прокурора о признании бездействия МО МВД России «Петровск-Забайкальский» и УМВД России по Забайкальскому краю незаконным, она не согласна, поскольку со стороны ответчика предпринимаются активные меры по устранению выявленных недостатков, соответствующие заявки о финансировании доведены до ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Забайкальскому краю» и до УМВД России по Забайкальскому краю, работы по замене унитаза и ремонта водопроводной системы подачи воды в санузел в камере № 6 и оборудование всех камер динамиками радиовещания будут произведены по поступлению финансовых средств, необходимости по судебному решению обязывать ответчиков исполнить данные мероприятия отсутствуют.

Административный ответчик УМВД России по Забайкальскому краю, надлежаще извещенная о дате и времени слушания дела, в судебное заседание своих представителей не направил, ходатайств об отложении дела не заявлял, представитель по доверенности П направила письменное ходатайство, в котором просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика УМВД России по Забайкальскому краю, явка которого в судебное заседание судом не признана обязательной.

Заслушав позицию сторон, уточнения исковых требований, доводы возражений на административное исковое заявление, изучив материалы дела, материалы проверки, суд приходит к следующему.

Согласно ст. ст. 2, 17, 21 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно нормам статьи 4 Федерального закона РФ № 103-ФЗ от 15.07.1995 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее - ФЗ № 103) содержание под стражей должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновнюсти, равенства граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства. Содержание под стражей не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических и нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей.

В соответствии со ст. 23 названного Федерального закона, подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания. По заявлению подозреваемых и обвиняемых радиовещание в камере может быть приостановлено либо установлен график прослушивания радиопередач.

В соответствии с п. 2 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД РФ России от 22.11.2005 № 950 (далее - Правила) изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых обеспечивают режим содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, их изоляцию и выполнение задач, предусмотренных законодательством.

Согласно ст. 42 Правил подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека.

Согласно ст. 45 Правил камеры ИВС оборудуются, в том числе санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности, краном с водопроводной водой, радиодинамиком для вещания общегосударственной программы.

Согласно п. 47 Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста, утвержденных приказом МВД России от 10.02.2014 № 83, помещения для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, места отбывания административного ареста оборудуются санитарным узлом (с соблюдением необходимых требований приватности) и умывальником с подводкой холодной и горячей воды.

Инструкцией по проектированию объектов органов внутренних дел МВД России (Свод правил - СП 12-95), введенной в действие протоколом МВД России от 12 февраля 1995 года N 1-95, предусмотрено наличие в камере ИВС унитаза и умывальника (таблица 17 пункт 33), согласно п. 17.16 унитазы и умывальники в камерах, карцерах, изоляторах необходимо размещать в отдельных кабинах с дверьми, открывающимися наружу, кабина должна иметь перегородки высотой 1 м от пола санитарного узла.

Из материалов дела следует, что в октябре 2017 года в Петровск-Забайкальскую межрайонную прокуратуру поступила жалоба от подследственного ОЕМ, в которой он указывает на антисанитарные условия содержания в ИВС МО МВД России «Петровск-Забайкальский», отсутствие горячей воды, грязные постельные принадлежности, тусклое освещение, отсутствие радиоприемника.

09.11.2017 проведена проверка ИВС МО МВД России «Петровск-Забайкальский» в составе комиссии: заместителя начальника ЦГСЭН ФКУЗ «МЧС МВД России по Забайкальскому краю» Щ, заместителя начальника ИВС МО МВД России «Петровск-Забайкальский» В, фельдшера медицинской части ИВС З, старшего помощника Петровск-Забайкальского межрайонного прокурора Х, о чем составлен соответствующий акт № 20/ЦСН-78 от 09.11.2017.

Проверкой установлено, что камеры изолятора временного содержания не оснащены радиодинамиком для вещания общегосударственной программы, в камере неисправен санузел и кран подачи воды в санузел (требуется замена унитаза и ремонт водопроводной системы). Выявлены иные нарушения, которые на момент судебного разбирательства ответчиком МО МВД России «Петровск-Забайкальский» устранены.

Согласно представленного дефектного акта от 08.11.2017 в составе комиссии: ИГДПС ОГИБДД МО МВД России «Петровск-Забайкальский» С, заместителя начальника ИВС МО МВД России «Петровск-Забайкальский» В, главного бухгалтера Ш произведен осмотр помещений ИВС с целью определения необходимых ремонтных работ. В результате осмотра комиссия установила, что для проведения ремонтных работ необходимо выполнить работы, в том числе, в камере № 6: заменить унитаз с усилением металлическими уголками, заменить подводку воды к унитазу и мойке.

Согласно справки комитета экономики управления муниципальным имуществом и земельных отношений администрации Городского округа «Город Петровск-Забайкальский» от 28.12.2017 № 444, в г.Петровск-Забайкальский радиовещание отсутствует.

Судом установлено и не оспорено ответчиками, что в ходе проведенной 09.11.2017 проверки выявлены нарушения в сфере исполнения законодательства, регламентирующего содержание подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания, а именно во всех камерах ИВС МО МВД России «Петровск-Забайкальский» отсутствуют радиодинамиков для вещания общегосударственных программ, в камере № 6 - неисправен санузел и кран подачи воды в санузел (требуется замена унитаза и ремонт водопроводной системы).

Выявленные в результате проверки нарушения создают угрозу жизни и здоровью граждан, нарушают право на благоприятные условия содержания в ИВС неопределенного круга лиц, содержащихся в ИВС МО МВД России «Петровск-Забайкальский».

Доводы представителя административного ответчика МО МВД России «Петровск-Забайкальский» ФИО1 об отсутствии денежных средств на обеспечение соответствия условий содержания в ИВС требованиям законов и иных нормативных актов суд находит несостоятельными, поскольку нарушение Федерального закона влечет нарушение прав лиц, содержащихся под стражей, и не освобождает ответчика от обязанности содержать помещения ИВС в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.

Отсутствие радиовещания в г.Петровск-Забайкальский не освобождает административного ответчика МО МВД России «Петровск-Забайкальский» от обязанности устанавливать радиодинамики в камерах ИВС, доводы ответчиков о нецелесообразности их установки и нецелевом использовании денежных средств при их приобретении, не могут быть приняты во внимание суда, поскольку они противоречат приведенным выше нормам, регулирующие содержание в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, и лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста. Кроме того, доводы о нецелесообразности установки радиодинамиков ответчиками не обоснованы объективными доказательствами.

В соответствие с Положением о Межмуниципальном отделе Министерства внутренних дел Российской Федерации «Петровск-Забайкальский», утвержденного приказом УМВД России по Забайкальскому краю от 07.08.2012 № 610, обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации содержания задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, и лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также их охрану и конвоирование, относится к полномочиям МО МВД России «Петровск-Забайкальский».

Согласно Положению МО МВД России «Петровск-Забайкальский» является территориальным органом МВД России и входит в состав органов внутренних дел и подчиняется Управлению Министерству внутренних дел Российской Федерации по Забайкальскому краю. Выделение бюджетных средств, составление смет, контроль за расходованием финансовых средств по статье 340 бюджетного классификатора расходов проводится УМВД России по Забайкальскому краю.

Судом установлено и не отрицалось ответчиками, УМВД России по Забайкальскому краю осуществляет финансирование МО МВД России «Петровск-Забайкальский» и ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Забайкальскому краю» в соответствии с поступившими заявками и лимитами бюджетных обязательств, установленными для УМВД России по Забайкальскому краю МВД России.

Поскольку ненадлежащее выполнение обязанностей по соблюдению требований законодательства о порядке содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в ИВС МО МВД России «Петровск-Забайкальский», несоблюдение санитарно-гигиенические требований находится в прямой причинно-следственной связи с нарушением прав на охрану жизни здоровья, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в ИВС, следовательно, бездействие со стороны МО МВД России «Петровск-Забайкальский», УМВД России по Забайкальскому краю является незаконным.

Согласно представленным заявкам № 952 от 24.01.2017, № 5769 от 18.04.2017, № 16692 от 20.10.2017 руководство МО МВД России «Петровск-Забайкальский» на протяжении года ходатайствует о выделении радиодинамиков для вещания общегосударственных программ с регулятором громкости в количестве 6-ти штук.

Вместе с тем, ответы на данные заявки в МО МВД России «Петровск-Забайкальский» не поступали, радиодинамики в испрашиваемом количестве не выделены, как и не выделены денежные средства на их приобретение. Обратного суду не представлено.

Таким образом, суд находит установленным факт бездействия со стороны УМВД России по Забайкальскому краю по недоведению финансирования на установку радиодинамиков в каждой камере ИВС МО МВД России «Петровск-Забайкальский» при наличии неоднократных на то заявок.

В связи с чем, суд полагает необходимым возложить на административного ответчика МО МВД России «Петровск-Забайкальский» обязанность по устранению нарушений, на административного ответчика УМВД России по Забайкальскому краю - обязанность по финансированию работ, подлежащих проведению в ИВС.

Доводы административного ответчика УМВД России по Забайкальскому краю о надлежащем финансировании МО МВД России «Петровск-Забайкальский» на проведение ремонтных работ доказательно не подтверждены, в связи с чем, судом отклоняются в виду их несостоятельности.

С учетом разумности и обеспечения соблюдения баланса интересов сторон, фактической возможности проведения финансирования и производства ремонтных работ, суд полагает необходимым установить срок для исполнения решения суда – в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.

В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Поскольку лица, участвующие в деле, освобождены от уплаты госпошлины в силу закона, оснований для взыскания государственной пошлины у суда не имеется.

Руководствуясь ст.ст.175-181, 228 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление Петровск-Забайкальского межрайонного прокурора к МО МВД России «Петровск-Забайкальский», УМВД России по Забайкальскому краю о признании бездействия незаконным, возложении обязанности удовлетворить.

Признать бездействие МО МВД России «Петровск-Забайкальский», УМВД России по Забайкальскому краю по невыполнению требований санитарно-эпидемиологического законодательства при содержании лиц в ИВС МО МВД России «Петровск-Забайкальский», незаконным.

Обязать МО МВД России «Петровск-Забайкальский» в течение месяца со дня вступления в законную силу:

- произвести замену унитаза и ремонт водопроводной системы (подачи воды в санузел) в камере № 6 ИВС МО МВД России «Петровск-Забайкальский»;

- оборудовать все камеры ИВС МО МВД России «Петровск-Забайкальский» радиодинамиками для вещания общегосударственных программ.

Обязать УМВД России по Забайкальскому краю в течение месяца со дня вступления в законную силу профинансировать МО МВД России «Петровск-Забайкальский» для выполнения вышеуказанных работ в ИВС МО МВД России «Петровск-Забайкальский» в пределах финансирования из средств федерального бюджета.

Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в Забайкальском краевом суде путем подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления через Петровск-Забайкальский городской суд Забайкальского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья А.В. Балбарова

Мотивированное решение изготовлено 22.02.2018.