Дело №2а-13369/2016(11)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 октября 2016г. г. Екатеринбург
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области
в составе председательствующего судьи Хазиевой Е.М.,
при секретаре Николенко В.В.,
с участием представителя административного истца Тиуновой М.А., представителя административного ответчика Матвеева И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Свердловской территориальной организации Российского профсоюза работников культуры Областной комитет профсоюза к Управлению Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Свердловской области о признании незаконными действий по внесению записи о ликвидации,
У С Т А Н О В И Л:
Свердловская территориальная организация Российского профсоюза работников культуры Областной комитет профсоюза в лице своего председателя Высоцкой В.Г. (административный истец) обратилась в Ленинский районный суд г. Екатеринбурга с иском к Управлению ФНС России по Свердловской области и ГУ Минюста России по Свердловской области (административные ответчики), в котором просила признать незаконным распоряжение ГУ Минюста России по Свердловской области от 13 мая 2015г. №672-Р, признать незаконными действия Управления ФНС России по Свердловской области по внесению записи в ЕГЮЛ за ГРН 2156600040936 от 15 мая 2015г. о ликвидации Профсоюзной организации Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации.
Определением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 08 сентября 2016г. данный иск оставлен без движения до 26 сентября 2016г. В Ленинский районный суд г. Екатеринбурга 26 сентября 2016г. поступил документ о доплате государственной пошлины, а также уточнения исковых требований, согласно котором к административному ответчику - ГУ Минюста России по Свердловской области заявлено требование о признании незаконным распоряжения ГУ Минюста России по Свердловской области от 13 мая 2015г. №672-Р о ликвидации Профсоюзной организации Свердловского регионального отделения Свердловского регионального Фонда социального страхования Российской Федерации, а к административному ответчику – Управлению ФНС России по Свердловской области заявлено требование о признании действий Управления ФНС России по Свердловской области о внесении записи в ЕГЮЛ за ГРН 2156600040936 от 15 мая 2015г. о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией на основании решения о государственной регистрации, принятого Минюстом России (его территориальным органом) в отношении Профсоюзной организации Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации. Определением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 28 сентября 2016г. уточненные исковые требования приняты к производству суда.
Определением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 18 октября 2016г. из административного дела №2а-12491/2016 в отдельное производство выделены исковые требований к Управлению ФНС России по Свердловской области, которые Ленинским районным судом г. Екатеринбурга приняты к своему производству согласно подсудности спора – по месту нахождения административного ответчика.
Представитель административного истца поддержал исковые требования, указав на то, что в арбитражных судах в случае недостоверности данных ликвидационного баланса недействительным признается решение налогового органа о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией (в частности решение АССО от 21 июля 2014г. по делу №А60-4477/2014). Представитель административного истца пояснил, что денежные средства их членов находятся на банковском счету ликвидированной организации и у них нет способа их получить без судебного разбирательства.
Представитель административного ответчика – УФНС России по Свердловской области иск не признал по доводам отзыва.
Заинтересованное лицо – ГУ Минюста России по Свердловской области (определение суда от 18 октября 2016г.), извещенное о заседании, в суд своего представителя не направило, ранее представило отзыв, а также к настоящему заседанию представило ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя.
Заслушав явившихся лиц и исследовав представленные материалы дела, суд полагает, что административные исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Профсоюзная организация Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 6660039502, ОГРН 1036605621502, дата присвоения ОГРН 08 февраля 2003г.), зарегистрированная 01 сентября 1997г. как общественное объединение (местная профсоюзная организация) в Управлении юстиции Свердловской области, ликвидирована 15 мая 2015г. – с даты внесения в ЕГЮЛ соответствующей регистрационной записи (п. 8 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Порядок ликвидации и государственной регистрации ликвидации указанной общественной организации регламентируется ст.ст. 61-65 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 08 августа 2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с особенностями, установленными Федеральным законом от 12 января 1996г. №10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». В силу ст. 10 последнего из указанных законов документы, необходимые для осуществления государственной регистрации профсоюза или первичной профсоюзной организации в связи с их ликвидацией представляются в федеральный орган государственной регистрации или его территориальные органы в соответствующих субъектах Российской Федерации (в данном случае – в органы юстиции), впоследствии на основании представленных этим федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган (в данном случае – налоговый орган) в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения указанных сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в орган, который представил указанные сведения и документы.
В рассматриваемом случае ГУ Минюста России вынесено распоряжение №2141 от 19 декабря 2014г. о внесении в ЕГЮЛ сведений о принятии решения о ликвидации, формировании ликвидационной комиссии, назначении ликвидатора юридического лица, утверждено 13 мая 2015г. заключение о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией на основании проверки представленных документов, а впоследствии вынесено распоряжение №672-р от 13 мая 2015г. о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.
На основании последнего распоряжения ГУ Минюста России, в свою очередь, УФНС России по Свердловской области в ЕГЮЛ внесена запись ГРН 2156600040936 от 15 мая 2015г. о ликвидации указанной организации.
Оценив представленные доказательства в совокупности, суд полагает, что действия по внесению записи о ликвидации некоммерческой организации совершены надлежащим органом (налоговым органом) в пределах его компетенции на основании неотмененного и не признанного недействительным решения уполномоченного органа (органа юстиции) о государственной регистрации ликвидации некоммерческой организации.
Ссылка представителя административного истца на судебную практику арбитражных судом отклоняется, поскольку решение о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией в отношении коммерческих юридических лиц принимает налоговый орган, а в отношении некоммерческих юридических лиц (в частности для профсоюзов) – орган юстиции. Решение органа юстиции о государственной регистрации ликвидации некоммерческой организации для налогового органа обязательно, последнее не уполномочено проводить полноценную проверку ликвидационного баланса, а ограничивается проверкой перечня предоставляемых органом юстиции документов.
Административным регламентом предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организацией, утвержденному приказом Минюста России от 30 декабря 2011г. №455, устанавливается стандарт и порядок предоставления центральным аппаратом Министерства юстиции Российской Федерации и его территориальными органами (органы юстиции) государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций при их создании, реорганизации, ликвидации, внесении в их учредительные документы изменений, принятии решения о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений (изменений в сведения) о некоммерческих организациях (п.п. 1, 16, 17 Административного регламента). В частности данным регламентом установлен перечень документов, которые предоставляются в органы юстиции для государственной регистрации, среди которых назван и ликвидационный баланс (п. 33 Административного регламента), а также установлен перечень оснований, при которых государственная услуга органами юстиции не предоставляется, среди которых поименовано, что основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является установление того, что в представленных для государственной регистрации документах содержатся недостоверные сведения (п. 50 Административного регламента).
Поскольку регистрационным органом, уполномоченным для принятия решения о государственной регистрации ликвидации некоммерческой организации (распоряжения о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией), является орган юстиции, а не налоговый орган, то проверка ликвидационного баланса (в том числе с получением справки налогового органа о наличии или отсутствии счетов юридического лица) не является обязанностью налогового органа. В данном случае налоговый орган выступает как держатель реестра, в который как последствие вышеуказанного решения, вносится соответствующая запись.
При изложенных обстоятельствах суд не усматривает оснований к удовлетворению административных исковых требований к налоговому органу, который в пределах своей компетенции на основании решения органа юстиции о государственной регистрации ликвидации некоммерческого юридического лица лишь внес соответствующие сведения в Единый государственный реестр юридических лиц.
Поскольку в удовлетворении административных исковых требований отказано, то расходы по уплате государственной пошлины (платежное поручение <данные изъяты> руб.) остаются на стороне истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 6, 175-178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения, с подачей апелляционной жалобы через суд, вынесший решение.
Мотивированное решение изготовлено 31 октября 2016г.
Судья (подпись)
Копия верна
Судья Е.М. Хазиева
на 31.10.2016 решение
в силу не вступило
Судья