ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-13369/2016 от 28.10.2016 Ленинскогого районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

Дело №2а-13369/2016(11)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 октября 2016г. г. Екатеринбург

Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области

в составе председательствующего судьи Хазиевой Е.М.,

при секретаре Николенко В.В.,

с участием представителя административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Свердловской территориальной организации Российского профсоюза работников культуры Областной комитет профсоюза к Управлению Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Свердловской области о признании незаконными действий по внесению записи о ликвидации,

У С Т А Н О В И Л:

Свердловская территориальная организация Российского профсоюза работников культуры Областной комитет профсоюза в лице своего председателя ФИО3 (административный истец) обратилась в Ленинский районный суд г. Екатеринбурга с иском к Управлению ФНС России по Свердловской области и ГУ Минюста России по Свердловской области (административные ответчики), в котором просила признать незаконным распоряжение ГУ Минюста России по Свердловской области от 13 мая 2015г. №672-Р, признать незаконными действия Управления ФНС России по Свердловской области по внесению записи в ЕГЮЛ за ГРН 2156600040936 от 15 мая 2015г. о ликвидации Профсоюзной организации Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации.

Определением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 08 сентября 2016г. данный иск оставлен без движения до 26 сентября 2016г. В Ленинский районный суд г. Екатеринбурга 26 сентября 2016г. поступил документ о доплате государственной пошлины, а также уточнения исковых требований, согласно котором к административному ответчику - ГУ Минюста России по Свердловской области заявлено требование о признании незаконным распоряжения ГУ Минюста России по Свердловской области от 13 мая 2015г. №672-Р о ликвидации Профсоюзной организации Свердловского регионального отделения Свердловского регионального Фонда социального страхования Российской Федерации, а к административному ответчику – Управлению ФНС России по Свердловской области заявлено требование о признании действий Управления ФНС России по Свердловской области о внесении записи в ЕГЮЛ за ГРН 2156600040936 от 15 мая 2015г. о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией на основании решения о государственной регистрации, принятого Минюстом России (его территориальным органом) в отношении Профсоюзной организации Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации. Определением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 28 сентября 2016г. уточненные исковые требования приняты к производству суда.

Определением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 18 октября 2016г. из административного дела №2а-12491/2016 в отдельное производство выделены исковые требований к Управлению ФНС России по Свердловской области, которые Ленинским районным судом г. Екатеринбурга приняты к своему производству согласно подсудности спора – по месту нахождения административного ответчика.

Представитель административного истца поддержал исковые требования, указав на то, что в арбитражных судах в случае недостоверности данных ликвидационного баланса недействительным признается решение налогового органа о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией (в частности решение АССО от 21 июля 2014г. по делу №А60-4477/2014). Представитель административного истца пояснил, что денежные средства их членов находятся на банковском счету ликвидированной организации и у них нет способа их получить без судебного разбирательства.

Представитель административного ответчика – УФНС России по Свердловской области иск не признал по доводам отзыва.

Заинтересованное лицо – ГУ Минюста России по Свердловской области (определение суда от 18 октября 2016г.), извещенное о заседании, в суд своего представителя не направило, ранее представило отзыв, а также к настоящему заседанию представило ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя.

Заслушав явившихся лиц и исследовав представленные материалы дела, суд полагает, что административные исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Профсоюзная организация Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата присвоения ОГРН 08 февраля 2003г.), зарегистрированная 01 сентября 1997г. как общественное объединение (местная профсоюзная организация) в Управлении юстиции Свердловской области, ликвидирована 15 мая 2015г. – с даты внесения в ЕГЮЛ соответствующей регистрационной записи (п. 8 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Порядок ликвидации и государственной регистрации ликвидации указанной общественной организации регламентируется ст.ст. 61-65 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 08 августа 2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с особенностями, установленными Федеральным законом от 12 января 1996г. №10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». В силу ст. 10 последнего из указанных законов документы, необходимые для осуществления государственной регистрации профсоюза или первичной профсоюзной организации в связи с их ликвидацией представляются в федеральный орган государственной регистрации или его территориальные органы в соответствующих субъектах Российской Федерации (в данном случае – в органы юстиции), впоследствии на основании представленных этим федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган (в данном случае – налоговый орган) в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения указанных сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в орган, который представил указанные сведения и документы.

В рассматриваемом случае ГУ Минюста России вынесено распоряжение №2141 от 19 декабря 2014г. о внесении в ЕГЮЛ сведений о принятии решения о ликвидации, формировании ликвидационной комиссии, назначении ликвидатора юридического лица, утверждено 13 мая 2015г. заключение о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией на основании проверки представленных документов, а впоследствии вынесено распоряжение №672-р от 13 мая 2015г. о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.

На основании последнего распоряжения ГУ Минюста России, в свою очередь, УФНС России по Свердловской области в ЕГЮЛ внесена запись ГРН 2156600040936 от 15 мая 2015г. о ликвидации указанной организации.

Оценив представленные доказательства в совокупности, суд полагает, что действия по внесению записи о ликвидации некоммерческой организации совершены надлежащим органом (налоговым органом) в пределах его компетенции на основании неотмененного и не признанного недействительным решения уполномоченного органа (органа юстиции) о государственной регистрации ликвидации некоммерческой организации.

Ссылка представителя административного истца на судебную практику арбитражных судом отклоняется, поскольку решение о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией в отношении коммерческих юридических лиц принимает налоговый орган, а в отношении некоммерческих юридических лиц (в частности для профсоюзов) – орган юстиции. Решение органа юстиции о государственной регистрации ликвидации некоммерческой организации для налогового органа обязательно, последнее не уполномочено проводить полноценную проверку ликвидационного баланса, а ограничивается проверкой перечня предоставляемых органом юстиции документов.

Административным регламентом предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организацией, утвержденному приказом Минюста России от 30 декабря 2011г. №455, устанавливается стандарт и порядок предоставления центральным аппаратом Министерства юстиции Российской Федерации и его территориальными органами (органы юстиции) государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций при их создании, реорганизации, ликвидации, внесении в их учредительные документы изменений, принятии решения о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений (изменений в сведения) о некоммерческих организациях (п.п. 1, 16, 17 Административного регламента). В частности данным регламентом установлен перечень документов, которые предоставляются в органы юстиции для государственной регистрации, среди которых назван и ликвидационный баланс (п. 33 Административного регламента), а также установлен перечень оснований, при которых государственная услуга органами юстиции не предоставляется, среди которых поименовано, что основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является установление того, что в представленных для государственной регистрации документах содержатся недостоверные сведения (п. 50 Административного регламента).

Поскольку регистрационным органом, уполномоченным для принятия решения о государственной регистрации ликвидации некоммерческой организации (распоряжения о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией), является орган юстиции, а не налоговый орган, то проверка ликвидационного баланса (в том числе с получением справки налогового органа о наличии или отсутствии счетов юридического лица) не является обязанностью налогового органа. В данном случае налоговый орган выступает как держатель реестра, в который как последствие вышеуказанного решения, вносится соответствующая запись.

При изложенных обстоятельствах суд не усматривает оснований к удовлетворению административных исковых требований к налоговому органу, который в пределах своей компетенции на основании решения органа юстиции о государственной регистрации ликвидации некоммерческого юридического лица лишь внес соответствующие сведения в Единый государственный реестр юридических лиц.

Поскольку в удовлетворении административных исковых требований отказано, то расходы по уплате государственной пошлины (платежное поручение <данные изъяты> руб.) остаются на стороне истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 6, 175-178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения, с подачей апелляционной жалобы через суд, вынесший решение.

Мотивированное решение изготовлено 31 октября 2016г.

Судья (подпись)

Копия верна

Судья Е.М. Хазиева

на 31.10.2016 решение

в силу не вступило

Судья