2а-1336/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 февраля 2019 года г. Оренбург
Ленинский районный суд г. Оренбурга
в составе председательствующего судьи Нуждина А.В.,
при секретаре Поповой В.С.,
с участием представителя административного истца Назмутдиновой Г. С.,представителя административного ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора города Оренбурга к администрации города Оренбурга о признании противоречащим закону, недействующим и не подлежащим применению нормативно-правового акта,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор города Оренбурга обратился в суд с административным иском указав, что прокуратурой города Оренбурга проведена проверка соответствия требованиям федерального законодательства постановления администрации города Оренбурга от ...N-п «Об утверждении порядка предоставления субсидии из бюджета ... на возмещение недополученных доходов, возникающих в связи с выполнением работ т оказанием услуг по содержанию жилого помещения муниципального жилищного фонда» (далее по тексту - постановление).
Проверкой установлено, что постановление не соответствует действующему законодательству.
Так п. 9 общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам устанавливает, что правовой акт, регулирующий предоставление субсидий в порядке возмещения недополученных доходов и (или) возмещения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, без требования последующего подтверждения использования полученных средств получателями субсидий в соответствии с условиями и (или) целями предоставления субсидий, дополнительно к положениям, указанных в пп. 2-6 настоящего документа, в части, касающейся условий и порядка предоставления субсидий, содержит положения: о направлении затрат (недополученных доходов), на возмещение которых предоставляется субсидия; о перечне документов, подтверждающих фактически произведенные затраты (недополученные доходы), а также при необходимости о требованиях к таким документам.
Однако Порядок указанные положения не содержит.
На данное постановление ... был принесен протест, который ... рассмотрен. Из ответа администрации ... следует, что в срок до ... проект постановления будет направлен в прокуратуру города, однако до настоящего времени проект постановления Главы ... «О внесении изменений в постановление администрации ... от ...N-п» для проведения антикоррупционной экспертизы не поступал, в связи с чем просил признать противоречащим закону, недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения суда в законную силу п. 2.2 постановления администрации ... от ...N-п (ред. От ...) «Об утверждении порядка предоставления субсидии из бюджета ... на возмещение недополученных доходов, возникающих в связи с выполнением работ и оказанием услуг по содержанию жилого помещения муниципального жилищного фонда»; дополнить п. 2.2 Порядка предоставления субсидии из бюджета ... на возмещение недополученных доходов, возникающих в связи с выполнением работ и оказанием услуг по содержанию жилого помещения муниципального жилищного фонда, утвержденного постановлением администрации ... от ...N-п, положениям о направлении затрат (недополученных доходов), на возмещение которых предоставляется субсидия; о перечне документов, подтверждающих фактически произведенные затраты (недополученные доходы).
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Назмутдинова Г.С.исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель административного ответчика ФИО1, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований, однако факт несоответствия постановления требованиям федерального законодательства не оспаривала.
Заслушав доводы представителя истца, пояснения представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с ч.3 ст.208 УК РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, в том числе принятого референдумом субъекта Российской Федерации или местным референдумом, не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, а также Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), орган местного самоуправления, глава муниципального образования, полагающие, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает их компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан.
Частью 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от ... № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от ...N-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Глава ... - высшее должностное лицо муниципального образования «...», наделенное настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Глава ... как орган местного самоуправления и как высшее должностное лицо обладает собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе: издает постановления администрации ... по вопросам местного значения.
Подпунктом 2 пункта 2 и пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
На основании предоставленных полномочий Главой ...... издано постановление N-п, пунктом 1 которого утвержден Порядок предоставления субсидии из бюджета ... на возмещение недополученных доходов, возникающих в связи с выполнением работ и оказанием услуг по содержанию жилого помещения муниципального жилищного фонда, отдельные положения которого оспариваются прокурором ... по настоящему административному делу.
Указанное Постановление подписано Главной ..., опубликовано в официальном печатном издании, вступило в силу с момента его официального опубликования, является обязательным для неопределенного круга лиц, рассчитано на неоднократное применение.
Вместе с тем, судом установлено следующее.
Общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг утверждены постановлением Правительства Российской Федерации ... N 887.
Так согласно п. 9 Общих требований содержит указание на то, что правовой акт, регулирующий предоставление субсидий в порядке возмещения недополученных доходов и (или) возмещения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, дополнительно к положениям, указанным в пунктах 2 - 6 настоящего документа, в части, касающейся условий и порядка предоставления субсидий, должен содержат, в том числе, положения: о направлениях затрат (недополученных доходов), на возмещение которых предоставляется субсидия; о перечне документов, подтверждающих фактически произведенные затраты (недополученные доходы), а также при необходимости о требованиях к таким документам.
Между тем, Порядок предоставления субсидии из бюджета ... на возмещение недополученных доходов, возникающих в связи с выполнением работ и оказанием услуг по содержанию жилого помещения муниципального жилищного фонда, утвержденный постановлением главы ...N-п от ..., не содержит данные положения. Тем самым, получатели субсидии по своему усмотрению направляют средства бюджета, полученные на возмещение затрат (недополученных доходов). При этом, федеральный законодатель предусматривает предоставление сведений о направлениях расходов, источников финансового обеспечения которых является субсидия. При этом в данном случае главный распорядитель средств бюджета лишен возможности контроля за расходованием средств субсидии, полученной юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями по содержанию жилого помещения муниципального жилищного фонда, т.к. муниципальным нормативным правовым актом не определены направления затрат и перечень документов, подтверждающих фактически произведенные затраты (недополученные доходы).
При таких обстоятельствах, оспариваемые административным истцом положения административного регламента противоречат нормам федерального законодательства, что является основанием для удовлетворения иска.
Как установлено пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Разрешая вопрос о дате, с которой оспариваемые положения административных регламентов следует признать недействующим, суд исходит из того, что данные правовые нормы применялись, порождая правовые последствия. Указанное обстоятельство, в силу разъяснений, содержащихся в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ...N «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», является основанием для признания нормативного правового акта в оспариваемой части недействующей со дня вступления решения в законную силу.
В соответствии с п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ... N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" в случае если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части (часть 4 статьи 216 КАС РФ, часть 5 статьи 3 АПК РФ).
Следует иметь в виду, что, поскольку при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов полномочия судов ограничены проверкой законности соответствующих актов, данная правовая норма подлежит применению лишь в случаях, когда в нормативном правовом акте, имеющем большую юридическую силу, предусмотрена обязанность соответствующего органа, организации или лица принять нормативный правовой акт или соответствующие положения нормативного правового акта.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о возможности удовлетворения требований административного истца в части обязания ответчика дополнить нормативный акт.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Требования административного искового заявления прокурора города Оренбурга к администрации города Оренбурга - удовлетворить.
Признать п. 2.2 Порядка предоставления субсидии из бюджета ... на возмещение недополученных доходов, возникающих в связи с выполнением работ и оказанием услуг по содержанию жилого помещения муниципального жилищного фонда, утвержденного постановлением Главы ... от ...N-п, недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Дополнить п. 2.2 Порядка предоставления субсидии из бюджета ... на возмещение недополученных доходов, возникающих в связи с выполнением работ и оказанием услуг по содержанию жилого помещения муниципального жилищного фонда, утвержденный постановлением Главы ... от ...N-п, положениями о направлениях затрат (недополученных доходов), на возмещение которых предоставляется субсидия; о перечне документов, подтверждающих фактически произведенные затраты (недополученные доходы).
Настоящее решение подлежит опубликованию в официальном печатном издании органа местного самоуправления – газете «Вечерний Оренбург» в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г.Оренбурга в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: А.В. Нуждин
Полный текст решения изготовлен 19 февраля 2019 года.
Судья: А.В. Нуждин