ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1336/20 от 10.09.2020 Железнодорожного районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

36RS0001-01-2020-00619-76

Дело №2а-1336/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Воронеж 10 сентября 2020 года

Железнодорожный районный суд г.Воронежа в составе:

председательствующего судьи Золотых Е.Н.,

при секретаре Елчиной Т.В.,

с участием представителя административного истца адвоката Богомоловой М.Д., представителя административного ответчика Родиной М.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Чурсиной К.Г. к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным отказа в утверждении представленной схемы расположения земельного участка и обязании утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории

УСТАНОВИЛ:

Чурсина К.Г обратилась в суд с вышеуказанным иском, указывая что административный истец является собственником жилого дома, расположенного <адрес>. Вышеуказанное домовладение находится на земельном участке общей площадью 339 кв.м. Административный истец обратился в Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области (далее ДИЗО) с заявлением об утверждении схемы расположения вышеуказанного земельного участка на кадастровом плане территории. Решением заместителя руководителя департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области Баскаковой Г.В. в форме письма от 07.04.2020 года №52-17-480з административному истцу было отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории на основании пп. 1 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ со ссылкой на то, что на представленной схеме расположения земельного участка не отображен кадастровый номер ранее учтенного земельного участка (№ ..... Чурсиной К.Г. не представлены первоотводные документы земельного участка площадью 339 кв.м.; а также, что по факту проведенной ДИЗО выездной проверки установлено, что на формируемом земельном участке находится разрушенный дом, на представленной заявителем схеме указано жилое строение «Ж».

Не согласившись с решением Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, административный истец обратилась с административным иском в суд о признании незаконным отказа в утверждении представленной схемы расположения земельного участка и обязании утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

В судебное заседание истец не явилась, надлежаще извещена о дате, времени месте рассмотрения дела.

В судебном заседании представитель административного истца Богомолова М.Д. поддержал административное исковое заявление в полном объеме и пояснил, что право собственности на жилой дом зарегистрировано в Росреестре, состояние дома ветхое, истец заключил договор подряда на восстановление жилого дома; корректировка площади земельного участка произошла по фактическому землепользованию, что допустимо с учетом погрешности.

В судебном заседании представитель административного ответчика возражала против удовлетворения исковых требований, представила письменные возражения (л.д.40-42) и пояснила, что в рамках рассмотрения заявления административного истца ДИЗО была проведена проверка с выездом на место, которой установлено, что на образуемом земельном участке расположен разрушенный жилой дом, площадь земельного участка указанная в схеме расположения земельного участка не соответствует площади указанной в ЕГРН.

Заинтересованное лицо кадастровый инженер Болычева М.В. в судебное заседание не явилась, надлежаще извещена о дате, времени месте рассмотрения дела.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

На основании части 11 указанной статьи, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 статьи 226, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Как видно из материалов дела административному истцу на основании решения Железнодорожного районного суда г. Воронежа от 18.05.2010 года по делу №2-835/2010, принадлежит жилой дом с кадастровым номером № ....., общей площадью 54.4 кв.м., инвентарный номер 1806, расположенный <адрес> (л.д. 75-76).

Данный объект недвижимости признан государственным органом регистрации в качестве объекта капитального строительства, что подтверждает соответствующая выписка из ЕГРН (л.д.54-55) и технический паспорт (л.д. 11-19).

Вышеуказанное домовладение согласно сведений Единого государственного реестра прав на недвижимость находится на земельном участке с кадастровым № ....., общей площадью 335 кв.м., со следующими характеристиками: категория земель и разрешенное использование земельного участка: земли населенных пунктов; для индивидуального жилищного строительства, границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, земельный участок числится как ранее учтенный с 16.12.2005 года (л.д.72-73). Право собственности на земельный участок не зарегистрировано в ЕГРН.

Административным истцом составлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (л.д. 22-23).

Чурсина К.Г. обратилась в Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области с заявлением об утверждении схемы расположения вышеуказанного земельного участка на кадастровом плане территории.

Решением заместителя руководителя департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области Баскаковой Г.В. в форме письма от 07.04.2020 года №52-17-480з было отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории на основании пп. 1 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ (далее также - ЗК РФ) со ссылкой на то, что на представленной схеме расположения земельного участка не отображен кадастровый номер ранее учтенного земельного участка № ..... Чурсиной К.Г. не представлены первоотводные документы земельного участка площадью 339 кв.м.; а также, что по факту проведенной ДИЗО выездной проверки установлено, что на формируемом земельном участке находится разрушенный дом, на представленной заявителем схеме указано жилое строение «Ж»

Указанные обстоятельства не оспаривались административным ответчиком.

Ответчик указывает на разрушение жилого дома (акт проверки земельного участка и фотоматериалы л.д.58-51,73), однако факт существования объекта недвижимости в натуре не оспаривается и в силу общего принципа неприкосновенности собственности его собственник не может быть лишен права собственности на остатки имущества и возможности восстановления поврежденного или разрушенного строения.

Административным истцом не представлено каких–либо доказательств невозможности восстановления жилого дома.

Согласно фотоматериала проверки ДИЗО на земельном участке расположен жилой дом без крыши.

На основании ч.1 ст.235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.Противоречия между правами на недвижимость и сведениями о них, содержащимися в реестре, в случае гибели или уничтожения такого объекта могут быть устранены как самим правообладателем, так и судом по иску лица, чьи права и законные интересы нарушаются сохранением записи о праве собственности на это недвижимое имущество при условии отсутствия у последнего иных законных способов защиты своих прав.

Схема расположения испрашиваемого земельного участка выполнена с учетом картографической основы кадастра недвижимости, на схеме отражен объект недвижимости - жилой дом, находящийся па земельном участке, условное обозначение «Ж», что соответствует данным ЕГРН.

Согласно пункту 9 Требований к подготовке схемы расположения земельного участка и земельных участков на кадастровом плане территории, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 г. N 762 (далее - Требования к подготовке схемы), полученная при проведении кадастровых работ площадь образуемого земельного участка может превышать проектную площадь не более чем на десять процентов.

Таким образом, при формировании схемы расположения земельного участка были уточнены границы земельного участка по фактическому пользованию и площадь земельного участка изменилась с 335 кв.м. до 339 кв.м., что находится в пределах десяти процентов проектной площади.

На представленной схеме кадастровый номер ранее учтенного земельного участка № ..... не отображен. Однако, законодательством не предусмотрено указание предыдущего кадастрового номера земельного участка при формировании нового земельного участка.

Технические ошибки не могут являться основанием для отказа в перераспределении земельного участка и утверждении представленной схемы расположения земельного участка и могут быть устранены заявителем в период рассмотрения соответствующего заявления.

Ссылка административного ответчика об отсутствии первоотводных документов и законности образования испрашиваемого земельного участка является незаконной по следующим основаниям.

Общий порядок утверждения схемы расположения земельного участка на федеральном уровне не закреплен. Утвержден только Порядок подачи заявления об утверждении схемы в отношении участков, которые образуются для продажи или предоставления в аренду с аукциона, если такое заявление подается в электронном виде (Порядок, утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 14.01.2015 N 7). В остальных случаях органы госвласти и местного самоуправления делают это в порядке, который утверждается на соответствующем уровне.

Пунктом 2.6.1. административного регламента департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области по предоставлению государственной услуги «Утверждение схемы расположения земельных участков (земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области, а также земельных участков, расположенных на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена) на кадастровом плане территории» (Утвержден приказом департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 24.01.2017 № 106) установлен исчерпывающий перечень документов необходимых для получения государственной услуги: копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей); схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории (в случаях, предусмотренных статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации); копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на исходный земельный участок, если права на него не зарегистрированы в ЕГРН.

В силу п. 12 ст. 11.10 ЗК РФ форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти

В соответствии с Приказом Минэкономразвития от 27 ноября 2014 г. N 762 "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе" схемой расположения земельного участка определяются проектируемые местоположение границ и площадь земельного участка или земельных участков, которые предполагается образовать и (или) изменить (п. 3).

Схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения:

утвержденных документов территориального планирования;

правил землепользования и застройки;

проектов планировки территории;

землеустроительной документации;

положения об особо охраняемой природной территории;

о зонах с особыми условиями использования территории;

о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях;

о местоположении границ земельных участков,

о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (п. 4).

Таким образом, суд полагает возможным удовлетворить требования истца о признании незаконным решения ДИЗО в утверждении представленной схемы расположения земельного участка.

Поскольку административным ответчиком не были проверены и изучены все иные возможные основания отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории суд считает необходимым определить надлежащий способ устранения нарушения прав и законных интересов административного истца, исходя из оценки спорных правоотношений и совокупности установленных обстоятельств по делу, связанных с неполнотой, необоснованностью и немотивированностью вынесенного отказа при рассмотрении заявления истца ответчиком, что должно быть устранено путем повторного рассмотрения ДИЗО заявления гражданина о перераспределении земель утверждении схемы расположения земельного участка с соблюдением требований законодательства. Принятие же решения об удовлетворении иска в полном объеме с учетом положений ЗК РФ не соответствует закону и является преждевременным.

В соответствии со ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Суд также принимает во внимание то, что иных доказательств суду не предоставлено, и в соответствии с требованиями ст.176 КАС РФ основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании и по заявленным административным истцом требованиям, ст.178 КАС РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.62, 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным решение Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 07.04.2020 года №52-17-4801з об отказе Чурсиной К.Г. в утверждении представленной схемы расположения земельного участка.

Обязать Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области повторно в течение одного месяца с момента вступления настоящего решения в законную силу рассмотреть заявление Чурсиной К.Г. об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории расположенного <адрес>

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию Воронежского областного суда в месячный срок со дня изготовления решения в окончательной форме через районный суд.

Председательствующий Золотых Е.Н.

Решение в окончательной форме составлено 14 сентября 2020 года.

36RS0001-01-2020-00619-76

Дело №2а-1336/2020