№ 2а-1337/16
Решение
Именем Российской Федерации
15 июля 2016 г. с. Ермекеево
Бижбулякский межрайонный суд Постоянное судебное присутствие в селе Ермекеево Ермекеевского района Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи ФИО5
с участием прокурора <адрес> Республики Башкортостан ФИО1,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Кызыл-Ярский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан о признании противоречащим Федеральному закону и о приведении с требованиями действующего законодательства Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по предоставлению права размещения нестационарного торгового объекта на территории сельского поселения Кызыл-Ярский сельсовет муниципального района <адрес>, утвержденного постановлением главы сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> РБ обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением.
В суде пом. прокурора иск поддержала и пояснила, что прокуратурой <адрес> РБ проведена проверка исполнения законодательства в сфере торговли с использованием нестационарных торговых объектов и ярмарочной деятельности.
При проверке действующих нормативных правовых актов, принятых администрацией сельского поселения Кызыл-Ярский сельсовет муниципального района <адрес> РБ в данной сфере установлено, что Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги по предоставлению права размещения нестационарного торгового объекта на территории сельского поселения Кызыл-Ярский сельсовет муниципального района <адрес> РБ, утвержденный постановлением главы сельского поселения Кызыл-Ярский сельсовет № от ДД.ММ.ГГГГ, противоречит федеральному законодательству и подлежит приведению в соответствие с требованиями федерального законодательства.
В соответствии с ч.2 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) (далее – ФЗ) структура административного регламента должна содержать разделы, устанавливающие:
1) общие положения;
2) стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги;
3) состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме, а также особенности выполнения административных процедур в многофункциональных центрах;
4) формы контроля за исполнением административного регламента;
5) досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, а также должностных лиц, государственных или муниципальных служащих.
Согласно ст. 14 ФЗ стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги предусматривает:
1) наименование государственной или муниципальной услуги;
2) наименование органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу;
3) результат предоставления государственной или муниципальной услуги;
4) срок предоставления государственной или муниципальной услуги;
5) правовые основания для предоставления государственной или муниципальной услуги;
6) исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги с разделением на документы и информацию, которые заявитель должен представить самостоятельно, и документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, так как они подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия;
7) исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги;
8) исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной или муниципальной услуги;
9) размер платы, взимаемой с заявителя при предоставлении государственной или муниципальной услуги, и способы ее взимания в случаях, предусмотренных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами;
10) максимальный срок ожидания в очереди при подаче запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и при получении результата предоставления государственной или муниципальной услуги;
11) срок регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной или муниципальной услуги;
12) требования к помещениям, в которых предоставляются государственные и муниципальные услуги, к залу ожидания, местам для заполнения запросов о предоставлении государственной или муниципальной услуги, информационным стендам с образцами их заполнения и перечнем документов, необходимых для предоставления каждой государственной или муниципальной услуги;
13) показатели доступности и качества государственных и муниципальных услуг;
14) иные требования, в том числе учитывающие особенности предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах и особенности предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
В соответствии с ч.2, 6 ст. 11.2 ФЗ жалоба может быть направлена по почте, через многофункциональный центр, с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", официального сайта органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, единого портала государственных и муниципальных услуг либо регионального портала государственных и муниципальных услуг, а также может быть принята при личном приеме заявителя.
Жалоба, поступившая в орган, предоставляющий государственную услугу, либо в орган, предоставляющий муниципальную услугу, подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений - в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации. Правительство Российской Федерации вправе установить случаи, при которых срок рассмотрения жалобы может быть сокращен.
Во исполнение указанного Федерального закона Правительством Республики Башкортостан издано Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ «О разработке и утверждении республиканскими органами исполнительной власти административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг», которым утвержден Порядок разработки и утверждения республиканскими органами исполнительной власти административных регламентов предоставления государственных услуг (приложение №) (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) (далее – Порядок разработки регламента).
В соответствии с п.п. 2.3., 2.4. Порядка разработки регламента, в административный регламент включаются следующие разделы:
а) общие положения;
б) стандарт предоставления государственной услуги;
в) состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур и административных действий, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур и административных действий в электронной форме;
г) формы контроля за исполнением административного регламента;
д) досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) исполнительного органа, предоставляющего государственную услугу, а также его должностных лиц.
Раздел, касающийся общих положений, состоит из следующих подразделов:
а) предмет регулирования регламента;
б) круг заявителей;
в) требования к порядку информирования о предоставлении государственной услуги, в том числе:
информация о месте нахождения и графике работы исполнительных органов, предоставляющих государственную услугу, их структурных подразделений и территориальных органов, организаций, участвующих в предоставлении государственной услуги, способы получения информации о месте нахождения и графиках работы государственных и муниципальных органов и организаций, обращение в которые необходимо для получения государственной услуги, а также многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг;
справочные телефоны структурных подразделений исполнительных органов, предоставляющих государственную услугу, организаций, участвующих в предоставлении государственной услуги, в том числе номер телефона-автоинформатора (при наличии);
адреса официальных сайтов исполнительных органов, организаций, участвующих в предоставлении государственной услуги, в сети Интернет, содержащих информацию о предоставлении государственной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, адреса их электронной почты;
порядок получения информации заявителями по вопросам предоставления государственной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, сведений о ходе предоставления указанных услуг, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)";
порядок, форма и место размещения указанной в настоящем подпункте информации, в том числе на стендах в местах предоставления государственной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, а также на официальных сайтах исполнительного органа, предоставляющего государственную услугу, организаций, участвующих в предоставлении государственной услуги, в сети Интернет, а также в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".
1) В нарушение требований ст. 12, 14 ФЗ и п.п. 2.3., 2.4. Порядка разработки регламента – структура административного регламента полностью не соответствует требованиям закона.
В рассматриваемом регламенте не совпадают даже названия разделов.
2) В нарушение п.3 ч.2 ст.12 ФЗ – не предусмотрен раздел устанавливающий в том числе особенностей выполнения административных процедур в многофункциональных центрах.
3) В нарушение п.6 ст. 14 ФЗ – в разделе «Стандарт предоставления государственной услуги» нет подразделов, которые устанавливают исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги с разделением на документы и информацию, которые заявитель должен представить самостоятельно, и документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, так как они подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
При этом необходимо отметить, что в соответствии с ч.ч. 1, 6 ст.7 ФЗ исчерпывающий перечень документов определен законом и расширительному толкованию не подлежит.
4) В нарушение ч. 2 ст. 11.2 ФЗ в разделе регламентирующий порядок обжалования решений и действий (бездействия) исполнительного органа не указано на возможность подать жалобу через многофункциональный центр, с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", официального сайта органа, предоставляющего муниципальную услугу, в электронном виде.
5) По вопросам оказания государственных и муниципальных услуг в рассматриваемой сфере нормативно правовыми актами правового регулирования являются:
- Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;
- Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»;
- Закон Республики Башкортостан №-з от ДД.ММ.ГГГГ «О регулировании торговой деятельности в <адрес>»;
- постановление Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ№ «О Порядке разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Республики Башкортостан»;
- постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг»;
- постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№»;
- постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, государственных служащих государственных внебюджетных фондов Российской Федерации»;
- Конституция Республики Башкортостан;
- постановление Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ№ «О разработке и утверждении республиканскими органами исполнительной власти административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных и муниципальных услуг;
- постановление Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ№ «О Правилах подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) республиканских органов исполнительной власти и их должностных лиц государственных гражданских служащих Республики Башкортостан»;
- распоряжение правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ№-р «О внесении изменений в административные регламенты предоставления государственных услуг в части установления показателя снижения максимального срока ожидания в очереди при сдаче запроса и получении документов до 15 минут».
Однако, в нарушение п.5 ст.14 ФЗ, подпункта «д» пункта 2.4 Порядка разработки регламента, перечень нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальной услуги и источники официального опубликования приведенных нормативных правовых актов, в регламенте не указаны.
Таким образом, в связи с имеющимися противоречиями Федеральному закону и имеющимися пробелами данный Административный регламент подлежит приведению в соответствие с требованиями федерального законодательства.
В соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Поскольку внесенный прокурором протест от ДД.ММ.ГГГГ администрацией сельского поселения Кызыл-Ярский сельсовет не рассмотрен по существу, прокурор предъявляет иск в защиту интересов неопределенного круга лиц по приведению в соответствие нормативного правового акта - Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по предоставлению права размещения нестационарного торгового объекта на территории сельского поселения Кызыл-Ярский сельсовет муниципального района <адрес> РБ.
В связи с изложенным, помощник прокурора <адрес> РБ просит суд:
Признать Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги по предоставлению права размещения нестационарного торгового объекта на территории сельского поселения Кызыл-Ярский сельсовет, утвержденный постановлением главы сельского поселения Кызыл-Ярский сельсовет муниципального района <адрес> РБ № от ДД.ММ.ГГГГ, не соответствующим федеральному законодательству и обязать администрацию сельского поселения Кызыл-Ярский сельсовет привести Административный регламент в соответствие с требованиями действующего законодательства.
Представитель ответчика Администрации СП Кызыл-Ярский сельсовет МР <адрес> РБ ФИО3 исковые требования признал, пояснив при этом, что указанные нарушения будут устранены, просил установить срок для устранения выявленных нарушений до 1 месяца.
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу, что исковое заявление подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст.39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск.
Согласно ст.173 ГПК РФ при признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных заявителем требований.
Суд, разъяснив сторонам последствия признания иска, принимает признание иска ответчиком, так как это не противоречит закону, не нарушает права и интересы других лиц.
На основании изложенного и руководствуясь ст.193, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора <адрес> Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Кызыл-Ярский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан о признании противоречащим Федеральному закону и о приведении с требованиями действующего законодательства Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по предоставлению права размещения нестационарного торгового объекта на территории сельского поселения Кызыл-Ярский сельсовет муниципального района <адрес>, утвержденного постановлением главы сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворить.
Признать Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги по предоставлению права размещения нестационарного торгового объекта на территории сельского поселения Кызыл-Ярский сельсовет, утвержденный постановлением главы сельского поселения Кызыл-Ярский сельсовет муниципального района <адрес> РБ № от ДД.ММ.ГГГГ, не соответствующим федеральному законодательству и обязать администрацию сельского поселения Кызыл-Ярский сельсовет привести Административный регламент в соответствие с требованиями действующего законодательства.
Установить срок для устранения выявленных нарушений закона один месяц со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан через Бижбулякский межрайонный суд Постоянное Судебное присутствие в селе Ермекеево Ермекеевского района Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения.
Судья: подпись
Копия верна:
Судья Бижбулякского межрайонного
суда Республики Башкортостан: ФИО5