Дело 2а-1337/2019 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации с. Мишкино 13 ноября 2019 года Бирский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Яндубаевой А.Ю., с участием заместителя прокурора Мишкинского района Республики Башкортостан ФИО1, при секретаре судебного заседания Аймурзине Ю.В., административного истца ФИО2, представителя административного истца ФИО3, доверенность №-н/03-2019-2-500 от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 ФИО9 к Администрации Сельского поселения Мишкинский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан о признании недействующим с момента принятия Постановления Администрации Сельского поселения Мишкинский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан «О резервировании участков для муниципальных нужд» от ДД.ММ.ГГГГ№, установил: ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации Сельского поселения Мишкинский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан о признании недействующим с момента принятия Постановления Администрации Сельского поселения Мишкинский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан «О резервировании участков для муниципальных нужд» от ДД.ММ.ГГГГ№. В обоснование административного искового заявления ФИО2 указал, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 ФИО10 в рамках совещания в формате «Инвестиционный час», которое было организовано Администрацией муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, обратился в Администрацию муниципального района <адрес> Республики Башкортостан с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 855 кв.м в границах кадастрового квартала №. ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Администрация муниципального района <адрес> Республики Башкортостан «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и характеристик участка, образованного в границах кадастрового квартала №» от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждает схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории и характеристик участка, образованного в границах кадастрового квартала № и характеристики земельного участка по адресу: <адрес>-а; площадь – 855 кв.м; категория земель – земли населенных пунктов; вид разрешенного использования – Для размещения и обслуживания торгово-сервисного комплекса.» ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 был проинформирован о будущей отмене Постановления Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и характеристик участка, образованного в границах кадастрового квартала 02:39:081115» от ДД.ММ.ГГГГ№ в связи с его несоответствием с Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» от ДД.ММ.ГГГГ, на основании протеста <адрес> Республики Башкортостан и порекомендовали вновь обратиться с заявлением о выделении земельного участка в котором указать, что цель использования земельного участка: «под строительство магазина». ДД.ММ.ГГГГ, за вх. №-Г-14921 для выяснения обстоятельств отмены Постановления Администрация муниципального района <адрес> Республики Башкортостан «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и характеристик участка, образованного в границах кадастрового квартала №» от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО2 ФИО11 обратился с электронным обращением к Главе Республики ФИО4 ФИО6. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, имея информацию о будущей отмене Постановления от ДД.ММ.ГГГГ№ вновь обратился в Администрацию муниципального района <адрес> Республики Башкортостан с Заявлением исх. №б/н от ДД.ММ.ГГГГ (отметка о получении вх. №-з от ДД.ММ.ГГГГ), в котором просил выделить земельный участок площадью 855 кв.м под строительство магазина по адресу: <адрес>, перед зданием Госаптеки. ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Администрация муниципального района <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ№ Постановление Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и характеристик участка, образованного в границах кадастрового квартала №» от ДД.ММ.ГГГГ№ – отменено. Письменного уведомления от Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан о вынесении Постановления Администрация муниципального района <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО2 ФИО12 не получал. ДД.ММ.ГГГГ за исх. №-Г-14921-2 Администрация Главы Республики Башкортостан направила ФИО2 ответ на его обращение, которым письменно подтвердила обстоятельства вынесения Постановления Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ№. ДД.ММ.ГГГГ Администрация муниципального района <адрес> Республики Башкортостан за исх. №-исх от ДД.ММ.ГГГГ направила ФИО2 ответ на его заявление вх. №-з от ДД.ММ.ГГГГ о выделении земельного участка, в котором сообщила об отказе в предоставлении земельного участка, в качестве основания для отказа в предоставлении земельного участка указала пп. 3 п. 1 ст. 39.15 и пп. 2 п. 2 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, т.е. в связи с отсутствием схемы расположения земельного участка в приложении к заявлению вх. №-з от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 вновь обратился в Администрацию муниципального района <адрес> Республики Башкортостан с Заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка исх. №б/н от ДД.ММ.ГГГГ (отметка о получении вх. №-з от ДД.ММ.ГГГГ), в котором просил на основании пп.2 п.4 ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации утвердить прилагаемую схему расположения земельного участка площадью 855 кв.м на кадастровом плане территории с видом разрешенного использования земельного участка «Магазины» (код 4.4. в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденных Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» от ДД.ММ.ГГГГ N 540 (с изменениями на ДД.ММ.ГГГГ). Указал цель использования земельного участка: для строительства магазина. Указал, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки сельского поселения Мишкинский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, утвержденными Решением Совета сельского поселения Мишкинский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан «Об утверждении Правил землепользования и застройки сельского поселения Мишкинский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан» от ДД.ММ.ГГГГ№ (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ№) схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории предусматривает формирование земельного участка в территориальной зоне ОД-1, в которой виды разрешенного использования «Магазины: предприятия, магазины оптовой и мелкооптовой торговли (продовольственные и непродовольственные)» и «Магазины товаров первой необходимости, универсамы» являются разрешенными. К заявлению приложил схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории на бумажном носителе на 1 л в 1 экз., копию паспорта гр. РФ на 1 л в 1 экз., копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе на 1 л в 1 экз. Приложенная схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории предусматривала образование земельного участка из земель населенных пунктов площадью 855 кв.м, имеющих координаты <данные изъяты>, расположенных в границах кадастрового квартала №, в административных границах села <адрес> Республики Башкортостан. ДД.ММ.ГГГГ Администрация муниципального района <адрес> Республики Башкортостан направила ФИО2 ответ исх. №-исх от ДД.ММ.ГГГГ (на заявление вх. №-з от ДД.ММ.ГГГГ) в котором сообщила, что отказывает в согласовании схемы расположения земельного участка ввиду того, что Постановлением Администрации Сельского поселения Мишкинский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан «О резервировании участков для муниципальных нужд» от ДД.ММ.ГГГГ№ данный предполагаемый земельный участок в составе земельных участков зарезервирован для муниципальных нужд под объекты транспортной инфраструктуры. ФИО2 указал, что Постановление Администрации Сельского поселения Мишкинский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан «О резервировании участков для муниципальных нужд» от ДД.ММ.ГГГГ№ не соответствует нормативно-правовому акту, который имеет большую юридическую силу, а именно положениям ст. 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации, Постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд». Просит суд ФИО2 признать недействующим с момента принятия Постановления Администрации Сельского поселения Мишкинский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан «О резервировании участков для муниципальных нужд» от ДД.ММ.ГГГГ№ В судебном заседании административный истец ФИО2 требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить. Представитель административного истца ФИО2 – ФИО3 требования административного истца ФИО2 поддержал в полном объеме, просил удовлетворить. Представитель административного ответчика Администрации сельского поселения Мишкинский сельсовет МР Мишкинский район Республики Башкортостан – глава сельского поселения Мишкинский сельсовет ФИО5 в предыдущих судебных заседаниях возражал против удовлетворения требований, считает оспариваемое постановление законным и не нарушающим права и законные интересы административного истца, поддержал доводы заинтересованного лица, пояснил суду, что основанием для принятия оспариваемого постановления является имеющийся генеральный план сельского поселения и схема территориального планирования Мишкинский сельсовет МР <адрес> РБ, пояснил, что проект планировки и проект межевания территории для территории зарезервированной для муниципальных нужд не разрабатывался и не утверждался, в печатном издании оспариваемое постановление не публиковалось, просил суд отказать в удовлетворении заявленных требований. Представитель заинтересованного лица Администрации муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан ФИО6, на предыдущих судебном заседании возражал против удовлетворения требований, считает оспариваемое постановление законным и не нарушающим права и законные интересы административного истца, просил суд отказать в удовлетворении заявленных требований, представил в материалы дела письменное возражение на административное исковое заявление, в котором указал, что доводы содержащиеся в административном исковом заявлении необоснованны, права административного истца не были нарушены, поскольку для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка по заявлению ФИО2 имелись иные основания, а именно противоречие схемы расположения земельного участка, нормативам градостроительного проектирования, для цели использования участка строительство магазина, в указанном месте строительство любого здания с любыми характеристиками не представляется возможным, т.к. нарушается архитектурно-строительный облик широкой <адрес> и приведет к массовым недовольствам жителей, схема расположения земельного участка не соответствует требованиям к ее подготовке, п. 2 ст. 11.10 ЗК РФ, пп.1, пп.4 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, п.3.3.8 нормативов градостроительного проектирования, схема расположения земельного участка подготовлена с нарушением требований п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ, не учтен пп.3, п. 16, ст. 11.10 ЗК РФ. Дополнительно указал, что в настоящее время в производстве Арбитражного суда Республики Башкортостан находится дело Не А07-26506/2019 по заявлению ИП ФИО2 о признании недействительными постановления <адрес> и возложении обязанностей на <адрес>. Указал, что отношения сторон по утверждению схемы расположения земельного участка, зарезервированного для муниципальных нужд не урегулированы Земельным законодательством и соглашением сторон, <адрес> заявлено ходатайство о применении к таким отношениям сходных отношений, предусмотренных Земельным кодексом РФ, а именно статьей 39.16. Просил обратить внимание суда на то, что опубликованным и обнародованным постановлением Администрации СП Мишкинский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ№, внесены изменения и дополнения в постановление «О резервировании земельных участков для муниципальных нужд», согласно которому Администрация СП Мишкинский сельсовет, воспользовавшись своим правом приведения нормативно-правовых актов в соответствие с действующим законодательством, внесла изменения. Считает, что постановление о резервировании земельных участков для муниципальных нужд не может быть признано недействующим, поскольку отсутствует нарушение материальных норм. Указывал, что основанием для принятия решения о резервировании земельных участков является имеющийся генеральный план сельского поселения Мишкинский сельсовет МР <адрес> РБ, схема территориального планирования, а также утвержденные решением Совета МР <адрес> РБ, нормативы градостроительного проектирования, считает, что административным истцом необоснованно приводятся доводы об отсутствии оснований для резервирования земель, ввиду не утверждения документации по планировки территории на дату вынесения оспариваемого постановления. Считает, что указанный генеральный план и схема территориального планирования всего <адрес> разработаны с целью определения размещения и параметров объектов капитального строительства местного значения исходя из основанных перспективных вариантов развития территории. Задачей документации по планировки территории является определение ее назначения и создание оптимальных условий для реализации генерального плана. При принятии решения о резервировании земель, Администрация СП Мишкинский сельсовет руководствовалась разделом «Транспортная инфраструктура» генерального плана (стр. 21), которым предусмотрено размещение гостевых автостоянок (стр. 23). Более того, Администрацией СП Мишкинский сельсовет было принято во внимание, отсутствие противоречия цели использования земельных участков нормативам градостроительного проектирования, которыми разрешено размещение/расположение объектов транспортной инфраструктуры в составе всех территориальных зон (п. 7.1.1 нормативов градостроительного проектирования). Просил обратить внимание суда на то, что пунктом 8.1.9 нормативов градостроительного проектирования, предусмотрено размещение автостоянок на специально оборудованной открытой площадке на уровне земли, в то время как размещение на предполагаемом земельном участке ФИО2 магазина бытовой техники полностью противоречит указанным нормативам градостроительного проектирования. Считает всецело доказанным факт наличия законных оснований у Администрации СП Мишкинский сельсовет для принятия решения о резервировании земельных участков для муниципальных нужд. В постановлении о резервировании земель для муниципальных нужд были указаны цели и сроки резервирования земель, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель, а также с целью ознакомления заинтересованных лиц с указанной схемой резервирования земель, указанное постановление было опубликовано на официальном сайте Администрации СП, а также обнародовано на информационном стенде Администрации СП Мишкинский сельсовет. Считает, что поскольку согласно приложенной схеме резервируемых земель, отчетливо видно, что часть земельных участков, с кадастровыми номерами: 02:39:081115:1233 и 02:39:081115:239 расположены в границах резервируемых земель, то таким образом, перечень кадастровых номеров земельных участков установлен. Считает, что доводы Административного истца о том, что постановление о резервировании земель для муниципальных нужд опубликовано ненадлежащим образом, поскольку якобы федеральным законодателем не предусмотрено использование сетевых средств массовой информации являются противоречащими действующему законодательству, основаны на не верном понимании положений следующих законов: пп. 2 п. 2 ст. 47 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», предусмотрено право органа местного самоуправления для официального опубликования (обнародования) использовать сетевые издания. Заслушав лиц, участвующих в деле, заключение заместителя прокурора <адрес> Республики Башкортостан полагавшей административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, и указавшей на то обстоятельство, что оспариваемый нормативный акт нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему. ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Администрации Сельского поселения Мишкинский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан «О резервировании участков для муниципальных нужд» от ДД.ММ.ГГГГ№ зарезервированы земельные участки для муниципальных нужд для размещения объектов транспортной инфраструктуры. Графически зарезервированные участки указаны в приложении № к Постановлению от ДД.ММ.ГГГГ№. Оспариваемый акт является обязательным для неопределенного круга лиц, издан в целях установления правового режима конкретного объекта публичного права - земельных участков, в отношении которых принято решение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд. Данное обстоятельство, с учетом п. 2, п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» от ДД.ММ.ГГГГ№ позволяет суду прийти к выводу о том, что Постановление Администрации Сельского поселения Мишкинский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан «О резервировании участков для муниципальных нужд» от ДД.ММ.ГГГГ№ является нормативным актом Администрации Сельского поселения Мишкинский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан. К компетенции суда общей юрисдикции отнесены дела об оспаривании полностью или в части нормативных правовых актов ниже уровня федерального закона по основаниям их противоречия нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. Как установлено судом, и не оспаривается сторонами по делу административный истец ФИО2 неоднократно (ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ) обращался в Администрацию муниципального района <адрес> Республики Башкортостан с заявлениями об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в границах кадастрового квартала №. ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и характеристик участка, образованного в границах кадастрового квартала №» от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образованного в границах кадастрового квартала 02:39:081115 и характеристики земельного участка: «адрес: <адрес>-а; площадь – 855 кв.м; категория земель – земли населенных пунктов; вид разрешенного использования – Для размещения и обслуживания торгово-сервисного комплекса.» ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Администрация муниципального района <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ№ Постановление Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и характеристик участка, образованного в границах кадастрового квартала 02:39:081115» от ДД.ММ.ГГГГ№ – отменено, в связи с его несоответствием с Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» от ДД.ММ.ГГГГ, на основании протеста <адрес> Республики Башкортостан. Как установлено судом, и не оспаривается сторонами по делу административный истец ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ вновь обратился в Администрацию муниципального района <адрес> Республики Башкортостан с Заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка исх. №б/н от ДД.ММ.ГГГГ (отметка о получении вх. №-з от ДД.ММ.ГГГГ), в котором просил на основании пп.2 п.4 ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации утвердить прилагаемую схему расположения земельного участка площадью 855 кв.м на кадастровом плане территории с видом разрешенного использования земельного участка «Магазины» (код 4.4. в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденных Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» от ДД.ММ.ГГГГ N 540 (с изменениями на ДД.ММ.ГГГГ). Указал цель использования земельного участка: для строительства магазина. Указал, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки сельского поселения Мишкинский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, утвержденными Решением Совета сельского поселения Мишкинский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан «Об утверждении Правил землепользования и застройки сельского поселения Мишкинский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан» от ДД.ММ.ГГГГ№ (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ№) схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории предусматривает формирование земельного участка в территориальной зоне ОД-1, в которой виды разрешенного использования «Магазины: предприятия, магазины оптовой и мелкооптовой торговли (продовольственные и непродовольственные)» и «Магазины товаров первой необходимости, универсамы» являются разрешенными. К заявлению приложил схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории на бумажном носителе на 1 л в 1 экз., копию паспорта гр. РФ на 1 л в 1 экз., копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе на 1 л в 1 экз. Приложенная схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории предусматривала образование земельного участка из земель населенных пунктов площадью 855 кв.м, имеющих координаты <данные изъяты>), расположенных в границах кадастрового квартала 02:39:081115, в административных границах села <адрес> Республики Башкортостан. ДД.ММ.ГГГГ Администрация муниципального района <адрес> Республики Башкортостан направила ФИО2 ответ исх. №-исх от ДД.ММ.ГГГГ (на заявление вх. №-з от ДД.ММ.ГГГГ) в котором сообщила, что отказывает в согласовании схемы расположения земельного участка ввиду того, что Постановлением Администрации Сельского поселения Мишкинский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан «О резервировании участков для муниципальных нужд» от ДД.ММ.ГГГГ№ данный предполагаемый земельный участок в составе земельных участков зарезервирован для муниципальных нужд под объекты транспортной инфраструктуры. Судом установлено, что схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, приложенная к заявлению административного истца ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ предполагает образование земельного участка, который оспариваемым постановлением полностью зарезервирован для муниципальных нужд под объекты транспортной инфраструктуры. Как следует из отказа Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан ДД.ММ.ГГГГ, единственным основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории является факт резервирования данной территории для муниципальных нужд под объекты транспортной инфраструктуры. Данные обстоятельства позволяют суду сделать вывод о наличии у административного истца ФИО2 законных интересов в формировании земельного участка, зарезервированного оспариваемым постановлением для муниципальных нужд под объекты транспортной инфраструктуры для дальнейшего оформления административным истцом прав пользования земельным участком для строительства магазина. Как следует из заявления административного истца ФИО2, оспариваемое постановление не соответствует нормативно-правовому акту, который имеет большую юридическую силу, а именно положениям ст. 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации, Постановлению Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. №561 «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд». В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Частью 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, в том числе, соответствует ли оспариваемый нормативный правовой акт или его часть нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт. Таким образом, в силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, именно на административного ответчика возложена обязанность по доказыванию законности резервирования земельных участков в соответствии с Постановлением Администрации Сельского поселения Мишкинский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан «О резервировании участков для муниципальных нужд» от 02.07.2019 года №134 для муниципальных нужд под объекты транспортной инфраструктуры. Между тем, Администрация Сельского поселения Мишкинский сельсовет муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан не представила доказательств соответствия оспариваемого постановления положениям ст. 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации, а также Постановлению Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. №561 «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд». В соответствии с п. 4 ст. 70.1 ЗК РФ Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации. Как следует из п. 1 Постановления Правительства РФ от 22 июля 2008 г. №561 «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд» настоящее Положение определяет порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд (далее - резервирование земель). Как следует из п. 3 Постановления Правительства РФ от 22 июля 2008 г. №561 «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд» решение о резервировании земель принимается на основании следующих документов: а) документация по планировке территории; б) документы территориального планирования в случаях создания особо охраняемых природных территорий, размещения объектов обороны и безопасности; в) государственные программы геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр, утвержденные в установленном порядке. Как следует из п.1 и п. 4 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Видами документации по планировке территории являются: 1) проект планировки территории; 2) проект межевания территории. Градостроительным кодексом Российской Федерации установлен состав проекта планировки территории и проект межевания территории, а также порядок подготовки и утверждения документации по планировке территории. В судебном заседании руководитель административного ответчика – глава сельского поселения Мишкинский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан пояснил, что для территории в <адрес>, которой оспариваемым Постановлением зарезервированы земли для муниципальных нужд документация по планировке территории на дату вынесения оспариваемого постановления – не утверждалась, а резервирование осуществлялось на основании документов территориального планирования, генерального плана сельского поселения и схемы территориального планирования. Данное обстоятельство подтверждается представленным в материалы дела Постановлением Администрации Сельского поселения Мишкинский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан «О внесении изменений и дополнений в Постановление Администрации СП Мишкинский сельсовет МР <адрес> РБ от 02.07.2019 года №134 «О резервировании земельных участков для муниципальных нужд» от ДД.ММ.ГГГГ№ (пп.1 п.1). Как следует из оспариваемого постановления целью резервирования земельных участков для муниципальных нужд является создание объектов транспортной инфраструктуры. Постановление Правительства РФ от 22 июля 2008 г. №561 «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд», предусматривает принятие решения о резервировании земель на основании документов территориального планирования, только в случае создания особо охраняемых природных территорий и размещения объектов обороны и безопасности (пп. «б» п. 3). Суд приходит к выводу, что в случае, если целью резервирования земельных участков для муниципальных нужд является создание объектов транспортной инфраструктуры, то резервирование земельных участков в отсутствии разработанной и утвержденной документации по планировке территории (проекта планировки территории, проекта межевания территории) не допускается. Таким образом, административный ответчик принял оспариваемое постановление в отсутствии достаточных для этого оснований. Согласно пп. «а» п.3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 №96, резервированием вышеуказанных земельных участков для муниципальных нужд при отсутствии оснований для принятия такого решения создаются условия для применения необоснованных исключений из общих правил, что, является коррупциогенным фактором. В нарушение пп. «б» и «в» п. 5. Постановления Правительства РФ от 22 июля 2008 г. №561 «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд» оспариваемое постановление не содержит: - реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель; - ограничения прав на зарезервированные земельные участки, устанавливаемые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель. Как установлено судом, резервирование земель осуществляется в соответствии с утвержденной документации по планировке территории (проект планировки территории, проект межевания территории), вместе с этим оспариваемое постановление в нарушение закона не содержит реквизитов данных документов. Оспариваемое постановление также не содержит сведений о том, какие именно ограничения прав на зарезервированные земельные участки, устанавливаемые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, необходимы для достижения целей резервирования земель. В нарушение п. 6. Постановления Правительства РФ от 22 июля 2008 г. №561 «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд» к оспариваемому постановлению о резервировании земель не приложены необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель. Приложение к Постановлению Администрации Сельского поселения Мишкинский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан «О внесении изменений и дополнений в Постановление Администрации СП Мишкинский сельсовет МР <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О резервировании земельных участков для муниципальных нужд» от ДД.ММ.ГГГГ№ содержит перечень из двух кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель (02№). Вместе с этим, при сопоставлении Приложения № к Постановлению Администрации СП Мишкинский сельсовет МР <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О резервировании земельных участков для муниципальных нужд» с данными официального портала «Публичная кадастровая карта» https://pkk5.rosreestr.ru/ в территорию резервирования также попадает полностью земельный участок с кадастровым номером №, а также попадают частично земельные участки с кадастровыми номерами № В соответствии с п. 7 Постановления Правительства РФ от 22 июля 2008 г. №561 «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд» решение о резервировании земель, принятое органами местного самоуправления, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации органов местного самоуправления по месту нахождения резервируемых земельных участков. Решение о резервировании земель вступает в силу не ранее его опубликования. В соответствии со ст. 8 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 06.06.2019) «О средствах массовой информации» редакция средства массовой информации осуществляет свою деятельность после его регистрации. Таким образом, Постановление Администрации Сельского поселения Мишкинский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан «О резервировании земельных участков для муниципальных нужд» №134 от 02.07.2019 года вступает в силу с даты его опубликования в официальном средстве массовой информации органов местного самоуправления по месту нахождения резервируемых земельных участков, зарегистрированном в установленном порядке в соответствии с положениями Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 06.06.2019) "О средствах массовой информации". Пунктом 7 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления отнесено учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов таких актов и доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации. Использование в этих целях сетевых средств массовой информации федеральным законодательством не предусмотрено. Административным ответчиком не представлено доказательств опубликования текста оспариваемого постановления в печатном средстве массовой информации <адрес> в установленном законом порядке. Суд приходит к выводу о том, что Постановление Администрации Сельского поселения Мишкинский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан «О резервировании участков для муниципальных нужд» №134 от 02.07.2019 года по своей форме и содержанию не соответствует положениям пп. «а» п. 3, пп. «б», пп. «в» п.5, п.6, п.7 Постановления Правительства РФ от 22 июля 2008 г. №561 «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд», доказательств обратного административным ответчиком в материалы дела не представлено. Оспариваемый нормативный акт нарушает права и законные интересы административного истца ФИО2 на удовлетворение его Заявления об утверждении схемы расположения земельного участка исх. №б/н от ДД.ММ.ГГГГ (отметка о получении вх. №-з от ДД.ММ.ГГГГ). Судом установлено, что единственным основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является его резервирование для муниципальных нужд под объекты транспортной инфраструктуры на основании оспариваемого Постановления Администрации Сельского поселения Мишкинский сельсовет муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан «О резервировании участков для муниципальных нужд» от 02.07.2019 года №134. Таким образом, Администрация Сельского поселения Мишкинский сельсовет муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан, своим муниципальным нормативно-правовым актом, который не соответствует нормативно-правовому акту, имеющему большую юридическую силу создала препятствия ФИО2 в реализации его законного права на утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с целью последующей постановки земельного участка на государственный кадастровый учет и оформление прав пользования на данный земельный участок, чем нарушила права и законные интересы ФИО2 Доводы представителя заинтересованного лица Администрации муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан о том, что для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка по заявлению ФИО2 имелись иные основания, а именно противоречие схемы расположения земельного участка, нормативам градостроительного проектирования, для цели использования участка строительство магазина, в указанном месте строительство любого здания с любыми характеристиками не представляется возможным, т.к. нарушается архитектурно-строительный облик широкой <адрес> и приведет к массовым недовольствам жителей, схема расположения земельного участка не соответствует требованиям к ее подготовке, п. 2 ст. 11.10 ЗК РФ, пп.1, пп.4 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, п.3.3.8 нормативов градостроительного проектирования, схема расположения земельного участка подготовлена с нарушением требований п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ, не учтен пп.3, п. 16, ст. 11.10 ЗК РФ судом отклоняются, так как опровергаются материалам дела. Заинтересованное лицо Администрация муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан рассматривая заявления ФИО2 в своих ответах указывала конкретные основания для отказа в принятии решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, среди которых указанные заинтересованным лицом при рассмотрении дела основания отсутствуют. Администрация муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан действуя добросовестно, была обязана указать все имеющиеся на дату рассмотрения каждого из поступавших в ее адрес заявлений ФИО2 основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Таким образом, исходя из буквального толкования текста ответа исх. №-исх от ДД.ММ.ГГГГ (на заявление вх. №-з от ДД.ММ.ГГГГ) иных оснований для отказа, помимо указанных в ответе у заинтересованного лица не имелось. Довод заинтересованного лица о том, что Постановление Администрации СП Мишкинский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ№, которым внесены изменения и дополнения в постановление «О резервировании земельных участков для муниципальных нужд» от ДД.ММ.ГГГГ№ приводит оспариваемое постановление в соответствие с действующим законодательством, имеющим большую юридическую силу судом также опровергается, как основанный на неверном толковании норм материального права. Довод заинтересованного лица о том, что основанием для принятия решения о резервировании земельных участков является утвержденные решением Совета МР Мишкинский район РБ нормативы градостроительного проектирования судом отклоняется, в связи с тем, что в соответствии с п. 29.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации нормативы градостроительного проектирования муниципального района устанавливают совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения муниципального района, относящимися к областям, указанным в пункте 1 части 3 статьи 19 настоящего Кодекса, иными объектами местного значения муниципального района населения муниципального района и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения муниципального района. Судом установлено, что нормативы градостроительного проектирования муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан не устанавливают обязательных требований размещения конкретных объектов транспортной инфраструктуры или ограничений в размещении иных объектов применительно к территории зарезервированной для муниципальных нужд оспариваемым постановлением. Довод заинтересованного лица о том, что в соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 47 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», предусмотрено право органа местного самоуправления для официального опубликования (обнародования) использовать сетевые издания, судом отклоняется. В соответствии с п. 2, ст. 47 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании. Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления вправе также использовать сетевое издание. В случае опубликования (размещения) полного текста муниципального правового акта в официальном сетевом издании объемные графические и табличные приложения к нему в печатном издании могут не приводиться. Лицами, участвующими в деле не представлено доказательств того, что сайт администрации сельского поселения Мишкинский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан является сетевым изданием (средством массовой информации) зарегистрированным в установленном действующим законодательством порядке. Также не представлено допустимых доказательств, безусловно подтверждающих фактическую дату и время обнародования оспариваемого постановления. Иные доводы заинтересованного лица основаны на неверном толковании норм права, не подтверждаются материалами дела. Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты. В соответствии со статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений. Признание недействующим с момента принятия нормативного акта будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме. При таких обстоятельствах, Постановление Администрации Сельского поселения Мишкинский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан «О резервировании земельных участков для муниципальных нужд» № от ДД.ММ.ГГГГ подлежит признанию недействующими с момента его принятия. В соответствии со ст.103,111 КАС Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение, суд взыскивает расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС Российской Федерации, суд, решил: административное исковое заявление ФИО2 ФИО13 удовлетворить. Признать недействующим Постановление Администрации Сельского поселения Мишкинский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан «О резервировании земельных участков для муниципальных нужд» № от ДД.ММ.ГГГГ, со дня его принятия. Взыскать с Администрации Сельского поселения Мишкинский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан в пользу ФИО2 ФИО14 расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей. Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Бирский межрайонный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Мотивированное решение составлено 18 ноября 2019 года. Судья: А.Ю. Яндубаева Подлинник решения находится в деле № 2а-1337/2019 Бирского межрайонного суда РБ |